


Материал помещен в архив
ВОПРОС: По результатам проведения электронного аукциона заключен договор на государственную закупку. В ходе его исполнения возникла необходимость увеличения объема закупаемого товара.
Требуется ли проведение маркетинговых исследований для этой цели и что необходимо для изменения договора?
ОТВЕТ: Требуется, если для увеличения объема закупаемого товара проводится процедура закупки из одного источника.
При заключении договора на государственную закупку и его исполнении не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, за исключением случая изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с п.4 ст.20 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), то есть когда изменяется объем (количество) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения (п.7 ст.25 Закона).
При соблюдении указанных условий для изменения договора на государственную закупку в части объема (количества) предмета государственной закупки соответствующее изменение оформляется дополнительным соглашением к договору, и при этом проведения каких-либо маркетинговых исследований не требуется.
В свою очередь, при необходимости увеличения объема закупаемого товара в отсутствие возможности заключить дополнительное соглашение по правилам п.4 ст.20, п.7 ст.25 Закона заказчик вправе воспользоваться нормой п.27 перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника в (приложение к Закону). Данная норма предусматривает возможность проведения процедуры закупки из одного источника в случае возникновения у заказчика, осуществившего государственную закупку у определенного поставщика, потребности в дополнительном количестве закупленных товаров. При этом количество дополнительно закупаемого товара не может превышать 10 % количества товаров, предусмотренного договором. Цена единицы дополнительно поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное в договоре количество такого товара.
В приведенном случае, поскольку закупка из одного источника является самостоятельной процедурой государственной закупки и проводится по правилам ст.50 Закона, требуются маркетинговые исследования (исследования конъюнктуры рынка) с последующим оформлением документации (справки, формирования дела по государственным закупкам).
14.05.2015
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»