


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Планируемые изменения в 2024 году в деятельности ИП и граждан, осуществляющих деятельность, не относящуюся к предпринимательской
На сайте pravo.by размещен проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения». Автор рассмотрел основные изменения, которые коснутся ИП и граждан, осуществляющих деятельность, не требующую регистрации в качестве ИП.
Разделы материала:
Изменения для ИП
1. С 1 июля 2024 г. для всех ИП планируется ввести обязанность представлять налоговые декларации в виде электронного документа (п.12 ст.1, абз.4 ст.9 проекта Закона). В настоящее время такая обязанность установлена только для ИП, являющихся плательщиками НДС (абз.3 ч.1 п.4 ст.40 НК).
2. С 1 января 2024 г. ИП не будут признаваться плательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, за исключением товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п.7 ст.129 НК (пп.47, 48 ст.1 проекта Закона).
3. Для ИП, у которых в текущем налоговом периоде доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 бел. руб., ставка подоходного налога устанавливается в размере 30 % в течение всего налогового периода (п.100 ст.1 проекта Закона).
4. Проектом установлено, что ИП, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 бел. руб., не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юрлица начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение (ст.3 проекта Закона).
5. Планируется исключить возможность учета доходов по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (по принципу начисления). ИП должны будут учитывать доходы на дату их фактического получения, определяемую в соответствии с п.2 ст.213 НК. При этом денежные средства, поступившие в качестве аванса, задатка, предварительной оплаты, признаются доходами по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п.93 проекта Закона).
ИП, которые в 2023 году учитывали доходы от реализации по принципу начисления, при определении налоговой базы подоходного налога не включают в доходы суммы денежных средств, полученные ими после 1 января 2024 г. за отгруженные (выполненные, оказанные), переданные до указанной даты товары (работы, услуги), имущественные права (п.12 ст.4 проекта Закона).
6. Увеличатся ставки единого налога для ИП (п.178 проекта Закона). Установлено, что новые ставки единого налога будут применяться при исчислении суммы налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г. (п.11 ст.4 проекта Закона).
Кроме того, из объектов налогообложения единым налогом для ИП планируется исключить розничную торговлю жидкостями для электронных систем курения, нетабачными никотиносодержащими изделиями, электронными системами курения, системами для потребления табака (п.154 проекта Закона).
![]() |
Дополнительно по теме • НК-2024: изменения по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физлиц. Комментарий к проекту Закона об изменении НК. • НК-2024: изменения по подоходному налогу. Комментарий к проекту Закона об изменении НК. |
Изменения для плательщиков НПД
1. Планируется исключить из объектов налогообложения НПД доходы:
- полученные физлицами от выполнения ими работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиками работ (услуг) выступают лица, являющиеся нанимателями этих физлиц, или лица, являвшиеся их нанимателями менее 3 лет назад;
- полученные от сдачи имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, в субаренду (п.167 ст.1 проекта Закона).
Отметим, что на невозможность применения НПД при сдаче имущества в субаренду МНС указывало и ранее в письме от 15.02.2023 № 3-1-13/00536 «О применении налога на профессиональный доход при сдаче имущества в аренду».
2. Вводится новое основание прекращения применения НПД по инициативе налогового органа: наличие фактов, свидетельствующих, что доступ к информационному обмену при применении плательщиком особого режима налогообложения имеют неуполномоченные лица (п.168 ст.1 проекта Закона).
3. Установлено, что предоставление налоговым органом льготы по НПД в части обязательных страховых взносов в ФСЗН прекращается с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пенсии (п.169 ст.1 проекта Закона).
Изменения для самозанятых граждан - плательщиков единого налога
1. Перечень объектов налогообложения единым налогом для плательщиков - физлиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, дополнен таким видом деятельности, как уборка территории от снега и льда (абз.3 п.154 ст.1 проекта Закона).
2. Планируется увеличение ставок единого налога (п.178 ст.1 проекта Закона). При этом ставки единого налога, предусмотренные приложением 24 к НК в редакции, вступающей в силу с 1 января 2024 г., применяются при исчислении суммы налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г. (п.11 ст.4 проекта Закона).
Изменения для ремесленников - плательщиков сбора за осуществление ремесленной деятельности
1. Планируется исключить обязанность ремесленника до начала осуществления ремесленной деятельности, а также при ее прекращении представить в налоговый орган соответствующее уведомление. Вместо этого исполком, принявший решение о применении физлицом сбора за осуществление ремесленной деятельности либо о прекращении применения им сбора, должен в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направить его копию в налоговый орган по месту постановки на учет физлица, а также самому физлицу (п.160 ст.1 проекта Закона).
2. Установлено, что действие принятого в отношении физлица решения местного исполнительного и распорядительного органа о применении сбора за осуществление ремесленной деятельности прекращается:
- по окончании срока его действия;
- по решению местного исполнительного и распорядительного органа о прекращении применения сбора, принятому по основаниям и в порядке, определенным Президентом;
- при прекращении ремесленной деятельности в порядке, определенном Президентом.
3. Размер сбора за осуществление ремесленной деятельности будет увеличен с 6 до 6,5 бел. руб. в календарный месяц (п.161 ст.1 проекта Закона). Новая ставка сбора применяется при уплате сбора, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г. (ч.2 п.11 ст.4 проекта Закона).
4. Уточнен порядок уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности. Уплата сбора производится:
- за каждый календарный месяц не позднее 1-го числа каждого календарного месяца начиная с месяца, следующего за месяцем принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о применении сбора;
- не позднее даты возобновления ремесленной деятельности - при возобновлении ремесленной деятельности, приостановленной в установленном законодательством порядке.
Уплата сбора прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором:
• ремесленная деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;
• прекращено действие решения местного исполнительного и распорядительного органа о применении ремесленником сбора (п.162 ст.1 проекта Закона).
![]() |
Дополнительно по теме • НК-2024: изменения по ремесленному сбору. Комментарий к проекту Закона об изменении НК. |
Изменения для плательщиков сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
1. Устанавливается обязанность исполкома, принявшего решение о применении физлицом сбора, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направить его копию с указанием окончания срока действия этого решения в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы, а также самому физлицу (п.163 ст.1 проекта Закона).
2. Проект предусматривает, что действие принятого в отношении физлица решения исполкома о применении сбора прекращается:
- по окончании срока его действия;
- по решению исполкома о прекращении применения сбора, принятому по основаниям и в порядке, определенным Президентом (копия такого решения направляется физлицу и в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы в течение 5 рабочих дней со дня его принятия);
- при прекращении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном Президентом.
3. Ставка сбора будет увеличена с 37 до 40 бел. руб. в календарный месяц за каждую агроэкоусадьбу (п.164 ст.1 проекта Закона). Новая ставка сбора применяется при уплате сбора, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г. (ч.3 п.11 ст.4 проекта Закона).
4. Уточнен порядок уплаты сбора. Уплата сбора производится:
- в отношении одной или двух агроэкоусадеб за каждый календарный месяц не позднее 1-го числа каждого календарного месяца начиная с месяца, следующего за месяцем принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о применении сбора;
- не позднее даты возобновления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - при возобновлении деятельности, приостановленной в установленном законодательством порядке.
Уплата сбора прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором:
• деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма прекращена в порядке, определенном Президентом;
• прекращено действие решения местного исполнительного и распорядительного органа о применении сбора;
• деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма приостановлена в порядке, установленном законодательством (п.165 ст.1 проекта Закона).