


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПЛОДОВО-ЯГОДНУЮ ПРОДУКЦИЮ
Выращивание плодово-ягодной продукции - трудоемкий процесс, и только достоверная и оперативная учетная информация о затратах производства позволяет оценить их объективную величину и эффективность использования средств, авансированных в хозяйственный оборот. Это необходимо для обеспечения сопоставимости затрат на производство продукции и результатов коммерческой деятельности организации.
Учет издержек производства и калькулирование себестоимости продукции занимают доминирующее место в системе бухгалтерского учета, особенно в условиях инфляции.
Предоставленная свобода в ценообразовании не означает отсутствие данных о входящих в себестоимость затратах на производство и реализацию продукции, суммах налогов, включенных в сформированную цену, применяемом уровне рентабельности.
В вопросе насыщения потребительского рынка и обеспечения населения республики продуктами питания особое место отводится плодоводству. Плоды и ягоды являются одним из основных источников витаминов и биологически ценных веществ, имеющих лечебно-профилактическое значение для человека. Именно поэтому постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1926 утверждена Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах. Государственная программа разработана в целях создания интеграционных комплексов, включающих полный цикл производства, хранения, переработки и реализации картофеля, овощей, плодов, ягод и продуктов их переработки для обеспечения данной продукцией населения республики и ее конкурентоспособности при экспортных поставках.
Производством плодов и ягод в республике занимаются сельскохозяйственные организации, в т.ч. фермерские хозяйства. При этом появляются новые направления деятельности, основанные на развитии нетрадиционного плодоводства (например, выращивание клюквы, брусники, голубики, облепихи и др.).
Одной из важнейших составляющих в повышении экономической эффективности отрасли плодоводства является повышение конкурентоспособности выращиваемой продукции. Немаловажное значение в решении данного вопроса отводится ценовой политике.
Учет затрат и калькулирование себестоимости ягодной продукции
На выбор варианта организации учета производственных затрат оказывают влияние виды осуществляемой деятельности, характер производства, структура управления, размеры организации.
При всем разнообразии производств должны соблюдаться следующие общие принципы организации учета затрат:
- неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года;
- полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
- правильность учета затрат и включение их в себестоимость того периода, к которому они относятся независимо от времени их оплаты;
- разграничение в учете текущих затрат на производство и вложений во внеоборотные активы.
Плодово-ягодная продукция характеризуется рядом специфических особенностей: большое разнообразие производимой продукции, короткий срок сбора урожая, короткий срок хранения собранной продукции. Для оптимизации управления производством необходима максимальная детализация затрат, учитывающая особенности технологического процесса.
Согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2006, утвержденному постановлением Госкомстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, к отрасли сельского хозяйства «Растениеводство» относится выращивание яблок, груш, слив, вишни, черешни, винограда, земляники, малины, смородины, крыжовника и др. (подкласс 01130).
С учетом того что технология и характер производственных процессов при закладке и выращивании многолетних ягодных насаждений аналогичны общей технологии производства в отрасли растениеводства, аналитический учет таких затрат целесообразно вести в производственном отчете по растениеводству (форма 18) по их видам, годам посадки и местонахождению. В производственном отчете учет затрат ведут за месяц и нарастающим итогом с начала года в разрезе видов выращиваемых насаждений по статьям затрат, предусмотренным для отрасли растениеводства:
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на семена и посадочный материал;
- расходы на средства защиты растений;
- расходы на удобрения;
- расходы на содержание и эксплуатацию основных средств;
- стоимость работ и услуг сторонних организаций;
- расходы денежных средств;
- расходы на организацию производства и управление;
- прочие затраты.
Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений сельскохозяйственные организации ведут на отдельном субсчете «Закладка и выращивание многолетних насаждений» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Впоследствии сумма фактических расходов по закладке и выращиванию ягодного сада принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Затраты по уходу за ягодниками, находящимися в эксплуатации, по сбору урожая и по выполненным работам после сбора урожая не увеличивают их стоимость, а относят на себестоимость полученной продукции.
Для учета затрат и выхода продукции по ягодным насаждениям используют счет 20 «Основное производство», субсчет «Растениеводство». Аналитический учет затрат и выхода продукции организуется по подразделениям, статьям затрат и видам производимой продукции с отражением в производственном отчете по растениеводству (форма 18). При этом принимается типовая номенклатура статей затрат, предусмотренная для отрасли растениеводства.
Порядок определения себестоимости продукции многолетних насаждений изложен в Методических рекомендациях по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.08.2009 № 65 (далее - Методические рекомендации № 65).
С учетом норм Методических рекомендаций № 65 калькуляцию себестоимости продукции многолетних насаждений в неспециализированных организациях, где затраты учитываются в целом по садоводству или видам насаждений (семечковые, косточковые, ягодники), следует осуществлять путем вычитания из общей суммы затрат на содержание садов плодоносящего возраста стоимости черенков, усов, отводков, отпрысков по ценам их реализации и деления оставшейся суммы затрат на массу принятой к учету продукции.
Для определения себестоимости продукции по отдельным ее видам и сортам необходимо распределить затраты, приходящиеся к основной продукции, пропорционально стоимости плодов и ягод по ценам продажи.
В специализированных садоводческих организациях себестоимость 1 ц плодов или ягод исчисляется путем деления фактических затрат, учтенных по каждому виду или группе насаждений (за вычетом стоимости черенков, усов и отводков по цене их реализации), на массу полученной продукции.
При получении продукции от молодых насаждений, не сданных в эксплуатацию, собранные плоды учитываются по ценам реализации или использования, а их стоимость направляется на уменьшение затрат по закладке и выращиванию молодых насаждений.
Для определения себестоимости выращенного посадочного материала по отдельным видам и группам насаждений (семечковые, косточковые саженцы) общую сумму затрат по каждому участку (плодопитомнику) распределяют между выкопанной продукцией (для реализации и посадки в своем хозяйстве) и оставшейся в грунте (для доращивания) пропорционально количеству саженцев. Исходя из суммы затрат, приходящихся на каждый вид саженцев, использованных и оставшихся в грунте, определяется себестоимость 1 000 шт. посадочного материала. Затраты, приходящиеся на саженцы, оставшиеся в грунте для доращивания, переходят на следующий год как незавершенное производство.
Фактическая себестоимость продукции многолетних ягодных насаждений исчисляется в конце года перед составлением отчетных калькуляций. В течение года оприходование полученной продукции осуществляется по нормативно-прогнозной себестоимости.
Особенности ценообразования на ягодную продукцию
Напомним, что в настоящее время государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию может осуществляться с учетом следующих условий:
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (по согласованию с Министерством экономики РБ) устанавливает предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд;
- Министерство экономики РБ регулирует цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495;
- областные и Минский городской исполнительные комитеты определяют цены на социально значимые товары (свежие картофель, капусту, свеклу, морковь, лук).
Право государства регулировать порядок ценообразования закреплено Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72. На основании этого Указа Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ приняло постановление от 06.06.2011 № 36, которым утвердило Инструкцию о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд.
В иных случаях (это касается реализации плодово-ягодной продукции) сельхозпроизводители формируют цены с учетом конъюнктуры рынка и цен возможной реализации продукции, производимой организациями обрабатывающей промышленности, т.е. исходя из фактических (ожидаемых) затрат на производство и реализацию продукции, установленных налогов, прибыли.
Важным моментом, обозначенным в письме Минсельхозпрода РБ, Минэкономики РБ от 26.03.2010 № 03-4-12/1453/12-05-10/1829 «О закупочных ценах на продукцию сельского хозяйства», является то, что формируемые сельскохозяйственными товаропроизводителями свободные закупочные цены на продукцию растениеводства должны обеспечить возмещение затрат и получение прибыли, определяемой с учетом складывающейся ценовой и экономической ситуации на внутреннем и внешних рынках.
Таким образом, согласно действующему законодательству в настоящее время на плодово-ягодную продукцию в Республике Беларусь устанавливаются свободные отпускные цены.
Уровни применяемых цен сельхозпроизводителями должны быть подтверждены экономическими расчетами и протоколами согласования цен с организациями обрабатывающей промышленности.
Цены на скоропортящуюся плодово-ягодную продукцию утверждает руководитель организации, занимающейся производством указанной продукции. Цены помещаются в прейскурант отпускных цен.
С целью обоснования цен на произведенную продукцию составляются плановые калькуляции себестоимости производимой продукции с расшифровкой прямых статей затрат (сырье и материалы, заработная плата) и обоснованием накладных и других расходов.
Порядок составления плановой калькуляции, подтверждающей величину закупочной цены на ягодную продукцию, может быть следующий.
СПК «Грушево» | |
УТВЕРЖДЕНА | |
________________________________ | |
(руководитель организации, Ф.И.О.) | |
________________________________ | |
(дата утверждения) | |
М.П. | |
ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ по расчету отпускных цен на смородину черную |
№ п/п |
Статьи затрат |
Затраты в рублях на 1 т продукции |
Пояснения по расчету затрат |
1 |
Сырье и материалы |
148 000 |
Расшифровка стоимости сырья и материалов |
2 |
Расходы на оплату труда |
1 693 586 |
Расшифровка расходов на оплату труда |
3 |
Отчисления на социальные нужды: - отчисления в Фонд социальной защиты населения; - отчисления в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» |
474 204 5 081 |
28 % - ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»; подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций»; 0,3 % - подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов, ответственности по отдельным видам обязательного страхования»; п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 |
4 |
Расходы на содержание и эксплуатацию основных средств |
473 200 |
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат |
5 |
Стоимость работ и услуг сторонних организаций |
577 834 |
Расшифровка расходов по данной статье |
6 |
Прочие затраты |
253 400 |
Расшифровка расходов по статье «Прочие затраты» |
7 |
Расходы на организацию производства и управление |
232 000 |
Расшифровка расходов по данной статье |
8 |
Производственная себестоимость |
3 857 305 |
Сумма строк с 1 по 7 |
9 |
Расходы по реализации |
400 000 |
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат |
10 |
Полная себестоимость |
4 257 305 |
Строка 8 + стр.9 |
11 |
Рентабельность, % |
15 |
С учетом качества и конъюнктуры рынка |
12 |
Прибыль |
638 596 |
Строка 10 х 15 % |
13 |
Единый налог для производителей сельхозпродукции (если организация является его плательщиком) |
49 454 |
Подпункт 1.2 п.1 Указа № 34 (стр.10 + стр.12) х 1 % / (100 % - 1 %) |
14 |
Отпускная цена |
4 945 355 |
Строка 10 + стр.12 + стр.13 |
15 |
Отпускная цена за 1 кг (при реализации организациям розничной торговли) |
4 945 |
Строка 14 / 1 000 кг |
Бухгалтер |
Лугова |
В.С.Лугова |
В основе определения цены лежат плановые затраты, которые рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями № 65. При этом прямые затраты определяются исходя из цен на такие ресурсы по утвержденным нормам и нормативам на производство конкретных видов продукции.
В нормативно-прогнозную себестоимость продукции включаются затраты на оплату труда, а также отчисления по установленным нормативам от всех видов начисленных доходов работникам, непосредственно занятым в технологическом процессе выращивания ягоды. В состав отчислений на социальные нужды включаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в Фонд социальной защиты населения. Следует учитывать, что размер отчислений (30 % на основании ст.3 Закона № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь») на период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г. для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, уменьшен на 2 % и равен 28 % (Указ Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» (далее - Указ № 34)).
В расходы на социальные нужды следует включать и отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисляемые в 2011 г. по тарифу (установленному Указом № 531 в размере 0,6 %), уменьшенному на основании п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530, на 50 % в отношении страхователей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % от общего объема произведенной продукции.
Накладные расходы (на содержание и эксплуатацию основных средств, организацию производства и управление и т.п.), включаемые в расчет нормативно-прогнозной себестоимости, определяются в соответствии с учетной политикой организации исходя из анализа фактической сметы затрат по конкретным статьям расходов за предшествующий год и планируемого их изменения в текущем году на основе расчета коэффициентов распределения указанных затрат к установленным базовым показателям (расходам на оплату труда производственных рабочих, объему производства однородной продукции, стоимости сырья и др.).
Норматив рентабельности при формировании цены на ягодную продукцию законодательно не установлен. Уровень прибыли, включаемой в формируемые отпускные цены, определяется с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, сезонности, уровня регулируемых цен на аналогичную продукцию, суммы доходов, достаточной (с учетом оказываемой финансовой поддержки - при наличии таковой) для ведения простого или расширенного воспроизводства, а также с учетом цен возможной реализации сельскохозяйственной продукции перерабатывающими, заготовительными и торговыми организациями.
Налоги и неналоговые платежи включаются в расчет отпускных цен производителями сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь по установленным ставкам.
Сельскохозяйственные организации могут являться плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. С учетом норм Указа № 34 с 1 января 2011 г. ставка единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции установлена в размере 1 %.
При реализации производимой на территории Республики Беларусь плодово-ягодной продукции сельхозпроизводители исчисляют и уплачивают из выручки налог на добавленную стоимость по ставке 10 % (на основании подп.1.2.1 п.1 ст.102 Особенной части Налогового кодекса РБ).
Для оперативного учета конъюнктуры рынка, покупательского спроса и ускорения сроков реализации скоропортящейся ягодной продукции производители сельскохозяйственной продукции могут исходя из условий договора предоставлять покупателям скидки с утвержденных отпускных цен, помещенных в прейскуранты. Для обеспечения единообразия в вопросе предоставления скидок организация может разработать положение о скидках, в котором может определить условия предоставления скидок (например, при значительных объемах поставок, при совершении предварительной оплаты и т.д.).
31.08.2011 г.
Валентина Анищенко, экономист
От редакции: В Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 30.09.2011 № 439 (с 12 октября 2011 г.), от 08.11.2011 № 515, от 24.11.2011 № 547 (с 1 декабря 2011 г.) и от 08.11.2011 № 512 (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 14 декабря 2011 г. в постановление Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 07.12.2011 № 1655 внесены изменения и дополнения.
С 24 мая 2012 г. постановление Минсельхозпрода РБ от 06.06.2011 № 36 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд» на основании постановления Минсельхозпрода РБ от 14.05.2012 № 29 утратило силу.