Пособие от 21.03.2016
Автор: Статкевич В.

Перенос выполнения работ на благоприятный период, приостановление и консервация строительства: как определить нормативный срок строительства


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПЕРЕНОС ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПЕРИОД, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НОРМАТИВНЫЙ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА

С 1 января 2016 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279 утвержден и введен в действие ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/341579/465428).

В ТКП 45-1.03-122-2015 установлены основные положения по определению нормативной продолжительности строительства зданий, сооружений, инженерно-технических и транспортных коммуникаций, их очередей и пусковых комплексов.

Приостановление и консервация строительства

В ходе строительства объекта допускается принимать решения о приостановлении строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве, а при необходимости - о консервации объектов в порядке, установленном в Инструкции о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 № 158.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 октября 2016 г. приказ № 158 на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.08.2016 № 24 утратил силу.

Порядок консервации объектов строительства (за исключением консервации не завершенных строительством жилых домов, дач, строительство которых осуществлялось гражданами) регулируется Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З), Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, ТКП 45-1.03-165-2009 «Консервация строящихся объектов», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2009 № 447.

 

Справочно

Приостановление строительства - временное прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда (п.1 ст.62 Закона № 300-З).

 

Заказчик, застройщик согласно Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11, в месячный срок письменно информируют органы государственного строительного надзора о приостановлении или консервации объекта строительства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений.

 

При приостановлении строительства оформляют акт установления даты приостановления строительства по форме Г.1, при возобновлении строительства - акт установления даты возобновления строительства по форме Г.2 согласно приложению Г к ТКП 45-1.03-122-2015.

Акты по формам Г.1 и Г.2 (приложение Г) являются неотъемлемой частью утвержденной проектной документации, а также основанием для продления в установленном порядке разрешения, выдаваемого органами государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ.

Дата приостановления строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами, приостанавливает течение нормативного срока строительства, определенного проектной документацией и условиями договора строительного подряда.

Дата возобновления строительства возобновляет течение нормативного срока строительства (п.4. 31 ТКП 45-1.03-122-2015).

В ТКП 45-1.03-122-2015 прямо установлено, что нормативная продолжительность строительства объекта, определенная проектной документацией, продлевается на период приостановления строительства по основаниям, предусмотренным законодательством, либо на период консервации объекта незавершенного строительства, оформленной в установленном порядке.

Продолжительность завершения строительства расконсервированных объектов уточняется проектом организации строительства (ПОС) (п.4.32 ТКП 45-1.03-122-2015).

 

Приостановление строительства может осуществляться по решению
(п.2 ст.62 Закона № 300-З):
   
 
   
 
   
органов государственного строительного надзора, иных государственных органов
   
в случаях, установленных законодательством
 
подрядчика
   
в случае невозможности дальнейшего выполнения строительных работ в течение более 1 месяца по причинам временного отсутствия строительных материалов и (или) оборудования, поставляемых заказчиком, либо неоплаты заказчиком выполненных работ в сроки, определенные договором строительного подряда
 
заказчика, застройщика
   
в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство, а также выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства

 

Приостановление строительства может осуществляться иными лицами по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором.

 

Справочно

Консервация объекта незавершенного строительства - приостановление строительства на срок свыше 3 месяцев, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство (п.3 ст.62 Закона № 300-З).

 

Консервация объекта незавершенного строительства включает в себя:

• прекращение выполнения строительных работ, предусмотренных проектной документацией;

• осуществление необходимых мероприятий по обеспечению сохранности объекта строительства;

• завершение заказчиком, застройщиком расчетов с подрядчиком за выполненные строительные работы и расторжение договора строительного подряда;

• проведение заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) периодических осмотров законсервированного объекта незавершенного строительства для обеспечения его сохранности и безопасности (п.4 ст.62 Закона № 300-З).

 

Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается при наличии следующих обстоятельств (п.5 ст.62 Закона № 300-З):
   
 
   
 
   
 
   
выявления в ходе строительства несоответствия проекта обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов
 
выявления дефектов в проектной документации, требующих ее существенного изменения
 
отсутствия у заказчика, застройщика средств для дальнейшего финансирования строительства, невозможности обеспечения строительства строительными материалами и оборудованием в установленные договором сроки
 
по иным основаниям, предусмотренным законодательством или договором строительного подряда

 

В решении уполномоченного государственного органа или иного заказчика, застройщика о консервации объекта незавершенного строительства определяются дата приостановления работ, источники финансирования, сроки разработки документации, необходимой для проведения консервации, а также меры по обеспечению сохранности строительных материалов и оборудования с указанием лица, ответственного за их сохранность (п.6 ст.62 Закона № 300-З).

Заказчиком, застройщиком или подрядчиком в течение 14 дней со дня принятия решения о консервации объекта незавершенного строительства составляются:

• акт о консервации объекта незавершенного строительства с указанием в нем сметной стоимости объемов выполненных строительных работ до момента консервации, к которому прилагаются ведомости на неиспользованные строительные материалы и несмонтированное оборудование;

• перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов (п.7 ст.62 Закона № 300-З).

 

Обратите внимание!

В состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более 3 лет. После устранения причин, вызвавших консервацию объекта незавершенного строительства, принимается решение о возобновлении его строительства (п.10 ст.62 Закона № 300-З).

 

С учетом вышеизложенных требований ТКП 45-1.03-122-2015 и Закона № 300-З при определении нормативной продолжительности строительства заказчику, застройщику следует иметь в виду, что приостановление и консервация объекта строительства не входят в нормативный срок строительства, то есть нормативный срок строительства продлевается.

 

Ситуация 1

Нормативный срок строительства, установленный в проектной документации, составляет 12 месяцев.

На протяжении срока строительства заказчик дважды осуществлял приостановление строительства:

• в первом случае на срок 2 месяца;

• во втором - на срок 3 месяца.

Общая фактическая продолжительность строительства составила 16 месяцев.

 

В рассматриваемой ситуации у заказчика отсутствует объект сверхнормативного незавершенного строительства, поскольку сроки приостановления строительства не учитываются при исчислении нормативной продолжительности строительства.

 

Ситуация 2

Нормативный срок строительства, установленный в проектной документации, составляет 12 месяцев.

На протяжении срока строительства заказчик дважды осуществлял приостановление строительства:

• в первом случае на срок 2 месяца;

• во втором - на срок 3 месяца.

Общая фактическая продолжительность строительства составила 18 месяцев.

 

В рассматриваемой ситуации у заказчика возникнет объект сверхнормативного незавершенного строительства, так как даже с учетом того, что сроки приостановления строительства не учитываются при исчислении нормативной продолжительности строительства, им будет превышена нормативная продолжительность строительства на 1 месяц (18 мес. (фактический срок) - 2 мес. - 3 мес. (сроки приостановления строительства) - 12 мес. (нормативный срок строительства согласно проектной документации)).

Перенос работ на благоприятный период

При переносе сроков выполнения отдельных видов работ, отраженных в акте приемки объекта в эксплуатацию, на ближайший благоприятный период года и приемке их в эксплуатацию в сроки, установленные в этом акте, объект считается введенным в эксплуатацию в нормативные сроки и не относится к объектам сверхнормативного незавершенного строительства (п.4.2 ТКП 45-1.03-122-2015).

Возможность переноса отдельных видов работ на более благоприятный период предусмотрена Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (далее - Положение № 716).

При приемке в эксплуатацию объекта в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика разрешается перенос сроков их выполнения на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта. Перечень, объемы, стоимость и сроки проведения этих видов работ устанавливаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией по согласованию с разработчиком проектной документации, а также органами государственного надзора, выдающими заключения по данному объекту, и отражаются в акте приемки объекта в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию перенесенных на благоприятный период года работ производится после их выполнения в порядке, установленном Положением № 716 (п.23 Положение № 716).

С учетом вышеизложенных требований ТКП 45-1.03-122-2015 при принятии объекта строительства в эксплуатацию в пределах нормативного срока строительства он не будет квалифицирован как объект сверхнормативного незавершенного строительства.

Однако в том случае, если на дату приемки объекта строительства в эксплуатацию нормативная продолжительность строительства была превышена, работы, которые будут перенесены на более благоприятный период, будут фактически выполняться уже на объекте сверхнормативного незавершенного строительства.

 

Ситуация 1

Проектной документацией установлена нормативная продолжительность строительства в 25 месяцев.

Фактически строительные работы осуществлялись 24 месяца и объект был принят в эксплуатацию в январе 2016 г.

Часть работ была перенесена на более благоприятный период (на апрель 2016 г., в котором работы были начаты и окончены).

 

Несмотря на тот факт, что в целом все работы по проектной документации были выполнены за 27 месяцев (24 мес. + 3 мес., которые прошли с января по апрель 2016 г.), объект строительства не будет квалифицирован как объект сверхнормативного незавершенного строительства.

 

Ситуация 2

Проектной документацией установлена нормативная продолжительность строительства в 25 месяцев.

Фактически строительные работы осуществлялись 26 месяцев, и объект был принят в эксплуатацию в январе 2016 г.

Часть работ была перенесена на более благоприятный период (на апрель 2016 г., в котором работы были начаты и окончены).

 

В данной ситуации в апреле 2016 г. строительные и иные специальные монтажные работы будут выполняться на объекте сверхнормативного незавершенного строительства, что следует учитывать организации при исчислении налога на недвижимость и платежей за землю (земельного налога либо арендной платы за землю).

 

21.03.2016

 

Виктор Статкевич, аудитор

 

По этой теме также см.:

1. Продолжительность нормативного срока строительства с 1 января 2016 года: дата начала и дата завершения строительства.

2. В проектной документации выделены очереди строительства либо пусковые комплексы: определяем нормативный срок строительства.

3. Хозяйственный способ строительства: определяем нормативный срок строительства.