


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения закупок в Республике Беларусь в настоящее время, являются:
• Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З);
• Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»; |
• Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).
Однако данные нормативные акты не содержат прямых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о закупках. В частности, согласно ст.58 Закона № 419-З лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность, установленную законодательными актами. Аналогичная формулировка содержится и в п.82 Положения № 88: лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении подрядных торгов (торгов, переговоров), несут ответственность в соответствии с законодательством.
Как правило, за нарушение действующего в Республике Беларусь порядка проведения закупок применяется административная ответственность, установленная нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Но в некоторых случаях нарушение установленных законодательством норм, регулирующих порядок проведения закупок, может повлечь ответственность и на основании норм Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).
Административная ответственность за нарушение порядка проведения закупок
Административные правонарушения в сфере закупок, ответственность за которые установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях | ||
Норма КоАП | Состав правонарушения | Санкция (размер штрафа) |
Статья 23.83 | Нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления, за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП | От 10 до 30 базовых величин (далее - БВ) |
Часть 4 ст.11.16 | Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках; иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь; изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества; уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным |
От 10 до 50 БВ. От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2016 г. административная ответственность по части 4 ст.11.16 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З) |
Часть 1 ст.21.17 | Непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательством случаях подрядных торгов на строительство объектов, торгов при размещении необходимых для этих объектов заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов от 3 000 до 50 000 БВ | До 20 БВ; на индивидуального предпринимателя - до 20 БВ; на юридическое лицо - от 100 до 500 БВ |
Часть 2 ст.21.17 | Деяния, предусмотренные частью 1 ст.21.17 КоАП, но при стоимости строительства объектов от 50 000 БВ и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, кроме указанных в части 1 ст.21.17 КоАП | До 30 БВ; на индивидуального предпринимателя - до 30 БВ; на юридическое лицо - от 500 до 1 000 БВ |
Часть 3 ст.21.17 | Финансирование должностным лицом строительства объектов за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами | От 10 до 30 БВ |
Статья 11.77 | Нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности | До 50 БВ |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. ст.21.17 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З. С 31 января 2018 г. ответственность по ст.11.77 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). |
![]() |
Обратите внимание! Статья 23.83 КоАП является общей нормой, предусматривающей ответственность за любые нарушения установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов. Ответственность по данной статье применяется в случае отсутствия специальных норм, устанавливающих ответственность за отдельные виды таких нарушений. При этом КоАП содержит ряд специальных норм, устанавливающих ответственность за определенные нарушения порядка проведения закупок. |
Ответственность за нарушение в сфере проведения государственных закупок
Статьей 11.16 КоАП установлена ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов и организации государственных закупок товаров. При этом, как указано в вышеприведенной таблице, часть 4 данной статьи устанавливает ответственность за нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, а также за не предусмотренное актами законодательства изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку. Следует отметить, что ответственность по указанной статье применяется при условии, если в вышеуказанных деяниях нет состава преступления, установленного статьями УК.
В настоящее время перечень процедур, применяемых при проведении государственных закупок, определен Законом № 419-З. В соответствии с ним при проведении государственных закупок применяются следующие процедуры: открытый конкурс, закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги.
Таким образом, нарушение порядка проведения указанных процедур государственных закупок влечет ответственность по части 4 ст.11.16 КоАП.
Ответственность за нарушение в сфере проведения закупок за счет собственных средств
Статей 11.77 КоАП установлена ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.
Порядок осуществления таких закупок определен нормами постановления № 229. Вышеуказанные организации обязаны осуществлять закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника (подп.2.1 п.2 постановления № 229). При этом виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией самостоятельно и указываются в соответствующем локальном нормативном акте (порядке осуществления закупок за счет собственных средств) с учетом требований, содержащихся в постановлении № 229.
Ответственность за нарушение порядка проведения закупок в строительной сфере
Еще одной специальной нормой, устанавливающей ответственность за нарушение порядка проведения процедур закупок, является ст.21.17 КоАП. Данной статьей установлена ответственность за нарушение порядка проведения торгов при строительстве объектов. При этом нормы указанной статьи устанавливают ответственность за нарушение порядка проведения таких торгов как при строительстве за счет бюджетных средств, так и при строительстве, финансируемом за счет любых иных источников.
Необходимо также отметить, что диспозиция части 1 ст.21.17 КоАП в качестве противоправного деяния указывает непроведение подрядных торгов или торгов при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для строительства, а также несоблюдение порядка их проведения. При этом для применения ответственности за указанное нарушение по части 1 ст.21.17 КоАП необходимо наличие еще двух критериев, а именно:
1) строительство объекта финансируется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь;
2) стоимость такого строительства от 3 000 до 50 000 БВ.
Ответственность за деяния, установленные частью 1 ст.21.17 КоАП, но при стоимости строительства объектов от 50 000 БВ и более установлена частью 2 данной статьи. При этом ответственность по данной норме наступает вне зависимости от источника финансирования объекта, то есть и при осуществлении строительства за счет собственных средств организации.
Исходя из вышеизложенного ст.21.17 КоАП является специальной нормой, устанавливающей ответственность за непроведение или нарушение порядка проведения процедуры торгов при строительстве объектов.
Однако Указ № 591 предусматривает в ряде случаев обязанность размещения заказов для строительства не путем проведения торгов, а путем процедуры переговоров.
![]() |
Обратите внимание! Установленная Указом № 591 и Положением № 88 процедура переговоров торгами не является. Соответственно, за непроведение такой процедуры или за нарушение установленного порядка ее проведения ответственность по ст.21.17 КоАП применяться не может. |
Однако это не означает, что непроведение процедуры переговоров или нарушение порядка ее проведения не влечет ответственности за такое правонарушение.
Как уже было сказано, ст.11.77 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.
Таким образом, непроведение процедуры переговоров или нарушение порядка ее проведения при осуществлении закупок для объекта, строящегося за счет собственных средств юридических лиц, указанных в диспозиции ст.11.77 КоАП, влечет применение ответственности по данной статье.
Несколько иначе выглядит ситуация в случае проведения процедуры переговоров для строительства при финансировании такой закупки за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов.
Очевидно, что бюджетные средства не относятся к понятию «собственные средства организаций». Соответственно, ответственность за нарушения при проведении процедуры переговоров для закупки, финансируемой за счет бюджетных средств, по ст.11.77 КоАП не наступает.
В то же время согласно подп.1.3 п.1 Указа № 591 до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется. Соответственно, на такие закупки не распространяется действие норм Закона № 419-З.
Однако неприменение до вышеуказанного срока законодательства о государственных закупках к процедурам закупок в строительстве не означает, что такие закупки, проводимые за счет бюджетных средств, не подпадают под определение понятия «государственная закупка». Следует напомнить, что понятие «государственная закупка» содержится и в иных нормативных актах. В частности, п.2 ст.1 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) определено, что государственной закупкой является приобретение заказчиками товаров, работ, услуг и иные закупки за счет бюджетных, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством о закупках, а также отношения, связанные с исполнением договоров (контрактов) о закупках.
Таким образом, при нарушении порядка проведения процедуры переговоров, проводимых для закупки, финансируемой за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, ответственность должна наступать по части 4 ст.11.16 КоАП (нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь).
Следует напомнить еще об одной специальной норме КоАП, устанавливающей ответственность за правонарушения, совершаемые при проведении закупок в строительстве. Частью 3 ст.21.17 КоАП установлена ответственность за финансирование должностным лицом строительства объектов за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами.
Таким образом, если заказчиком будет начато финансирование строительства без проведения подрядных торгов в случаях, когда их проведение является обязательным, то кроме ответственности по части 1 или 2 ст.21.17 КоАП должностные лица будут нести ответственность и по части 3 той же статьи.
Уголовная ответственность за нарушение порядка проведения закупок
Статьей 251 УК установлена ответственность за срыв публичных торгов. В соответствии с данной нормой совершение с корыстной целью действий, приведших к срыву публичных торгов в ущерб собственнику имущества или иному лицу, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 3 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет.
Применение ответственности по указанной статье обусловлено наличием двух обязательных признаков субъективной стороны преступления, а именно: прямой умысел и корыстная цель при совершении преступления. Таким образом, для привлечения лица к ответственности за совершение такого преступления необходимо установить, что виновное лицо осознавало, что своими действиями оно срывает проведение публичных торгов, и желало совершить данные действия в ущерб собственнику имущества или иному лицу. При этом также необходимо установить, что лицо, совершившее указанные действия, стремилось получить имущественную выгоду.
Следует отметить, что ст.251 УК является специальной нормой, регулирующей ответственность в сфере закупок. Вместе с тем в деяниях лиц, осуществляющих организацию и проведение закупок, могут быть выявлены признаки иных преступлений, предусмотренных УК. В частности, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений по соответствующим частям ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями), ст.425 (бездействие должностного лица), ст.427 (служебный подлог), ст.428 (служебная халатность), ст.430 (получение взятки) УК и т. д.
Иные последствия нарушения законодательства о закупках
Говоря об ответственности за нарушения норм законодательства при осуществлении закупок, нужно упомянуть о некоторых последствиях, наступающих в результате таких нарушений.
В соответствии со ст.419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Аналогичные нормы содержатся и в ст.57 Закона № 419-З: процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица (п.1). При этом признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (п.2).
Как видно из приведенной нормы, в отличие от ст.419 ГК, определяющей возможность признания недействительной только процедуры торгов, Закон № 419-З предоставляет возможность признать недействительной любую процедуру государственной закупки, проведенную с нарушением законодательства.
Однако следует учитывать, что не всякое нарушение порядка проведения процедуры закупки может являться основанием для признания ее недействительной.
Пунктом 6 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» (далее - постановление № 25) установлено, что основанием для признания торгов недействительными могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов.
К таким нарушениям правил проведения торгов могут относиться:
• нарушение порядка и сроков извещения сторон;
• проведение торгов ранее назначенных сроков;
• отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п.2 ст.418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);
• необоснованный отказ в допуске лица к участию в открытых торгах;
• несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;
• признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;
• продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;
• выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;
• иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов (п.8 постановления № 25).
При этом постановлением № 25 определено, что при рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным. Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют.
В случае если торги были проведены с нарушениями, которые могли повлиять на их результаты, заинтересованные лица до заключения по результатам торгов договора могут обжаловать их результаты непосредственно организатору торгов. Такая жалоба может быть рассмотрена в общем порядке рассмотрения жалоб, установленном законодательством.
Однако в случае если договор по результатам процедуры закупки, проведенной с нарушениями, уже заключен, обжалование действий организатора процедуры следует осуществлять в судебном порядке путем подачи иска о признании процедуры закупки недействительной. При этом нужно иметь в виду, что признание процедуры закупки недействительной влечет не расторжение договора, заключенного по результатам такой процедуры, а признание такого договора недействительным.
Согласно п.1 ст.167 ГК сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). При этом исходя из ст.168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. Соответственно, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.
15.05.2015
Максим Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»