


Материал помещен в архив
![]() ![]() ![]() Руководитель Заказчика ______________ И.И.Иванов «___» __________ 20__ г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации государственных закупок
в ______________________ (наименование заказчика)
(примечание 1)
Настоящее положение о порядке организации государственных закупок в ________________ (наименование заказчика) (далее - Положение), разработанное в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. постановление № 778 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 утратило силу. Комментарий см. здесь. |
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1. Руководитель Заказчика:
обеспечивает аккредитацию Заказчика на электронной торговой площадке, получение электронной цифровой подписи для размещения информации и сведений на официальном сайте и электронной торговой площадке, при необходимости - определение должностного лица, которому передается право на подписание электронных документов электронной цифровой подписью Заказчика;
обеспечивает разработку приказа о создании, определении полномочий и персональном составе комиссии, создаваемой при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, процедур закупок из одного источника (далее - комиссия), разработку и утверждение регламента работы комиссии (далее - Регламент);
утверждает техническое задание на закупку (в случае его разработки) и (или) документы, представляемые участникам для подготовки предложений;
утверждает годовой план государственных закупок Заказчика;
принимает решение в ходе проведения процедуры государственной закупки о продлении срока для подготовки и подачи предложений;
принимает решение об отмене процедуры государственной закупки в случаях, установленных законодательством о государственных закупках;
подписывает договоры на государственную закупку, дополнительные соглашения об изменении и (или) дополнении, расторжении договоров на государственную закупку;
принимает решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договорам на государственную закупку;
обеспечивает выполнение иных функций заказчика в соответствии с законодательством о государственных закупках.
2. Первый заместитель руководителя Заказчика:
подписывает приглашение к участию в процедуре государственной закупки, документы, представляемые участникам для подготовки предложений;
при необходимости вправе поручить работнику Заказчика, обладающему специальными знаниями в сфере государственных закупок, и (или) членам комиссии проведение проверки проектов приглашения к участию в процедуре государственной закупки, документов, представляемых участникам для подготовки предложений;
вправе давать иные поручения работникам Заказчика, связанные с организацией и проведением процедур государственных закупок;
выполняет поручения руководителя Заказчика, связанные с организацией и проведением процедур государственных закупок.
3. Комиссия создается руководителем Заказчика в составе не менее 5 (пяти) человек и в своей деятельности руководствуется Законом, положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением № 778, Положением и Регламентом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Положением о комиссии по государственным закупкам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7. Комментарий см. здесь. |
4. Выполнение функций, предусмотренных законодательством о государственных закупках, связанных с организацией и проведением государственных закупок, возлагается на отдел организационного и технического обеспечения.
5. Датой начала процедуры государственных закупок считается дата утверждения приглашения к участию в процедуре государственных закупок.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
6. Отдел организационного и технического обеспечения для выполнения функций, связанных с организацией и проведением государственных закупок:
проводит исследования конъюнктуры рынка для формирования проекта годового плана государственных закупок Заказчика перед проведением процедур государственных закупок; составляет письменный отчет о проведении исследования конъюнктуры рынка с приложением прайс-листов, коммерческих предложений, каталогов, скриншотов страниц сайтов, содержащих предложения потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), иных данных;
представляет результаты исследования конъюнктуры рынка руководителю Заказчика, первому заместителю руководителя Заказчика, иному уполномоченному должностному лицу Заказчика по их запросу, а также в комиссию для принятия решения о направлении участнику (участникам) приглашения к участию в процедуре закупки из одного источника и проекта договора на государственную закупку;
разрабатывает проект годового плана государственных закупок Заказчика, знакомит с проектом годового плана государственных закупок Заказчика руководителей структурных подразделений Заказчика, представивших свои предложения; своевременно представляет его на утверждение руководителю Заказчика и размещает на официальном сайте в срок, установленный законодательством о государственных закупках;
вносит изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок Заказчика в случаях и в порядке, установленных законодательством о государственных закупках, с последующим ознакомлением с ними руководителей структурных подразделений Заказчика (при необходимости), утверждением руководителем Заказчика и размещением на официальном сайте в срок, установленный законодательством о государственных закупках;
получает служебные записки и (или) технические задания на закупку от руководителей структурных подразделений Заказчика в случаях и порядке, предусмотренных Положением;
определяет вид процедуры государственной закупки и сроки проведения процедур государственных закупок с учетом потребности Заказчика в товарах (работах, услугах);
разрабатывает приглашения к участию в процедурах государственных закупок и документы, представляемые участникам для подготовки предложений, в том числе на основании служебных записок и (или) технических заданий, представленных руководителями структурных подразделений Заказчика, обеспечивает их согласование с начальником финансово-экономического отдела - главным бухгалтером, руководителем структурного подразделения Заказчика, инициирующего такую закупку;
разрабатывает в составе документов, представляемых участникам для подготовки предложений, проект договора на государственную закупку, согласовывает его условия с уполномоченными должностными лицами Заказчика (примечание 1);
обеспечивает соответствие между приглашением к участию в процедуре государственной закупки, документами, представляемыми участникам для подготовки предложений, и проектом договора на государственную закупку;
при объединении в предмете государственной закупки или его части (лоте) неоднородных товаров (работ, услуг) разрабатывает обоснования их технологической и функциональной взаимосвязи; при осуществлении государственной закупки товаров (работ, услуг), приобретаемых с целью обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (выполненными работами, оказанными услугами) проверяет наличие обоснования такой совместимости, составленного структурным подразделением Заказчика, инициирующим такую закупку;
при необходимости или по поручению руководителя Заказчика или первого заместителя руководителя Заказчика проводит переговоры с участником процедуры закупки из одного источника после направления ему приглашения к участию в процедуре закупки из одного источника;
размещает на официальном сайте, электронной торговой площадке приглашения к участию в процедурах государственных закупок, документы, представляемые участникам для подготовки предложений, ответы на запросы участников о разъяснении документов, иные документы, запросы о разъяснении предложений участников (при направлении таких запросов комиссией);
осуществляет постоянный мониторинг официального сайта, электронной торговой площадки в период подготовки и подачи предложений, обеспечивает ответы на запросы участников о разъяснении документов в установленный законодательством о государственных закупках срок;
предоставляет комиссии доступ к предложениям участников по истечении срока для подготовки и подачи предложений;
получает от комиссии запросы об уточнении предложений участников (при направлении таких запросов комиссией), протоколы заседания комиссии, в том числе с решениями о выборе участника-победителя, решениями о признании процедуры государственной закупки несостоявшейся, иные документы и сведения, необходимые для размещения информации на официальном сайте, электронной торговой площадке, составления справки о процедуре государственной закупки и (или) формирования дела по процедурам государственных закупок;
направляет проект договора на государственную закупку по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя (за исключением процедуры закупки из одного источника) участнику-победителю для подписания. В сопроводительном письме и в документах, представляемых участникам для подготовки предложений, указывается срок для подписания договора участником-победителем после получения от заказчика;
размещает сведения о результатах процедур государственных закупок, сведения о договорах, а также об изменениях и дополнениях к ним и результатах их исполнения, иную информацию о государственных закупках и документы (протоколы заседаний комиссии, иные необходимые документы) на официальном сайте, электронной торговой площадке в порядке и сроки, установленные законодательством о государственных закупках;
составляет справки о процедуре государственной закупки;
формирует и ведет дела по процедурам государственных закупок;
осуществляет контроль исполнения обязательств по договору на государственную закупку, включая случаи изменения и (или) дополнения условий договора, расторжения договора, одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору на государственную закупку.
7. Руководители структурных подразделений Заказчика:
при наличии потребности в товарах (работах, услугах) на очередной финансовый год для нужд структурного подразделения ежегодно до 1 декабря года, предшествующего финансовому, представляют сведения отделу организационного и технического обеспечения для решения вопроса о включении в проект годового плана государственных закупок Заказчика;
при необходимости закупки товаров (работ, услуг) для нужд структурного подразделения представляют служебную записку, в которой определены предмет государственной закупки, его потребительские, технические и экономические показатели (характеристики);
в зависимости от сложности предмета государственной закупки принимают решение и обеспечивают разработку технического задания на закупку для передачи его отделу организационного и технического обеспечения;
согласовывают приглашение к участию в процедуре государственной закупки, документы, представляемые участникам для подготовки предложений, а также проект договора на государственную закупку при приобретении по процедуре государственной закупки товаров (работ, услуг), для которых ими составлялась служебная записка и (или) разрабатывалось техническое задание на закупку;
принимают участие в подготовке ответов на запросы о разъяснении документов в установленный законодательством о государственных закупках срок при поступлении их от участников в ходе проведения процедуры государственной закупки.
ГЛАВА 3
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ЗАКУПКУ И СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА НА ЗАКУПКУ
8. Техническое задание на закупку разрабатывается:
по поручению руководителя Заказчика или первого заместителя руководителя Заказчика;
на основании служебной записки руководителя структурного подразделения в случае принятия решения о разработке технического задания на закупку начальником отдела организационного и технического обеспечения;
структурным подразделением Заказчика, инициирующим проведение процедуры государственной закупки для нужд структурного подразделения Заказчика, в случае принятия решения о разработке технического задания на закупку руководителем структурного подразделения Заказчика.
9. Техническое задание на закупку подлежит утверждению руководителем Заказчика и является основанием для составления отделом организационного и технического обеспечения приглашения к участию в процедуре государственной закупки и документов, представляемых участникам для подготовки предложений.
10. В техническом задании на закупку должны быть определены потребительские, технические и экономические показатели (характеристики) предмета государственной закупки, иные его показатели, свойства. Техническое задание может содержать требования к участникам процедуры государственной закупки, иную информацию.
11. При разработке технического задания на закупку либо подготовке служебной записки в технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны включаться ссылки на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя). Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог».
В случае если использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными для нужд Заказчика товарами (выполненными работами, оказанными услугами), то начальник отдела организационного и технического обеспечения или руководитель структурного подразделения Заказчика, инициирующего такую закупку, обеспечивает разработку обоснования необходимости обеспечения совместимости (далее - обоснование закупки оригиналов). Обоснование закупки оригиналов разрабатывается до утверждения приглашения к участию в процедуре государственных закупок, согласовывается с председателем комиссии, главным бухгалтером, начальником отдела организационного и технического обеспечения (примечание 2) (в случае разработки обоснования закупки оригиналов иным структурным подразделением Заказчика) и хранится в деле по данной процедуре государственной закупки.
ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА
12. Организация и проведение процедуры закупки из одного источника, если она проводится как следствие признания процедуры государственной закупки (открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) несостоявшейся по основаниям, предусмотренным законодательством о государственных закупках, осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом.
Руководитель Заказчика вправе поручить комиссии организацию и проведение определенной в письменном поручении процедуры закупки из одного источника для закупок товаров (работ, услуг), включенных в годовой план государственных закупок Заказчика.
Организация и проведение процедур закупок из одного источника в случаях, не указанных в частях первой и второй настоящего пункта, осуществляется в порядке, предусмотренном пп.13-16 Положения.
13. При проведении закупки из одного источника работник отдела организационного и технического обеспечения на основе исследования конъюнктуры рынка разрабатывает приглашение к участию в процедуре закупки из одного источника и проект договора на государственную закупку; осуществляет согласование их условий до направления выбранному участнику с руководителем структурного подразделения, инициирующего такую закупку, с иными уполномоченными должностными лицами Заказчика (примечание 3).
14. Приглашение к участию в процедуре закупки из одного источника с результатами исследования конъюнктуры рынка и согласованный проект договора на государственную закупку представляются отделом организационного и технического обеспечения руководителю Заказчика для принятия решения об их направлении выбранному участнику.
15. В случае, если такой участник отказывается от заключения договора на государственную закупку, на рассмотрение руководителя Заказчика вносится вопрос о принятии решения о направлении другому участнику приглашения к участию в процедуре закупки из одного источника и проекта договора на государственную закупку.
16. Если участник в ходе проведения переговоров при закупке из одного источника предлагает изменить существенные (обязательные) условия согласованного проекта договора на государственную закупку, такое изменение условий должно быть согласовано в порядке, предусмотренном п.13 Положения.
Примечание 1. Разработка заказчиками положения о порядке организации государственных закупок с точки зрения действующего законодательства не является обязательной. Применение указанного положения может быть рекомендовано с целью надлежащей организации процесса осуществления государственных закупок, поскольку позволяет зафиксировать возможное распределение полномочий между руководителем заказчика, его должностными лицами, структурными подразделениями.
При разработке положения о порядке организации государственных закупок авторы исходили из варианта, что для выполнения функций, определенных Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», заказчик на основании ст.11 этого Закона определил структурное подразделение (в Регламенте указано с условным названием «отдел организационного и технического обеспечения», наиболее распространенным на практике).
Примечание 2. Перечень должностных лиц является примерным.
Примечание 3. В данном случае имеется в виду согласование проекта договора на государственную закупку в соответствии в порядком согласования, принятым у Заказчика, например, согласование (визирование) на основании положения о договорной работе, приказа о согласовании (визировании) документов и т. д.
18.09.2017
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Анна Третьякова, магистр юридических наук