


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, А ТАКЖЕ ИНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
23 января 2016 г. вступит в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон). Изменения и дополнения вносятся на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З. Со вступлением в силу новой редакции Закона дополняются и существенно изменяются некоторые его нормы.
Основные понятия, виды обращений
Обращение - индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме (ст.1 Закона).
Согласно законодательству Республики Беларусь все обращения можно разделить на несколько видов:
Вид обращения | Формулировка |
В зависимости от содержания обращения | Заявление - ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей |
Предложение - рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества | |
Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей | |
В зависимости от числа граждан, подписавших обращение | Индивидуальное обращение - обращение одного заявителя |
Коллективное обращение - обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам) | |
В зависимости от формы изложения | Устное обращение - обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема |
Письменное обращение - обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений | |
Электронное обращение - обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет |
В Законе установлено значение термина заявитель: это гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение.
Законом гарантируется право заявителей на обращение в организации и к индивидуальным предпринимателям. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь.
Граждане могут реализовывать свое право на обращение лично либо через своих представителей. При этом личное участие гражданина при подаче и рассмотрении обращения не лишает его права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений (ст.4 Закона).
Представлять интересы заявителя можно на основании актов законодательства, актов уполномоченных на то государственных органов либо оформленной в установленном порядке доверенности.
Заявители при подаче и рассмотрении обращений имеют следующие права:
• подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием.
Руководители и должностные лица организаций не вправе отказать заявителю при подаче обращения, за исключением случаев, установленных законодательством;
• знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Данной нормой гарантируется право заявителя знакомиться с материалами, относящимися к рассмотрению обращения на любой стадии его рассмотрения;
• представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме, в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в документах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Таким образом, заявители вправе представлять дополнительные документы, относящиеся к рассмотрению своего обращения, а также истребовать подобные документы на любой стадии рассмотрения обращения;
• отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу.
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.
В случае отзыва заявителем своего обращения организация, индивидуальный предприниматель прекращают рассмотрение этого обращения по существу и возвращают заявителю оригиналы документов, приложенных к обращению;
• получать ответы (уведомления) на обращения;
• обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;
• реализовывать иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.
Заявители обязаны:
• соблюдать требования Закона;
• подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией;
• вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
В случае употребления нецензурных слов и выражений, а также оскорбления должностных лиц организаций либо индивидуального предпринимателя заявитель может быть привлечен к административной ответственности. Кроме того, у лица, оскорбленного подобными действиями, имеется право возместить понесенный моральный вред в судебном порядке;
• своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения.
В случае изменения места жительства (места пребывания) заявитель может не получить письменный ответ на свое обращение в установленный срок. Кроме того, может возникнуть необходимость личного участия заявителя в рассмотрении обращения;
• исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.
Права организаций, индивидуальных предпринимателей
В новой редакции Закона прописаны права организаций и индивидуальных предпринимателей, в адрес или в отношении которых поступило обращение.
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право:
• запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;
• обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;
• осуществлять иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.
Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны:
• обеспечивать внимательное, ответственное, доброжелательное отношение к заявителям;
• не допускать формализма, бюрократизма, волокиты, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к заявителям;
• принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
• принимать законные и обоснованные решения;
• информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений;
• принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
• обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;
• решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
• разъяснять заявителям порядок обжалования ответов на обращения и решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу в случаях, предусмотренных Законом;
• исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.
Требования, предъявляемые к обращениям
Письменные обращения граждан | Письменные обращения юридических лиц | Анонимные обращения |
должны содержать: | ||
1) наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; 2) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы). При подаче жалобы рекомендуется оставить номер телефона для связи с целью оперативного решения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения обращения; 3) изложение сути обращения |
1) наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; 2) полное наименование юридического лица и его место нахождения; 3) изложение сути обращения; 4) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения; 5) личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица |
обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении |
К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов) |
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проведение внеплановой проверки по обращению гражданина возможно при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. |
Ниже приведены примерные формы жалобы при обращении в областное управление Департамента государственной инспекции труда и письменного согласия на дачу свидетельских показаний.
Начальнику областного управления Департамента государственной инспекции труда | |
_________________________________________ (фамилия, имя, отчество начальника) | |
Фамилия, имя, отчество обратившегося, адрес его регистрации (места проживания), телефон | |
Наименование, адрес, телефоны организации, в отношении которой имеет место указанное обращение |
Жалоба (заявление, предложение)
[Текст обращения излагается заявителем или его законным представителем в произвольной форме.
Прилагаются согласие на дачу письменных свидетельских показаний и другие документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о труде.]
Дата | Подпись |
Начальнику областного управления Департамента государственной инспекции труда | |
_________________________________________ (фамилия, имя, отчество начальника) | |
Фамилия, имя, отчество обратившегося, адрес проживания или регистрации, телефон |
Согласие на дачу свидетельских показаний
Я, Ф.И.О., готов дать письменные свидетельские показания о фактах нарушений законодательства о труде и (или) об охране труда, допущенных в отношении меня (указывается наименование организации, на которую имеются жалобы).
Дата | Подпись |
Заявителям необходимо учитывать, что в случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.
Согласно ст.19 новой редакции Закона можно взыскать расходы, понесенные в связи с:
• рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя;
• рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Новая редакция ст.19 Закона устанавливает перечень расходов, которые могут быть взысканы с заявителей:
• суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений;
• почтовые расходы;
• расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения;
• другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.
Перечень расходов, связанных с рассмотрением обращений, не является исчерпывающим.
Законом установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых письменное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу:
• обращение не соответствует требованиям, предъявляемым Законом (перечислены выше);
• обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо когда в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
• обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
• пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
• заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
• с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Сроки и порядок рассмотрения обращений
Исходя из ст.11 Закона, подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается. Однако заявителям необходимо учитывать, что для рассмотрения обращений установлен общий срок исковой давности - 3 года.
Таким образом, жалобы могут быть поданы заявителями в течение 3 лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. В случае если данный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя.
Срок рассмотрения обращения исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя.
Сроки рассмотрения обращений:
Обращение | Срок |
Обращение, не требующее дополнительного изучения и проверки (например, консультационное обращение, разъяснение норм законодательства, нормативного правового акта) | Не позднее 15 дней, если иной срок не установлен законодательными актами |
Обращение, требующее дополнительного изучения и проверки | Не позднее 1 месяца |
Обращение, для решения которого необходимо совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в срок, превышающий месячный срок | Не позднее 1 месяца со дня, следующего за днем поступления обращения, направляется письменное уведомление заявителю о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращения по существу |
Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.
Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Частью первой ст.17 новой редакции Закона установлены сроки рассмотрения обращений, направленных лично депутату Палаты представителей, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутату местного Совета депутатов при их отсутствии в связи с уважительными причинами.
Сроки рассмотрения обращений, направленных перечисленным должностным лицам, отсутствующим в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, исчисляются со дня, следующего за днем окончания отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки.
Требования к письменным ответам (уведомлениям) на письменные обращения
Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения должны быть изложены на языке обращения. Ответ должен быть обоснованным и мотивированным (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.
В письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.
Если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.
Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения подписываются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими должностными лицами.
Рассмотрение электронных обращений
Государственный орган, иная государственная организация обязаны разместить на официальном сайте информацию о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (ст.25 Закона).
Законом предусмотрены два способа подачи электронных обращений:
1) направление на адрес электронной почты;
2) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
Рассмотрение поступивших электронных обращений является обязательным для государственных органов и иных государственных организаций. Для других организаций, например, коммерческих частной формы собственности, рассмотрение поступивших электронных обращений будет являться обязательным, если такой порядок рассмотрения обращений установлен руководителем организации (вышестоящей организации).
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. В случае если такие электронные копии документов не будут представлены, электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.
Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение (п.3 ст.25 Закона).
Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением (п.4 ст.25 Закона).
На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:
1) заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
2) в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
Законом установлен порядок ответа на электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей, которые носят массовый характер.
![]() |
Справочно Электронными обращениями, носящими массовый характер, являются обращения, поступившие в количестве более десяти (п.7 ст.25 Закона). |
Ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.
Ответственность должностного лица
За нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Так, согласно ст.9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.
![]() |
Справочно Подробнее на эту тему см. материалы: • «Обращения граждан и юридических лиц: изменен порядок ведения делопроизводства. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2015 № 836»; • «Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц"». Новое в обращениях граждан и юридических лиц». |
20.11.2015
Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства