Корреспонденция счетов от 26.01.2017
Автор: Чернюк А.

Питание воспитанников, получающих дошкольное образование: бухгалтерский учет продуктов питания и расчетов с поставщиками


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПИТАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

Первичные документы по оприходованию и расходу продуктов питания, поступающие в бухгалтерию, группируются в накопительных ведомостях в количественном и стоимостном выражении.

На основании приходных документов ведется накопительная ведомость по приходу продуктов питания, а на основании расходных документов - накопительная ведомость по расходу продуктов питания. Указанные формы законодательством не утверждены, поэтому формы накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания следует утвердить в учетной политике.

 

Справочно

Для самостоятельной разработки организацией накопительной ведомости по приходу продуктов питания можно воспользоваться формой, которая приведена здесь, накопительной ведомости по расходу продуктов питания - здесь.

 

Накопительная ведомость по приходу продуктов питания составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней за каждый день отражается стоимость продуктов в разрезе поставщиков, а также поступление каждого наименования продуктов с указанием количества и суммы. Отдельные строки в ведомости предусмотрены для отражения поступления тары и суммы торговой скидки. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые регистрируются в своде накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398, совмещенном с мемориальным ордером 11 (приложение 11 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации», далее - постановление № 15).

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ведется также по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней ежедневно отражается количество питающихся и израсходованных продуктов питания по каждому наименованию. Данные ведомости о количестве питающихся должны соответствовать табелю посещаемости детей. По окончании месяца в ведомости подсчитывается количество израсходованных продуктов каждого наименования, определяется стоимость израсходованных продуктов каждого наименования и в целом по ведомости (исходя из цен их приобретения или средних цен каждого наименования продуктов, если они приобретались по разным ценам). Итоги данных ведомостей переносятся в свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411, совмещенный с мемориальным ордером 12 (приложение 12 к постановлению № 15).

Аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в оборотной ведомости по материальным запасам формы М-44 (приложение 34 к постановлению № 15). Записи в оборотных ведомостях производятся на основании данных накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания, а также приходных и расходных документов, не нашедших отражения в накопительных ведомостях. Ежемесячно в оборотных ведомостях подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало следующего месяца, которые сверяются с данными складского учета и с записями в книге «журнал-главная» (приложение 18 к постановлению № 15) по субсчету 061 «Продукты питания».

Расчеты с поставщиками продуктов питания производятся, как правило, путем плановых платежей.

Расчеты в порядке плановых платежей с поставщиками осуществляются по договорам, согласно которым поставка товаров (работ, услуг) и расчеты по ним носят постоянный характер в течение года, то есть ежемесячно либо несколько раз в месяц (п.26 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66, далее - Инструкция № 66).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 февраля 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией № 66 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 28.12.2021 № 76: в п.27 внесено дополнение, пп.26 и 28 изложены в новой редакции, изменено название: «Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств и получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов».

 

Расчеты с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке плановых платежей осуществляются не по каждой отдельной сделке (отгрузке, отпуску товара или оказанию услуг), а путем периодического перечисления денежных средств, сроки и размеры которых согласовываются сторонами. Размеры плановых платежей и сроки перечисления устанавливаются в договоре в зависимости от объема планируемой поставки (закупки) товара или оказания услуг либо исходя из фактической поставки за предыдущий период и периодичности платежей (п.27 Инструкции № 66).

Периодически, но не реже одного раза в месяц стороны обязаны уточнить состояние расчетов в соответствии со стоимостью фактически полученных материальных ценностей или принятых работ (услуг). Сверка расчетов оформляется актом.

Если стоимость полученных материальных ценностей или принятых работ (услуг) больше или меньше суммы произведенных плановых платежей, образовавшаяся разница в соответствии с договором может быть перечислена (погашена) соответствующей стороной (покупателем или поставщиком) либо учтена при очередном платеже.

При расчетах в порядке плановых платежей представлять в территориальный орган государственного казначейства товарно-сопроводительные документы, подтверждающие каждую сделку (поставку товара, выполнение работ, оказание услуг), не требуется. Подтверждением получения товара (работ, услуг) является акт сверки расчетов получателя бюджетных средств с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По истечении месяца акт сверки расчетов представляется получателем бюджетных средств в орган казначейства (п.28 Инструкции № 66).

Для учета расчетов с поставщиками, осуществляемых в порядке плановых платежей, предназначен субсчет 179 «Расчеты в порядке плановых платежей».

Учет расчетов ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 (приложение 7 к постановлению № 15). Итог накопительной ведомости по окончании месяца является мемориальным ордером 7.

Операции по поступлению и расходу (списанию) продуктов питания, расчетам с поставщиками отражаются бухгалтерскими записями, приведенными в таблице ниже (корреспонденция субсчетов рассмотрена с учетом того, что источником приобретения продуктов питания являются бюджетные средства).

Таблица

Учет продуктов питания и расчетов с поставщиками

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1
Поступление продуктов питания от поставщиков:    
а) на стоимость продуктов по ценам приобретения без вычета предоставляемой торговой скидки
178, 179
б) на стоимость возвратной тары
066
178, 179
в) на стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию, на сумму транспортных расходов по доставке продуктов на склад учреждения дошкольного образования
178, 179
г) на сумму торговой скидки, предоставляемой мелкооптовыми базами и магазинами методом «красное сторно»
200
178, 179
2
Оприходование излишков продуктов питания, выявленных при инвентаризации
061

Справочно

Бухгалтерская запись по оприходованию излишков продуктов питания соответствует п.27 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59)
3
Стоимость продуктов, израсходованных на питание воспитанников
200
061
4
Недостачи продуктов, выявленные при инвентаризации, в пределах норм естественной убыли, а также принятые за счет учреждения дошкольного образования
140, 230
061

Справочно

Недостачи в пределах норм естественной убыли, а также принятые за счет учреждения дошкольного образования относятся в дебет субсчетов 140 «Расчеты по финансированию из бюджета», 230 «Финансирование из бюджета» (п.32 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)
5
Недостачи и потери продуктов, отнесенные на виновных лиц (составляются две записи одновременно):
а) на учетную стоимость недостающих продуктов
170
061
б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих продуктов (примечание 1)
170
173
6
Платеж поставщику продуктов питания со счета территориального органа государственного казначейства (составляются две записи одновременно):
а) получено финансирование
100
140, 230
б) перечислено поставщику
178, 179
 7
Возврат поставщиком дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года (примечание 2)
100
178, 179
8
Перечисление суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа государственного казначейства
140, 230
100
9
Возврат поставщиком дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (составляются две записи одновременно):
а) поступление дебиторской задолженности
100
178, 179
б) уменьшение бюджетного источника финансирования
140, 230
173
10
Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет
173
100
11
Погашение обязательств перед поставщиком продуктов питания путем проведения взаимозачета (примечание 3) (у получателя бюджетных средств составляются две записи одновременно):
1) получено финансирование
100
140
2) перечислена задолженность поставщику
178, 179
100
 12
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности (примечание 4)
140, 230
178, 179
13
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности
178, 179
140, 230

 

Примечание 1. Правила расчета размера вреда определены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 № 39/69.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2017 г. постановление № 39/69 на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 03.02.2017 № 3/3 утратило силу. В связи с этим следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001, которым утверждено Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями.

 

Примечание 2. Порядок распоряжения возвращенными поставщиками суммами дебиторской задолженности (операции 7-10 данной таблицы) определен Инструкцией о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63, далее - Инструкция № 63).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. постановлением Минфина от 08.10.2018 № 66 изменено название Инструкции № 63: «Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете».

С 30 июля 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией № 63 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 12.07.2021 № 49.

 

В соответствии с главами 6 и 7 Инструкции № 63 суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована.

При поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору.

Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета (подп.40.1 п.40 Инструкции № 63).

На счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств.

В этом случае поступившую от поставщиков дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. Если поступают суммы дебиторской задолженности прошлых лет, территориальный орган государственного казначейства вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (пп.42-44 Инструкции № 63).

Примечание 3. Взаимозачет производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2011 № 136.

Примечание 4. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют.

В этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п.5 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Согласно данной норме, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. из п.5 ст.9 Закона № 57-З слова «Республики Беларусь» исключены Законом от 11.10.2022 № 210-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Например, по названным операциям можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в операциях 12, 13 данной таблицы.

Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05.

Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении предпринимательской деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли.

 

26.01.2017

 

Анна Чернюк, доцент

 

По этой теме также см.:

Питание воспитанников, получающих дошкольное образование: основные положения.