


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ДОЛЖНИКА
Принципы института банкротства
Крайней мерой, последним законным способом урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов является подача заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника. В процессе развития общества эти взаимоотношения эволюционировали от применения механизмов личной расправы, долговой кабалы, ликвидации предприятия должника к формированию института банкротства, в основе которого в настоящее время находится представление о том, что с точки зрения общества в целом необходимо попытаться сохранить бизнес, а не удовлетворить претензии кредиторов путем распродажи имущества должника. Поэтому среди основных принципов современного института банкротства выступают (см. схему 1):
Основные принципы современного института банкротства | |||||||
▼ | ▼ | ▼ | |||||
Сбалансированность защиты интересов кредиторов, должника, работников и иных заинтересованных лиц |
Ориентация на предоставление предприятию должника возможности дальнейшего осуществления деятельности в целях сохранения рабочих мест и защиты инвестиций |
Защита и обеспечение повышения стоимости активов должника |
Эти принципы реализуются посредством досудебного оздоровления и санации должника. Однако данные процедуры осуществляются не в произвольном порядке, а в соответствии с законодательством, что требует соблюдения определенных правил, сроков, составления соответствующих документов, в числе которых - планы досудебного оздоровления и санации. На практике перед судом и заинтересованными лицами часто встает вопрос об обоснованности таких планов, возможности восстановления платежеспособности должника, осуществления расчетов с кредиторами, то есть в конечном итоге о том, следует ли согласиться с предложенным планом досудебного оздоровления либо санации или отвергнуть его и начинать ликвидацию.
В статье рассмотрены особенности законодательства, создающего правовые условия для обеспечения стабильной и эффективной экономической деятельности должника, восстановления его платежеспособности, а также подходы к оценке обоснованности планов досудебного оздоровления и санации.
Особенности досудебного оздоровления
В соответствии с абзацем 10 ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) под досудебным оздоровлением понимаются меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также восстановлению их платежеспособности.
Статьями 20 и 39 Закона установлено, что:
• если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, государственными органами, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается экономическим судом;
• по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, суд вправе установить защитный период сроком до 3 лет в целях завершения досудебного оздоровления.
Защитный период - процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника (абзац 25 ст.1 Закона).
Статьей 17 Закона определено, что для проведения досудебного оздоровления руководители организаций, учредители (участники) юридического лица, государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. Перечисленный в указанной статье перечень мер, который является открытым, включает в себя, в частности:
• изменение структуры и состава органов управления;
• взыскание дебиторской задолженности;
• привлечение инвестиций;
• содействие достижению соглашений с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности;
• реорганизацию юридических лиц.
Кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником также могут принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника.
Однако, если должником будет представлен кредиторам и суду просто некий набор мер концептуального характера, вряд ли это убедит их в серьезности намерений восстановить деятельность и экономической обоснованности этих мер. Очевидно, что должен быть составлен документ, который позволит рассмотреть ситуацию критически и беспристрастно, во всей полноте и будет предусматривать способы действий, позволяющих восстановить платежеспособность, - а именно план досудебного оздоровления.
Но проведение досудебного оздоровления не препятствует подаче заявления о банкротстве должника одним или несколькими кредиторами. В таком случае перед судом встает вопрос о целесообразности предоставления должнику возможности завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.
Эта возможность обеспечивает должникам защиту от кредиторов при сохранении прав собственников и менеджмента на управление бизнесом (в отличие от санации), поэтому необходимо исключить злоупотребления при ее использовании. Как указано в п.3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)», при решении вопроса о введении защитного периода судам необходимо исследовать документы, подтверждающие осуществление мер по улучшению финансового состояния должника. В случае если решение уполномоченного органа о проведении досудебного оздоровления носит формальный характер или определенные планом досудебного оздоровления меры оказались неэффективными, суд вправе отказать в установлении более длительного защитного периода.
В целях обеспечения стабильной, эффективной хозяйственной (экономической) деятельности и восстановления платежеспособности должника в конкурсном производстве применяется процедура санации (абзац 42 ст.1, ст.125 Закона), при осуществлении которой могут приниматься следующие меры (часть первая ст.126 Закона) (см. схему 2):
Меры, принимаемые при процедуре санации | ||
► | Ликвидация дебиторской задолженности | |
► | Исполнение обязательств должника участниками должника или иными третьими лицами | |
► | Предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством | |
► | Перепрофилирование производства | |
► | Закрытие нерентабельных производств | |
► | Продажа части имущества должника | |
► | Уступка требования должника | |
► | Предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов | |
► | Продажа предприятия должника как имущественного комплекса | |
► | Размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника | |
► | Иные меры | |
При определении способов финансового оздоровления должника исходят из того, что должны быть достигнуты две важнейшие цели:
1) восстановление платежеспособности организации, предоставление ей возможности дальнейшего ведения деятельности;
2) повышение конкурентного статуса организации, вывод ее на новый уровень развития.
Достижение этих целей может быть обеспечено посредством оперативного и стратегического антикризисного управления. Основные задачи оперативного антикризисного управления - максимизация доходов и экономия ресурсов, а реализованы они могут быть посредством проведения работы (с учетом результатов диагностики существующей ситуации и причин ее возникновения) по следующим основным направлениям (см. схему 3):
Направления работ по максимизации доходов и экономии ресурсов | ||
► | Увеличение объемов поступления денежных средств | |
► | Ускорение оборачиваемости оборотных средств | |
► | Реструктуризация кредиторской задолженности | |
► | Снижение величины и оптимизация структуры затрат | |
► | Совершенствование управления денежными средствами | |
► | Присоединение к более сильной организации (или их слияние) | |
► | Продажа предприятия должника единым имущественным комплексом | |
Антикризисная стратегия развития представляет собой программу радикальных преобразований, трансформации организации и бизнеса, осуществляемую в течение длительного периода времени в целях адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, поддержания и увеличения конкурентоспособности. В качестве основных элементов антикризисной стратегии предлагаются:
• реструктуризация организации и бизнеса;
• развитие рынков сбыта продукции;
• развитие продукта;
• использование ранее не применявшихся видов ресурсов.
Организационно-экономические аспекты оценки возможности восстановления платежеспособности
Поскольку у суда и кредиторов часто отсутствуют возможности произвести оценку обоснованности плана досудебного оздоровления или санации и возможности восстановления платежеспособности должника прежде всего по причинам недостатка времени и специальных познаний в области экономики, эта работа может быть выполнена судебными экспертами или специалистами.
Очевидно, что в качестве эксперта или специалиста по данным вопросам может выступать экономист, имеющий достаточные познания, опыт и навыки работы, обладающий соответствующими компетенциями.
В Законе не оговариваются конкретные случаи, когда возможно назначение экспертизы, однако ст.43 и 47 установлено, что для проведения анализа, достоверного и полного определения финансового состояния и платежеспособности должника суд вправе назначить экспертизу финансового состояния и платежеспособности должника по ходатайству управляющего, по предложению иных лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе. Анализ финансового состояния и платежеспособности должника в соответствии со ст.43 Закона проводится:
1) в процедуре защитного периода - в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему;
2) в процедуре конкурсного производства - в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления, а также подготовки плана санации должника или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя.
Статьей 84 Закона установлены следующие основания для открытия конкурсного производства:
3) неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
4) должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
5) имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника, в том числе предусмотренные Законом в качестве оснований для признания индивидуального предпринимателя банкротом, о наличии недостаточности имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов, а также об отсутствии должника - индивидуального предпринимателя либо руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность.
Экспертиза обоснованности плана досудебного оздоровления и эффективности мер по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности должника, а также восстановлению его платежеспособности в защитном периоде напрямую не оговорена Законом, но ничто не препятствует ее проведению, так как согласно ст.92 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе; окончательный перечень вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, устанавливается судом.
Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления, а также подготовка плана санации должника или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя проводятся согласно ст.43 Закона в процедуре конкурсного производства. С учетом того, что разработка планов не входит в круг задач, решаемых с помощью судебной экспертизы, могут быть использованы следующие основные варианты проведения экспертизы в период подготовки дела к судебному разбирательству:
• непосредственно после открытия конкурсного производства в случае сомнений или неопределенности управляющего относительно дальнейших действий в отношении должника целесообразно назначение экспертизы для определения возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Полученный ответ может послужить основанием для подготовки управляющим плана санации или плана ликвидации, который впоследствии будет представлен на утверждение собранию кредиторов и суду;
• после утверждения плана санации или плана ликвидации собранием кредиторов в случае наличия разногласий между управляющим и собранием кредиторов или сомнений у суда относительно дальнейшего варианта действий в отношении должника целесообразно назначение экспертизы для определения возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, обоснованности принятого или отвергнутого кредиторами плана. Такой вариант актуален, в частности, в связи с предоставлением суду права выбора санации или ликвидации должника ст.122 и 124 Закона.
Также возможно проведение экспертизы и в ходе реализации плана санации или при подготовке к рассмотрению вопроса о продлении срока ее проведения, что особо оговорено в ст.126 Закона в отношении градообразующих и приравненных к ним, а также государственных организаций.
На схеме 4 представлены вопросы, которые могут быть поставлены при реализации вышеуказанных вариантов экспертизы.
Вопросы, которые могут быть поставлены при реализации вариантов экспертизы в период подготовки дела к судебному разбирательству | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одним из вопросов может быть стандартный: «Каково финансовое состояние и платежеспособность должника по состоянию на (последняя отчетная дата)?». Очевидно, что для формального соблюдения положений ст.43 и 47 Закона его следовало бы ставить, хотя, как будет показано далее, получить ответ на основные вопросы нереально, не определив существующее финансовое состояние должника и тенденции его изменения в прошлом, то есть так или иначе финансовое состояние и платежеспособность должника должны быть определены в ходе производства экспертизы.
В исследовательской части заключения эксперта должны быть проведены анализ и оценка финансового состояния и платежеспособности, имущественного положения, финансовых результатов и эффективности деятельности, принимавшихся ранее и возможных к применению в будущем мер по восстановлению платежеспособности должника.
Анализ финансового состояния позволяет выяснить способность субъекта хозяйствования вести текущую хозяйственную деятельность и определить степень ее риска с точки зрения ликвидности активов, наличия собственных оборотных средств, платежеспособности и финансовой устойчивости. Финансовое состояние определяется с помощью коэффициентного анализа, основанного на расчете и оценке значений ряда финансовых коэффициентов и тенденций их изменения. Анализ и оценка фактических значений показателей финансового состояния основывается на их сравнении с нормативными и прошлыми значениями.
Проведение анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), оценка их платежеспособности регламентируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее - Постановление № 1672) и Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206 (далее - Инструкция № 140/206).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. следуеводствоваться постановлением Минэкономики и Минфина от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства». |
В соответствии с п.1 Постановления № 1672 в качестве показателей для оценки платежеспособности используются:
• коэффициент текущей ликвидности (далее - К1), характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств;
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (далее - К2), характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости;
• коэффициент обеспеченности обязательств активами (далее - К3), характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам.
Пунктом 3 Постановления № 1672 установлены критерии платежеспособности (неплатежеспособности) (см. схему 5):
Критерии платежеспособности (неплатежеспособности) | ||||||
► |
|
► | Наличие К1 и (или) К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения более приведенных в нормативных значениях коэффициентов или равные им, а также К3, значение которого менее или равно 1, для лизинговых организаций (включенных Национальным банком Республики Беларусь в реестр лизинговых организаций в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности») - менее или равно 1,2 | |||
► |
|
► | Наличие одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее приведенных в нормативных значениях коэффициентов, а также К3, значение которого менее или равно 1, для лизинговых организаций - менее или равно 1,2 | |||
► |
|
► | Неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса), и К3, имеющего значение менее нормативного или равное ему | |||
► |
|
► | Неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности К3, имеющего значение более нормативного, либо наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности К3, значение которого более 1, для лизинговых организаций - более 1,2 | |||
Нормативные значения коэффициентов утверждены в п.2 Постановления № 1672. Определяются они для должника в соответствии с основными видами его экономической деятельности (указаны, в частности, в государственной статистической отчетности по форме 4-у «Отчет о видах экономической деятельности организации») по общегосударственным классификаторам Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» (для отчетности за период до 2016 года) или ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (для отчетности с 2016 года).
Порядок расчета К1, К2 и К3 установлен в пп.5-8 Инструкции № 140/206. Кроме того, в целях, определенных ст.43 Закона, и в случае установления неплатежеспособности должника проводится анализ финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования в порядке, определенном в главе 3 Инструкции № 140/206. Данный порядок предусматривает проведение анализа имущественного положения и эффективности деятельности должника, а также ряда дополнительных показателей финансового состояния (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент капитализации, коэффициент финансовой независимости). Также целесообразно использовать ряд дополнительных показателей финансового состояния, таких как коэффициент срочной (быстрой) ликвидности, величина собственных оборотных средств, коэффициент структуры долгосрочных вложений (примечание).
Поскольку предметом исследования является определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, следует выявить не только состояние должника в настоящее время, но и тенденции изменения этого состояния в предшествующий период. Анализ целесообразно проводить поквартально за период не менее 2 лет (для рассматриваемых нами целей период желательно увеличить до 5-7 лет).
Для организации, находящейся в процедурах банкротства, должна быть также проведена диагностика существующей ситуации и причин ее возникновения с целью определения возможностей и направлений выхода из кризиса, обоснования решения о санации или ликвидации организации. Так как организация обладает высокой степенью инерционности, ее будущее состояние в значительной степени обусловлено тем, что с ней происходило в прошлом, и ситуацией, складывающейся в настоящем. В связи с этим информация о качественных и количественных характеристиках деятельности организации в разных областях служит основой для получения представления о ее будущем, определения целей и путей развития, принятия соответствующих управленческих решений.
В соответствии с п.2 Инструкции № 140/206 источником информации для расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования является бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 утверждены Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность» и новые формы бухгалтерской отчетности. |
При установлении неплатежеспособности с целью выявления причин ухудшения финансового состояния должника согласно пп.11-14 Инструкции № 140/206 проводится анализ его имущественного положения: динамики изменения состава и структуры собственного капитала, обязательств и активов. Основные источники информации - бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты об изменении капитала, государственная статистическая отчетность по формам 12-ф (расчеты) (месячная, срочная) «Отчет о состоянии расчетов», 1-ф (ос) «Отчет о наличии и движении основных средств и других долгосрочных активов».
Анализ имущественного положения позволяет выявить экономический потенциал субъекта хозяйствования, который во многом определяется величиной и структурой имеющихся у него активов и источников их формирования. Такое исследование заключается в проведении вертикального и горизонтального анализа активов, собственного капитала и обязательств по бухгалтерскому балансу. Горизонтальный анализ заключается в определении абсолютных и относительных изменений статей баланса и позволяет выявить тенденции развития ситуации. Вертикальный анализ основан на расчете и сравнении удельных весов отдельных статей в общем итоге, характеризующих структуру активов, собственного капитала и обязательств, при этом также используется горизонтальный анализ для выявления структурных сдвигов.
В соответствии с пп.15 и 16 Инструкции № 140/206 проводится анализ финансовых результатов и эффективности деятельности должника. Основные источники информации - бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, пояснительные записки к годовым бухгалтерским балансам, главные книги, государственная статистическая отчетность по формам 4-ф (затраты) (квартальная) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)», 12-ф (прибыль) (месячная, срочная) «Отчет о финансовых результатах», 4-у «Отчет о видах экономической деятельности организации», 12-т (месячная) «Отчет по труду», 1-т (фонд времени) (годовая) «Отчет об использовании календарного фонда времени».
Анализ финансовых результатов, эффективности деятельности и использования различных ресурсов субъекта хозяйствования позволяет получить более полное представление о состоянии дел в различных сферах его работы и определить резервы, при использовании которых можно обеспечить дальнейшее развитие. Анализ и оценка финансового состояния, имущественного положения, финансовых результатов и эффективности деятельности в совокупности дают достаточно подробную картину состояния субъекта хозяйствования и перспектив его развития, которая может служить основой для принятия управленческих решений.
Анализ и оценка мер по восстановлению платежеспособности должника предполагает исследование потенциальных возможностей, реально применявшихся мер и эффективности их реализации, на основе чего определяются меры, возможные к применению в будущем.
Насколько были эффективны меры по восстановлению платежеспособности, которые уже применялись к должнику в прошлом, можно выяснить, проанализировав нормативные правовые акты Республики Беларусь и локальные нормативные правовые акты должника, бизнес-планы, бухгалтерскую и государственную статистическую отчетность, отчеты исполнительного органа должника о результатах деятельности, документы налоговых проверок, проверок финансово-хозяйственной деятельности должника, аудиторских заключений, отчет временного управляющего по окончании защитного периода, а также другие документы, которые управляющий считает имеющими отношение к рассматриваемому вопросу и представляет для производства экспертизы.
На основе результатов анализа определяются меры по восстановлению платежеспособности должника, которые могут быть применены в ходе санации, и дается оценка возможности их реализации.
В отношении формы и содержания планов досудебного оздоровления и санации следует отметить, что действующими нормативными правовыми актами не установлены особые требования к ним. Однако общие требования к бизнес-планированию деятельности государственных (с долей государства в уставном фонде) коммерческих организаций определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития коммерческих организаций» и Рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186. В некоторых сферах деятельности государственными органами утверждены отраслевые рекомендации по разработке бизнес-планов.
При разработке планов досудебного оздоровления и санации в качестве методического руководства могут быть также использованы Временные методические рекомендации по разработке плана финансового оздоровления, утвержденные председателем Комитета по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь 8 июня 1998 г., и Методические рекомендации по организации системной работы по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, утвержденные приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.2013 № 49.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 апреля 2016 г. следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства), утвержденными приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 06.04.2016 № 43. |
Структура и содержание плана досудебного оздоровления или санации должны быть аналогичны структуре и содержанию бизнес-плана развития организации, но учитывать необходимость осуществления изменений, направленных на существенное повышение эффективности работы по всем направлениям. Одно из основных отличий состоит в том, что целью досудебного оздоровления и санации является восстановление платежеспособности, и поэтому важнейшие целевые показатели относятся к группе финансовых коэффициентов (платежеспособность и финансовая устойчивость), а не финансовых результатов (прибыль и рентабельность). Особенности планирования санации проявляются в значительной степени в содержании финансовых разделов планов, в которых, кроме расчетов и форм проектного баланса, прибылей и убытков, проводятся расчеты и составляются дополнительные (модифицируются традиционные) формы, такие как реестр требований кредиторов, расчет движения денежных потоков и накопления доходов для расчетов с кредиторами, график погашения требований кредиторов с учетом очередности, расчет уровня безубыточности.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях полученные экспертом выводы могут быть не категорическими, а вероятными. Однако, поскольку вероятный вывод представляет собой обоснованное предположение эксперта об устанавливаемом факте (возможности какого-либо события, явления, процесса как объективного состояния вещей) и отражает невозможность достижения полного знания, такой вывод также может быть использован в процессе доказывания. Условный вывод, истинность которого ставится в зависимость от какого-либо условия (условий), также является вполне допустимым, поскольку любой план (в том числе план санации, вариант действий по восстановлению платежеспособности) по определению представляет собой управленческое решение, то есть выбор одной из альтернатив, каждая из которых может оказаться приемлемой при определенных условиях.
Платежеспособность должника (для должников, не находящихся в процедуре ликвидации, не являющихся отсутствующими должниками или индивидуальными предпринимателями) признается восстановленной в случае отсутствия следующих оснований для открытия конкурсного производства:
• неплатежеспособность имеет устойчивый характер;
• должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (ст.84 и 121 Закона).
Поэтому формальным параметром восстановления платежеспособности является соответствие значений К1 и (или) К2 нормативным значениям, а также К3, значение которого менее или равно 1, для лизинговых организаций - менее или равно 1,2 на планируемую дату завершения досудебного оздоровления или санации.
Примечание. Особенности расчета всех этих показателей, а также интерпретация результатов анализа в данной статье не рассматриваются, так как описаны в специальной литературе, имеются в открытом доступе, в том числе на портале «Экономическая экспертиза и консультирование» (http://www.econexpert.biz/).
17.03.2016
Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт
По этой теме также см.:
1. Оценка обоснованности плана досудебного оздоровления.
2. Примеры оценки обоснованности плана санации.