Пособие от 18.02.2016
Автор: Овсейко С.

Подготовка к проведению общего собрания хозяйственного общества


СОДЕРЖАНИЕ

 

Очередные и внеочередные общие собрания

Решение о проведении общего собрания

Извещение о проведении общего собрания

Внесение предложений в повестку дня

Повестка дня общего собрания

Участники общего собрания

Голосование по доверенности

Акционерное соглашение

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА

Очередные и внеочередные общие собрания

«Корпоративный парламент», как и высший государственный орган, работает «посессионно», а не постоянно.

Статья 36 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) выделяет очередные и внеочередные общие собрания участников хозяйственного общества (далее - общее собрание, ОС), причем первые должны проводиться не реже одного раза в год в сроки, установленные уставом, но не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Очевидно, что дата проведения ОС синхронизирована со сроком сдачи годовой отчетности, поскольку на годовом собрании утверждаются годовые отчеты, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках (данные книги учета доходов и расходов) и распределяется прибыль и убытки этого общества. Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков хозяйственного общества осуществляются при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора), а в установленных случаях - аудиторского заключения (примечание 1).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 апреля 2021 г. в Закон внесены изменения Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарии см. здесь

 

Порядок созыва, орган управления, инициирующий эту процедуру, и прочие вопросы организации и проведения ОС определяются уставом и другими локальными нормативными правовыми актами (далее - ЛНПА) (положением о порядке проведения ОС, регламентом работы ОС и т. п.).

На тот случай, если уполномоченным органом хозяйственного общества в установленном Законом и уставом порядке ОС не созывается, оно может быть созвано органами или участниками (участником) хозяйственного общества, имеющими право требовать проведения внеочередного общего собрания. На годовом ОС также должны быть рассмотрены вопросы избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), если его образование предусмотрено в данном обществе, и ревизионной комиссии (ревизора).

Решение о проведении общего собрания

В роли уполномоченного органа чаще всего выступает совет директоров (наблюдательный совет), а при их отсутствии - исполнительный орган. В решении о проведении ОС должны быть определены:

• дата, время и место (с указанием адреса) проведения общего собрания участников хозяйственного общества;

• повестка дня общего собрания участников хозяйственного общества с указанием формулировок проектов решений по каждому вопросу;

• форма проведения ОС, если она не определена уставом либо органами хозяйственного общества, его участниками или аудиторами, требующими созыва внеочередного ОС в предусмотренных случаях;

• форма голосования по каждому вопросу повестки дня;

• форма и текст бюллетеня в случае голосования бюллетенями или заочного голосования;

• форма и текст карточки в случае открытого голосования карточками;

• порядок извещения лиц, имеющих право на участие в ОС, о проведении общего собрания, если этот порядок не определен уставом;

• перечень информации (документов) и порядок ее предоставления лицам, имеющим право на участие в ОС (порядок ознакомления с информацией этих лиц), при подготовке к проведению этого собрания, а в случае проведения ОС, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов органов хозяйственного общества, - сведения о выдвинутых кандидатах в избираемые (образуемые) органы;

• порядок регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

• иные сведения, указание которых целесообразно в каждом конкретном случае.

Извещение о проведении общего собрания

Извещение о проведении ОС направляется его участникам не позднее 30 дней до его проведения (если уставом этот срок не сокращен), за двумя исключениями:

1) извещение о проведении внеочередного ОС, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кумулятивным голосованием, должно быть направлено не менее чем за 50 дней до даты его проведения;

2) извещение о проведении повторного ОС (по причине отсутствия кворума на предыдущем) должно быть направлено не менее чем за 10 дней до даты его проведения, если иной срок не предусмотрен уставом.

Устав может корректировать 30- и 50-дневный срок только в сторону сокращения, 10-дневный - в любую сторону.

С 26 января 2016 г. ст.39 Закона дополнена новой частью - седьмой, согласно которой до проведения годового ОС исполнительный орган обязан подготовить информацию о деятельности этого общества за отчетный период, которая должна содержать:

а) обзор наиболее важных событий в его деятельности;

б) наименование хозяйственных обществ, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих хозяйственному обществу;

в) размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных хозяйственным обществом в отчетном периоде;

г) размер долей в уставном фонде (количество акций), приобретенных в отчетном периоде;

д) информацию о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении которых в соответствии с уставом хозяйственного общества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках хозяйственного общества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц; е) планы и прогнозы деятельности хозяйственного общества на очередной финансовый год;

ж) иную информацию, обязательность доведения до сведения участников хозяйственного общества которой предусмотрена законодательством, уставом и (или) ЛНПА.

Извещение о проведении ОС направляется заказным письмом (примечание 2), если уставом не предусмотрен иной способ направления этого извещения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под подпись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех участников общества печатном средстве массовой информации, определенном уставом, и (или) размещено на сайте общества. Если число участников менее 100, то заказное письмо направляется с уведомлением о вручении, если уставом не определено иное. Извещение о проведении ОС должно содержать:

• наименование и место нахождения хозяйственного общества;

• дату, время и место (с указанием адреса) проведения общего собрания участников хозяйственного общества;

• повестку дня общего собрания участников хозяйственного общества;

• орган хозяйственного общества или иных лиц, созывающих общее собрание участников хозяйственного общества, основание его созыва (в случае созыва и проведения внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества);

• порядок ознакомления лиц, имеющих право на участие в общем собрании, с информацией (документами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению этого собрания, с указанием адреса, по которому можно с ней ознакомиться;

• порядок регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании;

• иные сведения, предусмотренные уставом хозяйственного общества и (или) решением о проведении общего собрания участников хозяйственного общества.

Внесение предложений в повестку дня

Лица, имеющие право на участие в ОС, вправе внести в письменной форме предложения:

1) о включении вопросов в повестку дня общего собрания участников хозяйственного общества, которые должны содержать имя физического лица или наименование юридического лица, число принадлежащих ему голосов на общем собрании участников этого общества, формулировку каждого из предлагаемых в повестку дня вопросов;

2) о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизора), а также о выдвижении кандидатов в исполнительный орган хозяйственного общества (число кандидатов в одном предложении не может превышать количественный состав соответствующего органа). Такое предложение должно содержать имя каждого предлагаемого кандидата, наименование органа хозяйственного общества, для избрания в который он предлагается, и иные сведения о кандидате, предусмотренные уставом. Должно быть получено также согласие самих номинантов.

Лица, внесшие предложения, могут предложить формулировку проекта решения по каждому из предлагаемых вопросов.

Срок внесения предложений в повестку дня ограничивается диспозитивными нормами ст.40 Закона:

1) годового ОС - не позднее 30 дней после окончания отчетного года, если уставом не предусмотрен иной срок их поступления;

2) внеочередного ОС, одним из вопросов которого является избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) кумулятивным голосованием, - не позднее 30 дней до даты его проведения.

Повестка дня общего собрания

Повестка дня ОС должна содержать перечень конкретно сформулированных вопросов, выносимых на обсуждение. Их можно разделить на две группы:

1) сформулированные уполномоченным органом;

2) внесенные участниками.

Последние «фильтруются» уполномоченным органом (не позднее чем через 10 дней после истечения срока для внесения предложений) и могут быть отклонены только по следующим достаточно формальным причинам:

• нарушен порядок внесения предложений участником (участниками), установленный Законом и уставом;

• предложения не относятся к компетенции ОС;

• предложения не соответствуют требованиям Закона и иных законодательных актов;

• кандидаты, выдвинутые в образуемые органы хозяйственного общества, не соответствуют установленным требованиям (ст.41 Закона).

В течение 5 дней с даты принятия решение об отказе доводится до сведения инициатора. Впоследствии такое решение, а также уклонение от его принятия могут быть обжалованы в суде.

Предложения участников могут быть приняты или отвергнуты только целиком, изменение формулировки вопросов уполномоченным органом прямо запрещено Законом. Если уполномоченный орган согласился с предложением о внесении изменений в повестку дня, он извещает об этом других участников не позднее 5 дней до проведения собрания.

Участники общего собрания

Вопрос об участниках общего собрания не так очевиден, как может показаться. Помимо участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) и акционеров акционерного общества (далее - АО) лично участвовать в ОС вправе (ст.37):

1) другие участники или прочие лица (как физические, так и юридические), действующие по доверенности;

2) иные лица, которые приобрели права пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества на основании договора (например, доверительного управления имуществом), а также лица, уполномоченные на управление наследственным имуществом в случае смерти участника хозяйственного общества (часть одиннадцатая ст.13 Закона).

Голосование по доверенности

Голосование по доверенности - проблема в основном крупных АО, где личный элемент участия в управлении сведен к минимуму, что создает возможность скупки голосов и т. п. Закон никак не регулирует данные вопросы, предоставляя их решение самим участникам.

Доверенность - это прежде всего легитимирующий документ; она не предоставляет право, а лишь подтверждает его наличие. Законодатель не стал требовать наличия договора поручения или иного документа, на основании которого предоставлено такое право, видимо, по следующей причине. Право участия в ОС - это личное неимущественное право, пусть и связанное с имущественными правами. Оборот таких прав не связан с налогообложением, так как обычно безвозмездный. Кроме того, мелкие акционеры в большинстве случаев - это физические лица. Поэтому требовать излишней «прозрачности» отношений между доверителем и поверенным излишне.

Также возникает вопрос, касающийся содержания доверенности. Так, доверенность может: 1) содержать четкие инструкции на счет голосования по тому или иному вопросу; 2) оставлять эти вопросы на усмотрение поверенного. Исходя из доверительного отношения между сторонами, именно последний вариант выглядит наиболее естественным, но де-юре первый исключать также нельзя. В этом случае возникают новые вопросы: как быть в случае, если поверенный отступил от указаний доверителя и проголосовал по-другому? нуждается ли такая сделка в последующем одобрении (п.1 ст.184 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК))? можно ли считать голосование гражданско-правовой сделкой?

По мнению автора, нет оснований отрицать последнее обстоятельство. Голосование на ОС - это действие, которое направлено на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.154 ГК), поэтому одобрение в случае отступления от указаний необходимо. Другое дело, что возможность оспаривания результатов голосования в таких случаях почти отсутствует, не говоря уже о том, что проверить «правильность» тайного голосования практически нельзя. Речь может идти только о претензиях доверителя к поверенному, но не об оспаривании результатов голосования.

Ситуация может измениться только когда в доверенности указаны варианты голосования, выбранные доверителем. Такая доверенность уполномочивает, по сути, не на совершение сделок в форме голосования, а на присутствие на ОС (обеспечение кворума) и доведение до сведения ОС волеизъявления доверителя. В таком случае, по мнению автора, дополнительного волеизъявления поверенного не требуется. Представление поверенным доверенности с указанными результатами будет голосованием доверителя.

Еще один вопрос, не урегулированный в Законе, о так называемых бланковых доверенностях, то есть выданных участниками самому обществу, которое затем уже назначает своего представителя. Это широко распространенная за рубежом практика, которая прямо не запрещена и белорусским законодательством, хотя и выглядит как ущемление прав отдельных участников. Только оформлена она должна быть правильно, например, на имя юридического лица, которое может затем обойти требование ГК о нотариальной форме доверенности в порядке передоверия (п.2 ст.188 ГК).

Кроме того, следует различать участие в ОС с правом голоса и без права голоса. Последний случай может иметь место в отношении владельцев привилегированных акций (кроме случаев, перечисленных в частях третьей и четвертой ст.71 Закона), членов других органов управления общества, а также некоторых случаев, предусмотренных законодательством в отношении соответствующих государственных органов. Например, это касается прав временной администрации в страховых организациях (п.76 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

 

Справочно

Доверенность на участие в собрании акционеров (пример) см. здесь.

Акционерное соглашение

С 26 января 2016 г. Закон предусматривает альтернативу доверенности (договору поручения и т. п.) - акционерное соглашение (ст.901), которым признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции.

Стороны этого соглашения - акционеры. Заключается оно в письменной форме путем составления одного документа и подписывается сторонами. То есть обмен письмами, сообщениями и иными документами согласно п.2 ст.404 ГК не допускается.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. ст.404 ГК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З. Комментарий см. здесь.

 

Обратите внимание!

Акционерное соглашение должно быть заключено в отношении всех акций, принадлежащих стороне акционерного соглашения. Его сторонами не могут быть все акционеры одновременно.

 

Первое ограничение направлено на предотвращение манипулирования количеством голосов, необходимым для принятия того или иного решения. Второе - на недопущение «скупки» голосов без скупки акций.

Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон:

• голосовать определенным образом на общем собрании акционеров;

• согласовывать вариант голосования с другими акционерами;

• приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств;

• воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств;

• осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением акционерным обществом, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией этого общества.

При этом предметом акционерного соглашения не могут быть обязательства стороны акционерного соглашения голосовать согласно указаниям органов управления акционерного общества, в отношении которого заключено данное соглашение.

Важным является то, что акционерное соглашение является обязательным только для его сторон. Нарушение акционерного соглашения (например, голосование недопустимым образом) не может служить основанием для признания недействительными решений органов управления акционерного общества, но может повлечь меры гражданско-правовой ответственности, в том числе обеспечения. Споры из акционерного соглашения решаются в судебном порядке.

О заключении акционерного соглашения стороны должны уведомить АО не позднее 3 дней до проведения общего собрания.

 

Справочно

См. также пособие:

• «Проведение общего собрания хозяйственного общества».

 

Примечание 1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, указанных в ст.17 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться Законом № 56-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З. Нормы ст.17 старой редакции содержатся в ст.22 новой редакции Закона № 56-З.

 

Примечание 2. Об использовании заказных почтовых отправлений, в том числе с контролируемой доставкой, см. Правила оказания услуг почтовой связи общего пользования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2004 № 1111.

 

18.02.2016

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук