Корреспонденция счетов от 22.01.2018
Автор: Клясова Н.

Получение и перечисление средств за медико-социальную помощь в счет компенсации расходов бюджета


СОДЕРЖАНИЕ

 

Медико-социальная помощь - платные медицинские услуги

Прием наличных денежных средств

Бухгалтерский учет платежей за оказание медико-социальной помощи

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СРЕДСТВ ЗА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ В СЧЕТ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

пример ситуация

Ситуация

Учреждение здравоохранения (больница) оказывает медико-социальную помощь гражданам пенсионного возраста и инвалидам. Оплата наличными денежными средствами за указанные услуги принимается без использования кассового оборудования.

Каким кассовым документом необходимо оформить прием наличных денежных средств?

Медико-социальная помощь - платные медицинские услуги

Медико-социальная помощь - вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента хронических заболеваний, требующих постоянного круглосуточного медицинского наблюдения и ухода и не требующих интенсивного оказания медицинской помощи (часть шестая ст.16 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении»).

Медико-социальная помощь оказывается в больницах сестринского ухода, отделениях сестринского ухода, отделениях медико-социальной помощи, созданных в государственных больничных организациях здравоохранения, и в иных организациях независимо от формы собственности, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о лицензировании, при которых получение специального разрешения (лицензии) для осуществления медицинской деятельности не требуется.

Оказание медико-социальной помощи по желанию пациентов или их законных представителей осуществляется на возмездной основе на основании договора, заключаемого в письменной форме между пациентом или его законным представителем и государственной больничной организацией здравоохранения (организацией) в порядке, установленном законодательством (пп.3, 6 Инструкции о порядке оказания медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.12.2014 № 107; далее - Инструкция № 107, постановление № 107).

Направление пациентов в больницы сестринского ухода и (или) отделения для оказания медико-социальной помощи осуществляется в плановом порядке врачебным консилиумом организаций здравоохранения, которые обеспечивают оказание пациентам медицинской помощи, в соответствии с перечнем медицинских показаний и медицинских противопоказаний для оказания медико-социальной и паллиативной помощи, установленным постановлением № 107 (п.8 Инструкции № 107).

Виды медико-социальной помощи по желанию граждан или их законных представителей в стационарных условиях государственных учреждений здравоохранения, а также по желанию граждан на дому включены в перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 (далее - постановление № 182) (пп.24, 25).

Медико-социальная помощь, оказываемая гражданам пенсионного возраста и инвалидам в больницах сестринского ухода, отделениях и палатах сестринского ухода учреждений здравоохранения, оплачивается этими гражданами ежемесячно в размере 80 % от получаемой пенсии.

Средства, поступающие в качестве оплаты за оказанную в больницах сестринского ухода, отделениях и палатах сестринского ухода учреждений здравоохранения медико-социальную помощь, зачисляются в доходы местных бюджетов в счет компенсации расходов данных бюджетов (п.12 Положения о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением № 182, абзац 19 п.1 приложения 11 к Закону Республики Беларусь от 31.12.2017 № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год»).

Указанные средства не облагаются налогами, сборами (пошлинами), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (часть третья п.7 ст.20 указанного выше Закона; п.12 ст.330 Налогового кодекса Республики Беларусь; п.4 перечня медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 198).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.3 ст.386 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.2 п.1 ст.118 вышеназванного Кодекса, в котором перечислены услуги, связанные с оказанием медицинских услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость. Комментарий см. здесь.

С 7 ноября 2019 г. Указ № 198 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении».

Прием наличных денежных средств

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр принимают наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Положение № 924/16, постановление № 924/16) (часть первая п.3 Положения № 924/16).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 апреля 2021 г. следует руководствоваться Положением № 924/16 с изменениями, внесенными постановлением Совмина и Нацбанка от 07.04.2021 № 203/4.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях, указанных в п.31 Положения № 924/16. Услуги по оказанию медико-социальной помощи в этом пункте не названы.

Следовательно, учреждения здравоохранения при приеме наличных денежных средств за услуги по оказанию медико-социальной помощи обязаны использовать кассовое оборудование.

Учреждения здравоохранения обязаны установить средство контроля налоговых органов на кассовое оборудование:

• в городах областного подчинения и г. Минске - с 1 февраля 2018 г.;

• в городах районного подчинения - с 1 июня 2018 г.;

• на всей территории Республики Беларусь - с 1 июля 2018 г. (абзац 6 подп.2.6 п.2 постановления № 924/16).

В кассах (кассовых кабинах) организаций, оказывающих платные медицинские услуги, должны быть установлены и использоваться платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь (п.13 приложения 1 к постановлению № 924/16).

 

внимание

Обратите внимание!

Нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 базовых величин (часть 1 ст.12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.13.15 нового Кодекса. Комментарий см. здесь.

 

Однако на период ремонта кассового оборудования при невозможности его замены на исправное или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с оформлением каждому покупателю (потребителю) документа с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п.23 Положения № 924/16).

 

справочно

Справочно

Указанным документом является квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов (приложение к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2021 г. следует руководствоваться формой квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов согласно приложению, утвержденному постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 25.

 

С учетом того, что до 1 октября 2017 г. приходный кассовый ордер был в составе перечня бланков документов, включенных в ЭБД, если субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных п.32 Положения № 924/16, осуществляется прием наличных денежных средств с использованием ранее приобретенных ими приходных кассовых ордеров, информация о которых содержится в ЭБД, то к таким субъектам меры административной ответственности, предусмотренные ст.12.18 КоАП, не применяются.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.13.14 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь.

 

Если субъектом хозяйствования в случаях, предусмотренных п.32 Положения № 924/16, осуществляется прием наличных денежных средств с использованием приходных кассовых ордеров, информация о которых отсутствует в ЭБД, то такие случаи являются нарушением порядка приема наличных денежных средств и к таким субъектам хозяйствования применяются меры ответственности, предусмотренные ст.12.18 КоАП (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.12.2017 № 8-2-11/02328 «О порядке приема наличных денежных средств»).

 

внимание

Обратите внимание!

Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником юридического лица влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин (ст.12.18 КоАП).

Бухгалтерский учет платежей за оказание медико-социальной помощи

Средства, поступающие в качестве оплаты за оказанную в больницах сестринского ухода, отделениях и палатах сестринского ухода учреждений здравоохранения медико-социальную помощь, должны перечисляться на текущий счет балансовой группы 3642 «Прочие средства распорядителей (получателей) бюджетных средств до востребования» (согласно Плану счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь», установленному постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.08.2013 № 506) и в течение 3 рабочих дней с момента поступления и в последний день месяца перечисляться в доходы местных бюджетов (бюджеты базового уровня и бюджет г. Минска) в счет компенсации их расходов по коду доходов 4630 «Прочие доходы, поступающие в счет компенсации расходов государства» классификации доходов бюджета (абзац 26 части двадцать четвертой подп.11.2 п.11 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208; письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2012 № 06-1-18/4336 «О средствах, поступающих за оказанную медико-социальную помощь»).

На счете 10 «Текущие счета по бюджету» учитываются денежные средства, перечисляемые из бюджета на расходы по содержанию организаций и на финансирование подведомственных организаций, на выплату пособий и компенсаций за счет средств бюджета, средства на выплату пенсий и пособий за счет Фонда социальной защиты населения, средства целевых бюджетных фондов, а также движение денежных средств, изъятых и конфискованных в соответствии с действующим законодательством и подлежащих зачислению в доход бюджета. На субсчете 103 «Текущий счет по взысканным платежам в бюджет» учитывается движение денежных средств, изъятых и конфискованных в соответствии с действующим законодательством и подлежащих зачислению в доход бюджета (часть первая п.5 и п.10 Методических указаний о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.1999 № 364).

Бухгалтерский учет перечисляемых в бюджет средств, поступающих в качестве оплаты за медико-социальную помощь, осуществляется с использованием субсчета 103 в соответствии с приложением 5 к письму Министерства финансов Республики Беларусь от 07.12.2007 № 02-2-28/176 «Об исполнении норм, предусмотренных ст.30 проекта Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год"».

На субсчете 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» учитываются расчеты с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за материальные ценности, выполненные работы и услуги, приобретаемые организацией за счет бюджетных и внебюджетных источников, а также другие расчеты (например, по претензиям и долгам, переданным на разрешение суда).

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начисление платы
173
Поступили денежные средства, подлежащие возврату в бюджет, в кассу учреждения здравоохранения
178
Поступили денежные средства на текущий счет по учету бюджетных средств из кассы учреждения здравоохранения
120
Поступили на текущий счет по учету бюджетных средств платежи, подлежащие возврату в бюджет (примечание)
103
178
Перечисление сумм полученной платы в бюджет
173
103
Возврат сумм пациентам (законным представителям), например, в случае выбытия пациента из учреждения здравоохранения.
178
120, 103
Одновременно делается сторнировочная запись
178
173

 

Примечание. Плата пациентом (законным представителем) может вноситься:

1) в кассу банка для зачисления на текущий счет по учету бюджетных средств учреждения здравоохранения (абзац 5 п.3 Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 № 112).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2019 г. взамен Инструкции № 112 действует Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117.

 

2) путем осуществления банковского перевода со счета пациента на счет учреждения здравоохранения в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. Инструкция № 66 изложена в новой редакции постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 02.12.2019 № 476.

 

3) путем осуществления платежа небанковской кредитно-финансовой организации или платежному агенту в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь».

 

22.01.2018

 

Наталья Клясова, экономист