


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В июне 2008 г. покупатель приобрел исправный электроинструмент. В марте 2009 г. вернул его в магазин в связи с поломкой. Гарантийный срок службы - 1 год.
Продавец готов отремонтировать электроинструмент по гарантии, но покупатель в заявлении просит вернуть деньги, а не проводить гарантийный ремонт. При этом инструмент имеет видимые повреждения (выломаны кнопки) и некомплектность.
Может ли продавец в данном случае отказать покупателю в возврате денег, ссылаясь на Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 14.06.2002 № 778 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.01.2009 № 26, далее - Перечень), или обязан вернуть деньги?
ОТВЕТ: Да, в данном случае продавец может отказать в возврате денег.
Однако основанием такого отказа будет не то, что электроинструмент имеет гарантийный срок и в его техническом паспорте сделана отметка о дате продажи.
Перечень применяется к случаям обмена либо возврата товаров надлежащего качества. В вопросе же речь идет о товаре ненадлежащего качества.
Поэтому основанием отказа в возврате денег в данном случае будут повреждения и некомплектность возвращаемого продавцу товара.
Согласно п.9 ст.20 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости - провести проверку качества товара.
При проведении проверки качества товара продавец должен зафиксировать повреждения и некомплектность возвращаемого товара (зафиксировать документально, сделать фотографии, составить акт). На этом основании продавец может указать, что неисправность товара возникла после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования товара.
Если потребитель будет настаивать на том, что неисправность возникла по другим причинам, продавец будет обязан провести экспертизу товара за свой счет. О месте и времени проведения экспертизы продавец должен известить потребителя в письменной форме.
15.10.2009 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»