Пособие от 20.06.2014
Автор: Згировская М.

Передаем ведение бухгалтерского учета сторонней организации: что следует знать


 

Материал помещен в архив

 

ПЕРЕДАЕМ ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ

Плюсы и минусы, которые следует учесть при заключении договора на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (бухгалтерского аутсорсинга)

Аутсорсинг бухгалтерии является частным случаем аутсорсинга бизнес-процессов и одним из способов бухгалтерского обеспечения деятельности предприятия. Он подразумевает вынесение функций, связанных с организацией, ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии, за пределы компании, передачу их для исполнения аутсорсеру.

В отличие от бухгалтерских услуг, оказываемых внешними исполнителями, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельным.

Почему некоторые организации предпочитают передавать ведение бухучета «на сторону»? Очевидно, причин может быть несколько:

• более квалифицированный штат специалистов в специализированной организации;

• возможность предусмотреть в договоре аутсорсинга распределение рисков и ответственности, возмещение ущерба в случае применения экономических санкций по результатам проверок контролирующих органов и т.д.;

• получение консультаций и рекомендаций аудиторских компаний бесплатно в рамках договора аутсорсинга;

• оптимизация затрат по оплате труда (экономия на «зарплатных» налогах);

• экономия управленческих расходов (отпадает необходимость в оснащении рабочих мест; приобретении программных продуктов; оргтехники; канцтоваров и пр.);

• отпадает необходимость оплаты больничных и декретов; трудовых отпусков и, что не менее важно, искать замену работнику на время отсутствия штатного специалиста, и др.

При этом формы сотрудничества могут быть различные. Как правило, при передаче на договорных началах ведения бухгалтерского учета и составления отчетности бухгалтерской организации или индивидуальному предпринимателю также передается ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, статистической отчетности. Специализированная бухгалтерская организация может полностью выполнять все функции бухгалтерии организации, в т.ч. осуществление банковских платежей и оформление первичных документов и др., либо оформление первичных документов, осуществление банковских расчетов могут выполнять штатные сотрудники организации, а на аутсорсинг передаются только функции главного бухгалтера. Стороны договора сами определяют, что им выгоднее. При этом во избежание спорных моментов в дальнейшем все нюансы сотрудничества следует четко прописать в договоре.

Вместе с тем у аутсорсинга есть и недостатки.

Первый и самый главный - опасения заказчиков за сохранность принадлежащей им конфиденциальной финансовой информации, а также за правильность ведения и представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Именно поэтому крупные организации предпочитают вести бухгалтерию самостоятельно.

Также следует иметь в виду, что в критических, экстренных ситуациях увеличивается время решения проблемы вследствие удаленности стороннего бухгалтера. Возможны разногласия в принятии управленческих решений. Есть вероятность частой смены обслуживающего бухгалтера из-за текучести кадров в аутсорсинговой компании.

Таким образом, принимая решение о передаче ведения бухгалтерии сторонней организации, руководитель должен все внимательно взвесить.

Рассмотрим законодательное регулирование при заключении договора на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (бухгалтерского аутсорсинга).

 

Справочно

Пример договора возмездного оказания бухгалтерских услуг см. здесь.

Организация бухгалтерского учета: передача дел по договору на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности

Прежде всего, отметим, что организовать бухгалтерский учет в организации обязан руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель вправе (ст.7 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З)):

• создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;

передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Организация (или индивидуальный предприниматель), оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим требованиям, указанным в пп.3-6 ст.8 Закона № 57-З (п.9 ст.8 Закона № 57-З).

При передаче дел по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организации или индивидуальному предпринимателю сторонам необходимо составлять акт приема и сдачи дел (п.2 ст.8 Закона № 57-З).

Оказывать услуги по ведению бухгалтерского учета могут также аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели (далее - аудиторские организации).

Помимо аудиторских услуг аудиторские организации вправе оказывать профессиональные услуги согласно перечню, приведенному в части второй ст.16 Закона РБ от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 56-З). К таким услугам, в частности, относятся:

• ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, в т.ч. в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов);

• постановка и восстановление бухгалтерского и (или) иного учета.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться Законом № 56-З в редакции Закона РБ от 18.07.2019 № 229-З. Комментарий см. здесь.

 

Обратите внимание!

В случае если аудиторская организация оказывает аудируемому лицу услуги по ведению, восстановлению бухгалтерского и (или) иного учета, составлению бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, то за период ведения, восстановления бухгалтерского и (или) иного учета, составления бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности она не имеет права оказывать этой организации аудиторские услуги (абзац 10 части второй ст.21 Закона № 56-З).

 

Кстати, передавая ведение бухгалтерского учета аудиторской организации, заказчик более защищен от возможности утечки финансовой информации, поскольку одним из принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Он заключается в нераспространении аудиторской организацией информации о деятельности аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, непредоставлении третьим лицам такой информации и получаемых или составляемых в ходе оказания аудиторских услуг документов, а также в неразглашении содержащихся в этих документах сведений без согласия аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 56-З, иными законодательными актами Республики Беларусь или договором оказания аудиторских услуг (ст.3 Закона № 56-З).

Кто осуществляет руководство бухгалтерией в случае, если заключен договор на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности?

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют главный бухгалтер организации, руководитель организации в случае, предусмотренном п.2 ст.7 Закона № 57-З, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Требования организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в пределах их компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, которой оказываются услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п.10 ст.8 Закона № 57-З).

О чем следует помнить, заключая договор на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности

Предметом договора на оказание бухгалтерских услуг является передача функций по ведению бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

Договор на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может быть квалифицирован как гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

В соответствии с п.1 ст.733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В зависимости от объема учетной работы может быть признано целесообразным наличие также штатных специалистов: бухгалтеров, экономистов, отвечающих за расчетные операции, выписку первичных учетных документов и др. В процессе работы эти документы передаются по реестру специализированной организации для отражения хозяйственных операций в учете и составления и сдачи отчетности. Периодичность передачи документов оговаривается сторонами в договоре.

На практике сотрудничество может быть как на удаленном доступе - в офисе исполнителя, с передачей первичных учетных документов и иной документации курьером, электронной почтой, факсом и т.д., так и в офисе заказчика. В случае если бухгалтер сторонней организации будет работать в офисе заказчика, нужно определить дни посещений, оснащение рабочего места. Кроме того, учитывая новые требования законодательства к образованию бухгалтера, можно также согласовать квалификацию привлекаемых специалистов.

Подводя итог, еще раз отметим, что все нюансы следует по возможности подробно прописывать в договоре (протоколах, соглашениях и т.д.) во избежание в дальнейшем разногласий между сторонами по тем или иным вопросам. Рекомендуем составлять конкретный перечень операций, которые будет выполнять бухгалтерская организация, разработать и утвердить график документооборота и установить сроки исполнения обязательств.

При расчетах обычно за единицу оказания бухгалтерских услуг (калькуляционная единица) принимается нормо-час (нормо-день) работы специалиста.

Расчет необходимого количества нормо-часов (нормо-дней) для оказания бухгалтерских услуг различен для каждой организации и зависит от многих факторов:

• разнообразия видов деятельности;

• количества первичных учетных документов;

• ассортимента производимой продукции (товаров) или видов оказываемых услуг (работ);

• численности сотрудников, количества контрагентов и т.д.

Ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности

При заключении договора аутсорсинга первый вопрос, который волнует заказчика: кто будет отвечать в случае нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, неправильного исчисления налогов и сборов, искажения данных статистической отчетности? кто будет привлечен к административной ответственности за указанное нарушение: заказчик или исполнитель?

Рассмотрим нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), по которым наиболее часто привлекаются к ответственности юридические и должностные лица за нарушения в области ведения бухгалтерского и налогового учета, статистической отчетности.

 

Нарушение Норма КоАП Мера ответственности
Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности Часть 1 ст.12.1 Предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (БВ)
Уничтожение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие Часть 2 ст.12.1 Наложение штрафа в размере от 10 до 100 БВ

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.12.1 КоАП от 50 до 100 БВ (в редакции Закона РБ от 17.07.2018 № 131-З, далее - Закон № 131-З)
Необеспечение сохранности должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату Часть 3 ст.12.1 Наложение штрафа в размере от 4 до 25 БВ
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке не более 3 рабочих дней Часть 1 ст.13.4 Наложение штрафа на юридическое лицо - от 1 до 10 БВ

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. нарушение норм части 1 ст.13.4 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 БВ, а на индивидуального предпринимателя  - предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 1 БВ (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З)
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица Часть 2 ст.13.4 Наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, на юридическое лицо - в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. нарушение норм части 2 ст.13.4 КоАП влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, а на индивидуального предпринимателя - в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 БВ (в редакции Закона № 95-З)
Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица Статья 13.5 Наложение штрафа в размере от 1 до 5 БВ, на юридическое лицо - от 5 до 50 БВ

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2018 г. ст.13.5 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона № 131-З. Максимальный размер штрафа для всех субъектов правонарушений увеличен в два раза. Дополнительно введена ответственность за повторность совершения правонарушения
Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа. Субъектом ответственности могут быть физические лица (плательщики или иные обязанные лица, в т.ч. должностное лицо юридического лица) и юридические лица Статья 13.6 Размер штрафных санкций зависит от вида субъекта ответственности, размера неуплаченных платежей и формы вины (умышленной или неосторожной)
Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления Часть 1 ст.23.18 Наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 1 ст.23.18 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ (в редакции Закона № 95-З)

 

Таким образом, определить, кто именно: заказчик или исполнитель подлежит административной ответственности, можно только после анализа выполняемых сторонами функций, а также, если будет доказано наличие умысла или неосторожности в их действиях.

 

Справочно

Для применения мер ответственности к должностным лицам следует учесть, что должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (ст.1.3 КоАП).

 

Поскольку при передаче дел на аутсорсинг согласно п.1 ст.8 Закона № 57-З руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, меры ответственности будут применены к должностному лицу той организации, которое непосредственно виновно в совершении административного правонарушения.

Данное лицо может быть установлено путем изучения:

• договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности;

• распорядительных документов организации-исполнителя, которыми на конкретное должностное лицо такой организации были возложены обязанности по ведению учета и отчетности;

• документов, подтверждающих полномочия на представление интересов в налоговых органах (например, на представление налоговых деклараций);

• иных аналогичных документов.

 

Справочно

Более подробно по данной теме см. пособие «Об ответственности организации, оказывающей бухгалтерские услуги».

Порядок отражения в учете заказчика стоимости услуг организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности

Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие в т.ч. управленческие расходы (п.8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102)).

К управленческим расходам относятся:

• в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»);

• в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 (субсчет 90-5);

• в организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг - расходы на осуществление текущей деятельности (п.10 Инструкции № 102).

Таким образом, расходы организации на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности сторонней организацией относятся к управленческим расходам организации и отражаются в учете записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена стоимость услуг по договору ведения бухгалтерского учета и составлению отчетности
На сумму НДС, предъявленного исполнителем (в случае, если исполнитель является плательщиком НДС)
60
На практике организации, оказывающие специализированные (профессиональные) услуги по ведению бухгалтерского учета, довольно часто применяют упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС
Произведена оплата за услуги по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
60

 

Поскольку услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности в соответствии со ст.7 Закона № 57-З могут оказываться специализированной организацией или индивидуальным предпринимателем, в целях налогового учета они относятся к затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемым при налогообложении в полном объеме (п.1 ст.130 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.170 НК, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З.

Кто может работать в бухгалтерии по гражданско-правовому договору?

Закон № 57 не содержит такого способа организации бухгалтерского учета, как привлечение по гражданско-правовому договору сторонних физических лиц для ведения бухучета в организации. Таким образом, деятельность физических лиц по ведению бухучета в организации может осуществляться только штатными сотрудниками на основании трудового договора (контракта).

Физических лиц можно привлекать по гражданско-правовым договорам (договору подряда, возмездного оказания услуг) для выполнения разовых, отдельных функций в области бухучета (например, для восстановления участка бухгалтерской отчетности и др.), либо когда штатный бухгалтер (в т.ч. главный) временно отсутствует (находится в отпуске, на больничном и т.п.). Обратите внимание, что в этом случае деятельность физического лица на основании гражданско-правовых договоров не должна носить постоянный характер, иначе она может быть признана предпринимательской деятельностью (ст.1 ГК).

При заключении с физическим лицом гражданско-правового договора следует учитывать нормы Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

Кроме того, следует учесть, что согласно разъяснениям, приведенным в письме МНС РБ от 30.03.2009 № 2-2-18/247 «О налогообложении», наличие сметы на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным, кроме договоров подряда, работы (услуги) по которым однофункциональны и не требуют расшифровки (перечисления) составляющих их видов работ, при условии, что в договоре указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Размер вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (оказание услуг) и платежных документов. В случае когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п.3 ст.663 ГК).

 

Справочно

Вознаграждение за выполнение работ по договору подряда является:

• объектом начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (ст.2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»);

• объектом начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (п.2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297);

• доходом работника и подлежит обложению подоходным налогом по ставке 12 % (подп.1.1 п.1 ст.153, подп.1.6 п.1 ст.154 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. в п.2 Положения № 1297 внесены изменения на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2014 № 637. Изменения не повлияли на суть материала.

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 ст.196 и подп.1.6 п.1 ст.197 новой редакции НК. Согласно п.1 ст.214 новой редакции НК ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 13 %.

 

20.06.2014

 

Маргарита Згировская, аудитор, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»