


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с действующим законодательством получение дошкольного образования в государственном учреждении дошкольного образования бесплатное. Родители оплачивают лишь расходы на питание.
В статье дана характеристика системы дошкольного образования Республики Беларусь, рассмотрен порядок учета и определения детей в учреждение образования для получения дошкольного образования.
Виды детских дошкольных учреждений
Образовательная программа дошкольного образования реализуется (п.2 ст.142 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс)):
1) учреждениями дошкольного образования;
2) социально-педагогическими учреждениями (социально-педагогические учреждения могут быть следующих видов: социально-педагогические центры; детские дома; детские деревни (городки) (п.8 ст.284 Кодекса));
3) яслями-садом - начальной школой;
4) яслями-садом - базовой школой;
5) яслями-садом - средней школой;
6) детским садом - начальной школой;
7) детским садом - базовой школой;
8) детским садом - средней школой;
9) школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вид учреждения общего среднего образования);
10) иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством имеют право осуществлять образовательную деятельность.
Учреждения, названные в пп.3-8, отнесены к учебно-педагогическим комплексам (вид учреждений общего среднего образования) (п.16 ст.156 Кодекса).
Учреждения дошкольного образования - один из типов учреждений образования (подп.1.1 п.1 ст.19 Кодекса). Учреждения образования соответствующего типа (включая учреждения дошкольного образования) с учетом особенностей организации образовательного процесса подразделяются на виды.
Учреждения дошкольного образования реализуют образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (п.1 ст.145 Кодекса).
Деятельность учреждения дошкольного образования, независимо от его подчиненности и формы собственности, регулируется Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Минобразования РБ от 25.07.2011 № 150 (далее - Положение № 150).
Система дошкольного образования Республики Беларусь развивается и совершенствуется в соответствии с Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 19.08.2008 № 1193.
Получение дошкольного образования в государственном учреждении дошкольного образования является бесплатным (п.24 Положения № 150).
Родители оплачивают лишь расходы на питание (в настоящее время 100 % от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного ребенка) (подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 29.02.2008 № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования»).
Виды учреждений дошкольного образования и их характеристики определены в пп.3-8 ст.145 Кодекса и конкретизированы в пп.8-14 Положения № 150.
Вид учреждения дошкольного образования | Характеристика учреждений дошкольного образования согласно: | |
Кодексу | Положению № 150 | |
1. Ясли | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники от 2 месяцев до 3 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление |
2. Ясли-сад | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление |
3. Детский сад | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление |
4. Санаторные ясли-сад | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление |
5. Санаторный детский сад | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление |
6. Дошкольный центр развития ребенка | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности | Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности |
Учреждения дошкольного образования (виды 4 и 5), а также санаторные группы учреждений дошкольного образования видов 1, 2, 3, 6 создаются отдельно для детей: - с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани; - с соматической патологией (заболевания органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения, заболевания крови и кроветворных органов и др.); - больных туберкулезом и с риском его развития (п.13 Положения № 150). К специальным дошкольным учреждениям относятся: - специальные ясли-сад; - специальный детский сад; - республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха (п.2 ст.262 Кодекса) |
Для целей Программы к дошкольным учреждениям относятся (подстрочное примечание части третьей главы 1 Программы):
1) учреждения дошкольного образования;
2) специальные дошкольные учреждения;
3) иные учреждения образования и иные организации, реализующие:
- образовательную программу дошкольного образования;
- образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования;
- образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Источники финансирования детских дошкольных учреждений
Источники финансирования и материально-технического обеспечения учреждения дошкольного образования:
1) средства республиканского и (или) местных бюджетов;
2) средства учредителей;
3) средства, полученные от приносящей доходы деятельности;
4) безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) иные источники, не запрещенные законодательством РБ (п.36 Положения № 150).
Оказание услуг учреждением дошкольного образования на платной основе (на основании договора о платных услугах в сфере образования) предусмотрено п.1 ст.77 Кодекса, Программой и п.24 Положения № 150.
Существенные условия договора о платных услугах в сфере образования:
1) предмет договора;
2) срок обучения;
3) стоимость обучения, порядок ее изменения;
4) порядок расчетов за обучение;
5) ответственность сторон (п.2 ст.77 Кодекса).
Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Минобразования РБ от 21.07.2011 № 99.
Оказание платных услуг в сфере дошкольного образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере дошкольного образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Запрещается устанавливать учреждениям дошкольного образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности (пп.3 и 5 ст.138 Кодекса).
Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.
Учреждения дошкольного образования могут получать безвозмездную помощь от источников в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).
Безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться в целях:
1) создания и укрепления материально-технической базы;
2) выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся и воспитанников учреждений образования (абзацы 2, 8 части первой п.2 Указа № 300).
При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор. Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779 (абзац 1 части первой, часть вторая п.5 Указа № 300).
Если безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется в виде денежных средств, в приложении к договору должны быть указаны виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти денежные средства (п.8 Указа № 300).
Вышеизложенное означает, что за деньги спонсоров могут быть приобретены продукты питания, необходимое оборудование, учебные издания, средства обучения.
Учет детей, нуждающихся в определении в дошкольное учреждение
Постановку на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляет соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого находится учреждение образования, о направлении в которое ходатайствуют законные представители детей.
Порядок постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, определяется Правительством РБ, если иное не установлено Президентом РБ (п.2 ст.148 Кодекса).
В настоящее время такой порядок установлен постановлением Минобразования РБ от 16.08.2011 № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования».
Постановка на учет осуществляется путем внесения сведений о ребенке в список детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, форма которого приведена в приложении к названному постановлению.
Постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляется при представлении документов, указанных в п.6.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
2) свидетельство о рождении ребенка (при его наличии - для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь).
Выдача направления в государственное учреждение образования для получения дошкольного образования производится при представлении документов, указанных в п.6.7 вышеназванного перечня.
Прием детей для получения дошкольного образования
Требования к приему детей для получения дошкольного образования определены ст.148 Кодекса и конкретизированы Положением № 150.
Прием детей для получения дошкольного образования в государственных учреждениях образования осуществляется на основании следующих документов:
1) заявление законного представителя воспитанника;
2) направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданное местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;
3) медицинская справка о состоянии здоровья;
4) заключение врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
5) заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).
Прием ребенка в учреждение дошкольного образования оформляется приказом руководителя учреждения дошкольного образования (п.45 Положения № 150).
![]() |
Справочно Дополнительно на данную тему предлагаем изучить статью этого же автора «Расчеты за питание детей в детских дошкольных учреждениях». |
20.06.2014
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета