Пособие от 16.09.2015
Автор: Навойчик Ю.

Отсутствие у заказчика аттестованного специалиста технического надзора


 

Материал помещен в архив

 

ОТСУТСТВИЕ У ЗАКАЗЧИКА АТТЕСТОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

Технический надзор в строительстве - часть строительного процесса, включающего контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих технических нормативных правовых актов (ТНПА) и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ (п.2.10 технического кодекса установившейся практики «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-162-2009 (02250)), введенного в действие с 1 мая 2010 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396 (далее - ТКП 45-1.03-162-2009) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/242237/339858)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2020 г. ТКП 45-1.03-162-2009 на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.10.2020 № 67 утратил силу.

С 23 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.08.2020 № 40.

 

Заказчик, застройщик обеспечивает осуществление технического надзора в течение всего периода строительства объекта и с периодичностью проведения проверок, которая должна обеспечивать соблюдение соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и ТНПА (п.3.1 ТКП 45-1.03-162-2009).

Инженером технического надзора может быть специалист с высшим образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, или специалист со средним специальным образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными действующими актами законодательства, и аттестованный (сертифицированный) в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Порядок аттестации в том числе сотрудников службы технического надзора заказчика установлен Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее - Положение № 252).

 

Справочно

Аттестация - процедура оценки профессиональной компетентности претендентов в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный аттестат - документ, подтверждающий профессиональную компетентность специалиста для осуществления деятельности в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнения работ по обследованию зданий и сооружений (абзацы 2, 4 п.2 Положения № 252).

 

Пример (нарушение, выявленное контролирующими органами)

Установлено, что в штате открытого акционерного общества «З» отсутствовали специалисты, аттестованные на осуществление функций технического надзора.

Таким образом, строительство объектов осуществлялось без ведения технического надзора, чем были нарушены требования абзацев 1, 2 п.2 ст.2, п.2 ст.53, части второй п.1, абзацев 5, 8 п.4 ст.37 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», п.3.1 ТКП 45-1.03-162-2009.

 

Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований ТНПА в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований нормативной документации в области архитектурной и градостроительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - от 25 до 100 базовых величин (часть 1 ст.21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо - от 25 до 100 базовых величин (часть 1 ст.22.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З). Комментарий см. здесь.

 

16.09.2015

 

Юрий Навойчик, юрист