


Материал помещен в архив


ПОДАРКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕКЛАМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
![]() |
Ситуация В рамках рекламных мероприятий организация при приобретении юридическими лицами определенного перечня товаров в качестве подарка передает другой товар. В частности, при продаже монитора организация в подарок передает мышь. Учитывается ли при исчислении НДС стоимость подарка? Учитывается ли стоимость передаваемого подарка при налогообложении прибыли? Как отражается в бухгалтерском учете стоимость передаваемого подарка? |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Стоимость передаваемого подарка объектом обложения налогом на добавленную стоимость не является
Реклама - это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абзац 9 ст.2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. реклама - информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз.10 ст.2 Закона № 225-З в ред. Закона № 82-З). Комментарии см. здесь. |
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).
Не признается реализацией передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав потребителю рекламы при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства, если указанные товары (работы, услуги), имущественные права являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования (за исключением рекламных услуг, оказываемых рекламодателям), а также передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры (подп.3.5 п.3 ст.31 НК).
Таким образом, стоимость товаров, передаваемых юридическим лицам при проведении рекламных мероприятий в качестве подарка, не включается в выручку для исчисления НДС.
Стоимость подарка включается в состав расходов на рекламу
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (часть первая п.1 ст.130 НК).
Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений ст.301 НК. Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (часть первая п.2 ст.130 НК).
Затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли, поименованы в ст.131 НК, расходы на рекламу в этот перечень не входят.
Реклама необходима для продвижения продукции и увеличения объемов ее продаж. Следовательно, расходы на рекламу являются экономически обоснованными и включаются в состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли.
Бухгалтерский учет расходов на рекламу
В рассматриваемой ситуации расходы на рекламу следует учитывать в составе расходов на реализацию.
Для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, предназначен счет 44 «Расходы на реализацию».
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 отражаются расходы на упаковку изделий на складах готовой продукции, на доставку продукции к месту отправления, погрузки в транспортные средства, на содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, на счете 44 отражаются расходы на транспортировку товаров, на оплату труда, на содержание зданий, сооружений, инвентаря, на хранение, подработку и упаковку товаров, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы.
Произведенные организацией расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отражаются по дебету счета 44 и кредиту соответствующих счетов. Суммы, учтенные на счете 44, списываются с этого счета в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в соответствии с законодательством (п.35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
В бухгалтерском учете расходы на рекламу отражаются записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма расходов на рекламные мероприятия | ||
Списана в состав расходов на рекламу стоимость передаваемых подарков в соответствии с условиями проведения рекламного мероприятия |
44 |
|
Списаны расходы на рекламу в составе расходов на реализацию |
44 |
19.09.2017
Владимир Жуков, экономист