Пособие от 12.03.2018
Автор: Гасюкевич О.

Порядок оформления выхода работника на пенсию


СОДЕРЖАНИЕ

 

Издание приказа (распоряжения) о назначении ответственного лица за подготовку и представление пенсионных документов

Составление списков

Определение некоторых видов стажа

Предварительная подготовка части пенсионных документов

Извещение работника о порядке обращения за пенсией

Подача работником заявления о назначении пенсии

Заключительная подготовка и проверка документов к назначению пенсии

Подтверждение и исчисление стажа работы

Подтверждение стажа работы с особыми условиями труда

Документы о заработке

Особенности работы с документами, необходимыми для назначения пенсии

Представление документов в органы по труду, занятости и социальной защите

Ответственность работодателей и должностных лиц

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВЫХОДА РАБОТНИКА НА ПЕНСИЮ

Издание приказа (распоряжения) о назначении ответственного лица за подготовку и представление пенсионных документов

В каждой организации независимо от формы собственности и количества работающих должен быть назначен работник, ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в управление по труду, занятости и социальной защите.

Руководитель организации (или уполномоченное лицо) издает приказ (распоряжение) о назначении работника (группы работников), ответственного за подготовку документов на трудовую пенсию и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите.

Как правило, ответственным назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек (инспектор по кадрам, специалист по кадрам, начальник отдела кадров и т. п.). Такой работник является представителем организации в органах социальной защиты.

Основной задачей представителя организации является качественная подготовка документов для назначения и перерасчета всех видов пенсий работникам и их семьям в случае потери кормильца, а также своевременное представление их в управление (отдел) социальной защиты.

Если наниматель возлагает ответственность за подготовку и своевременное представление документов для назначения пенсий и одновременно должностные обязанности по этому направлению деятельности на работника (с его согласия), который в силу своих должностных обязанностей не осуществляет кадровую работу, то такому работнику за данную работу могут выплачиваться надбавки, доплаты, применяться иные меры материального стимулирования.

 

справочно

Справочно

Пример приказа о назначении ответственного за подготовку пенсионных документов и своевременное их представление см. здесь.

 

В соответствии со ст.75, 76 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон) обязанность по оформлению необходимых для назначения пенсии документов о стаже, заработке, результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и своевременному представлению их в органы социальной защиты возложена на нанимателей. Наниматели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии. Поэтому, разрешая иски о возмещении материального ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, судам необходимо выяснять, имеется ли вина нанимателей в его причинении. Под виной нанимателей следует понимать вину должностных лиц, на которых возложена обязанность по подготовке и оформлению необходимых для назначения пенсии документов, а если такие лица не назначены - вину руководителей юридических лиц (п.11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.1999 № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства»; далее - постановление Пленума № 6).

Исходя из вышеизложенного следует закрепить за конкретными работниками в распорядительных документах, локальных нормативных правовых актах (должностных инструкциях и т. п.) обязанности по своевременной подготовке и представлению в органы социальной защиты документов, необходимых для назначения работникам пенсий, документов о стаже, заработке, результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Кроме того, в организации целесообразно организовать периодический контроль за проведением данной работы.

Составление списков

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 августа 2019 г. действует Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.07.2019 № 35.

 

В начале каждого года работодатель составляет списки работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию (п.29 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденного приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 № 44; далее - Положение № 44).

Так, в начале 2018 года составляются списки работников на 2019 год.

В списки включаются все работники организации, приобретающие право на пенсию:

по возрасту на общих основаниях (право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

- в 2016 году: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;

- в 2017 году: мужчины - 60 лет 6 месяцев, женщины - 55 лет 6 месяцев;

- в 2018 году: мужчины - 61 года, женщины - 56 лет;

- в 2019 году: мужчины - 61 года 6 месяцев, женщины - 56 лет 6 месяцев;

- в 2020 году: мужчины - 62 лет, женщины - 57 лет;

- в 2021 году: мужчины - 62 лет 6 месяцев, женщины - 57 лет 6 месяцев;

- в 2022 году и последующие годы: мужчины - 63 лет, женщины - 58 лет) (ст.11 Закона);

по возрасту за работу с особыми условиями труда или на льготных основаниях (с учетом достижения женщинами и мужчинами определенного возраста, наличия общего трудового стажа работы и стажа на определенных видах работ) (ст.12, 13, 17-22 Закона);

за выслугу лет (с учетом достижения женщинами и мужчинами определенного возраста, наличия общего трудового стажа работы и стажа работы по выслуге лет) (ст.46-492 Закона).

Списки составляются ответственным лицом в начале каждого года на основании имеющихся личных карточек, трудовых книжек и других документов, содержащих требуемые сведения.

Фамилии работников в данных списках располагаются в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. Список представляет собой таблицу со столбцами: фамилия, имя, отчество работника; день, месяц и год его рождения; должность (профессия) и наименование структурного подразделения; вид пенсии и основание ее назначения; общий трудовой стаж и стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда и подтверждающийся соответствующими документами; примечание.

Списки оформляются в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 14.03.1996 № 8 (далее - Методические рекомендации).

 

справочно

Справочно

Пример списка работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, см. здесь.

 

В отношении работников, включенных в указанные списки, работодатель осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет. При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях - розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы (п.30 Положения № 44).

При подготовке списков, а также в документах, необходимых для назначения пенсии:

1) фамилия, имя, отчество работника указываются на основании документов, удостоверяющих личность;

2) дата рождения указывается на основании документа, удостоверяющего личность;

3) основание назначения пенсии указывается в соответствии с видом пенсии, определенным в ст.4 Закона;

4) стаж работы указывается на основании данных трудовой книжки работника, других подтверждающих документов и исчисляется в соответствии с Законом (ст.51-54) и Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (далее - Положение № 777).

Стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, должен быть подтвержден соответствующей справкой.

Формы справок о работе, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2006 № 134.

Если в представленном документе указан только год рождения без обозначения месяца, то за дату рождения принимается 1 июля этого года. В тех случаях, когда в документе о стаже работы указан только год поступления на работу или год окончания работы без обозначения точных дат, датой начала или окончания работы считается 1 июля этого года. Если в документе о времени рождения или о стаже работы указан только год и месяц без обозначения точной даты, то датой считается 15-е число соответствующего месяца.

Определение некоторых видов стажа

Нормативные акты содержат следующие виды стажа, имеющие значение для пенсионного обеспечения:

• «общий стаж работы», «специальный стаж» (Методические рекомендации);

• «стаж работы», «стаж на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», «специальный стаж работы» (Закон);

• «страховой стаж» (Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан»);

• «профессиональный стаж», «специальный стаж» (Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»).

Предварительная подготовка части пенсионных документов

На основании утвержденных списков специалистом, ответственным в организации за своевременную подготовку документов для назначения (перерасчета) всех видов пенсий работникам и их семьям, проводится предварительная работа по сбору требуемой документации, проверке по форме, содержанию и физическому состоянию документов.

Ответственное лицо:

1) при обнаружении в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, а также в других случаях, когда запись вызывает сомнение, ставит в известность об этом работника и принимает меры по истребованию надлежащих документов либо внесению изменений в установленном порядке в соответствующую запись в трудовой книжке;

2) приглашает работников, у которых наступает право на пенсию, для уточнения данных;

3) в случае необходимости истребует соответствующие документы (обращается с письменными запросами в учреждения, организации, в том числе архивные учреждения, находящиеся в Республике Беларусь и за рубежом);

4) принимает меры к розыску свидетелей, знающих работника по совместной с ним работе и располагающих документами о своей работе за все время, в отношении которого они могут подтвердить его работу;

5) предпринимает иные действия, необходимые для своевременной подготовки документации для представления работника на пенсию;

6) консультирует работника и при необходимости сам получает консультации по проблемным ситуациям.

Предварительную работу целесообразно проводить в тесном контакте с работниками, у которых возникает право на пенсию.

Извещение работника о порядке обращения за пенсией

Представитель организации за 1 месяц до наступления у работника права на пенсию по возрасту (за выслугу лет) извещает его о порядке обращения за пенсией (п.31 Положения № 44, п.2.4 Методических рекомендаций). Ответственный работник нанимателя на основании имеющейся информации:

а) сообщает работнику о возникновении у него права на пенсию;

б) указывает вид пенсии;

в) разъясняет работнику порядок определения размера пенсии (ст.23 Закона);

г) разъясняет работнику его право на увеличение размера пенсии согласно ст.231 Закона.

 

справочно

Справочно

С 1 января 2017 г. изменены условия применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной ст.231 Закона;

 

д) сообщает работнику условия получения повышенной пенсии (ст.68 Закона).

Извещение о праве на пенсию желательно фиксировать документально (например, в журнале извещений о праве работников на пенсию; путем выдачи именного извещения о праве на пенсию).

Некоторые наниматели для предотвращения возможных споров о желании работника оформить пенсию с конкретной даты предлагают ему зафиксировать свое отношение к оформлению пенсии путем внесения записи на соответствующем документе.

 

пример ситуация

Пример

Извещение о праве на пенсию по возрасту с 30.03.2018 получил 28.02.2018. Желаю оформить пенсию по возрасту.

 

С 1 января 2017 г. изменены условия применения нормы об увеличении размера пенсии по возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной ст.231  Закона. Ранее периоды работы без получения пенсии и после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях учитывались для увеличения размера пенсии по возрасту независимо от условия назначения пенсии. После 1 января 2017 г. увеличение осуществляется только за периоды работы после назначения пенсии по возрасту при условии отказа от ее получения. Такой отказ фиксируется органами по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.

Для систематизации и упорядочения учета работы по подготовке и оформлению пенсий работникам организации вправе утверждать учетные формы (формы журналов, карточек и т. п.).

Подача работником заявления о назначении пенсии

При наступлении права на определенный вид пенсии работник подает заявление о назначении соответствующей пенсии. Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (п.32 Положения № 44).

 

внимание

Обратите внимание!

Заявление о назначении пенсии заполняется работником лично.

 

Формы заявления, журнала, представления приведены соответственно в приложениях 3, , 4 к Методическим рекомендациям.

На лицевой стороне бланка заявления заявитель указывает: фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта, когда и кем выдан паспорт, место прописки, а также место фактического жительства, если оно не совпадает с местом прописки, сведения о работе либо занятии иной деятельностью, приносящей доход, ко времени обращения за назначением пенсии, вид пенсии, которую он просит назначить, сведения о назначении ему других видов пенсий, после чего проставляет дату заполнения заявления и ставит подпись (п.9 Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29.09.1998 № 85; далее - Инструкция № 85).

На практике в графе «серия» пишется номер паспорта (буквенно-цифровой), а в графе «номер» - идентификационный номер.

На оборотной стороне бланка заявления заявитель указывает наименование и количество прилагаемых документов.

Если работник подал работодателю заявление о назначении пенсии, оно подлежит рассмотрению в установленном порядке независимо от того, продолжает ли работник трудиться или уволился после подачи заявления. Заявление от члена семьи умершего работника по его требованию принимается нанимателем независимо от времени, прошедшего после смерти этого работника.

Работодатель имеет право отказать работнику, обратившемуся за назначением пенсии, в представлении к назначению пенсии. В таком случае ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. Если работник не согласен с таким решением нанимателя, он имеет право с заявлением о назначении пенсии обратиться непосредственно в органы по труду, занятости и социальной защиты.

 

справочно

Справочно

Пример журнала регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий работников и членов их семей см. здесь.

 

Работодатель в 10-дневный срок со дня регистрации заявления работника в журнале оформляет все необходимые документы и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.

Работодатель оформляет необходимые документы о стаже и заработке и представление, знакомит с ним заявителя под подпись (часть вторая ст.75 Закона, п.33 Положения № 44, п.2.6 Методических рекомендаций).

Представление подписывается нанимателем и заверяется печатью организации.

Представлению присваивается порядковый номер и указывается дата его регистрации в организации.

С оформленным представлением наниматель обязан ознакомить работника, обратившегося за пенсией.

На практике, как правило, допускается при оформлении представления в раздел «Стаж работы» п.1 «По трудовой книжке» включать ксерокопию трудовой книжки с раздела «Сведения о работе». Если работник работает на день оформления представления на пенсию, то на последний странице ксерокопии раздела «Сведения о работе» трудовой книжки от руки проставляется порядковый номер записи, ее дата и дописывается предложение «Работает по настоящее время».

Заключительная подготовка и проверка документов к назначению пенсии

Представитель работодателя формирует пакет документов, требуемый для назначения пенсии заявителю:

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

• заявление о назначении (перерасчете) пенсии;

• представление;

• документы, подтверждающие стаж работы;

• справка(и) о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования;

• иные необходимые документы, требуемые для назначения соответствующего вида пенсии заявителю.

Весь перечень представляемых нанимателем документов для оформления пенсии определен Положением № 44:

• для назначения пенсии по возрасту - п.8;

• для назначения пенсии по инвалидности - п.9;

• для назначения пенсии за выслугу лет - п.11;

• для перерасчета и возобновления выплаты ранее назначенной пенсии, а также перевода с одной пенсии на другую - п.12.

Документом, удостоверяющим личность, для граждан Республики Беларусь является паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан - национальный паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца.

Если паспорт гражданина Республики Беларусь, проживающего на территории Республики Беларусь, утрачен (похищен), в качестве документа, удостоверяющего его личность и гражданство, до выдачи паспорта взамен утраченного принимается справка установленной формы, выдаваемая органом внутренних дел по месту жительства. Справка, подтверждающая личность гражданина, выдается на срок не более 1 месяца до получения нового паспорта.

Подтверждение и исчисление стажа работы

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании (ст.51 Закона).

Кроме того, в стаж работы засчитываются периоды, перечисленные в части второй ст.51 Закона.

При назначении пенсий подтверждаются:

• периоды работы и (или) предпринимательской, творческой и иной деятельности, предусмотренные частью первой ст.51 Закона, протекавшие до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» на всей территории Республики Беларусь (до 1 января 2003 г.), - документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения.

В случаях, предусмотренных пп.16 и 17 Положения № 777, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний;

• периоды работы, иной деятельности, протекавшие после вступления в силу вышеназванного Закона на всей территории Республики Беларусь (с 1 января 2003 г.), - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

• периоды, засчитываемые в стаж работы в соответствии с частью второй ст.51 Закона, - документами, выдаваемыми с места службы, учебы, архивными учреждениями или иными организациями, имеющими сведения об этих периодах (п.2 Положения № 777).

Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промышленных артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. подтверждаются справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем.

Иными документами, подтверждающими стаж (периоды, включаемые в стаж работы), в том числе специальный стаж для исчисления пенсии, являются:

• справки работодателей;

• дипломы (аттестаты, свидетельства) при обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре;

• военные билеты, справки военных комиссариатов, органов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, архивных учреждений, органов Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

• справки, заключения учреждений здравоохранения;

• справки судебных органов, органов прокуратуры, дознания и предварительного следствия, органов Комитета государственной безопасности Республики Беларусь;

• документы о реабилитации;

• справки жилищно-эксплуатационных организаций;

• справки секретариатов правлений творческих союзов Беларуси (СССР);

• справки Министерства иностранных дел Республики Беларусь, консульств, посольств;

• районных (городских) отделов Фонда социальной защиты населения (далее - Фонд);

• другие справки (сведения) соответствующих государственных органов и иных организаций, располагающих сведениями, имеющими отношение к стажу работы заявителя.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 № 140 установлена форма справки о периоде работы, службы (приложение 2).

 

справочно

Справочно

Пример заполнения справки о периоде работы см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

При выдаче справок для целей пенсионного обеспечения следует помнить, что в случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, происшедших после увольнения работника, к данным документам дополнительно прилагается справка о реорганизации или переименовании организации.

 

В документах, выдаваемых в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и других периодов, засчитываемых в стаж работы, должны быть указаны номер и дата выдачи, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, которому выдается документ, место работы, период работы, профессия (должность), период иной деятельности, сведения о других периодах, засчитываемых в стаж работы, основания их выдачи. Эти документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации (архивного учреждения).

Если собственное имя, отчество или фамилия лица, указанные в документе, подтверждающем стаж работы, не совпадают с его собственным именем, отчеством или фамилией, указанными в документе, удостоверяющем личность, свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному лицу устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене собственного имени и других документов, содержащих необходимые сведения, либо в судебном порядке.

При невозможности полностью или частично документально подтвердить стаж работы он может устанавливаться:

• специальной комиссией районного (городского) исполнительного и распорядительного органа, устанавливающей периоды работы на основании частично сохранившихся документов и показаний свидетелей (п.16 Положения № 777);

• решением комиссии по назначению пенсий на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной работе и располагающих документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют о работе заявителя (пп.17, 20 Положения № 777).

Не могут подтверждаться показаниями свидетелей:

1) периоды работы у отдельных граждан и другие периоды, условием включения которых в стаж работы является подтверждение уплаты обязательных страховых взносов в Фонд;

2) характер работы, дающей право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет.

Подтверждение стажа работы с особыми условиями труда

При исчислении специального стажа работы для назначения пенсии в соответствии со ст.12, 13, 15, 19, 31, 47-492 Закона в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата (часть пятая ст.53 Закона).

При назначении пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии со ст.12 и 15 Закона производится взаимный зачет периодов работы, предусмотренных этими статьями, при условии, что указанные работы дают право на пенсию на аналогичных или более льготных условиях (часть первая ст.16 Закона).

В случаях когда в трудовой книжке нет полных сведений, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, установленных для отдельных категорий работников (например, о занятости на работах в течение полного рабочего дня, о занятости на горячих участках работ или на горячих работах, о работе с определенными веществами или с вредными веществами установленных классов опасности, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте и др.), в подтверждение специального стажа работы принимаются справки работодателей по утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь формам (п.24 Положения № 777).

Периоды работы с особыми условиями труда или занятости отдельными видами профессиональной деятельности после 1 января 2009 г. (профессиональный стаж) подтверждаются справкой Фонда о продолжительности периода (периодов) уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование по каждому основанию, дающему право на досрочную профессиональную пенсию в соответствии с законодательством о профессиональном пенсионном страховании.

Периоды работы, указанные в трудовой книжке, исчисляются от даты приема работника на работу до даты увольнения. День увольнения считается последним рабочим днем. При подсчете стажа работы, в том числе специального, к полученной продолжительности стажа работы по каждому случаю увольнения добавляется 1 день. В случае совпадения по времени периодов работы, иной деятельности, других периодов, засчитываемых в стаж работы, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии.

Подсчет периодов работы, иной деятельности и других периодов, включаемых в стаж работы, производится из расчета полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов - в полные годы.

Если в представленных документах не указаны точные даты, то при исчислении стажа работы за дату принимается:

• 1 июля соответствующего года, если указаны только годы без обозначения точных дат;

• 15-е число соответствующего месяца, если оно не указано.

Если при подсчете стажа, в том числе специального, по трудовой книжке будет установлено, что у работника его недостаточно для назначения пенсии или имеются перерывы в работе, то у такого сотрудника в обязательном порядке уточняется наличие других документов, подтверждающих его трудовую либо иную деятельность, засчитываемую в стаж для назначения пенсии. При необходимости представитель нанимателя обязан принять меры к истребованию нужных документов о работе, а в соответствующих случаях - розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

Продолжительность трудового стажа влияет на размер пенсии гражданина: чем больше трудовой стаж при прочих равных условиях, тем выше размер пенсии.

 

внимание

Обратите внимание!

В настоящее время понятие «непрерывный трудовой стаж» в действующем пенсионном законодательстве отсутствует. Непрерывный стаж работы не влияет на размер пенсий.

 

За справками о трудовом стаже необходимо обращаться на то предприятие, учреждение, организацию, колхоз, кооператив и иной субъект хозяйствования независимо от наименования и формы собственности, где протекала работа заявителя. В случае реорганизации предприятия документы выдаются его правопреемником, а при полной ликвидации предприятия за документами о трудовом стаже необходимо обращаться в архивные учреждения. Организует работу по получению справок наниматель, однако и работник по желанию может участвовать в этом процессе.

 

справочно

Справочно

Пример письма о выдаче справок для назначения пенсии см. здесь.

Документы о заработке

Заработок, который учитывается для исчисления пенсии, подтверждается:

• до 1 января 2003 г. - справкой, выдаваемой работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной заработной плате (в случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы);

• после 1 января 2003 г. - выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда.

В случае отсутствия возможности получения гражданином документов о заработной плате установление сведений о размере заработка, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, может осуществляться в судебном порядке. Для этого работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. В качестве доказательств могут быть приведены выписки из штатных расписаний интересующего периода о тарифной ставке (окладе) по соответствующей профессии (должности), профсоюзные билеты с указанием взносов, расчетные книжки (листки), свидетельские показания и др. На основе представленных доказательств и сведений о несохранности документов о заработке суд выносит обоснованное решение.

 

справочно

Справочно

Форма справки о заработке, который учитывается для исчисления пенсии, и правила ее заполнения утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.11.2007 № 148.

Особенности работы с документами, необходимыми для назначения пенсии

Документы о работе и о заработной плате должны выдаваться организациями, индивидуальными предпринимателями не позднее чем в 5-дневный срок при обращении за ними работника, в том числе уволенного (ст.51 Трудового кодекса Республики Беларусь, пп.2.2 и 2.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200; далее - перечень административных процедур).

Справки выдаются бесплатно, срок их действия - бессрочно.

В силу требований законодательства в процессе подготовки документов для оформления пенсии работнику наниматель обращается в организации, к индивидуальным предпринимателям за получением соответствующих документов. Некоторые специалисты считают, что при обращении нанимателя от своего имени за необходимыми документами, в том числе о стаже и заработке, требуемыми для назначения пенсии работнику, может быть применен 15-дневный срок рассмотрения обращений, указанный в части третьей ст.17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены в подлинниках или в некоторых случаях в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

Документы, удостоверяющие личность, представляются только в подлиннике, представление их копий или заверение таких копий недопустимо.

Справки о стаже работы и заработке также представляются в подлинниках.

В тех случаях, когда доказательством стажа работы служит трудовая книжка, представляется выписка из нее (копия), засвидетельствованная работодателем по месту последней работы или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

Трудовая книжка (ее дубликат) в подлиннике прилагается к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в копии трудовой книжки.

Представление документов в органы по труду, занятости и социальной защите

Подготовив все требуемые для конкретного вида трудовой пенсии документы, представитель нанимателя подает их в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком (п.4 Положения № 44).

Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Пенсии назначаются со дня обращения за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите. Если заявление (представление) о назначении пенсии пересылается по почте и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления (ст.80 Закона).

Специалист обязан принять заявление (представление) о назначении пенсии и в тех случаях, когда к нему приложены не все необходимые документы (п.8 Инструкции № 85).

В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, работник управления по труду и социальной защите сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления недостающих документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления (представления).

Если недостающие документы будут представлены в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите позднее месячного срока, то днем обращения за пенсией считается день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии.

В случае обнаружения в представленных документах недостоверных сведений работодатель должен представить новые документы.

Требования районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите о выдаче соответствующих документов и заключений являются обязательными для исполнения (часть восьмая ст.75 Закона).

При приеме документов сотрудник управления по труду и социальной защите:

1) проверяет правильность оформления заявления и представления и соответствие изложенных в них сведений трудовой книжке и другим документам;

2) осуществляет предварительную правовую оценку документов и содержащихся в них сведений;

3) при необходимости сверяет копии документов с подлинниками и заверяет копии.

Районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите имеет право:

• требовать от работодателя или заявителя дооформления принятых документов или представления дополнительных документов, делая соответствующую отметку об этом в расписке о приеме документов, которая рассматривается как уведомление о представлении недостающих документов;

• задержать у себя трудовую книжку для более тщательного изучения содержащихся в ней записей на срок до 10 дней, уведомив представителя работодателя или заявителя о том, когда трудовая книжка может быть ими получена.

На каждом дополнительно представленном нанимателем или заявителем документе в правом верхнем углу (без ущерба для текста) специалист указывает дату его поступления и расписывается. Кроме того, наименования и даты поступления дополнительных документов вписываются специалистом органа по труду, занятости и социальной защите на оборотной стороне заявления, что удостоверяется подписью заявителя либо лица, представившего дополнительный документ.

Если дополнительные документы не поступили в течение 1 месяца со дня направления уведомления, решение о назначении пенсии (или об отказе) принимается на основании имеющихся документов.

Районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите не позднее 10 дней рассматривает вопрос о праве заявителя на пенсию:

• со дня поступления заявления (представления) со всеми необходимыми для назначения пенсии документами;

• со дня поступления в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите недостающих документов.

Если в ходе подготовки пенсионного дела (в течение 10-дневного срока) выясняется необходимость проверки достоверности документов о стаже, заработке и так далее, специалист имеет право требовать соответствующие документы от нанимателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях путем встречной проверки обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения об обоснованности выдачи документов о занятости на работах с особыми условиями труда. Результаты встречной проверки оформляются соответствующим актом. При обнаружении в представленных документах недостоверных сведений специалистом отдела от нанимателя истребуются новые документы.

При положительном решении формируется пенсионное дело и решение о назначении пенсии оформляется документом установленной формы.

Если вынесено решение об отказе в назначении пенсии, то в 5-дневный срок после вынесения этого решения районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости социальной защите выдает или высылает в адрес работодателя или заявителя копию соответствующего решения и возвращает по требованию заявителя все документы.

Отказ в назначении или перерасчете пенсии может быть обжалован в суд.

В случае удовлетворения жалобы на отказ в назначении или перерасчете пенсии суд должен указать, какие требования закона нарушены комиссией или иным органом по назначению пенсий, оценка доказательств, в соответствии с которыми суд установил факт, являющийся основанием для удовлетворения жалобы. Решение суда должно содержать указание о возложении на комиссию или иной орган обязанности назначить пенсию. При этом суд не вправе указывать дату, с которой необходимо назначать пенсию (п.10 постановления Пленума № 6).

После назначения пенсии пенсионеру бесплатно выдается пенсионное удостоверение установленной формы. Для получения пенсионного удостоверения требуется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и одна фотография размером 30×40 мм. Максимальный срок осуществления административной процедуры выдачи пенсионного удостоверения - в день обращения в орган, назначающий пенсию, после принятия решения о назначении пенсии (п.3.14 перечня административных процедур). Срок действия пенсионного удостоверения - на срок назначения пенсии.

Своевременное и правильное оформление пенсии в интересах и работодателя, и заявителя. Хотя на работодателя законодательством возложена обязанность по оформлению документов, необходимых для назначения пенсии работающим у них заявителям, и своевременному представлению их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, заинтересованность в правильном и оперативном их оформлении и представлении должна присутствовать и у заявителя. Практика показывает, что совместные усилия работодателя и заявителя по своевременной и качественной подготовке документации для назначения пенсии дают хорошие результаты. Если у заявителя возникнет желание помочь в сборе требуемой документации, то он может в удобное для него время подключиться к данному процессу.

Ответственность работодателей и должностных лиц

Нарушение нанимателем или его уполномоченным должностным лицом требований законодательства о своевременном оформлении документов о трудовом стаже, заработной плате или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст.9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей - юридических лиц и в судебном порядке с работодателей - физических лиц (части вторая, третья ст.76 Закона).

При разрешении исков о возмещении материального ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, суды выясняют, имеется ли вина нанимателей в его причинении. Под виной нанимателей понимается вина должностных лиц, на которых возложена обязанность по подготовке и оформлению необходимых для назначения пенсии документов, а если такие лица не назначены - вина руководителей юридических лиц.

При установлении существенных недостатков в работе должностных лиц по оформлению документов для назначения пенсий, а также в работе органов, назначающих и выплачивающих пенсии, суды должны выносить частные определения для принятия необходимых мер по их устранению (п.12 постановления Пленума № 6).

 

справочно

Справочно

Подробнее см. подборку «Всё о предоставлении пенсий».

 

12.03.2018

 

Ольга Гасюкевич, юрист