


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, А ТАКЖЕ В ИНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
22 января 2012 г. вступил в силу Закон РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон). Со вступлением в силу нового нормативного правового акта существенно изменились некоторые нормы, регулирующие работу с обращениями граждан и организаций.
Основные понятия, виды обращений
Обращение - индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме (ст.1 Закона).
Согласно законодательству РБ все обращения можно разделить на несколько видов:
1) в зависимости от содержания обращения:
заявление - ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей;
предложение - рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей;
2) в зависимости от числа граждан, подписавших обращение:
индивидуальное обращение - обращение одного заявителя;
коллективное обращение - обращение 2 и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);
3) в зависимости от формы изложения:
устное обращение - обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема;
письменное обращение - обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в т.ч. замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;
электронное обращение - обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.
В Законе установлено значение термина заявитель: это гражданин или юридическое лицо, подавшее (подающее) обращение.
Законом гарантируется право заявителей на обращение в организации и к индивидуальным предпринимателям. Находящиеся на территории РБ иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами РБ и юридическими лицами РБ.
Граждане могут реализовывать свое право на обращение лично либо через своих представителей. При этом личное участие гражданина при подаче и рассмотрении обращения не лишает его права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений (ст.4 Закона).
Представлять интересы заявителя можно на основании актов законодательства, актов уполномоченных на то государственных органов либо оформленной в установленном порядке доверенности.
Права заявителей
Заявители при подаче и рассмотрении обращений имеют следующие права:
• подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием.
Руководители и должностные лица организаций не вправе отказать заявителю при подаче обращения, за исключением случаев, установленных законодательством;
• знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Данной нормой гарантируется право заявителя знакомиться с материалами, относящимися к рассмотрению обращения на любой стадии его рассмотрения;
• представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в документах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Таким образом, заявители вправе представлять дополнительные документы, относящиеся к рассмотрению своего обращения, а также истребовать подобные документы на любой стадии рассмотрения обращения;
• отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу.
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.
В случае отзыва заявителем своего обращения организация, индивидуальный предприниматель прекращают рассмотрение этого обращения по существу и возвращают заявителю оригиналы документов, приложенных к обращению;
• получать ответы на обращения;
• обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;
• реализовывать иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.
В отличие от предыдущей редакции Закона, регулировавшего работу с обращениями граждан, в новом нормативном правовом акте прописаны и обязанности заявителей.
Обязанности заявителей
Заявители обязаны:
• соблюдать требования Закона;
• вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
В случае употребления нецензурных слов и выражений, а также оскорбления должностных лиц организаций либо индивидуального предпринимателя заявитель может быть привлечен к административной ответственности. Кроме того, у лица, оскорбленного подобными действиями, имеется право возместить понесенный моральный вред в судебном порядке;
• своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения.
В случае изменения места жительства (места пребывания) заявитель может не получить письменный ответ на свое обращение в установленный срок. Кроме того, может возникнуть необходимость личного участия заявителя в рассмотрении обращения;
• исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.
Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны:
• обеспечивать внимательное, ответственное, доброжелательное отношение к заявителям;
• не допускать формализма, бюрократизма, волокиты, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к заявителям;
• принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
• принимать законные и обоснованные решения;
• информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений;
• принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
• обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;
• решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение прав, свобод и (или) законных интересов заявителей;
• разъяснять заявителям порядок обжалования ответов на обращения и решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу в случаях, предусмотренных Законом;
• исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.
Требования, предъявляемые к обращениям
Обращения должны содержать:
1) письменные обращения граждан:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы).
При подаче жалобы рекомендуется оставить номер телефона для связи с целью оперативного решения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения обращения;
- изложение сути обращения.
Рекомендуется излагать суть обращения как можно конкретнее. Так, если заявителем подается жалоба, необходимо конкретно указать, когда, кем и в какой мере нарушены права и законные интересы;
- личную подпись гражданина (граждан).
2) письменные обращения юридических лиц:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.
К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).
Анонимные обращения, т.е. обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы), либо наименование юридического лица (полное или сокращенное), или его место нахождения, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
В соответствии с требованиями Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проведение внеплановой проверки по обращению гражданина возможно при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты.
При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в т.ч. руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.
Ниже приведем примеры формы жалобы при обращении в областное управление Департамента государственной инспекции труда и согласия на дачу свидетельских показаний.
|
Начальнику областного управления Департамента государственной инспекции труда Фамилия, имя, отчество начальника
Фамилия, имя, отчество обратившегося, адрес его регистрации (места проживания), телефон
Наименование, адрес, телефоны организации, в отношении которой имеет место указанное обращение |
Жалоба (заявление, предложение)
[Текст обращения излагается заявителем или его законным представителем в произвольной форме.
Прилагаются согласие на дачу письменных свидетельских показаний и другие документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о труде.]
Дата |
Подпись |
|
Начальнику областного управления Департамента государственной инспекции труда Фамилия, имя, отчество начальника
Фамилия, имя, отчество обратившегося, домашний телефон, домашний адрес или адрес регистрации |
Письменное согласие на дачу свидетельских показаний
Я, Ф.И.О., готов дать письменные свидетельские показания в отношении нарушений или фактов законодательства о труде и (или) об охране труда, допущенные в отношении меня (указывается наименование организации, в отношении которой имеются жалобы).
Дата |
Подпись |
Заявителям необходимо учитывать, что в случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.
Кроме того, согласно п.3 Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - Указ № 498) в обращениях граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
От редакции: С 12 апреля 2012 г. пп.3 и 4 Указа № 498 исключены Указом Президента РБ от 05.04.2012 № 157. |
Законом установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых письменное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу:
• обращение не соответствует требованиям, предъявляемым Законом (перечислены выше);
• обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо когда в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
• обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в т.ч. если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
• пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
• заявителем подано повторное обращение, в т.ч. внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
• с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Сроки и порядок рассмотрения обращения
Исходя из ст.11 Закона подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается. Однако заявителям необходимо учитывать, что для рассмотрения обращений установлен общий срок исковой давности - 3 года. Таким образом, жалобы могут быть поданы заявителями в течение 3 лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. В случае если данный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя.
Срок рассмотрения обращения исчисляется со дня регистрации обращения в организации.
Сроки рассмотрения обращений:
• обращение, не требующее дополнительного изучения и проверки (например, консультационное обращение, разъяснение норм законодательства, нормативного правового акта), - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен законодательными актами;
• обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее 1 месяца;
• обращения, для решения которых необходимо совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в срок, превышающий месячный, - до момента совершения необходимых действий, при этом заявители в 5-дневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.
Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Требования к письменным ответам на письменные обращения
Письменные ответы на письменные обращения должны быть изложены на языке обращения. Ответ должен быть обоснованным и мотивированным (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.
В письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.
Если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений либо об оставлении обращений без рассмотрения по существу, в таких ответах указывается порядок их обжалования.
Согласно п.4 Указа № 498 обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения в соответствии с законодательством решены все изложенные в обращении вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения и в случае рассмотрения письменного обращения его автору дан письменный ответ.
Ответственность должностного лица
За нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Так, согласно ст.9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
От редакции: С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться ст.9.13 вышеназванного кодекса в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З. |
12.03.2012 г.
Алексей Штейнер, главный государственный инспектор труда Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь