


Материал помещен в архив
УТВЕРЖДАЮ | |
(подпись, должность, инициалы, фамилия руководителя заказчика) | |
«___» _______________ 20___ г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении переговоров на закупку товаров (работ, услуг) при строительстве объектов
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии и в дополнение к Положению о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88), и регулирует отдельные вопросы порядка организации и проведения переговоров на закупку товаров (работ, услуг) при строительстве объектов за счет бюджетных средств в _____________________________________________________________________________
(наименование заказчика)
(далее - организатор) (комментарий 1).
1.2. В настоящем Положении используются следующие термины и их определения:
акты законодательства - Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», Положение № 88, иные нормативные правовые акты Республики Беларусь;
бюджетные средства - полностью либо частично средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;
вид строительных работ - совокупность трудовых процессов, направленных на создание отдельных элементов строящегося объекта;
вид товаров - совокупность товаров, характеризующихся единым целевым (функциональным) назначением и общностью области применения, конструктивно-технологических (технологических) признаков, а также номенклатурой основных показателей качества и идентичностью состава;
документация для переговоров - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения переговоров;
документация для предварительного квалификационного отбора участников - комплект документов, содержащих информацию об условиях и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
закупка товаров при строительстве - приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами;
организатор переговоров - инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на переговорах;
конкурсная комиссия по проведению переговоров - постоянный или временный орган, создаваемый организатором переговоров для их проведения и определения победителя;
ответственное лицо (член комиссии) - работник организатора, к компетенции которого относится предмет заказа, а также лицо, ответственное по закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов;
однородные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), относящиеся к одной подкатегории общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83;
переговоры (процедура переговоров) - форма размещения заказов на закупку товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;
процедура закупки - регламентированная последовательность действий организатора и конкурсной комиссии по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры закупки до заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено актами законодательства;
процедура улучшения предложения для переговоров - дополнительный элемент переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений;
предквалификационные документы - комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с документацией для предварительного квалификационного отбора участников для участия в переговорах;
предложение для переговоров - комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с документацией для переговоров;
предмет заказа - строительство объектов, закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов;
работа - деятельность по строительству объектов, результат которой приобретает овеществленную форму;
товар - оборудование, инвентарь, материалы, изделия, конструкции и другие материальные вещи, приобретаемые при осуществлении строительной деятельности (строительстве);
услуга - деятельность по строительству объектов, в том числе их проектированию, результат которой не приобретает овеществленную форму;
участник - лицо, принимающее участие в переговорах на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы (в случае проведения предварительного квалификационного отбора) и предложение для переговоров по предмету заказа;
участник-победитель - лицо, принимающее участие в переговорах на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и получившее от заказчика предложение о заключении договора по результатам процедуры закупки;
цена заказа - стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором переговоров на дату принятия решения о проведении переговоров;
строительство - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающая оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;
эксперт, экспертная организация - лицо (организация), не заинтересованное в результате процедуры закупки и обладающее специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом закупки.
1.3. В случае коллизии (расхождения) настоящего Положения и актов законодательства применяются правила, установленные актами законодательства.
1.4. Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установлен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 (комментарий 2).
1.5. Проведение переговоров является обязательным в соответствии с актами законодательства и настоящим Положением при заключении договоров о строительстве объектов в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь (комментарий 3).
ГЛАВА 2
ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ. ИХ ФУНКЦИИ
2.1. В организации и проведении переговоров принимают участие организатор, конкурсная комиссия и участник (участники), а также приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии.
2.2. При размещении заказа на основе переговоров их организатор:
принимает решение (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате их проведения, порядке извещения участника (участников) о проведении переговоров, создании конкурсной комиссии с определением ее полномочий;
разрабатывает документацию для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации. При отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия должна представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику;
представляет участникам документацию для переговоров и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
организует и проводит переговоры;
оценивает представленные участниками предложения для переговоров и принимает решение о результатах проведения переговоров;
оформляет по результатам проведения переговоров протокол и извещает участников в электронной форме о результатах их проведения;
заключает соответствующий договор по результатам проведения переговоров;
осуществляет при необходимости другие функции, связанные с организацией и проведением переговоров.
2.3. Для организации и проведения переговоров, предварительного квалификационного отбора участников (при его проведении) организатор создает конкурсную комиссию в количестве не менее пяти человек. Руководство конкурсной комиссией осуществляется ее председателем.
Конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность до момента заключения договора по результатам проведения переговоров либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся.
Конкурсная комиссия может создаваться в качестве временного органа для размещения заказов в рамках строительства одного объекта или для постоянной работы по организации и проведению переговоров при строительстве объектов.
Решение о создании временной конкурсной комиссии принимается по результатам принятия решения о размещении заказа на основе переговоров до размещения (публикации) извещения об их проведении и (или) направления приглашений участникам.
Персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором и утверждается его руководителем.
При необходимости по решению государственного органа (организации) персональный состав конкурсной комиссии, формируемый подчиненной ему (входящей в его состав (систему)) организацией, может согласовываться с таким органом (организацией).
В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) заказчик (при наличии согласия такого государственного органа (организации)).
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении персонального состава конкурсной комиссии.
Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется актами законодательства, настоящим Положением и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора.
2.4. Участниками в зависимости от предмета заказа могут выступать проектные, изыскательские, строительные организации, инженеры (инженерные организации), поставщики.
2.5. Участниками переговоров не могут выступать:
эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;
лица, указанные в абзацах 2, 3, 5-8 п.2 ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
2.6. Участники для участия в переговорах:
приобретают (получают) у организатора документацию для переговоров, предварительного квалификационного отбора участников (при его проведении);
разрабатывают предквалификационные документы и предложения на переговоры, соответствующие условиям предварительного квалификационного отбора участников и переговоров, и направляют организатору в установленный им срок предквалификационные документы в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и предложения на переговоры на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в документации для переговоров);
присутствуют на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором;
совершают иные действия, предусмотренные актами законодательства, настоящим Положением и документацией для переговоров.
2.7. В работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, а также работники Комитета государственного контроля, уполномоченные сотрудники органов внутренних дел, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (с их согласия).
ГЛАВА 3
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ
3.1. Состав документов, необходимых для принятия решения о проведении переговоров, зависит от предмета размещаемого заказа.
Организатором принимается решение о проведении переговоров при наличии у него документов, установленных соответственно в п.25, части первой п.45, частях первой и второй п.48 (за исключением результатов исследования конъюнктуры рынка), пп.54, 58 Положения № 88, или технического задания на закупку товаров (работ, услуг), согласно которому дается обоснование размещения заказа, если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной.
3.2. Содержание документов для переговоров:
3.2.1. в приглашении на участие в переговорах должна быть указана информация:
о способе проведения переговоров (с предварительным квалификационным отбором участников или без такого отбора, с проведением процедуры улучшения предложения для переговоров или без проведения данной процедуры);
наименовании организатора, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах, адресе электронной почты, фамилии, имени и отчестве (если таковое имеется) ответственного лица, его контактных телефонах и факсе;
предмете заказа, цене и сроках выполнения заказа;
порядке получения документации для переговоров;
форме, размере и сроке предоставления обеспечения предложений (при необходимости);
дате и времени начала подачи предложений для переговоров, дате и времени окончания их подачи, месте и порядке подачи участниками указанных предложений;
месте, дате и времени проведения процедуры вскрытия конвертов с предложениями для переговоров (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации);
дате и месте проведения предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
дате и месте проведения переговоров и подведения их итогов;
совокупности критериев, указанных в документации для переговоров, в соответствии с которыми определяется победитель переговоров;
сроках заключения соответствующего договора;
форме, размере и сроке предоставления обеспечения исполнения договора (при необходимости), а также об иных необходимых данных со ссылкой на представление в документации для переговоров более подробных условий для их проведения.
В приглашении на участие в переговорах обязательно указывается информация о праве организатора на отказ от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков;
3.2.2. в извещении о проведении переговоров должна быть указана информация о (об):
наименовании организатора;
времени, месте и форме проведения переговоров;
времени, месте и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников (при его проведении);
предмете и порядке проведения переговоров, в том числе о порядке участия в них и определения их победителя;
условиях приобретения (получения) документации для переговоров и предварительного квалификационного отбора участников (при его проведении);
цене заказа, применяемой в качестве стартовой, сроке заключения договора по результатам проведения переговоров и иная информация, определяемая организатором;
3.2.3. документация для переговоров должна содержать:
требования к предмету заказа и их участникам;
сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;
требования к сроку выполнения заказа;
цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;
проект соответствующего договора;
требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении;
требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые заказчиком с учетом особенностей предмета заказа;
требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;
порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;
порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;
порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);
место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также открытия предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) (при необходимости);
право организатора на запрос у участников разъяснений их предложений;
порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;
критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;
право организатора на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры;
срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания;
3.2.4. техническое задание на закупку товаров (работ, услуг) должно содержать информацию:
о наименовании, перечне, количестве (объеме) выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых товаров;
о требуемых технических, технологических, конструктивных или других потребительских показателях и характеристиках работ, услуг и товаров, связанных с определением соответствия работ, услуг и товаров потребностям организатора.
Техническое задание на закупку товаров, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов, в том числе жилых домов, подлежит согласованию с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации - с облисполкомами и Минским горисполкомом (по месту размещения объекта);
3.2.5. документация для предварительного квалификационного отбора участников должна содержать информацию (при его проведении):
о наименовании организатора, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;
наименовании предмета заказа;
сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, и оценке квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в переговорах;
сроке действия предквалификационных документов.
ГЛАВА 4
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ОТБОР
4.1. При проведении переговоров может осуществляться предварительный квалификационный отбор участников. В этом случае дальнейшее участие в переговорах принимают только участники, отобранные по результатам их предварительного квалификационного отбора.
4.2. Процедура предварительного квалификационного отбора участников включает:
подготовку и утверждение организатором документации для предварительного квалификационного отбора участников;
приглашение участников, подавших заявку на участие в переговорах, на предварительный квалификационный отбор и регистрацию таких участников;
предоставление участникам в электронной форме документации для предварительного квалификационного отбора участников;
рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в переговорах.
4.3. Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, являются:
наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в случаях и порядке, установленных законодательством;
подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы по специальности и их специализации, наличия квалификационного аттестата, выданного в установленном порядке, если такой аттестат требуется в соответствии с законодательством);
наличие у участника материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
способность участника выполнить весь комплекс предпроектных, проектных и изыскательских работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости);
наличие реализованных (нереализованных) аналогичных проектов, сопоставимых по виду и объему;
наличие реализованных проектов по уникальным и представительским объектам за последние 3 года;
наличие у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта;
наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;
деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором, сведения о наличии заключений органов государственной экспертизы или отказах в их выдаче за последние 2 года);
наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления проектной и изыскательской деятельности.
4.4. Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов «под ключ», выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, являются:
наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в случаях и порядке, установленных законодательством;
подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке;
наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном заказчиком;
деловая репутация участника (отзывы иных заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором);
производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, в том числе специального оборудования (машин и механизмов), их состояние, использование прогрессивных технологий и др.);
наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;
наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;
сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности.
4.5. Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов, являются:
наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям ISO 9001, производителя товаров;
наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров или письменного обязательства представить данную декларацию или сертификат до момента поставки товара;
наличие сервисного обслуживания;
деловая репутация участника (отзывы иных заказчиков о качестве и соблюдении сроков поставки товаров, предусмотренных в соответствии с договором);
сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде работы.
4.6. Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на оказание инженерных услуг, являются:
наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в случаях и порядке, установленных законодательством;
специализация инженера (инженерной организации);
подтверждение наличия работников инженерной организации, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы инженером или в инженерной организации и их специализации, наличия квалификационного аттестата, выданного в установленном порядке, если такой аттестат требуется в соответствии с законодательством);
наличие материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;
сведения о наличии уникальных и представительских объектов, по которым оказаны услуги за последние 3 года;
сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде оказания инженерных услуг в строительстве;
деловая репутация участника (отзывы иных заказчиков по работам за последние 3 года).
4.7. При проведении предварительного квалификационного отбора участники, зарегистрированные организатором и представившие предквалификационные документы, вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при открытии предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации).
4.8. При открытии предквалификационных документов конкурсная комиссия проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника. Указанные данные вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов.
4.9. Конкурсной комиссией изучаются предквалификационные документы участников не более 5 рабочих дней со дня их открытия. В отдельных случаях по решению организатора этот срок может быть продлен, но не более чем на 5 рабочих дней.
4.10. Оценка квалификационных данных участников проводится с учетом показателей, установленных пп.4.3-4.6 настоящего Положения.
4.11. В случае необходимости конкурсная комиссия при проведении предварительного квалификационного отбора участников вправе запросить у участника уточняющую информацию, которую участник обязан представить.
Если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных участником сведений, она вправе произвести дополнительную их проверку с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы.
Участник отстраняется от участия в предварительном квалификационном отборе в любой момент до заключения договора, если заказчик обнаружит, что участником представлена недостоверная информация. По результатам принятия решения об отстранении участника от участия в предварительном квалификационном отборе участников оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется о таком решении в течение 3 рабочих дней. Данное решение может быть обжаловано участником в установленном актами законодательства и настоящим Положением порядке.
4.12. По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе.
Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется руководителю организатора для утверждения. Руководитель организатора утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.
Организатор извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. При этом участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в переговорах и возвращается его предложение на переговоры нераспечатанным.
4.13. Переговоры среди участников, прошедших предварительный квалификационный отбор, проводятся в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства и настоящим Положением.
ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ
5.1. Для принятия решения о проведении переговоров ответственное лицо в установленном порядке оформляет докладную записку и представляет руководителю организатора.
Докладная записка должна содержать следующие сведения:
предмет заказа, в том числе его технические характеристики;
стартовую цену заказа;
срок выполнения заказа;
иные сведения при необходимости.
5.2. При положительном решении руководителя организатора о проведении переговоров (утвердительной резолюции на докладной записке) ответственное лицо в установленном порядке оформляет приказ (распоряжение) о проведении переговоров и представляет его для рассмотрения и подписания руководителю организатора.
5.3. После подписания приказа (распоряжения) о проведении переговоров ответственное лицо в порядке, предусмотренном актами законодательства, настоящим Положением и данным приказом, оформляет документацию для переговоров, предварительного квалификационного отбора (при его проведении), техническое задание (если разработка проектной, в том числе сметной, документации не является обязательной), проект договора, иные необходимые документы.
Документация для переговоров, предварительного квалификационного отбора (при его проведении), техническое задание на закупку товаров (работ, услуг) составляется на русском и (или) белорусском языке, подписывается ответственным лицом совместно с членами конкурсной комиссии и утверждается руководителем организатора.
Проект договора составляется на русском и (или) белорусском языке ответственным лицом совместно с членами конкурсной комиссии.
Данные документы могут быть дополнительно составлены на английском языке, в этом случае преимущество будет иметь версия, изложенная на русском и (или) белорусском языке.
Иная документация, необходимая для проведения переговоров, должна быть в установленном законодательством порядке подготовлена и утверждена не позднее рабочего дня, предшествующего дню издания приказа (распоряжения) о проведении переговоров.
5.4. Организатор обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.
5.5. Документация для переговоров, предварительного квалификационного отбора (при его проведении), техническое задание (если разработка проектной, в том числе сметной, документации не является обязательной), проект договора, иные необходимые документы представляются в печатной форме или форме электронного документа не позднее 2 рабочих дней со дня письменного обращения участника.
В печатной форме передача этих документов осуществляется по усмотрению организатора следующими способами:
по факсимильной связи на телефон (факс) участника;
по почте на юридический либо на иной указанный участником адрес;
непосредственно участнику под подпись по адресу: ___________________________.
В форме электронного документа передача данных документов осуществляется на указанный участником адрес электронной почты либо на электронном носителе информации с невозможностью ее модифицирования.
Сведения о представлении участнику данных документов заносятся ответственным лицом в журнал регистрации участников.
5.6. Предквалификационные документы (при проведении предварительного квалификационного отбора) представляются участником в адрес организатора в установленные им сроки в электронном виде на электронном носителе информации с невозможностью ее модифицирования, в отдельном конверте, в одном экземпляре.
Предложение для переговоров представляется участником в адрес организатора в установленные им сроки в печатной форме (на бумажном носителе), в отдельном конверте, в одном оригинальном экземпляре.
5.7. Все страницы предквалификационных документов должны быть пронумерованы. Каждый документ (оригинал или копия), кроме нотариально заверенного, должен быть подписан руководителем участника или уполномоченным им лицом и скреплен печатью (при наличии), после чего просканирован в формате PDF и записан на электронный носитель.
Все страницы предложения для переговоров должны быть пронумерованы и прошиты, каждый документ (оригинал или копия), кроме нотариально заверенного, должен быть подписан руководителем участника или уполномоченным им лицом и скреплен печатью.
5.8. Предквалификационные документы (при проведении предварительного квалификационного отбора) должны содержать:
сопроводительное (гарантийное) письмо;
документы и сведения, предусмотренные документацией для предварительного квалификационного отбора.
5.9. Предложения для переговоров должны содержать:
сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором, и согласие участника на подписание договора, а также содержащее сведения об отсутствии у участника задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней;
обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения;
график производства работ;
график платежей, за исключением случаев единовременной оплаты;
предложения о внесении изменений и (или) дополнений (если таковые имеются) в представленный организатором проект договора, если организатором предусмотрена возможность внесения изменений и (или) дополнений в проект соответствующего договора;
сведения о системе контроля качества (при необходимости);
сведения об участнике, документально подтверждающие его организационные и финансовые возможности выполнения обязательств, предусмотренных организатором в документации для переговоров;
иные документы, предусмотренные организатором в документации для переговоров.
5.10. Участник вправе вносить изменения и (или) дополнения в предложение для переговоров, предквалификационные документы (при проведении предварительного квалификационного отбора), а также отзывать их не позднее окончательного срока подачи этих документов.
5.11. Предложения для переговоров, предквалификационные документы (при проведении предварительного квалификационного отбора) подлежат регистрации ответственным лицом в журнале регистрации участников в порядке их поступления с указанием даты и времени.
5.12. После проведения предварительного квалификационного отбора (при его проведении) в установленный организатором день проводится заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями для переговоров.
Участники, в том числе их представители, зарегистрированные организатором, вправе присутствовать на этом заседании конкурсной комиссии при наличии следующих документов:
заверенной копии приказа о приеме на работу и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность (для руководителя юридического лица);
оригинала либо заверенной копии доверенности и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность (для иного работника юридического лица);
заверенной копии свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя).
Конкурсная комиссия осуществляет вскрытие предложений для переговоров в момент истечения срока для подготовки и подачи этих предложений или при возникновении причин организационного характера в иные сроки, но не позднее дня истечения срока для подготовки и подачи предложений в порядке и месте, указанных в документации для переговоров.
5.13. При вскрытии предложений конкурсная комиссия проверяет наличие всех установленных в соответствии с условиями проведения переговоров документов и оглашает содержание основных пунктов предложений. Указанные данные по каждому участнику вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями для переговоров.
5.14. Участник вправе представить альтернативное предложение, если это предусмотрено в документации для переговоров, в сроки, установленные для подготовки и подачи предложений.
5.15. Оценка и сравнение альтернативных предложений осуществляются отдельно от предложений в порядке, установленном настоящим Положением для оценки и сравнения предложений, за исключением поступления только одного альтернативного предложения.
В случае присвоения альтернативному предложению порядкового номера 1 (первого места) среди альтернативных предложений или поступления только одного альтернативного предложения такое альтернативное предложение подлежит оценке и сравнению с предложением, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место).
5.16. Конкурсная комиссия осуществляет изучение предложений для переговоров на соответствие требованиям законодательства и заказчика не более _______ (_______________________) рабочих дней, следующих за днем их вскрытия.
(цифрами и прописью)
В отдельных случаях при соответствующем обосновании с согласия организатора этот срок может быть продлен. Данное обоснование представляется председателем конкурсной комиссии организатору.
Предложения, соответствующие этим требованиям, подлежат оценке, не соответствующие - отклоняются.
5.17. В случае необходимости конкурсная комиссия при проведении переговоров вправе запросить у участника уточняющую информацию, которую участник обязан представить.
При этом достоверность сведений об отсутствии у участника задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней проверяется конкурсной комиссией на основании перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням, размещенного на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.
Если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных участником сведений, она вправе произвести дополнительную их проверку с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы.
Участник отстраняется от участия в переговорах в любой момент до заключения договора, если организатор обнаружит, что участником представлена недостоверная информация. По результатам принятия решения об отстранении участника от участия в переговорах оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется о таком решении в течение 3 рабочих дней, следующих за днем его принятия. Данное решение может быть обжаловано участником в установленном настоящим Положением порядке.
5.18. Конкурсная комиссия отклоняет предложение для переговоров в следующих случаях:
предложение не соответствует (не отвечает) требованиям актов законодательства, настоящего Положения, документации, иных документов для переговоров;
при непредставлении участником или при отказе в представлении документов и сведений, предусмотренных актами законодательства, настоящим Положением, документацией, иными документами для переговоров, а также в случае представления участником недостоверных документов и сведений;
участник в соответствии с требованиями актов законодательства, настоящего Положения, документации, иных документов для переговоров не может участвовать в переговорах;
участник внес изменения и (или) дополнения в предложение для переговоров по истечении срока для подготовки и подачи предложений;
участник-победитель не выполняет требования, предшествующие подписанию договора, установленные в актах законодательства, настоящем Положении, документации, иных документах для переговоров.
Решение конкурсной комиссии об отклонении предложения для переговоров оформляется протоколом. Участник, представивший такое предложение, уведомляется о нем в письменной и (или) электронной форме в течение 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения об отклонении предложения.
5.19. При проведении переговоров может проводиться процедура улучшения предложений в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения. Процедура улучшения предложений проводится организатором один раз.
Процедура улучшения предложения для переговоров является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.
В процедуре улучшения предложений для переговоров имеют право участвовать все участники, допущенные к переговорам. Участник вправе не участвовать в процедуре улучшения предложения для переговоров, при этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Предложение участника, в соответствии с которым условия, содержащиеся в документации для переговоров, могут быть ухудшены, не рассматривается.
Организатор приглашает участников, допущенных к процедуре улучшения предложений для переговоров, путем одновременного направления им приглашений.
Участники, в том числе их представители, могут присутствовать на данном заседании конкурсной комиссии при наличии следующих документов, подтверждающих их полномочия:
для руководителя юридического лица - заверенной копии приказа о приеме на работу и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;
для иного работника юридического лица - оригинала доверенности и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;
для индивидуального предпринимателя - заверенной копии свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.
При непосредственном участии в процедуре улучшения предложений для переговоров участники в пределах своих полномочий вправе неоднократно снижать цену своих предложений, улучшать иные предложенные ими условия закупки до момента волеизъявления соответствующего участника о том, что предложенная им цена, иные условия закупки являются окончательными.
Также участники вправе сообщить о снижении цены своего предложения для переговоров, улучшении иных его условий, направив письменную информацию об этом ответственному лицу по факсу, почте или нарочным под подпись. Данная информация должна быть представлена организатору до проведения процедуры улучшения предложений для переговоров, в противном случае она к рассмотрению не принимается.
Участники, принимавшие участие в процедуре улучшения предложения для переговоров и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров не позднее рабочего дня, следующего за днем заседания конкурсной комиссии по данному вопросу.
Проведение процедуры улучшения предложений для переговоров оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, в котором указываются сведения об участниках, предложивших снизить цену своего предложения, улучшить иные условия закупки, эти цены и условия. Письменная информация участников о снижении цены своих предложений для переговоров, улучшении иных условий закупки прилагается к протоколу.
Организатор извещает участников о результатах проведения процедуры улучшения предложений для переговоров в письменной и (или) электронной форме в течение 3 рабочих дней, следующих за днем ее проведения.
5.20. Оценка предложения(ий) для переговоров, соответствующего(их) требованиям документации, а также иных документов для переговоров, представленных участником(ами), которые соответствуют квалификационным требованиям, проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном документацией для переговоров, с учетом критериев и методики, приведенных в ней.
Критериями оценки могут являться цена предложения, условия оплаты, сроки выполнения работ, опыт выполнения аналогичных работ, являющихся предметом заказа, и иные критерии, относящиеся к предмету заказа. Удельный вес каждого из критериев определяется путем установления процентного соотношения между критериями. Удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не более ____ %.
5.21. Результаты проведения переговоров подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя переговоров. Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе.
5.22. Протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя переговоров подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется руководителю организатора для утверждения.
Решение об утверждении (неутверждении) данного протокола принимается руководителем организатора в течение 3 дней с момента проведения переговоров. При неутверждении этого протокола организатором составляется письменное обоснование такого решения.
В случае выбора победителем переговоров участника, цена товаров (работ, услуг) которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием.
5.23. В случае признания переговоров, проведенных в установленном порядке, несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора, принимается решение о проведении повторных переговоров. Повторные переговоры (с уточнением при необходимости их условий) проводятся в порядке, установленном актами законодательства и настоящим Положением.
5.24. Заказчик извещает участников о результатах проведения переговоров в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя переговоров.
5.25. По результатам проведения переговоров заключается соответствующий договор в порядке и срок, установленные актами законодательства и настоящим Положением.
5.26. Организатор в течение 3 рабочих дней после утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя переговоров размещает его в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»
5.27. Переговоры признаются несостоявшимися в случаях, если:
руководителем организатора при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя переговоров;
конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем переговоров;
победитель переговоров отказался от заключения договора;
не подано ни одного предложения с предквалификационными документами (в предварительном квалификационном отборе не принимали участие участники);
не подано ни одного предложения для переговоров (в переговорах не принимали участие участники).
5.28. Организатор в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о признании переговоров несостоявшимися извещает в электронной форме всех участников о признании их несостоявшимися.
5.29. Извещение о признании переговоров несостоявшимися размещается в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет, а также публикуется в печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении переговоров (при необходимости).
ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
6.1. Договор заключается по результатам проведения переговоров не позднее 10 календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров.
6.2. Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на 1 месяц. В случае если способ обеспечения исполнения обязательств по договору не был установлен в документации для переговоров, участник вправе выбрать такой способ самостоятельно.
В случае если в документации для переговоров предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после предоставления участником, признанным победителем переговоров, обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с актами законодательства и настоящим Положением.
В случае непредоставления участником, признанным победителем переговоров, обеспечения исполнения обязательств по договору в указанные сроки такой участник считается уклонившимся от заключения договора.
Размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен составлять от 5 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой.
В ходе исполнения договора подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения обязательств по договору, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных в договоре, взамен ранее предоставленного такого обеспечения.
В случае если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию договора, действуют более 30 календарных дней, переговоры признаются несостоявшимися и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, возвращаются победителю переговоров в течение 5 рабочих дней с даты признания переговоров несостоявшимися.
6.3. В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения переговоров.
При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на переговорах, но не изменяющие их существенных условий.
6.4. Документация для переговоров, предложение победителя переговоров, протокол о результатах их проведения приобщаются в качестве приложений к договору и являются его неотъемлемой частью.
Иные документы по переговорам хранятся в отдельном деле в течение 5 лет.
ГЛАВА 7
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
7.1. Лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении переговоров, несут ответственность в соответствии с законодательством.
7.2. Споры, связанные с организацией и проведением переговоров, разрешаются в соответствии с законодательством с учетом особенностей, установленных в настоящем Положении.
7.3. В случае возникновения споров до подведения результатов переговоров участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме.
Рассмотрение жалобы осуществляется на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии лица (уполномоченного представителя юридического лица), подавшего ее.
Жалоба рассматривается в течение 10 календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы оформляется протокол.
Подача жалобы приостанавливает процедуру проведения переговоров на период ее рассмотрения.
В результате рассмотрения жалобы конкурсной комиссией может быть принято решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в ее удовлетворении.
В случае полного или частичного удовлетворения жалобы могут устанавливаться меры по реализации принятого конкурсной комиссией решения, в соответствии с которым предусматриваются:
отстранение должностного лица организатора от дальнейшего участия в проведении переговоров;
прекращение полномочий члена конкурсной комиссии на период проведения переговоров и последующее внесение изменений в ее состав;
направление предложений для переговоров на экспертное заключение и повторное рассмотрение их на заседании конкурсной комиссии;
уточнение организатором условий и порядка проведения переговоров;
расторжение договоров с привлеченными к участию в переговорах инженерами (инженерными организациями), экспертами, специалистами в случае, если установлено, что ими допущены нарушения в ходе проведения переговоров;
другие меры, не противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению, и условиям проведения переговоров.
На жалобу дается в письменной форме обоснованный ответ, подписываемый председателем конкурсной комиссии, в котором излагаются принятое решение и обоснование мотивов его принятия.
При несогласии с решением конкурсной комиссии участник может обратиться к организатору.
Организатор рассматривает повторную жалобу в пятидневный срок со дня ее получения и уведомляет участника в письменной форме о результатах ее рассмотрения.
7.4. В случае если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения переговоров, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения переговоров.
Подача жалобы приостанавливает процедуру заключения договора на период ее рассмотрения.
Жалоба рассматривается в течение 10 календарных дней со дня ее получения. Организатор при необходимости приглашает для участия в ее рассмотрении представителей конкурсной комиссии, других участников, экспертов и иных заинтересованных лиц.
В результате рассмотрения жалобы организатор вправе принять решение:
о признании недействительными результатов проведенных переговоров и назначении повторных переговоров;
об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием.
В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве.
7.5. После заключения договора по результатам проведения переговоров дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством.
Комментарий 1. При строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, закупки товаров (работ, услуг) осуществляются в следующем порядке:
• закупки работ, услуг - путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь; |
• закупки товаров - путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением государственных закупок медицинских изделий, осуществляемых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 223).
Процедура закупки - регламентированная последовательность действий заказчика (организатора) и конкурсной комиссии (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры закупки до заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Указом № 223 (приложение 2 к Указу № 223).
Комментарий 2. Виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, формируются на основании наличия их в проектной документации независимо от того, вошли ли они в Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленный постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17, либо в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.
В случае осуществления работ (услуг) в рамках проведения ремонта, в том числе текущего, модернизации зданий (сооружений) необходимо руководствоваться ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (приложения А-Г) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252462/350125).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106. |
Отнесение работ, не указанных в приложениях А-Г, к видам ремонта или модернизации должно осуществляться заказчиком совместно с проектной организацией. При этом основными критериями при принятии решения об определении вида деятельности являются причина выполнения работ, виды работ и предполагаемые изменения объекта в целом по окончании выполнения работ (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.07.2017 № 04-2-02/9574 «Об отнесении видов работ и услуг к строительной деятельности»).
Комментарий 3. При строительстве (выполнении работ) с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, является обязательным проведение подрядных торгов при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин и более, за исключением случаев, определенных Президентом Республики Беларусь (подп.1.4 п.1 Указа № 223), переговоров - до 6 000 базовых величин.
Проведение подрядных торгов либо переговоров является обязательным при заключении договоров на выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных проектной, в том числе сметной, документацией на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством (абзац 9 подп.1.6 п.1 Указа № 223).
По усмотрению заказчика для выполнения дополнительных работ на объекте возможно привлечение иных подрядных организаций; по результатам процедур закупок необходимо заключить новый договор строительного подряда.
Также для выполнения дополнительных работ заказчик вправе привлекать подрядную организацию, с которой заключен договор подряда на данном объекте, и по результатам процедур закупок заключить дополнительное соглашение к договору в установленном порядке.
При этом необходимо отметить, что на основании п.62 Положения № 88 в организации и проведении переговоров принимают участие заказчик и участник (участники).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. |
Таким образом, законодатель этой нормой установил, что при проведении переговоров можно рассматривать предложение одного участника и они будут признаны состоявшимися (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.10.2019 № 04-3-05/14559 «О некоторых вопросах проведения процедур закупок при строительстве»).
Комментарий 4. Данные ограничения установлены подп.1.9 п.1 Указа № 223.
27.03.2020
Сергей Шаргородский, юрист