


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
В результате расследования несчастных случаев на производстве может возникнуть вопрос об ответственности виновных лиц.
В соответствии с п.85 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30, наниматели, страхователи и должностные лица организаций, допустившие нарушение данных Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
За нарушение правил охраны труда, повлекшее несчастный случай на производстве, для нанимателя, страхователя, должностных лиц организаций могут наступать перечисленные ниже виды ответственности.
Общественная опасность преступлений, связанных с нарушением правил охраны труда, состоит в создании реальной угрозы жизни или здоровью человека, в наступлении существенного материального ущерба или иных тяжких последствий. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда возможна при возникновении профессионального заболевания, причинении телесного повреждения либо смерти человека.
Таблица 1 | ||
Правовая норма | Вид нарушения | Санкция |
Часть первая ст.306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) |
Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения | Наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
Часть вторая ст.306 УК | Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам | Наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
Часть третья ст.306 УК | Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
Кроме уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда УК предусмотрена ответственность за иные преступления, связанные с обеспечением безопасности работников:
• нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности на объектах использования атомной энергии (ст.301);
• нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ (ст.302);
• нарушение правил безопасности горных или строительных работ (ст.303);
• нарушение правил пожарной безопасности (ст.304);
• нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ (ст.305);
• непринятие мер по спасанию людей (ст.307);
• несообщение информации об опасности для жизни людей (ст.308);
• нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст.336);
• служебную халатность (ст.428).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. следует руководствоваться ст.336 УК с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З. С 19 июля 2019 г. ст.428 УК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З. |
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2005 № 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст.302-306 УК)» (далее - постановление № 8) разъяснило порядок привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, в том числе квалифицированных по ст.306 УК.
Так, ответственность по ст.306 УК несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.
Руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к ответственности по данной статье, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, в неосуществлении надлежащего контроля за их соблюдением), могут нести ответственность за преступления против интересов службы (п.7 постановления № 8).
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушение правил охраны труда наступает при наличии факта нарушения норм соответствующих нормативных правовых актов, в том числе технических и локальных нормативных правовых актов.
Правовая норма | Вид нарушения | Санкция |
Часть 1 ст.9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) | Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах | Штраф в размере от 5 до 40 базовых величин (далее - БВ) |
Часть 2 ст.9.17 КоАП | То же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. ст.9.17 КоАП изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З. Размеры штрафов за указанные нарушения остались прежними |
Штраф в размере от 15 до 50 БВ |
Часть 4 ст.9.19 КоАП | Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст.9.16-9.18 КоАП и частями 1 и 3 настоящей статьи, причинившие вред работнику | Штраф в размере от 2 до 20 БВ |
Статья 9.20 КоАП | Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Штраф в размере от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 100 БВ |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ (ст.9.20 КоАП в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З) |
Дела об административных правонарушениях, указанные в таблице 2, рассматриваются:
• судом - дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.9.17, частью 4 ст.9.19 КоАП (ст.3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - ПИКоАП) (в редакции от 24.01.2016);
• органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.17, частью 4 ст.9.19, ст.9.20 КоАП (ст.3.23 ПИКоАП);
• органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.20 КоАП (ст.3.7 ПИКоАП);
• органами государственного санитарного надзора - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.17 КоАП (ст.3.10 ПИКоАП).
Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:
• органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде по ст.9.17-9.20 КоАП (п.24 части 1 ст.3.30 ПИКоАП);
• органов, осуществляющих государственный санитарный надзор по ст.9.17 КоАП (п.6 части 1 ст.3.30 ПИКоАП);
• органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по ст.9.20 КоАП (п.16 части 1 ст.3.30 ПИКоАП);
• органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов по ст.9.17 КоАП (п.35 части 1 ст.3.30 ПИКоАП).
Также протоколы об административных правонарушениях имеет право составлять прокурор по ст.9.16 КоАП (п.7 части 2 ст.3.30 ПИКоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2020 г. в ПИКоАП внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 276-З. |
Дисциплинарная ответственность
Таблица 3 | ||
Правовая норма | Понятие дисциплинарного проступка | Меры дисциплинарного взыскания |
Статьи 198-204 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) | Противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) | 1. Замечание. 2. Выговор. 3. Увольнение (пп.4, 5, 7-9 ст.42, п.1 ст.47 ТК). 4. Лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп.3.3 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», далее - Декрет № 5) |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда, в том числе повлекшее тяжелые последствия, предусматривается в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных правовых актах, трудовых договорах (контрактах) работника.
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (п.9 ст.42 ТК).
![]() |
Справочно Под грубым нарушением следует понимать явное нарушение требований правил охраны труда, в том числе: соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях (п.1 ст.232 ТК), которое находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями - увечьем или смертью других работников (часть вторая п.40 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О применении судами законодательства о труде»). |
Увольнение в связи с однократным грубым нарушением правил охраны труда, повлекшим увечье или смерть других работников, является увольнением по дискредитирующим обстоятельствам и влечет в дальнейшем для лица определенные негативные последствия (п.6 Декрета № 5).
Предусмотрены дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе за нарушение правил по охране труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника (подп.2.10 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь. |
В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины подп.1.4 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее - Директива № 1) требует от руководителей государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников.
Причем одним из основных критериев оценки выполнения Директивы № 1 следует считать обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, формирование правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях.
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» разъясняет порядок применения дисциплинарных взысканий.
Если в результате несчастного случая на производстве застрахованному лицу был причинен материальный или моральный вред, то виновные в его причинении лица могут нести ответственность действующего законодательства.
Если в результате нарушения требований охраны труда, несчастного случая на производстве нанимателю, страхователю, организации был причинен материальный ущерб, то работник независимо от привлечения его к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности может быть привлечен к материальной ответственности согласно ст.400-409 ТК.
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» разъясняет порядок привлечения работника к материальной ответственности.
Декрет № 5 изменяет правила удержания из заработной платы, производимые по инициативе нанимателя (ст.408 ТК).
Так, руководители организаций вправе удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в том числе по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами (подп.3.6 п.3 Декрета № 5).
![]() |
Обратите внимание! Подпункт 3.5 п.3 Декрета № 5 предоставляет право руководителям организаций расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы работников Республики Беларусь. При этом указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением трудовых обязанностей, а увольнение по данному основанию производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза. |
11.12.2015
Ольга Гасюкевич, юрист