Материал помещен в архив


ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»
С 16 мая 2017 г. вступили в силу Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) и Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее - Инструкция № 67). Эти НПА унифицируют порядок исполнения всех исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом об исполнительном производстве с изменениями, внесенными Законом от 06.01.2021 № 90-З. |
![]() |
Справочно Ранее исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов, принятых в связи с разрешением хозяйственных (экономических) споров, осуществлялось в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК) и Инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 (далее - Инструкция № 21). Исполнение исполнительных документов, принятых в связи с разрешением иных споров, производилось по правилам Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) и Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 (далее - Инструкция № 40). |
По сравнению с ранее действовавшими нормами, положения Закона об исполнительном производстве внесли ряд существенных изменений в порядок обращения взыскания на денежные средства и имущество должника, а также порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы граждан и индивидуальных предпринимателей.
Изменен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание
| Как было | Как стало |
| Взыскание могло быть обращено на имущество, которое не включено в перечень, предусмотренный приложением 2 к ХПК (для субъектов хозяйствования), приложением 1 к ГПК (для граждан) | Взыскание может быть обращено на следующие виды имущества юридических лиц: - сельскохозяйственную технику, задействованную в процессе производства сельскохозяйственной продукции; - оборудование либо инвентарь сельскохозяйственного назначения, топливо, используемые для технологических процессов производства продукции; - семена, минеральные, органические и химические удобрения, средства защиты, необходимые для обеспечения посева и сбора урожая; - корм для скота и птицы, необходимый до сбора новых кормов или до выгона скота на пастбище, корм для рыбы и земноводных до сбора новых кормов или до вылова, а также ветеринарные препараты; - сельскохозяйственную продукцию, произведенную во исполнение заказа на поставку для государственных нужд |
|
Правовое основание | |
| Приложение 1 к ГПК, приложение 2 к ХПК | Статья 81 и приложение к Закону об исполнительном производстве |
Рекомендации
Можно расширять круг контрагентов и включать туда сельскохозяйственные организации - теперь на их имущество можно обращать взыскание в исполнительном производстве. Если есть должники - сельскохозяйственные организации, долги которых собирались списать как безнадежные, можно их пересмотреть, возбудить исполнительное производство, чтобы обратить взыскание на имущество.
Установлена возможность обращать взыскание на товары, находящиеся под таможенным контролем
| Как было | Как стало |
| Законодательством не был четко определен механизм работы с имуществом, находящимся под таможенным контролем, в частности, имущества, ввезенного на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6) | Допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем. Однако это возможно только при отсутствии у должника денежных средств и иного имущества, необходимого для исполнения требований по исполнительному документу |
|
Правовое основание | |
| Часть четвертая ст.75 Закона об исполнительном производстве | |
Рекомендации
Можно смелее включать в контрагенты организации, которые работают по Декрету № 6, так как на их имущество, находящееся под таможенным контролем, можно обращать взыскание.
Установлен перечень имущества, которое реализуется с торгов
| Как было | Как стало |
| В ХПК и ГПК отсутствовал четкий перечень имущества, которое должно быть реализовано только с торгов (электронных торгов). На практике реализация одних и тех же видов имущества могла осуществляться с торгов (электронных торгов), через торговые организации, предприятия, имеющие лицензии на реализацию определенного вида имущества, иным способом | С торгов реализуются 3 группы имущества, реализация которых должна осуществляться с торгов (публичных торгов): 1) недвижимое имущество; 2) транспортные средства; 3) имущество стоимостью 1 000 БВ |
|
Правовое основание | |
| Часть пятая ст.91 Закона об исполнительном производстве | |
Рекомендации
Взыскатель и должник могут примерно оценить срок взыскания в исполнительном производстве, соотношение суммы долга с дополнительными расходами, целесообразность обращения взыскания на имущество должника.
Расширен перечень случаев проведения независимой оценки имущества
| Как было | Как стало |
| Стоимость имущества устанавливалась через независимую оценку в следующих случаях: - если оценить отдельные части имущества затруднительно; - если должник не представляет документы, которые истребовал судебный исполнитель для установления стоимости; - если по документам невозможно установить стоимость имущества; - если указанная в документах стоимость явно не соответствует рыночным ценам; - в отношении недвижимого имущества; - в отношении имущества госпредприятий и предприятий с более 50 % долей государственной собственности в уставном фонде; - в отношении имущества, реализуемого с торгов |
Стоимость имущества устанавливается через независимую оценку в следующих случаях: - когда установить стоимость всего имущества или отдельных его частей затруднительно; - когда подлежит реализации: имущество с торгов (электронных торгов); предприятия как имущественный комплекс; капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, незавершенные незаконсервированные капитальные строения и доли в общей собственности на них; технологическое оборудование, станки, механизмы; культурные ценности; транспортные средства; вещи стоимостью более 50 БВ; - если сторона исполнительного производства не согласна со стоимостью, которую установил судебный исполнитель (по цене, существующей в данной местности, остаточной стоимости с учетом степени износа имущества, отпускной цене); в таком случае сторона исполнительного производства сама оплачивает расходы на процедуру оценки |
|
Правовое основание | |
| Статья 352 ХПК, пп.69, 70 Инструкции № 21, а также часть вторая п.88, п.89 Инструкции № 40 | Части вторая и третья ст.88 Закона об исполнительном производстве, пп.106-110 Инструкции № 67. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться п.109 Инструкции № 67 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 12.06.2020 № 92.С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться пп.106-108 и 110 Инструкции № 67 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 21.05.2021 № 92 |
Установлен новый подход к независимой оценке имущества (исходя из ликвидационной стоимости)
| Как было | Как стало |
| Независимая оценка имущества должника проводилась с целью установления рыночной стоимости такого имущества | Независимая оценка стоимости имущества производится исходя из ликвидационной стоимости имущества. Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной стоимости имущества, поскольку представляет собой стоимость объекта оценки в случае, если он должен быть продан в срок меньше обычного срока для реализации аналогичных объектов. Предполагается, что такой подход к оценке имущества должника будет способствовать сокращению сроков в исполнительном производстве |
|
Правовое основание | |
| Статьи 352 ХПК, статья 506 ГПК, п.70 Инструкции № 21, п.88 Инструкции № 40 | Статья 88 Закона об исполнительном производстве, п.107 Инструкции № 67 |
Установлен срок действия результатов независимой оценки имущества
| Как было | Как стало |
| В ХПК и ГПК отсутствовали нормы о сроке действия результатов независимой оценки, не были предусмотрены случаи проведения повторной независимой оценки имущества должника | Результаты независимой оценки действительны 12 месяцев. Если имущество не реализуется в этот срок, понадобится повторная оценка. Повторная оценка обязательна вне зависимости от того, прошло 12 месяцев или нет, если в первоначальной оценке выявлены замечания или ошибки, а ее исполнитель отказался их устранять |
|
Правовое основание | |
| Часть десятая ст.88 Закона об исполнительном производстве, п.110 Инструкции № 67 | |
Судебный исполнитель может направить исполнительный документ по месту получения должником доходов сразу после возбуждения исполнительного производства
| Как было | Как стало |
| Обратить взыскание на зарплату можно было лишь на финальной стадии исполнительного производства и в том случае, если у должника не было денег (другого имущества) или их было недостаточно | Судебный исполнитель может не проводить весь комплекс мер по работе с имуществом и денежными средствами должника, а сразу направить исполнительный документ по месту получения должником доходов, если после возбуждения исполнительного производства будет установлено, что должник-гражданин (ИП) получает заработную плату и приравненные к ней доходы. Если должник получает доходы из одного или нескольких источников, судебный исполнитель вправе вынести постановление об обращении взыскания на доходы должника, которое является исполнительным документом |
|
Правовое основание | |
| Статья 496 ГПК, ст.389 ХПК | Статья 106 Закона об исполнительном производстве, п.82, приложение 58 к Инструкции № 67. От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 мая 2018 г. в п.82 Инструкции № 67 и приложение 58 внесены изменения на основании постановления № 98. Изменения не повлияли на суть материала |
Установлена возможность одновременно обращения судебным исполнителем взыскания на заработную плату должника и его имущество
| Как было | Как стало |
| После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника-гражданина (ИП) исполнительное производство оканчивалось, и после этого судебный исполнитель не мог предпринимать дополнительные действия в отношении должника | После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника исполнительное производство оканчивается. Однако предусмотрена возможность одновременного обращения взыскания на доходы и иное имущество должника-гражданина (ИП) в случае установления наличия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, во время нахождения исполнительного документа по месту получения должником доходов |
|
Правовое основание | |
| Абзац 3 ст.400 ХПК, абзац 3 ст.4941 ГПК | Абзац 3 ст.55 и часть вторая ст.106 Закона об исполнительном производстве |
Установлен единый размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника
| Как было | Как стало |
| Нормы ХПК и ГПК устанавливали разный процент удержаний, которые могли производиться из заработной платы и иных доходов должника для погашения требований по исполнительному документу, - 20 и 50 % соответственно | Установлен единый размер - 50 % от суммы зарплаты (приравненных к ней доходов) должника после того, как из них удержаны налоги и обязательные страховые взносы |
|
Правовое основание | |
| Часть 1 ст.392 ХПК, часть 1 ст.523 ГПК | Часть первая ст.107 Закона об исполнительном производстве |
31.05.2017
Юлия Ошмян, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль

