


Материал помещен в архив
ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ.
Комментарий к статье 49 Трудового кодекса Республики Беларусь
Вопросы отстранения от работы урегулированы ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
В ТК нет определения правового термина «отстранение от работы». В решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 02.11.2004 № П-111/2004 «О порядке выплаты ежемесячного государственного пособия в соответствии с частью третьей статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь при отстранении работника от должности» указано, что в соответствии с трудовым законодательством отстранение от работы - это временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не прекращает трудовой договор с работником, а влечет запрещение (недопущение) выполнения своих трудовых обязанностей.
Как следует из содержания ст.49 ТК, отстранить работника от работы наниматель:
• обязан - по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (часть первая ст.49 ТК); по своей инициативе (в случаях, предусмотренных в пп.1-4 части второй ст.49 ТК);
• вправе - в случае совершения работником хищения имущества нанимателя (часть третья ст.49 ТК).
Отстранение от работы носит временный характер и отменяется после отпадения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения.
На время отстранения от работы временно изменяется содержание трудового правоотношения. При этом трудовые отношения между работником и нанимателем сохраняются. В то же время, как в период отстранения, так и по завершении отстранения от работы, трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК, например по соглашению сторон, по требованию работника, по инициативе нанимателя.
![]() |
Обратите внимание! Отстранение от работы не относится к мерам дисциплинарного взыскания. Поэтому при наличии оснований, в частности при появлении работника на работе в состоянии алкогольного опьянения, как отстранение от работы, так и дисциплинарное взыскание могут быть применены к такому работнику одновременно. |
Отстранение работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов
Отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого
Согласно правовым предписаниям части первой ст.49 ТК по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, наниматель обязан отстранить работника от работы. Данная норма носит отсылочный характер, определяя необходимость руководствоваться специальным законодательством.
В частности, в силу части 1 ст.131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) прокурор, его заместитель либо Председатель Следственного комитета Республики Беларусь (далее - Председатель Следственного комитета), Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, а также следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности.
![]() |
Обратите внимание! Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента Республики Беларусь. |
В части 2 ст.131 УПК разъяснено, что отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.
Основание для отстранения от должности по требованию лиц, указанных в части 1 ст.131 УПК, - постановление прокурора или его заместителя, органа дознания или следствия, санкционированного прокурором или его заместителем, а также определение (постановление) суда. Например, при наличии достаточных оснований полагать, что, оставаясь в должности, подозреваемый будет препятствовать предварительному расследованию уголовного дела и необходимости в этой связи отстранения его от должности, следователь выносит оформленное в соответствии со ст.131 УПК постановление. Данное постановление, санкционированное прокурором или его заместителем, направляется нанимателю и подлежит немедленному исполнению. При этом иные документы этих лиц, например запросы, письма и т. д., не могут служить основанием для отстранения работника от должности.
Согласно нормативным предписаниям части 3 ст.131 УПК временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается.
Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, либо постановлением Председателя Следственного комитета, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, либо постановлением следователя с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности. Постановление (определение) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту их работы (службы) (часть 4 ст.131 УПК).
Отстранение от работы по требованию органов внутренних дел
В соответствии с положениями ст.25 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право останавливать транспортные средства и отстранять от управления ими лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления транспортными средствами.
Кроме того, Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1851, закрепляет право Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь для выполнения возложенных задач и функций отстранять от управления транспортными средствами, самоходными машинами лиц, которые не имеют права управления этими транспортными средствами, самоходными машинами, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (подп.11.12 п.11).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2020 № 377 изменилось название Положения № 1851: «Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел». |
Физическое лицо, управляющее транспортным средством, которое не имеет права управления этим транспортным средством либо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения от управления транспортным средством (ст.8.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.8.11 ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь. |
Отстранение руководителя должника от должности на срок, определяемый судом
Согласно части второй ст.45 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в процедуре защитного периода по ходатайству лица, участвующего в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), содержащему достоверные сведения о воспрепятствовании руководителем должника - юридического лица действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей, или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях законодательства, суд вправе отстранить руководителя должника - юридического лица от должности на срок, определяемый судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника - юридического лица и обязанности его руководителя. При этом суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона № 415-З, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь. |
Отстранение от работы на объектах строительства
Органы государственного строительного надзора наделены правом на отстранение от работы на объектах строительства, которое закреплено в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». В частности, органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, вносят заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию, представления об отстранении от работы на объектах строительства должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих проведение контроля за качеством работ, технический надзор и авторский надзор за строительством (п.5 ст.36 названного Закона).
Нормы подп.6.7 п.6 Положения об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1999 № 1860, уточняют, что органы государственного строительного надзора при реализации своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением участниками строительной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов, утвержденной проектной документации, имеют право вносить заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию, представления об отстранении от работы на объектах строительства должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих проведение контроля за качеством работ, технический надзор и авторский надзор за строительством.
Отстранение от работы носителя инфекционного заболевания
Правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 340-З). Если физические лица, имеющие инфекционные заболевания, физические лица, контактировавшие с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, а также физические лица с подозрением на инфекционные заболевания могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, эти физические лица подлежат отстранению от работы в порядке, определенном законодательством о труде (часть пятая ст.22 Закона № 340-З).
Организации и индивидуальные предприниматели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны в том числе выполнять предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор (ст.31 Закона № 340-З).
При обнаружении активных легочных (независимо от наличия или отсутствия бактериовыделения) и внелегочных форм (с наличием свищей, бактериоурии или туберкулезной волчанки лица и рук) туберкулеза у лиц, определенных законодательством, такие лица временно отстраняются от работы (учебы) руководителями организаций (п.2 Инструкции о порядке отстранения и допуска к работе (учебе) больных туберкулезом, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2003 № 122). Нормами п.3 данной Инструкции определено, что основанием для отстранения является медицинское заключение врачебно-консультативной комиссии территориальной районной больницы (городского, областного противотуберкулезного диспансера) совместно с главным врачом (эпидемиологом) территориального центра гигиены и эпидемиологии.
Отстранение от работы работников отдельных профессий
Отстранение от работы работников Минского метрополитена и железнодорожного транспорта
Возможность отстранения от работы некоторых категорий работников с особым характером труда при совершении ими определенных проступков предусмотрена положениями о дисциплине, действующими для Минского метрополитена и железнодорожного транспорта.
За совершение дисциплинарного проступка к работнику метрополитена могут применяться, помимо предусмотренных законодательством о труде, в том числе следующие дисциплинарные взыскания:
• в случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа отстраняется от работы и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения;
• за нарушение дисциплины, угрожающее безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, или за нарушение установленных правил перевозки и обслуживания пассажиров, обеспечения сохранности вверенного имущества и денежных средств - освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой метрополитена или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);
• за грубое нарушение работником дисциплины, приведшее к крушению или аварии поездов, в результате чего причинен вред жизни и здоровью людей, необеспечение сохранности вверенного имущества и денежных средств и их хищение - увольнение (кроме случаев, предусмотренных законодательством о труде) (п.12 Положения о дисциплине работников Минского метрополитена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30.09.1994 № 100).
Положения п.16 названного Положения уточняют, что работник метрополитена, совершивший проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, отстраняется от работы в день (смену) его совершения должностным лицом, выполняющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке, с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. Уведомление должно содержать информацию о причинах и обстоятельствах, вызвавших это отстранение.
В силу п.8 Положения о дисциплине работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.1993 № 656, работник, совершивший дисциплинарный проступок, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, жизни и здоровью людей, создавший угрозу крушения или аварии либо приведший к крушению или аварии и повлекший или способный повлечь причинение организации железнодорожного транспорта общего пользования ущерба, незамедлительно отстраняется от работы.
Отстранение от должности прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, должностного лица таможенного органа
Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, но не более чем на 2 месяца (п.8 ст.55 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»). Отстранение от должности производится по распоряжению Генерального прокурора Республики Беларусь или прокурора, назначившего на должность прокурорского работника, совершившего дисциплинарный проступок, если иное не предусмотрено УПК. Отстранение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, г. Минска производится с согласия Президента Республики Беларусь. За время отстранения от должности прокурорскому работнику выплачивается заработная плата, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 декабря 2020 г. из п.8 ст.55 Закона № 220-З слова «Республики Беларусь» исключены Законом от 10.12.2020 № 63-З. |
Нормативные предписания Положения о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.11.2011 № 518 (далее - Положение № 518), устанавливая порядок и условия прохождения службы сотрудниками Следственного комитета Республики Беларусь (далее - Следственный комитет), имеющими специальные звания (далее - сотрудники), определяют порядок и условия отстранения от исполнения служебных обязанностей и временного отстранения от должности сотрудников Следственного комитета. В частности, согласно п.50 Положения № 518 в случае нарушения служебной дисциплины, в результате чего исполнение служебных обязанностей по занимаемой должности невозможно, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами, сотрудник отстраняется от исполнения служебных обязанностей по занимаемой должности на срок не более 6 месяцев.
Отстранение от исполнения служебных обязанностей по занимаемой должности производится и отменяется в отношении:
• лиц, занимающих должности высшего начальствующего состава, - в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;
• иных сотрудников - приказом Председателя Следственного комитета или другого начальника согласно компетенции, определяемой Председателем Следственного комитета.
В период отстранения от исполнения служебных обязанностей по занимаемой должности сотруднику выплачиваются оклад по специальному званию, надбавка за выслугу лет и денежная компенсация взамен продовольственного пайка.
В срок отстранения сотрудника от исполнения служебных обязанностей по занимаемой должности не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, когда он в установленном порядке освобождается от исполнения служебных обязанностей, нахождения в отпусках, установленных Положением № 518 (кроме социального отпуска по уважительным причинам личного и семейного характера, отпуска без сохранения денежного довольствия). Выплата денежного довольствия за эти периоды производится в порядке, установленном в части третьей п.50 Положения № 518, за исключением предоставленных в эти периоды отпусков, порядок расчета и выплаты денежного довольствия за которые определяется Председателем Следственного комитета.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2018 г. в период отстранения от исполнения служебных обязанностей по занимаемой должности сотруднику выплачиваются оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет (часть третья п.50 Положения № 518, в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 28.02.2018 № 91-дсп). |
В соответствии с п.51 Положения № 518 в случае привлечения сотрудника в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу он может быть временно отстранен от должности. Временное отстранение сотрудника от должности производится и отменяется в порядке, предусмотренном УПК.
После получения постановления (определения) о временном отстранении от должности или об отмене этого отстранения в отношении сотрудника оформляется соответствующий приказ Председателя Следственного комитета или другого начальника согласно компетенции, определяемой Председателем Следственного комитета.
При этом определено, что в период временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается ежемесячное государственное пособие в порядке и размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Порядок и условия прохождения службы должностными лицами в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, таможнях и государственных учреждениях, входящих в систему таможенных органов урегулированы Положением о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 № 228.
Отстранение от должности персонала гражданской авиации
Положение о дисциплине авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2001 № 1122, также предусматривает основания для отстранения от работы. Так, согласно п.13 данного Положения работник, совершивший дисциплинарный проступок, угрожающий безопасности полетов, жизни и здоровью людей, по требованию должностных лиц, выполняющих контрольно-инспекторские функции в гражданской авиации, отстраняется от работы на этот рабочий день (рейс, смену).
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется.
Отстранение от работы главных государственных ветеринарных инспекторов областей, городов и районов
Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, наделенный государственно-властными полномочиями, осуществляет государственный контроль и надзор в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, семеноводства, карантина и защиты растений.
Согласно подп.7.3 п.7 Положения о Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2010 № 236, Департамент в целях выполнения возложенных на него задач имеет право требовать отстранения от работы главных государственных ветеринарных инспекторов областей, городов и районов в случае нарушения или ненадлежащего исполнения ими лично или подчиненными им должностными лицами законодательства в области ветеринарной деятельности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 января 2020 г. действует Указ от 28.06.2019 № 252 «О государственной ветеринарной службе». |
Отстранение от работы руководителя банка или небанковской кредитно-финансовой организации от занимаемой должности
Отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются банковским законодательством, устанавливающим права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.
Национальный банк Республики Беларусь (далее - Нацбанк) регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; осуществляет банковский надзор и другие функции (ст.26 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 октября 2018 г. ст.26 БК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 133-З. Комментарий см. здесь. |
В ст.1341 БК определены меры воздействия, применяемые Нацбанком. В частности, положения части второй данной статьи определяют, что в случае невыполнения банком предписания и (или) решения Нацбанка о применении к нему меры воздействия, и (или) наличия убытков по результатам деятельности банка за год, и (или) несоблюдения банком лицензионных требований, предусмотренных БК, и (или) выявления в деятельности банка нарушения (недостатка) и (или) его действия (бездействия), приведших к созданию положения, угрожающего безопасному функционированию банка, и (или) интересам его вкладчиков и иных кредиторов, и (или) стабильности банковской системы, Нацбанк вправе потребовать отстранения от занимаемой должности члена совета директоров (наблюдательного совета) и (или) коллегиального исполнительного органа банка, руководителя и (или) главного бухгалтера банка и (или) их заместителей.
Кроме того, в силу правовых предписаний части пятнадцатой ст.1091 БК банк обязан отстранить от работы руководителя, главного бухгалтера, их заместителей, члена коллегиального исполнительного органа банка в случае, если документ о прохождении оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации утратил силу по основаниям и в порядке, установленным Нацбанком.
Отстранение от работы со средствами защиты растений лиц, не имеющих специальной подготовки или нарушающих требования по обращению со средствами защиты растений
Положения ст.29 Закона Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений» наделяют должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области защиты растений, в пределах своей компетенции правом в том числе вносить представления нанимателю об отстранении от работы со средствами защиты растений лиц, не имеющих специальной подготовки или нарушающих требования по обращению со средствами защиты растений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 апреля 2024 г. следует руководствоваться ст.29 «Полномочия государственного учреждения "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений"» Закона № 77-З в ред. Закона от 19.10.2023 № 306-З. |
Проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее - приборный контроль опьянения), в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь (ст.34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 сентября 2022 г. следует руководствоваться ч.2 ст.34 Закона № 313-З с изменениями, внесенными Законом от 14.12.2021 № 134-З. |
В соответствии с приведенными нормативными предписаниями ст.34 названного Закона постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28 утверждена Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее - Инструкция № 25/28).
При выявлении в результате приборного контроля опьянения у водителя состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, работник, уполномоченный на проведение приборного контроля опьянения (п.6 Инструкции № 25/28):
• доводит до сведения руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя информацию о результатах приборного контроля опьянения по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 25/28;
• регистрирует результаты приборного контроля опьянения в журнал регистрации водителей, отстраненных от работы, по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 25/28.
Информация о результатах приборного контроля опьянения и журнал регистрации водителей, отстраненных от работы, могут оформляться в виде электронного документа в соответствии с законодательством об электронном документе и электронной цифровой подписи.
Отказ водителя от прохождения приборного контроля опьянения является основанием для отстранения его от работы (п.7 Инструкции № 25/28).
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей определен:
• для водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) - Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;
• для водителей колесных тракторов и самоходных машин - Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.05.2008 № 87.
Указанные инструкции закрепляют, что о каждом случае вынесения решения о невозможности допуска к работе (о необходимости отстранения от работы) в отношении водителя медицинский работник представляет руководителю юридического лица, в котором работает водитель, в письменном виде рапорт о вынесении решения о невозможности допуска к работе (о необходимости отстранения от работы) водителя по установленной форме.
Отстранение от работы, применяемое в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 24.06.2002 № 117-З «О чрезвычайном положении» (далее - Закон № 117-З) на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные Законом № 117-З ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Согласно ст.12 Закона № 117-З в случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, предусмотренных Законом № 117-З, в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены чрезвычайные меры и временные ограничения, в том числе отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения:
• руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
• руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими предусмотренных Законом № 117-З мер и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.
Отстранение от работы, применяемое в связи с необеспечением либо нарушением установленного законодательством порядка расчетов за мясо-молочную продукцию
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2005 № 221 «О дополнительных мерах по обеспечению расчетов за мясную и молочную продукцию и внесении дополнений и изменения в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» принято в целях обеспечения своевременных расчетов между юридическими лицами, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции, торговыми, сельскохозяйственными, заготовительными организациями и иными юридическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции, а также предотвращения возникновения задолженности по данным расчетам.
Так, в подп.1.2 п.1 данного постановления предусмотрено, что при необеспечении либо нарушении установленного законодательством порядка расчетов за мясо-молочную продукцию отстраняются нанимателем от работы на срок до 2 месяцев:
• руководители местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня - по требованию Совета Министров Республики Беларусь в установленном порядке;
• руководители, работники заготовительных и перерабатывающих мясо-молочную продукцию организаций независимо от форм собственности - по требованию Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;
• руководители, работники организаций, осуществляющих розничную торговлю мясо-молочной продукцией, независимо от форм собственности - по требованию Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Отстранение от работы работника при обнаружении его нанимателем в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы
Согласно п.1 части второй ст.49 ТК, помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы.
Из содержания приведенной нормы следует, что отстранение от работы реализуется путем недопущения работника к выполнению его трудовой функции. При этом при решении вопроса об отстранении работника от работы не имеет значения, в какое время рабочего дня он появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы.
Факт появления работника на работе в любом из указанных состояний опьянения должен быть правильно, своевременно документально оформлен, например медицинским заключением, другими видами доказательств. По общему правилу эта обязанность лежит на нанимателе.
Появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения - серьезный дисциплинарный проступок, за совершение которого наниматель может не только отстранить от работы, но и уволить работника по п.7 ст.42 ТК в установленном порядке.
Работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, наниматель может отстранить от работы только в этот день (смену). Недопущение работника к работе в последующие дни (смены) после появления его в указанном состоянии, например до применения к нему меры дисциплинарного взыскания, будет необоснованным.
Неисполнение нанимателем обязанности отстранить от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не препятствует нанимателю по своей инициативе уволить его в установленном порядке по п.7 ст.42 ТК.
Отстранение от работы работника, не прошедшего проверку знаний по охране труда
Нормы п.5 части первой ст.53 ТК закрепляют положение о том, что для работников устанавливаются наряду с другими обязанности соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ.
Основные обязанности работников, закрепленные в ст.53 ТК, регулируют и другие статьи ТК и иные нормативные правовые акты. В частности, согласно п.4 ст.232 ТК работник обязан проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
На реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З), который регулирует общественные отношения в области охраны труда. В ст.19 Закона № 356-З закреплены обязанности работающего в области охраны труда в том числе проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Нормы ст.25 Закона № 356-З, обеспечивая надлежащее исполнение работниками обязанностей по охране труда, закрепляют, что обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. в Закон № 356-З внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З. Комментарий см. здесь. |
Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда осуществляются в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Министерство труда и социальной защиты).
Во исполнение данных нормативных предписаний постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 утверждена Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее - Инструкция № 175).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. Инструкция № 175 изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь. |
Работодатели обязаны в соответствии со ст.17 Закона № 356-З осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда (п.3 Инструкции № 175).
До истечения действия результатов предыдущей проверки знаний по вопросам охраны труда работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок.
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.
Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу (п.11 Инструкции № 175).
Отстранение от работы работника, не использующего СИЗ, непосредственно обеспечивающие безопасность труда
По вопросу использования СИЗ в законодательстве установлена взаимная обязанность сторон трудового договора.
В частности, согласно п.8 части первой ст.55 ТК при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами.
Нормы п.5 части первой ст.53 ТК обязывают работника пользоваться СИЗ.
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются (ст.28 Закона № 356-З):
• СИЗ в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты;
• смывающими и обезвреживающими средствами по нормам и в порядке, определяемым Министерством труда и социальной защиты.
Иные категории работающих обеспечиваются СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с законодательством.
Отстранение от работы работника, не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством
Требование о прохождении медицинских осмотров закреплено во многих законодательных актах Республики Беларусь: ст.228 ТК, ст.27 Закона № 356-З, ст.26 Закона № 340-З и др.
В соответствии с п.13 ст.226 ТК наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья. На реализацию данной обязанности нанимателя направлены, в частности, нормы Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74. Комментарии см. здесь. |
Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся с целью (п.6 названной Инструкции):
• определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;
• предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
• динамического наблюдения за состоянием здоровья;
• своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
• профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.
Обязанность работника проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры закреплена в п.4 ст.232 ТК.
Если работник в установленном порядке не прошел медосмотр, то наниматель обязан отстранить его от работы на весь период до прохождения.
![]() |
Обратите внимание! В том случае, если работник прошел медосмотр, но признан непригодным выполнять работу по трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, и нуждается в предоставлении другой работы, то, отстраняя такого работника от работы, наниматель обязан решить вопрос о переводе работника с его согласия на другую имеющуюся работу, которую работник по состоянию здоровья может выполнять. При отказе работника от перевода либо отсутствии соответствующей работы, на которую его можно перевести, работник подлежит увольнению по п.2 ст.42 ТК. |
Особенности отстранения от работы работника, совершившего хищение имущества нанимателя
Из содержания норм части третьей ст.49 ТК следует, что наниматель:
• вправе (но не обязан) отстранить от работы работника в случае совершения им хищения имущества нанимателя;
• может отстранить работника от работы только на период до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
• может отстранить от работы только за хищение имущества нанимателя.
![]() |
Справочно Хищение имущества работников, иных граждан, находящихся на территории нанимателя, не признается основанием для отстранения работника от работы. Наниматель не вправе самостоятельно устанавливать факт хищения имущества даже при всей его очевидности. Поэтому, принимая решение об отстранении работника от работы по нормам части третьей ст.49 ТК, наниматель несет риск ответственности за такое решение, поскольку он исходит из известных ему конкретных обстоятельств совершения хищения имущества и только предполагаемой в этом вины работника. Если вступившим в силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания, будет установлено отсутствие вины работника в совершении хищения, наниматель обязан будет выплатить работнику заработную плату за весь период отстранения от работы. |
Ответственность нанимателя, связанная с принятием решения об отстранении работника от работы
Приведенный выше анализ законодательства позволяет сделать вывод, согласно которому правом требовать от нанимателей отстранения работников от работы наделено достаточно большое количество государственных органов и их должностных лиц.
![]() |
Обратите внимание! При принятии решения об отстранении работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов, предусмотренных законодательством, нанимателю необходимо, получив такое требование, убедиться в том, что требование предъявлено органом (должностным лицом), наделенным таким полномочием в соответствии с законодательством, и выражено в надлежащей форме. |
Согласно ст.49 ТК за период отстранения от работы заработная плата не начисляется, за исключением отстранения от работы работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине.
На период отстранения от работы работник лишен возможности трудоустроиться на другую работу.
К гарантиям правовой защиты работника от необоснованных решений нанимателя об отстранении от работы как по своей инициативе, так и по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, относится возможность работника обжаловать такие решения.
В случаях прекращения трудового договора без законного основания, а также незаконного перевода, перемещения, изменения существенных условий труда либо отстранения от работы орган, рассматривающий трудовой спор, восстанавливает работника на прежней работе, на прежнем рабочем месте, прежние существенные условия труда (часть первая ст.243 ТК).
В случаях незаконного отстранения от работы, например, если наниматель отстранил работника от работы по основанию, не предусмотренному в ст.49 ТК, орган, рассматривающий трудовой спор, восстанавливает работника на прежней работе, на прежнем рабочем месте. Неправомерным будет отстранение и тогда, когда оно произведено по требованию, предъявленному государственным органом (должностным лицом), не наделенным таким полномочием в соответствии с законодательством, либо выражено в ненадлежащей форме.
В силу ст.244 ТК наниматель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы (а после и увольнения).
Уполномоченным должностным лицам нанимателя, которые в соответствии с законодательством наделены правом по отстранению работников от работы, следует помнить, что отстранение без достаточных оснований влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность.
Статья 49 ТК обязывает нанимателя отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов, предусмотренных законодательством, выраженному в надлежащей форме. За неисполнение данной обязанности уполномоченные должностные лицам нанимателя, которые в соответствии с законодательством наделены правом отстранять работников от работы, несут установленную законодательством ответственность.
27.12.2016
Анна Чичина, юрист, главный специалист экспертно-правового управления Конституционного Суда Республики Беларусь (в отставке)