


Материал помещен в архив
ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности
2. Понятие внешнеторговой операции
3. Основные понятия, используемые в Указе № 178
4. Внешнеторговые операции, на которые не распространяется действие Указа № 178
5. Ограничения в порядке расчетов
6. Срок исполнения внешнеторговых договоров
7. Порядок расчетов по внешнеторговым договорам
8. Продление сроков завершения внешнеторговых операций
9. Ответственность за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций
10. Исчисление сроков проведения внешнеторговых операций в соответствии с Указом № 178
11. Способы завершения внешнеторговой операции, порядок расчетов
12. Регистрация внешнеторговой сделки
13. Особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров
14. Функции банков как агентов валютного контроля
15. Обязательная продажа иностранной валюты
16. Покупка иностранной валюты для осуществления расчетов по внешнеторговой сделке
17. Ограничения на проведение авансовых платежей
Нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере регламентации внешнеторговой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 (далее - Указ № 178).
Существенные коррективы в схему осуществления внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь были внесены Указом Президента РБ от 19.02.2009 № 104 (далее - Указ № 104), который вступил в силу с 1 апреля 2009 г.
Договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг является внешнеторговым. Это означает, что при заключении данного договора и проведении внешнеторговой операции резиденту необходимо руководствоваться Указом № 178.
Понятие внешнеторговой операции
С принятием Указа № 104 поменялся и сам подход к понятию «внешнеторговая операция». Если в соответствии с прежней редакцией Указа № 178 под внешнеторговой операцией понималась каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации (в случаях, когда таможенное оформление не производится, - по отдельному товаросопроводительному документу), каждый этап выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), оформленный отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иным документом, предусмотренным законодательством, подтверждающим факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции, а также каждый проведенный (полученный) по этим операциям платеж, то с 1 апреля 2009 г. внешнеторговая операция это:
- каждая экспортная отгрузка товаров по отдельной таможенной декларации в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных отгрузок, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение 1 дня по соответствующим таможенным декларациям, оформленным одним таможенным органом, а в случае, когда таможенное оформление не производится, - по отдельному товаросопроводительному документу (документам), которая должна быть завершена поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными в Указе № 178;
- каждый этап выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных этапов, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение 1 дня), оформленный актом о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности либо иным документом (иными документами), предусмотренным законодательством Республики Беларусь либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, который должен быть завершен поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными Указом № 178;
- каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность платежей, проведенных в рамках одного внешнеторгового договора одним банком в течение 1 операционного дня), который должен быть завершен получением товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнением работ, оказанием услуг либо иными способами, предусмотренными Указом № 178.
Основные понятия, используемые в Указе № 178
Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 178:
- экспорт - передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту;
- импорт - получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента;
- экспортер (импортер) - резидент, заключивший внешнеторговый договор;
- товары - движимые вещи (за исключением денег и ценных бумаг), а также перемещаемое имущество, приравненное к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами.
К нерезидентам согласно Указу № 178 относятся:
- физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- международные организации, их филиалы и представительства;
- филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
К резидентам относятся:
- физические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
- филиалы и представительства резидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Внешнеторговые операции, на которые не распространяется действие Указа № 178
Указ № 104 существенно расширил перечень внешнеторговых операций, на которые не распространяется Указ № 178. Более того, Нацбанку РБ предоставлено право определять иные операции, не подпадающие под действие Указа № 178.
Так, действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции:
1) проводимые:
- между резидентами и нерезидентами по договорам, предусматривающим передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг) независимо от того, является арендатором или арендодателем резидент либо нерезидент, а также от места нахождения имущества, передаваемого в аренду, финансовую аренду (лизинг);
- между резидентами и нерезидентами в рамках выполнения административных процедур;
- в соответствии с договорами страхования (всех видов), договорами займа и кредитными договорами;
- представительствами (филиалами) резидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями Республики Беларусь, находящимися за пределами Республики Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений;
- в соответствии с внешнеторговыми договорами, по условиям которых фактическими получателями охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг выступают физические лица - резиденты либо физические лица - нерезиденты;
- на территории Республики Беларусь резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений;
- на территории Республики Беларусь резидентами с физическими лицами - нерезидентами по реализации резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ и услуг) для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
2) относимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь к банковским операциям (перечень банковских операций содержится в ст.14 Банковского кодекса РБ);
3) расчеты по которым осуществляются:
- физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Республики Беларусь;
- через счета резидентов (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями - через корреспондентские счета), открытые в банках-нерезидентах (в т.ч. счета, на которых отражаются обязательства резидентов перед банками-нерезидентами);
4) иные операции, предусмотренные Нацбанком РБ.
В соответствии с подп.1.1 п.1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее - постановление № 101) к иным операциям, на которые не распространяется действие Указа № 178, относятся внешнеторговые операции, проводимые:
- резидентами за пределами Республики Беларусь при осуществлении выездной розничной торговли;
- при реализации нефтепродуктов, топлива и иных сопутствующих товаров нерезидентам через автозаправочные станции на территории Республики Беларусь, а также резидентам через автозаправочные станции за пределами Республики Беларусь. При этом под сопутствующими товарами подразумеваются товары, отпускаемые через розничную сеть автозаправочных станций, предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемого транспорта;
- при передаче на возмездной основе резидентам авиационного топлива, спецжидкостей и иных сопутствующих товаров для воздушных судов в аэропортах (аэродромах) за пределами и на территории Республики Беларусь, а также нерезидентам в аэропортах (аэродромах) на территории Республики Беларусь, несмотря на наличие внешнеторгового договора на оказание услуг, предусматривающего отдельно от оплаты услуг оплату авиационного топлива, спецжидкостей и иных сопутствующих товаров;
- при передаче на возмездной основе резидентам топлива, спецжидкостей и иных сопутствующих товаров за пределами Республики Беларусь для морских судов, а также на территории и за пределами Республики Беларусь для речных судов, находящихся в собственности (арендованных, зафрахтованных) резидента, несмотря на наличие внешнеторгового договора на оказание услуг, предусматривающего отдельно от оплаты услуг оплату топлива, спецжидкостей и иных сопутствующих товаров для морских (речных) судов;
- при передаче на возмездной основе резидентам для железнодорожного и автомобильного транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов либо пассажиров за пределами Республики Беларусь, запасных частей, топлива, масел, иных принадлежностей, необходимых для поддержания их в исправном состоянии, либо при приобретении необходимых принадлежностей, требующихся для перевозки грузов либо пассажиров резидентами по территории иностранных государств, в случае, когда транспортное средство признано уничтоженным (похищенным, конфискованным);
- республиканским унитарным предприятием почтовой связи «Белпочта» с нерезидентами за международный почтовый обмен, услуги по перевозке и доставке почты и печатных средств массовой информации, по иным расчетам с Всемирным почтовым союзом;
- при реализации физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями - резидентами, нерезидентам товаров, произведенных в Республике Беларусь, расчеты по которым осуществляются указанными физическими лицами наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь.
Ограничения в порядке расчетов
Важной особенностью применения Указа № 178 является запрет при экспорте на расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, если иное не определено Нацбанком РБ. Другими словами, резидент не вправе заплатить резиденту-экспортеру по экспортному внешнеторговому договору белорусские рубли за нерезидента. Иное определено в подп.1.2 п.1 постановления № 101: при экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, допускаются в случае оплаты товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемых подчиненным Управлению делами Президента РБ организациям, осуществляющим санаторно-курортное лечение и расположенным на территориях других государств, за счет денежных средств, полученных от реализации путевок указанных учреждений через государственное учреждение «Центр по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента РБ.
Срок исполнения внешнеторговых договоров
Отдельно необходимо упомянуть сроки исполнения внешнеторговых договоров.
Как следует из подп.1.4 п.1 Указа № 178, резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:
- при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
- при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
Иначе говоря, как только резидент исполнил свои обязательства по внешнеторговому договору (передал товар, охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, выполнил работы, оказал услуги по экспорту либо осуществил платеж по импорту), сразу начинают исчисляться сроки, установленные Указом № 178. Если же товар поступил резиденту по импортному внешнеторговому договору, а платежа не было либо перечислены деньги экспортеру, а отгрузки не было, то сроки в данном случае не исчисляются, так как экономика Республики Беларусь в данном случае не страдает.
Национальный банк РБ вправе определить иные сроки прекращения обязательств по отдельным видам договоров на осуществление внешнеторговых операций. Такие сроки установлены в постановлении № 101:
1) резиденты при экспорте обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций нерезидентами в следующие сроки:
- по договорам, предусматривающим поставку калийных удобрений, - не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки товаров;
- по договорам, предусматривающим поставку дорогостоящей (свыше 100 тыс. евро) автотракторной техники и запасных частей, необходимых для технического обслуживания данной техники, - не позднее 720 календарных дней с даты отгрузки товаров;
- по договорам, предусматривающим выполнение (оказание) проектно-изыскательских и (или) строительных работ (услуг) на территории Боливарианской Республики Венесуэла, - не позднее 365 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (услуг);
2) резиденты при импорте обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций в следующие сроки с даты проведения платежа:
- по договорам, которые заключены банками в целях обеспечения осуществления ими международных межбанковских расчетов и по условиям которых расчеты осуществляются с использованием корреспондентских счетов, открытых в банках Республики Беларусь, - не позднее 365 календарных дней;
- по договорам, предусматривающим получение резидентом периодических изданий, - не позднее 365 календарных дней;
- по договорам, заключаемым в ходе строительства и ввода в эксплуатацию многофункционального комплекса в г.Минске в границах улиц Я.Купалы-М.Богдановича-р.Свислочь с участием Государственного генерального резервного фонда Султаната Оман, - не позднее 365 календарных дней.
Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные сроки прекращения обязательств по внешнеторговым операциям, то применяются правила таких международных договоров Республики Беларусь.
Важной новацией является появление нормы, обязывающей резидентов в сроки, установленные Указом № 178, обеспечить при импорте поступление товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Порядок расчетов по внешнеторговым договорам
Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Нацбанка РБ, выдаваемых по ходатайству Совета Министров РБ либо иного государственного органа. В письме Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 01.07.2009 № 31/520-178/53-02/5252 «О разъяснении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178» установлена процедура рассмотрения вопросов разрешения импортерам осуществлять расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, а также определен перечень документов, представляемых импортером для получения указанного разрешения.
Разрешения выдаются Нацбанком РБ для осуществления импортерами расчетов по внешнеторговым операциям в рамках внешнеторговых договоров, предусматривающих импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь.
Для получения разрешения импортер представляет в соответствующий государственный орган (организацию) следующие документы:
- заявление с обоснованием необходимости получения разрешения, содержащее учетный номер плательщика; номер и дату заключения внешнеторгового(ых) договора(ов) либо иных документов, посредством которых оформлено его (их) заключение; регистрационный номер сделки (при его наличии), присваиваемый банком в соответствии с законодательством; сумму внешнеторгового(ых) договора(ов); наименование и страну регистрации нерезидента, являющегося стороной по внешнеторговому договору; иные сведения по усмотрению импортера, способствующие рассмотрению заявления по существу;
- заверенные импортером копии соответствующего(их) внешнеторгового(ых) договора(ов) либо иных документов, посредством которых оформлено его (их) заключение.
Продление сроков завершения внешнеторговых операций
Исходя из подп.1.5 п.1 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций, установленные в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 178, могут быть продлены (без взимания платы) по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами, по заявлению резидента Нацбанком РБ (его главными управлениями по областям) в установленном им порядке.
Основным документом, регламентирующий порядок получения разрешения Нацбанка РБ на продление срока завершения внешнеторговой операции, является Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 (далее - Инструкция № 52; постановление № 52).
В соответствии с п.4 Инструкции № 52 в случае, если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции (далее - разрешение):
1) главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ:
- при экспорте - если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 90 календарных дней;
- при импорте - если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 60 календарных дней.
Разрешения подписываются Председателем Правления Нацбанка РБ либо его заместителем, направляющим деятельность Главного управления валютного регулирования и валютного контроля (подп.2.1 п.2 постановления № 52).
2) главного управления Нацбанка РБ по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения):
- при экспорте - если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 90 календарных дней;
- при импорте - если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 60 календарных дней.
Разрешения подписываются начальником главного управления Нацбанка РБ по области либо его заместителем (подп.2.2 п.2 постановления № 52).
В случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, резидент обязан получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции (п.5 Инструкции № 52).
В случае если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством срока ее завершения, резидент обязан получить в Главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Нацбанка РБ по области) разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции до истечения установленного законодательством срока завершения этой операции (п.7 Инструкции № 52).
Для получения разрешения или внесения изменений и (или) дополнений в ранее выданное разрешение резидент представляет в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) следующие документы:
1) письменное заявление произвольной формы, содержащее:
- описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы);
- сумму внешнеторговой операции;
- запрашиваемый срок завершения внешнеторговой операции с указанием конкретной даты ее завершения;
- обоснование продления завершения внешнеторговой операции, по которой испрашивается получение разрешения.
В заявлении, подписанном руководителем юридического лица (уполномоченным им лицом) или индивидуальным предпринимателем, в обязательном порядке указываются местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя, контактные телефоны;
2) копию документа(ов), посредством которого(ых) оформлена внешнеторговая операция;
3) информацию от контрагента по сделке, письменно подтверждающего невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств (при ее наличии);
4) копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при их наличии);
5) копию разрешения, выданного главным управлением Нацбанка РБ по области (при его наличии);
6) ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ (представляется для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка РБ по области), за исключением юридических лиц, подчиненных Управлению делами Президента РБ, другому государственному органу и иной государственной организации, подчиненным Президенту РБ, Национальной академии наук Беларуси.
Резидент имеет право представить также иные документы, не определенные в перечне документов.
Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) вправе запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения и контроля за исполнением сроков.
Следует обратить внимание, что верность копий, представляемых в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области), документов должна быть засвидетельствована подписью руководителя (его заместителя) юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченными им лицами и печатью. Применение факсимильной подписи не допускается. Документы и (или) их копии представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь. Ответственность за достоверность представленных документов и (или) их копий несет заявитель.
Пунктом 15 Инструкции № 52 предусмотрено, что выдача разрешения либо письменного отказа в выдаче разрешения с указанием причин осуществляется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка РБ области) в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области).
В случае если Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка РБ по области) запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в выдаче разрешения не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) всей дополнительно запрошенной информации (п.16 Инструкции № 52).
Письменный отказ в выдаче разрешения Главного управления валютного регулирования и валютного контроля (главного управления Нацбанка РБ по области) на продление сроков завершения внешнеторговых операций может быть дан за подписью заместителя Председателя Правления Нацбанка РБ, направляющего деятельность Главного управления валютного регулирования и валютного контроля, либо начальника Главного управления валютного регулирования и валютного контроля (начальника главного управления Нацбанка РБ по области или его заместителя) (подп.2.3 п.2 постановления № 52).
Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) вправе отказать резиденту в выдаче разрешения в случае:
- представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;
- если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;
- если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением (п.23 Инструкции № 52).
В случае установления Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка РБ по области) при рассмотрении представленных заявителем документов фактов превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения разрешения в Главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Нацбанка РБ по области), Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) направляет информацию о выявленных нарушениях в соответствующие органы Комитета государственного контроля РБ.
Информация направляется в Комитет государственного контроля РБ по итогам работы за отчетный месяц письмом в произвольной форме с указанием наименования резидента, учетного номера плательщика, номера и даты внешнеторгового договора с приложением копий соответствующих документов, а также информация о выдаче разрешения либо отказе в выдаче разрешения (подп.2.7 п.2 постановления № 52).
В выдаваемом разрешении устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции (п.6 Инструкции № 52).
При выдаче разрешения срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты начала внешнеторговой операции по дату, указанную резидентом в заявлении на продление срока завершения внешнеторговой операции (п.8 Инструкции № 52).
Согласно п.10 Инструкции № 52 в случае, если резидент обратился с заявлением на получение разрешения на продление срока завершения нескольких внешнеторговых операций по одному внешнеторговому договору и срок завершения по данным внешнеторговым операциям совпадает, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) выдает одно разрешение. В выдаваемом разрешении указываются номера и даты всех документов, которыми оформлены внешнеторговые операции, перечисленные в заявлении.
Разрешение выдается по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 52 (п.11 Инструкции № 52).
Для рассмотрения вопроса о повторном продлении срока завершения внешнеторговой операции резидент представляет в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) те же документы, что и на получение нового разрешения (п.20 Инструкции № 52).
В случае если резидент обратился с заявлением о повторном продлении срока завершения внешнеторговой операции, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) рассматривает вопрос о выдаче нового разрешения (п.21 Инструкции № 52).
Ответственность за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций
При проведении внешнеторговой операции необходимо обратить внимание на следующие составы административных правонарушений.
Статья 11.36 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответственность за превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере разницы между этими суммами.
Статьей 11.37 КоАП установлена ответственность за превышение сроков проведения внешнеторговых операций, в частности:
1) необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту - влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции;
2) необеспечение лизингодателем при исполнении договора международного лизинга своевременных поступлений лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга лизингополучателю - нерезиденту Республики Беларусь, поступления предмета лизинга на территорию Республики Беларусь в случае его возврата либо завершения указанного договора иным предусмотренным законодательством для международного лизинга способом в сроки, установленные законодательными актами, - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 2 % не полученных (не поступивших) в установленный срок лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга, стоимости не поступившего в установленный срок предмета лизинга за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств либо стоимости предмета лизинга.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст.11.36 и 11.37 КоАП, не применяется в подтвержденных документами случаях, если:
- товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
- произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
- товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;
- возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Исчисление сроков проведения внешнеторговых операций в соответствии с Указом № 178
Согласно подп.1.6 п.1 Указа № 178 установленные в данном Указе сроки исчисляются согласно времени часового пояса, в котором находится Республика Беларусь. Начало исчисления и течение этих сроков определяются положениями ст.192, 194 и 195 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).
Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом РБ. Если в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, датой отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке, а датой поступления товаров - дата их оприходования в установленном порядке импортером.
Датой поступления денежных средств от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг считается дата их зачисления на счет экспортера в банке, а в случаях, предусмотренных законодательством, - на счета в банках-нерезидентах, кроме случаев, перечисленных в подп.1.8 п.1 Указа № 178.
Способы завершения внешнеторговой операции, порядок расчетов
В соответствии с подп.1.7 п.1 Указа № 178 при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:
- поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору;
- получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;
- возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
- поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией);
- неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров РБ совместно с Нацбанком РБ.
Пунктом 1 постановления Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» установлено, что при экспорте внешнеторговая операция в установленные Указом № 178 сроки может быть завершена путем:
- полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;
- полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;
- проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
- обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;
- прекращения обязательств новацией;
- прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.
Из п.1 постановления Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» следует, что датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается:
- при полном или частичном зачете встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении, а также при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга - дата совершения стороной, получившей оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований;
- при проведении безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, - дата подписания сторонами документа, которым в соответствии с международными договорами оформлены взаимные безналичные расчеты, осуществляемые на основе клиринга;
- при осуществлении обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров, объемов охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены, - дата поступления товаров (дата передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг);
- при прекращении обязательств новацией - дата подписания сторонами документа, которым оформляется замена первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;
- при прекращении обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами, - дата поступления товаров и денег (выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), передаваемых (выполняемых, оказываемых) в качестве отступного.
Исходя из подп.1.8 п.1 Указа № 178 поступление денежных средств при завершении внешнеторговой операции осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств:
- используемых при расчетах, производимых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
- направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;
- направленных нерезидентами на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;
- полученных от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направленных на оплату расходов по их проведению;
- полученных представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемых для этих целей;
- направляемых нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом. При этом новый кредитор становится экспортером согласно подп.1.1 п.1 Указа № 178;
- причитающихся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленных ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд);
- причитающихся экспортерам в иных случаях, определенных Нацбанком РБ.
В силу подп.1.6 п.1 постановления № 101 при экспорте денежные средства по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах открытого акционерного общества (ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа», могут быть зачислены на счет указанного общества, открытый в банке Республики Беларусь. Датой завершения внешнеторговой операции при экспорте в данном случае считается дата поступления денежных средств от экспорта на счет указанного общества, открытый в банке Республики Беларусь.
По общему правилу датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета импортера. Однако здесь есть некоторые исключения.
1. В случаях проведения расчетов с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами; путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам; посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям датой проведения платежа признается дата списания денежных средств со счета банка.
2. При проведении расчетов со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом, датой проведения платежа считается дата списания денежных средств со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга.
3. В иных случаях, установленных Нацбанком РБ, такую дату определяет Нацбанк РБ.
В соответствии с подп.1.9 п.1 Указа № 178 при импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:
- получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг и платы за них согласно внешнеторговому договору;
- получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;
- получения денежных средств по банковской гарантии;
- возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги;
- неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров РБ совместно с Нацбанком РБ.
Согласно подп.1.10 п.1 Указа № 178 при импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых:
- с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
- со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером в соответствии с подп.1.1 п.1 Указа № 178;
- путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
- посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
- в иных случаях, определенных Нацбанком РБ.
В соответствии с подп.1.7 п.1 постановления № 101 при импорте расчеты по внешнеторговым операциям могут осуществляться:
- со счетов нерезидентов при исполнении ими обязательств перед резидентами по договору предоставляемого нерезидентом займа, если такой порядок предоставления займа установлен в соответствующем договоре. Датой проведения платежа по импорту считается дата зачисления денежных средств на счет нерезидента, с которым резидентом заключен внешнеторговый договор;
- со счетов страховых организаций - резидентов при исполнении ими обязательств перед резидентами по договорам страхования. Датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета страховой организации - резидента;
- со счета ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах указанного общества. Датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», открытого в банке Республики Беларусь.
Регистрация внешнеторговой сделки
Еще один весьма важный момент, на который необходимо обратить внимание - регистрация сделки.
Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 178 регистрация сделки - проставление на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - на каждом отдельно подписанном приложении к внешнеторговому договору), оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).
Основные нормативные акты, регламентирующие порядок регистрации сделки:
- Указ № 178;
- Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).
Исходя из подп.1.11 п.1 Указа № 178 по каждому внешнеторговому договору (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, за исключением внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера).
По поводу предварительного исполнения нерезидентом своих обязательств в полном объеме Нацбанк РБ в письме от 14.07.2009 № 53-14/5505 «О внешнеторговых операциях» разъяснил следующее.
В соответствии с частью первой подп.1.11 п.1 Указа № 178 регистрация сделки не осуществляется по внешнеторговым договорам, предусматривающим предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме. При применении данной нормы Указа № 178 экспортер (импортер) для определения необходимости регистрации сделки, например, по договорам купли-продажи товаров руководствуется условиями расчетов по внешнеторговому договору и фактическим порядком исполнения договора. Так, если условиями расчетов по внешнеторговому договору, например, по импорту товаров, предусмотрено предварительное поступление товаров от нерезидента до проведения импортером платежей и фактически на протяжении всего времени исполнения данного договора будут соблюдаться вышеназванные условия расчетов независимо от количества и периодичности поступлений товаров и проводимых по ним платежей в рамках договора, то в этом случае регистрация сделки по договору не требуется. Аналогично рассматривается необходимость регистрации сделки по внешнеторговому договору, например, предусматривающему экспорт товаров.
Кроме того, если внешнеторговый договор исполняется на основании отдельно подписанных приложений к договору, то исходя из целей Указа № 178 регистрация отдельных приложений к договору не требуется, как и в вышеуказанном случае для внешнеторговых договоров.
Банк при проведении импортером платежей осуществляет контроль за регистрацией сделки на основании условий расчетов по внешнеторговым договорам (приложениям к договорам) и указанного импортером признака оплаты.
Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), по заявительному принципу в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, либо отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору, путем проставления на таком документе (документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью). Уполномоченный работник банка не осуществляет регистрацию сделки при непредставлении в банк вышеуказанных документов либо представлении документов в банк, не обслуживающий счет экспортера (импортера). Неосуществление регистрации сделки по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п.9 Инструкции № 46 под регистрируемой сделкой в рамках Указа № 178 понимается внешнеторговый договор либо приложение к договору в случаях, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных сторонами приложений (спецификаций, дополнений) к внешнеторговому договору, с установленной стоимостью (или ценой и количеством) товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. Изменение стоимости по ранее зарегистрированной сделке не влечет за собой обязанности перерегистрации данной сделки резидентами.
Как следует из п.12 Инструкции № 46, при регистрации сделки на первом листе оригинала или копии внешнеторгового договора (приложения к договору) проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.
Для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора (приложения к договору), заявление в 2-х экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению 1 к Инструкции № 46, оригинал или копию внешнеторгового договора (приложения к договору) (при электронном документообороте - электронную копию внешнеторгового договора (приложения к договору), заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде). Один экземпляр заявления остается в банке (п.10 Инструкции № 46).
В силу п.13 Инструкции № 46 с целью определения необходимости регистрации сделки при пересчете в евро стоимости товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг), выраженной в иных валютах, используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующим иностранным валютам на дату заключения внешнеторгового договора (приложения к договору).
В случае когда по условиям внешнеторгового договора его исполнение осуществляется на основании приложений к договору и по ним необходима регистрация сделки независимо от наличия в договоре общей стоимости товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг), проставление оттиска штампа банка, регистрационного номера сделки для каждого приложения к договору с заверением его подписью уполномоченного работника банка производится только на приложениях к договору (п.14 Инструкции № 46).
В случае отказа в регистрации сделки отгружать товары, передавать охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, выполнять работы и оказывать услуги нерезиденту либо проводить платежи не разрешается. Необходимо установить причину отказа в регистрации сделки и, устранив ее, зарегистрировать сделку.
Исходя из подп.1.16.1 п.1 Указа № 178 резиденты обязаны перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера).
По поводу перерегистрации сделки в п.15 Инструкции № 46 установлено, что перерегистрация сделки осуществляется банком в порядке, аналогичном регистрации сделки, с присвоением нового регистрационного номера.
В случае перерегистрации сделки в связи с переменой лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера) по внешнеторговому договору (приложению к договору) новый экспортер (импортер) представляет в банк оригинал или копию внешнеторгового договора (приложения к договору), оригинал или копию документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера). На первых листах внешнеторгового договора (приложения к договору) и документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера), проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.
Перерегистрация сделки при реорганизации резидента осуществляется только при условии изменения учетного номера плательщика резидента.
Для перерегистрации сделки в связи с реорганизацией резидента в банк представляется оригинал или копия внешнеторгового договора (приложения к договору), на первых листах которых проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.
Особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров
Указ № 178 устанавливает особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров.
В подп.1.16 п.1 прежней редакции (от 23.01.2009) Указа № 178 содержались особые требования к внешнеторговому договору: каждый внешнеторговый договор должен был содержать: дату и место заключения договора; предмет договора; количество, цену и (или) стоимость товара (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг; условия расчета и поставки товаров, наименования и банковские реквизиты договаривающихся сторон, местонахождение нерезидента-контрагента.
Указ № 104 внес существенные коррективы в данной части. На текущий момент установлено, что резиденты обязаны предусмотреть в документах, посредством которых проводятся внешнеторговые операции, условия расчета. При этом под условиями расчета понимается установленное внешнеторговым договором обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.
Таким образом, из всех условий, которые должны были содержаться во внешнеторговом договоре, осталось одно - условия расчета. Однако необходимо отметить некоторые важные особенности в этом вопросе.
1. В соответствии со ст.1099 ГК иностранное право не применяется в случаях, когда его применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Республики Беларусь, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. В этих случаях применяется право Республики Беларусь. Если в законодательстве Республики Беларусь существуют императивные нормы, регулирующие соответствующие отношения, то применяются данные императивные нормы независимо от выбранного сторонами права (п.1 ст.1100 ГК). Смысл вышеизложенных норм означает, что если законодательство Республики Беларусь предусматривает наличие в договоре каких-либо существенных условий, то они должны быть в нем независимо от выбранного сторонами права.
Согласно ст.402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, внешнеторговый договор помимо условия расчета в зависимости от вида договорных обязательств (купля-продажа, оказание услуг, выполнение работ и т.д.) должен содержать существенные условия, предусмотренные для данного вида договора. Сразу следует оговориться, что контроль за правомерностью заключения внешнеторгового договора и наличия в нем существенных условий, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, не входит в функции банка как агента валютного контроля. Это полностью сфера ответственности клиента.
2. Необходимо учитывать, что в соответствии с п.27 Инструкции № 46 при проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк проверяет:
- соответствие валюты расчета валютному законодательству;
- наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента (наименование банка и банковский идентификационный код (или SWIFT-код));
- для внешнеторговых договоров - также наличие условий расчетов.
Функции банков как агентов валютного контроля
В соответствии с п.6 Инструкции № 46 контроль банков как агентов валютного контроля определяется следующими функциями:
1) контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства.
При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за:
- правомерностью проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях;
- правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;
- правомерностью изменения валюты обязательств при проведении валютных операций;
- правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций - нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов;
- правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) субъектов валютных операций;
- целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке;
- проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;
2) контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренным в главе 3 Инструкции № 46;
3) осуществление регистрации сделки;
4) уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства;
5) представление информации по валютным и внешнеторговым операциям в Нацбанк РБ в порядке и сроки, определенные Нацбанком РБ.
На основании п.7 Инструкции № 46 к документам, которые представляются клиентом и необходимы для осуществления банком функций агентов валютного контроля, относятся:
- при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, - внешнеторговый договор и (или) сведения о поступивших денежных средствах импортеру (например, при возврате импортеру денежных средств, получении страхового возмещения);
- при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, - внешнеторговый договор и (или) сведения о поступивших денежных средствах экспортеру.
Согласно п.8 Инструкции № 46 при проведении валютных операций, указанных в п.7 Инструкции № 46 (кроме валютных операций, связанных с поступлением денежных средств), субъектами валютных операций в банк при необходимости представляются:
- разрешение Нацбанка РБ на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, либо уведомление о валютной операции;
- разрешение Нацбанка РБ на проведение импортером авансовых платежей (необходимость представления разрешения определяется банком на основании признака оплаты, указанного клиентом согласно п.25 Инструкции № 46);
- разрешение Нацбанка РБ на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь (необходимость представления разрешения определяется банком на основании кода поступления товаров, указанного клиентом согласно п.25 Инструкции № 46);
- разрешение Нацбанка РБ на использование иностранной валюты при проведении валютной операции между резидентами;
- документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации резидента - отправителя денежных средств;
- договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (дополнения к договору, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу;
- иные документы, необходимые банку для осуществления функций агентов валютного контроля.
В силу п.16 Инструкции № 46 при проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Конкретный перечень документов определяется банком самостоятельно с учетом требований пп.7 и 8 Инструкции № 46.
В п.17 Инструкции № 46 установлено, что банк не требует от клиентов представления документов по валютным операциям при:
- осуществлении обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды;
- проведении валютных операций нерезидентами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, а также случаев, предусмотренных в подп.7.4 п.7 Инструкции № 46);
- поступлении денежных средств физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями;
- осуществлении частных переводов;
- перечислении денежных средств со счета на счет в рамках одного юридического лица (индивидуального предпринимателя, физического лица);
- проведении платежей физическими лицами в пользу юридических лиц в иностранной валюте и белорусских рублях с использованием банковских пластиковых карточек.
В соответствии с п.18 Инструкции № 46 ответственность за непредставление и несвоевременность представления документов (сведений), необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, а также за недостоверность содержащейся в них информации возлагается на клиентов.
При поступлении на счета клиентов денежных средств в банк клиентом в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств представляются документы (сведения) (за исключением случаев, предусмотренных в п.17 Инструкции № 46), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля (п.20 Инструкции № 46). Банк вправе установить форму представляемых клиентом сведений локальным нормативным правовым актом банка с учетом требований валютного законодательства.
При представлении клиентом документов банк принимает только те документы, которые действительны на день их представления и будут действовать в день проведения платежа по валютной операции (п.23 Инструкции № 46).
Пунктом 24 Инструкции № 46 закреплено, что банк принимает от клиента документы в оригинале или в виде копий, заверенных подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченного им лица и печатью (при отсутствии печати индивидуального предпринимателя - его подписью), подписью физического лица (при электронном документообороте - документы в электронном виде (электронные копии документов, заверенные электронной цифровой подписью)). Банк не несет ответственности за правильность заверения копий документов, представляемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, физическим лицом). Если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, допускается представление части документа в виде заверенной клиентом выписки.
Представляемые в банк при проведении платежей документы (платежная инструкция) и при поступлении денежных средств документы (сведения) должны содержать следующую информацию о проводимых (поступивших) платежах по внешнеторговым договорам:
- учетный номер плательщика - экспортера (импортера) или структурного подразделения экспортера (импортера);
- регистрационный номер сделки (если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством);
- предыдущий регистрационный номер сделки (в случае перерегистрации сделки);
- дату и номер внешнеторгового договора и приложения к договору;
- признак оплаты (указывается «0» при проведении (поступлении) платежа до даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту); указывается «1» при проведении (поступлении) платежа после даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту), при возврате денежных средств или поступлении денежных средств в иных случаях, предусмотренных подп.1.7 и 1.9 п.1 Указа № 178). Когда по одному платежу одновременно необходимо указать разные признаки оплаты, то в данном случае признак оплаты проставляется по каждой части данного платежа отдельно;
- код поступления товаров (указывается «2» при проведении платежа за товары, поступающие на таможенную территорию Республики Беларусь, и «3» - при проведении платежа за товар, не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь). Когда одним платежом оплачивается частично товар, поступающий и не поступающий на таможенную территорию Республики Беларусь, код поступления товаров указывается по каждой части данного платежа отдельно;
- дату и номер разрешения Нацбанка РБ на продление срока завершения внешнеторговой операции (при поступлении денежных средств и при наличии разрешения) (п.25 Инструкции № 46).
Обращаем внимание на установленные в законодательстве случаи отказа в платеже банком.
В соответствии с п.28 Инструкции № 46 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случаях:
- несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);
- непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп.25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке);
- получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;
- непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;
- снятия наличной иностранной валюты со счетов субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;
- снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством;
- неправомерного изменения валюты обязательств (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);
- отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств).
Банк при проведении валютных операций не осуществляет контроль выполнения требований валютного законодательства, возложенных непосредственно на клиентов, за исключением случаев, когда такой контроль возложен на банк в соответствии с законодательством (п.29 Инструкции № 46).
Как следует из п.30 Инструкции № 46, при поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, банк обязан после зачисления данных денежных средств на счет клиента уведомить Комитет государственного контроля РБ.
Уведомление Комитета государственного контроля РБ осуществляется в 2 случаях:
1) несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;
2) непредставление информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной в п.25 Инструкции № 46 (при поступлении денежных средств).
Обязательная продажа иностранной валюты
Следует также отметить, что в соответствии с Указом Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь, в соответствии с Законом РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Нацбанком РБ. Данный порядок установлен в Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129.
Покупка иностранной валюты для осуществления расчетов по внешнеторговой сделке
В соответствии с подп.20.1 п.20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112, субъект валютных операций - резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения следующих валютных операций: осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг.
Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки.
Ограничения на проведение авансовых платежей
В заключение необходимо обратить внимание на ограничение законодательством Республики Беларусь авансовых платежей.
Согласно п.1 постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» (далее - постановление № 165) проведение импортером платежа(ей) в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговой(ым) операции(ям), осуществляемой(ым) в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг запрещено, за исключением случая наличия у импортера разрешения Нацбанка РБ.
Для получения разрешения Нацбанка РБ импортер представляет в Нацбанк РБ ходатайство Совета Министров РБ с обоснованием необходимости получения данного разрешения, а также копию соответствующего внешнеторгового договора. Национальный банк РБ вправе потребовать представления и иных документов, имеющих отношение к совершаемой валютной операции.
Исходя из п.2 постановления № 165 банк Республики Беларусь обязан отказать импортеру в исполнении представленной платежной инструкции, если условия проведения платежа импортера не соответствуют предписаниям п.1 постановления № 165.
В развитие постановления № 165 Нацбанк РБ издал ряд разъяснений и разрешений.
01.03.2011 г.
Денис Сафаревич, юрист
От редакции: В постановление Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 06.01.2011 № 6 (с 7 марта 2011 г.) и от 04.11.2011 № 497 (с 16 ноября 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
Со 2 августа 2011 г. в Указ Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» на основании Указа Президента РБ от 25.07.2011 № 326 внесены изменения и дополнения.
С 31 августа 2011 г. в постановление Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 25.08.2011 № 350 внесены изменения.
С 16 ноября 2011 г. в п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании Указа Президента РБ от 09.08.2011 № 347 внесены изменения и дополнения.
С 16 ноября 2011 г. в Инструкцию о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46, на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 31.10.2011 № 474 внесены изменения и дополнения.