


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
Действующим законодательством допускается возможность привлечения к дисциплинарной, административной, уголовной и (или) иной ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках.
Административная ответственность
Нарушения порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг), предусмотренные ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), представим в виде таблицы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. в ст.11.16 КоАП на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З внесены изменения (далее - Закон № 95-З). |
Состав правонарушения | Санкция | Часть ст.11.16 КоАП |
Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере до 2 базовых величин (далее - БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств | Часть первая |
Справочно Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п.1 ст.136 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК)). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться п.1 ст.136 БК в редакции Закона РБ от 30.12.2015 № 342-З (далее - Закон № 342-З) | ||
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств | Часть вторая |
Справочно Нецелевое использование средств бюджета - любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п.1 ст.137 БК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться п.1 ст.137 БК в редакции Закона № 342-З. | ||
Пример Использование бюджетных средств не на те цели, на которые они были выделены из бюджета | ||
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % стоимости материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств и использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства | Часть третья |
Пример Приобретение товаров для одних целей, на реализацию которых предоставлено финансирование из бюджета, но фактическое их использование на другие цели | ||
Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным (примечание), если в этих деяниях нет состава преступления | Штраф в размере от 10 до 50 БВ. От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2016 г. административная ответственность по части четвертой ст.11.16 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ (в редакции Закона РБ от 15.07.2015 № 305-З) |
Часть четвертая |
Обратите внимание! Кроме привлечения к административной ответственности в соответствии со ст.419 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Пример Нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь может быть выражено в неназначении секретаря конкурсной комиссии, отсутствии регламента конкурсной комиссии, созданной для проведения конкурса как процедуры государственных закупок, отсутствии сформированного плана государственных закупок, отсутствии необходимых сведений в приглашении к участию в процедуре запроса ценовых предложений, отсутствии установленного порядка подтверждения участниками и оценки конкурсной комиссией технических возможностей участников |
Следует отметить, что ст.23.83 КоАП установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления. Однако нормы данной статьи не применяются в случаях, когда имеются нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями КоАП. Поскольку для процедур государственных закупок закреплены специальные нормы в ст.11.16 КоАП, то применение ст.23.83 КоАП при проведении государственных закупок исключается.
![]() |
Обратите внимание! Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: • неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее - иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года); • неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами; • неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица юридического лица - за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 БВ (ст.5.5 КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. в ст.5.5 КоАП на основании Закона № 95-З внесены изменение и дополнение. |
Контролирующие органы
Полномочиями на осуществление проверок, предметом которых является соблюдение норм законодательства о государственных закупках, наделены:
1) Комитет государственного контроля РБ (далее - КГК) и его территориальные органы. Данные органы осуществляют государственный контроль за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности (ст.7 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»). Соответственно, в данном случае органы КГК рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов КГК (ст.3.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП));
2) органы Министерства финансов РБ (далее - Минфин), включая территориальные органы, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов. Органы Минфина рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Минфина, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов. Финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Минфина, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов (ст.3.15 ПИКоАП).
Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки (внеплановые проверки) в отношении проверяемых субъектов назначаются:
• по поручениям Президента РБ, Премьер-министра РБ;
• Председателем КГК и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей, начальниками управлений Департамента финансовых расследований КГК по областям, по Минской обл. и г.Минску в пределах их компетенции;
• Генеральным прокурором и его заместителями, прокурорами областей, г.Минска и приравненными к ним прокурорами в пределах компетенции;
• руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка - назначена указанными выше лицами по основаниям, включающим в т.ч. использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки (подп.9.1 п.9 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376. Нормы п.9 Указа № 510 соответствуют норме п.12 Указа № 510 в редакции Указа № 376. |
Уголовная ответственность
Возможно привлечение к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РБ, при наличии в деяниях субъектов состава преступления.
Ответственность, предусмотренная законодательством о государственных закупках
Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» не содержит конкретных мер ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках. Статьей 58 данного Закона предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность, установленную законодательными актами.
Кроме КоАП меры ответственности за нарушение норм законодательства о государственных закупках содержатся в Указе Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (далее - Указ). Так, нарушение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о государственных закупках влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ. Необоснованное уклонение государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, влечет наложение штрафа на руководителей государственных заказчиков в размере от 10 до 50 БВ (подп.2.1 п.2 Указа).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2014 г. подп.2.1 п.2 Указа на основании Указа Президента РБ от 16.01.2014 № 39 утратил силу. |
Таким образом, данные основания для привлечения к ответственности «поглощаются» нормами ст.11.16 КоАП.
Примечание. Гражданским кодексом РБ (далее - ГК) предусмотрено, что организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить участнику, выигравшему торги, или лицам, указанным в частях второй и третьей п.5 ст.417 ГК, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2014 г. п.5 ст.417 ГК изложен в новой редакции Законом РБ от 11.07.2014 № 191-З. |
В случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
04.10.2013
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь