Пособие от 24.06.2015
Автор: Навойчик Ю.

Ответственность за самовольное строительство


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Понятие самовольного строительства

Самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин (ст.21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее - КоАП).

Самовольное строительство - деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:

• на самовольно занятом земельном участке.

 

Обратите внимание!

Самовольное занятие земельного участка влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 300 базовых величин (ст.23.41 КоАП);

 

• на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение.

 

Обратите внимание!

Нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 25 базовых величин, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин (часть 3 ст.15.10 КоАП).

Нарушение должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа (далее - исполком) порядка формирования, изъятия и предоставления земельных участков, установленных законодательными актами сроков рассмотрения заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о предоставлении земельных участков, порядка и сроков работы комиссии по выбору места размещения земельного участка, согласования документов, необходимых для принятия решений об изъятии и предоставлении земельных участков, сроков принятия таких решений, порядка перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам влечет наложение штрафа в размере до 5 базовых величин.

Незаконный отказ должностного лица местного исполнительного и распорядительного органа в предоставлении и изъятии земельного участка либо в заключении договора аренды земельного участка, а равно непринятие мер по предоставлению и изъятию земельного участка в установленные сроки либо нарушение порядка предоставления и распространения информации о свободных (незанятых) земельных участках влекут наложение штрафа в размере от 3 до 30 базовых величин (ст.23.80 КоАП);

 

• без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть первая п.1 ст.223 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

На практике контролирующими органами наиболее часто выявляются нарушения, связанные со строительством, реконструкцией (пристройкой, надстройкой, перестройкой) капитальных строений (зданий, сооружений):

• без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию;

• без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством.

Проанализируем нормы и правила законодательства, соблюдение которых позволит избежать указанных нарушений.

Подготовка и выдача разрешительной документации на строительство объектов

В п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее - Положение № 223), перечислены документы, которые включаются в разрешительную документацию на строительство.

 

При предоставлении земельного участка в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 сентября 2015 г. из названия вышеназванного Положения слова «в г. Минске и областных центрах» исключены на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.06.2015 № 244
 
 
1. Акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный председателем Минского городского исполнительного комитета или городского исполнительного комитета областного центра (далее - горисполком), с прилагаемыми архитектурно-планировочным заданием, заключениями согласующих организаций, техническими условиями на инженерно-техническое обеспечение объекта.
2. Решение горисполкома об изъятии и предоставлении земельного участка и разрешении строительства объекта (подп.4.1 п.4 Положения № 223).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. Положение № 223 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785.
     
При предоставлении земельного участка в случае, если необходимо предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным вышеназванным Указом № 667 (далее - Положение № 667)
 
 
1. Акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный председателем исполкома, согласованный председателем областного исполнительного комитета в случаях, предусмотренных в п.19 Положения № 667.
2. Решение исполкома об изъятии и предоставлении земельного участка.
3. Архитектурно-планировочное задание.
4. Технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (подп.4.2 п.4 Положения № 223)
     
При предоставлении земельного участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае, если не требуется предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением № 667
 
 
1. Решение исполкома или администрации свободной экономической зоны об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта;
решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта.
2. Архитектурно-планировочное задание.
3. Заключения согласующих организаций.
4. Технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
5. Градостроительный паспорт земельного участка в случаях, если его разработка предусмотрена законодательством (подп.4.3 п.4 Положения № 223)
     
При возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке
 
 
1. Решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта.
2. Разрешение Министерства культуры на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях.
3. Архитектурно-планировочное задание.
4. Заключения согласующих организаций.
5. Технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (подп.4.4 п.4 Положения № 223)
     
При возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке
 
 
1. Решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории с прилагаемыми архитектурно-планировочным заданием и заключениями согласующих организаций.
2. Технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта (подп.4.5 п.4 Положения № 223)

 

Обратите внимание!

Производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (п.4 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11; далее - Инструкция № 11).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений.

 

В случае прекращения действия разрешения выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Инструкцией № 11 (п.17 Инструкции № 11).

Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387. В их числе:

объекты строительства:

• предназначенные для временного пользования инвестором, заказчиком, застройщиком, подрядчиком в период производства строительных работ, расположенные на территории строительства, а также передвижные, инвентарные вагончики;

• памятники, скульптуры, гробницы, часовни, кресты и фигуры, устанавливаемые на территориях кладбищ, а также находящиеся в ведении церковной администрации;

• хозяйственные одноэтажные постройки, пристройки площадью до 30 м2, связанные с сельскохозяйственным производством, дополняющие усадебную застройку в сельской местности;

• временные строительные объекты, являющиеся исключительно выставочными экземплярами, не выполняющие никаких потребительских функций и расположенные на специально отведенной для этих целей территории;

• садовые домики, хозяйственные строения и сооружения, необходимые для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей;

• ограждения приусадебных участков индивидуальных жилых домов;

• индивидуальные жилые дома высотой до двух этажей включительно с инженерным обеспечением и хозяйственные постройки (пристройки) на придомовой территории (кроме жилых домов, возводимых в сельскохозяйственных организациях с государственной поддержкой) и т. д.;

объекты ремонта (реконструкции) зданий, сооружений и благоустройства:

• на которых выполняются работы, отнесенные в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами к работам по текущему ремонту зданий, сооружений и благоустройству;

• жилые помещения (квартиры) в эксплуатируемых многоквартирных жилых домах;

• отнесенные к пятому классу сложности, а также объекты, на которых выполняются аварийно-восстановительные работы;

объекты ремонта, реконструкции зданий (отдельных помещений), на которых выполняются работы, не затрагивающие несущей способности конструкций, кроме объектов, на которых предусматривается выполнение тепловой модернизации, и объектов капитального ремонта многоквартирных жилых домов, финансируемых полностью либо частично за счет бюджетных средств, а также платы за капитальный ремонт, вносимой в установленном законодательством порядке.

При этом в целях отличия ремонта от реконструкции необходимо учитывать положения технического кодекса установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250))» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 № 172; далее - ТКП 45-1.01-4-2005; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/164070/203187), согласно которым:

• ремонт объекта (repairs) - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта, в том числе по устранению его мелких повреждений и неисправностей, а также предупреждению его износа, не относящихся к реконструкции объекта (п.3.3.10 ТКП 45-1.01-4-2005);

• капитальный ремонт объекта строительства (capital repairs) - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществленных путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства (п.3.3.4 ТКП 45-1.01-4-2005);

• текущий ремонт объекта (running repairs) - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта (п.3.3.19 ТКП 45-1.01-4-2005);

• реконструкция объекта (reconstruction) - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них (п.3.3.9 ТКП 45-1.01-4-2005).

 

Справочно

При определении видов работ рекомендуем воспользоваться пособием-навигатором «Классификация видов работ в строительстве».

Ответственность заказчика, подрядчика при самовольном строительстве

При применении ст.21.12 КоАП возникают вопросы по определению субъекта административной ответственности, поскольку согласно подп.1.4.3 п.1 перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства (приложение к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4) получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ в установленном порядке - одна из функций заказчика, застройщика.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июня 2018 г. подп.1.4.3 п.1 перечня № 4 на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.05.2018 № 24 изложен в новой редакции: направление уведомления органам государственного строительного надзора о начале производства строительно-монтажных работ, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор.

 

До начала строительства объекта заказчик должен оформить и передать подрядной строительной организации копию разрешения, выданного органом контроля и надзора за строительством, на производство строительно-монтажных работ (кроме объектов, на строительство которых не требуется получения такого разрешения).

Подрядчик же имеет право приступать к производству строительно-монтажных работ только при наличии у него разрешения. Заказчик должен передать подрядчику проектную документацию с отметками «К производству работ» на каждом листе проекта, а также соответствующие документы по вывозу строительных отходов и мусора в места их переработки и (или) утилизации (п.3.2 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396)).

Таким образом, исходя из применения норм уточняющего характера, изложенных в указанном выше ТКП 45-1.03-161-2009, подрядчик должен нести ответственность по ст.21.12 КоАП (наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин), а заказчик - по части 1 ст.21.3 КоАП (наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо - от 25 до 100 базовых величин).

Разработка проектной документации

После получения в установленном порядке разрешительной документации разрабатывается проектная документация.

Порядок разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, а также порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства установлен Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее - постановление № 1476).

Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы.

Утверждению подлежат:

• архитектурный проект (при проектировании в две стадии), архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию);

• проектная документация очереди строительства, пускового комплекса;

• сметная стоимость каждого пускового комплекса, каждой очереди строительства (при выделении в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов), а также объекта в целом;

• проектная документация в качестве типового проекта (п.42 указанного Положения).

 

Обратите внимание!

Утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.

 

Порядок проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) установлен Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением № 1476 (далее - Положение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

 

Государственной экспертизе подлежит документация, указанная в п.11 Положения.

Не является обязательной государственная экспертиза градостроительной и проектной документации, указанной в приложении 1 к Положению.

В то же время строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - от 20 до 300 базовых величин (ст.21.19 КоАП).

В этой связи на практике возникают вопросы: какой состав будет общим, а какой специальным относительно рассматриваемого нарушения, поглощается ли один состав другим?

Как правило, ст.21.19 КоАП применяется в случае отсутствия необходимости получать разрешение органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ и наличия неутвержденной проектно-сметной документации либо не прошедшей обязательную государственную экспертизу.

Однако если разрешение необходимо, а оно отсутствует, как и проектно-сметная документация (либо она не прошла обязательную государственную экспертизу, либо не утверждена в установленном порядке), должна применяться исключительно ст.21.12 КоАП, поскольку получение разрешения невозможно без разработанной и утвержденной проектно-сметной документации.

Применительно к определению самовольного строительства, приведенному в ст.223 Гражданского кодекса Республики Беларусь, под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.

Тем не менее нужно иметь в виду, что административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры предусмотрена также частью 1 ст.21.3 КоАП.

Таким образом, при оценке нарушений градостроительных и строительных норм и правил на предмет их квалификации необходимо учитывать последствия совершения данных нарушений.

 

24.06.2015

 

Юрий Навойчик, юрист