Пособие от 17.08.2017
Автор: Амельченя Ю.

Победитель процедуры переговоров отказался от заключения договора строительного подряда. Что предпринять организатору?


СОДЕРЖАНИЕ

 

Отличие процедуры переговоров от других процедур

Основания для признания переговоров несостоявшимися законодательно не установлены

Организатор не имеет права понудить участника - победителя переговоров к заключению договора

Когда организатор вправе предложить заключить договор участнику, второму по показателям после победителя переговоров

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПОБЕДИТЕЛЬ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕГОВОРОВ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ ОРГАНИЗАТОРУ?

Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов в Республике Беларусь регулируются нормами:

Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств;

 

Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение);

• иными нормативными правовыми актами.

Отличие процедуры переговоров от других процедур

Чаще всего процедура переговоров проводится, когда подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, биржевые торги не являются обязательными для субъектов, осуществляющих такие закупки товаров (работ, услуг).

Переговоры отличаются конкурентным характером, поскольку установлено, что организатор переговоров определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах. Тем самым предполагается участие нескольких (двух и более) участников.

Лишь при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику (абзац 4 п.63 Положения).

 

внимание

Обратите внимание!

Отсутствие конкуренции и фактически неконкурентные переговоры возможны только при закупке товаров для строительства.

 

По общему правилу, для целей выбора в условиях конкуренции победителя процедуры переговоров Положение предусматривает:

• что в документации для переговоров должны быть отражены критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;

• право организатора переговоров на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры (абзацы 19 и 20 п.68 Положения).

Это право как раз позволяет участникам изменять изначально предложенные ими условия по цене, срокам выполнения работ, условиям оплаты и иным условиям закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений (часть вторая п.77 Положения).

Такая особенность процедуры переговоров делает ее более конкурентной.

Тем самым предполагается, что при получении от участников предложений для участия в процедуре переговоров организатор проводит их оценку по предусмотренным в документации для переговоров критериям и определяет победителя в зависимости от значимости того или иного критерия.

Основания для признания переговоров несостоявшимися законодательно не установлены

Между тем необходимо признать тот факт, что в Положении отсутствуют основания для признания переговоров несостоявшимися, равно как не предусмотрены основания для отмены переговоров. Очевидно, что победитель процедуры может быть определен или не определен. В последнем случае организатор проводит еще одни (повторные) переговоры для осуществления закупки товаров (работ, услуг).

Организатор не имеет права понудить участника - победителя переговоров к заключению договора

При наличии участника-победителя содержание и результаты переговоров отражаются в протоколе, утверждаемом руководителем организатора переговоров в течение 3 дней после их проведения.

 

внимание

Обратите внимание!

Если победителем процедуры переговоров выбран участник, цена товаров (работ, услуг) которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием.

 

По результатам переговоров заключается соответствующий договор (п.76 Положения).

Срок заключения такого договора - не позднее 10 календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров (абзац 3 части первой п.79 Положения).

В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения переговоров. При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на переговорах, но не изменяющие их существенных условий.

В свою очередь, необходимо учитывать, что участник-победитель может заключить договор или отказаться от его заключения.

Организатор должен констатировать и оформить факт отказа, что обеспечивается составлением протокола о результатах переговоров (второй протокол помимо протокола о результатах переговоров), равно как и соответствующим решением организатора (для целей завершения процедуры переговоров).

Также организатор вправе воспользоваться своим правом на отказ от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков, что позволит завершить процедуру и провести еще одну (повторную) (часть вторая п.67 Положения).

Положение не предоставляет организатору права понудить участника - победителя переговоров к заключению договора, а применение ст.418 Гражданского кодекса Республики Беларусь в данном случае не представляется возможным, поскольку проводится процедура переговоров, а не торги (тендер) в форме конкурса или аукциона, которые непосредственно предусмотрены данной нормой.

Когда организатор вправе предложить заключить договор участнику, второму по показателям после победителя переговоров

Если в документации для переговоров при описании порядка определения победителя переговоров организатором предусмотрено правило, аналогичное установленному для процедуры подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), то в приведенной ситуации при отказе участника-победителя от заключения договора по результатам переговоров последствия могут быть иными.

Так, в соответствии с частью шестнадцатой п.36 Положения при проведении подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) при отказе победителя от заключения соответствующего договора их организатор вправе не проводить повторные подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве), а предложить заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве) участнику.

Соответственно, для переговоров также может быть установлено в документации для переговоров правило о том, что при отказе победителя от заключения соответствующего договора их организатор вправе предложить заключить договор второму по показателям после победителя переговоров участнику, если такой есть.

В этом случае не потребуется повторного проведения процедуры переговоров.

Таким образом, от содержания документации для переговоров зависят последствия отказа участника-победителя от заключения договора, в том числе строительного подряда, по результатам проведения процедуры переговоров. В интересах организатора переговоров предусмотреть правило о выборе участника-победителя по аналогии с правилом части шестнадцатой п.36 Положения, когда второму по показателям после победителя переговоров участнику предлагается заключить договор, если участник-победитель отказался от его заключения.

 

17.08.2017

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»