


Материал помещен в архив
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отношения в сфере строительства объектов недвижимости в Республике Беларусь имеют свою специфику, чем, вероятно, и обусловлены большое количество споров в данной сфере и их комплексный характер.
Между тем строительная деятельность и порядок ее осуществления претерпевают изменения, которые способны качественно улучшить и результаты выполняемых работ и оптимизировать процесс их выполнения. Это возможно благодаря разработке и введению в действие новых технических нормативных правовых актов, изменению технологических процессов и их нормативного регулирования. В рамках данного материала акцент будет сделан на особенностях осуществления параллельного проектирования как оптимизирующего процесс строительства и реконструкции объектов недвижимости.
По общему правилу возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта строительства (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством (п.1 ст.51 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон)).
Порядок разработки проектной документации при выделении этапов работ по строительству объекта
Разработка проектной документации (проектирование) может осуществляться в несколько стадий с выделением этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов, необходимость разработки (выделения) которых определяется заказчиком, застройщиком в задании на проектирование.
При проектировании в одну стадию разрабатывается строительный проект с выделением утверждаемой архитектурной части. При проектировании в две стадии разрабатываются обоснование инвестирования в строительство либо архитектурный проект (утверждаемая первая стадия) и строительный проект (вторая стадия). При проектировании в три стадии разрабатываются обоснование инвестирования в строительство (утверждаемая первая стадия), архитектурный проект (вторая стадия) и строительный проект (третья стадия).
Справочно
Архитектурный проект - стадия разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, в ходе которой создается система взаимоувязанных проектных документов, обеспечивающих представление о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющих технико-экономические показатели объекта строительства (ст.1 Закона).
Строительный проект - стадия разработки проектной документации, в ходе которой создается система взаимоувязанных проектных документов, обеспечивающих непосредственную реализацию инвестиций в строительство (ст.1 Закона).
В архитектурном и (или) строительном проектах на возведение, реконструкцию объекта в соответствии с заданием на проектирование могут выделяться очереди строительства и пусковые комплексы с проведением государственной экспертизы проектной документации на возведение, реконструкцию каждой очереди строительства или каждого пускового комплекса и утверждением ее в установленном порядке, а также сметной стоимости возведения, реконструкции объекта в целом.
Справочно
Если на стадии архитектурного проекта по проектной документации было выдано положительное заключение без определения особых условий реализации проектных решений, то проведение государственной экологической экспертизы на стадии строительного проекта не требуется при условии, что в проектные решения не вносились изменения в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В проектной документации на возведение, реконструкцию объекта в соответствии с заданием на проектирование могут выделяться этапы работ с выполнением проектных работ по следующему этапу при одновременном возведении, реконструкции объекта по текущему этапу (параллельное проектирование и строительство объекта). Порядок осуществления параллельного проектирования и строительства объектов устанавливается Советом Министров РБ, если иное не определено Президентом РБ (п.2 ст.51 Закона).
Обратите внимание!
При параллельном проектировании и строительстве объектов разработки проектно-сметной документации на весь объект не требуется.
Разработка проектной документации осуществляется при наличии разрешительной документации на строительство, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий (п.5.1 раздела 5 строительных норм Республики Беларусь «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» (СНБ 1.03.02-96), утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 04.10.1996 № 344).
В соответствии с Указом Президента РБ от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» при выделении в строительном проекте этапов работ по строительству объекта проектные работы выполняются одновременно со строительством объекта.
При этом завершенные строительством этапы работ по строительству объекта подлежат приемке в соответствии с законодательством, в частности, Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила), Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 (далее - Положение о порядке приемки). Очередность и сроки завершения этапов работ по строительству объекта должны обеспечивать ввод в эксплуатацию объекта строительства в целом в установленный проектом срок.
Решение о параллельном проектировании и строительстве объекта принимается заказчиком, застройщиком, если иное не определено законодательством или инвестиционным договором, и указывается в задании на проектирование (подп.1.4 п.1 вышеназванного Указа № 676, п.3 Положения о параллельном проектировании и строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.07.2009 № 1001 (далее - Положение)).
Справочно
Заказчик в строительной деятельности - это юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора (ст.1 Закона).
Застройщик в строительной деятельности - юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора (ст.1 Закона).
Принятие решения о параллельном проектировании. Выделение этапов работ в строительном проекте
При принятии решения о параллельном проектировании и строительстве объекта в строительном проекте выделяются этапы работ по строительству данного объекта, очереди строительства, пусковому комплексу.
При выделении этапов работ в строительном проекте (п.4 Положения):
- перечень и объем работ, составляющие этап работ, а также сроки завершения этапов работ определяются на основе технологической последовательности производства строительно-монтажных работ и установленных проектом сроков окончания возведения, реконструкции части объекта и объекта в целом. При наличии технической возможности перечень и объем работ, составляющие этап работ, выпускаются с определением потребности в материально-технических ресурсах для каждого из этапов;
- по объектам линейного строительства (дороги, метрополитены, линии электропередач, линии связи, трубопроводы и др.) выделение этапов работ должно производиться исходя из специфики указанного строительства и предусмотренного техническими условиями строительства линейных объектов поточным методом;
- по объектам мелиоративного и водохозяйственного строительства выделение этапов работ следует осуществлять с учетом сезонности выполнения некоторых работ (вспашка, планировочные работы), назначения технологических разрывов, мероприятий по пропуску паводковых вод, а также занятости площадей сельскохозяйственными культурами;
- продолжительность этапа работ не может длиться, как правило, более квартала и зависит от специфических особенностей строительства.
Разработка проектной документации для первого этапа работ ведется при наличии утвержденной стадии проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, для следующих этапов работ - при наличии положительного заключения государственной экспертизы предыдущего этапа работ.
Государственная экспертиза этапов работ и проекта в целом
Государственная экспертиза этапов работ, выделенных в строительном проекте, с последующим проведением государственной экспертизы строительного проекта в целом осуществляется в соответствии с порядком, установленным Советом Министров РБ.
Постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 утверждено Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (далее - Положение о порядке проведения экспертизы).
При государственной экспертизе обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) оценке государственной экспертизы подлежат (подп.17.2 п.17 Положения о порядке проведения экспертизы):
- соответствие основных проектных решений требованиям утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и (или) архитектурных проектов схемам отраслевого развития;
- полнота и обоснованность выданных исходных данных на проектирование;
- соблюдение требований нормативных документов в части эксплуатационной безопасности, надежности основных конструктивных решений, пожаро- и взрывобезопасности объектов;
- соответствие проектных решений требованиям охраны труда, санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам, а также социально-функциональным требованиям;
- энергетическая эффективность объектов топливно-энергетического комплекса;
- реализация научно-технических решений и внедрение передового опыта в части экономии материальных, топливно-энергетических, сырьевых и природных ресурсов при строительстве и эксплуатации объектов;
- обеспечение нормативных удельных расходов тепловой энергии;
- наличие обоснованных технических решений и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению загрязнения окружающей среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, соответствие проектных решений наилучшим доступным техническим методам;
- эффективность технических решений и технико-экономических показателей природоохранных мероприятий;
- обоснованность определения сметной стоимости строительства, формирования состава помещений, оборудования их мебелью и инвентарем согласно функциональному назначению в соответствии с отраслевыми техническими нормативными правовыми актами и заданием на проектирование объектов (включая стоимость проектно-изыскательских работ), финансируемых с привлечением средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, кредитов банков, выдаваемых под гарантии Правительства РБ;
- экономическая эффективность намечаемого строительства, финансируемого с привлечением средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также средств государственных внебюджетных фондов, кредитов банков, выдаваемых под гарантию Правительства РБ.
При наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации на этапы работ, объект и (или) очередь строительства, пусковой комплекс выдается разрешение на производство строительно-монтажных работ (на каждый этап работ по строительству объекта, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение такого разрешения) (п.9 Положения).
В соответствии с п.10 Положения не требуется повторное получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, если внесены изменения в строительный проект, но при условии письменного информирования органов государственного строительного надзора.
Помимо Положения при проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться также Инструкцией об организации проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденной постановлением Госстандарта РБ от 31.08.2011 № 65.
Заключение договора на проведение государственной экспертизы
Для проведения государственной экспертизы между органом государственной экспертизы и заявителем составляется договор на проведение государственной экспертизы. При этом договоры составляются на каждое заявление. В отдельных случаях по письменной просьбе заявители (крупные проектные организации и заказчики, которые по условиям договоров с проектными организациями передают на государственную экспертизу документацию) могут заключать договоры на определенный календарный период (год, полугодие, квартал), если они намерены в течение указанного срока неоднократно передавать на государственную экспертизу разработанную проектную документацию по различным проектам.
Условия договоров определяются органами государственной экспертизы и разработчиками документации или заказчиками, застройщиками в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.
Днем начала проведения государственной экспертизы считается день регистрации заявления заинтересованного лица с приложением всех документов и (или) сведений, предусмотренных законодательством об административных процедурах.
Срок проведения экспертизы - 1 месяц, при необходимости доработки - до 2 месяцев.
Обратите внимание!
В соответствии с Правилами при параллельном проектировании и строительстве объектов допускается заключение договора при отсутствии полного комплекта проектной документации на весь объект в целом.
Правила на случай параллельного проектирования и строительства предусматривают, что утвержденная стадия проектной документации (обоснование инвестирования в строительство и (или) архитектурный проект), прошедшая государственную экспертизу, является основанием для открытия финансирования и проведения подрядных торгов.
Следует учитывать и диспозитивность в договорном регулировании отношений, поскольку законодатель определил, что при параллельном проектировании особенности исполнения договора предусматриваются сторонами в самом договоре с учетом требований законодательства (п.14 Правил).
Приемка этапов работ и объекта в эксплуатацию
Применительно к порядку приемки следует отметить, что приемке подлежат завершенные строительством этапы работ.
В данном случае необходимо руководствоваться Правилами приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 30.08.1999 № 255 (далее - Правила приемки), а также Положением о порядке приемки.
Приемка в эксплуатацию выделенных в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом, с составлением отдельных актов приемки на каждые принимаемые в эксплуатацию очередь строительства, пусковой комплекс (п.4 Положения о порядке приемки).
При приемке в эксплуатацию выделенных в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов (в т.ч. в многосекционных жилых домах) приемочной комиссией оценивается, во-первых:
- соответствие объекта утвержденной проектной и разрешительной документации;
- соответствие выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ (далее - строительно-монтажные работы), примененных материалов и изделий требованиям технических нормативных правовых актов;
- соответствие исполнительной документации выполненным строительно-монтажным работам и требованиям технических нормативных правовых актов;
- достижение предусмотренных проектной документацией технико-экономических показателей;
- соответствие объекта требованиям нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, эксплуатационной надежности;
- готовность инженерной инфраструктуры обеспечивать подачу и отведение ресурсов в объемах, предусмотренных проектной документацией (часть первая п.5 Положения о порядке приемки);
во-вторых, оценивается выполнение одновременно следующих условий:
- возможность изолированно, полноценно и безопасно осуществлять эксплуатацию принимаемых в эксплуатацию очереди строительства, пускового комплекса, а также обеспечивать теплотехнический режим в примыкающих к принимаемым в эксплуатацию очереди строительства, пусковому комплексу помещениях;
- доступность общих узлов инженерного оборудования для их обслуживания в процессе эксплуатации очереди строительства, пускового комплекса;
- возможность обеспечения подъезда автомобилей специального назначения и аварийных служб к принимаемым в эксплуатацию очереди строительства, пусковому комплексу (часть вторая п.5 Положения о порядке приемки).
Приемка в эксплуатацию объектов, в т.ч. очередей строительства, пусковых комплексов, не соответствующих названным выше критериям качества, и (или) невыполнение названных выше условий запрещается.
Таким образом, в процессе выполнения видов, этапов или комплексов строительных работ обязательно принимаются (п.6 Правил приемки):
- все виды скрытых работ (устройство фундаментов, гидроизоляции и т.п.), которые недоступны для визуальной и инструментальной оценки приемочными комиссиями при сдаче зданий и сооружений в эксплуатацию, однако от правильного выполнения которых зависят качественные показатели всего объекта;
- отдельные ответственные и технически сложные конструкции (опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, подпорные стены и другие несущие конструкции);
- работы, выполняемые в периоды года с отрицательными температурами воздуха и требующие проведения специальных мероприятий по защите от низких температур.
Датой приемки выполненного вида, этапа или комплекса работ считается дата подписания акта приемки, форма которого содержится в приложении к Правилам приемки.
Приемка завершающего этапа работ производится одновременно с приемкой в эксплуатацию объекта в целом, очереди строительства, пускового комплекса. Следует также учитывать, что формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и акта о передаче не завершенного строительством объекта утверждены постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13.
30.12.2011 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
От редакции: С 14 июня 2012 г. в Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476, на основании постановления Совета Министров РБ от 01.03.2012 № 195 внесены изменения.