


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ПОСЛЕ ВНЕСЕНИЯ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗМЕНЕНИЙ
Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и их работодателями (их представителями).
В действующей редакции Трудового кодекса РБ (далее - ТК) порядку разрешения коллективных трудовых споров посвящена глава 36.
![]() |
Справочно Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст.377 ТК). |
Коллективный трудовой спор отличается от индивидуального трудового спора различными субъектами правоотношений, а также различным порядком их рассмотрения.
![]() |
Справочно Стороны коллективного трудового спора - наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов (ст.378 ТК). |
Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров существенно изменился в связи с ликвидацией с 1 июля 2013 г. Республиканского трудового арбитража (п.6 Указа Президента РБ от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников»).
В настоящее время основной нормативный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, - Указ Президента РБ от 23.07.2013 № 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров» (далее - Указ № 320).
Указом № 320 установлено, что проведение единой государственной политики в Республике Беларусь по вопросам урегулирования коллективных трудовых споров возлагается на Министерство труда и социальной защиты РБ (далее - Минтруда и соцзащиты). Ранее таким органом был Республиканский трудовой арбитраж.
Указом № 320 также установлена обязанность нанимателя в случае возникновения коллективного трудового спора в трехдневный срок с даты отказа в удовлетворении всех или части требований работников уведомлять об этом Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты (далее - Департамент государственной инспекции труда).
Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З в ТК внесены существенные изменения и дополнения в части рассмотрения коллективных трудовых споров, связанные в т.ч. с ликвидацией Республиканского трудового арбитража и необходимостью приведения норм ТК в соответствие с нормами Указа № 320.
В новой редакции ТК понятия «коллективный трудовой спор» и «стороны коллективного трудового спора» не претерпели изменений. Понятие «коллективный трудовой спор» было дополнено только словом «дополнения», после слова «изменения».
Существенные изменения и дополнения внесены в ст.379 ТК, устанавливающую порядок предъявления и рассмотрения требований.
![]() |
Справочно Подробнее см. Комментарий к главам 29, 31, 32, 35-37, 39 Трудового кодекса Республики Беларусь. С 25 июля 2014 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь». |
Как в действующей, так и в новой редакции ТК наниматель обязан рассмотреть требования работников и в письменной форме не позднее чем в 10-дневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников.
Однако если ранее о возникшем споре наниматель был обязан уведомить в трехдневный срок со дня получения требований работников Республиканский трудовой арбитраж, то с 25 июля 2014 г. в соответствии с п.2 Указа № 320 и ст.379 ТК в случае возникновения коллективного трудового спора наниматель обязан в трехдневный срок с даты отказа в удовлетворении всех или части требований работников уведомлять об этом Департамент государственной инспекции труда.
Законодателем установлено, что, если наниматель удовлетворит письменные требования работников в полном объеме, трудовой спор отсутствует.
Таким образом, подп.1.2 п.1 Указа № 320 и новой редакцией ст.379 ТК установлено, что коллективный трудовой спор возникает в двух случаях:
1) нерассмотрения нанимателем письменных требований работников в срок не позднее 10 дней со дня их получения;
2) отказ нанимателя в удовлетворении всех или части требований работников.
В соответствии с подп.1.3 п.1 Указа № 320 и частью четвертой ст.379 новой редакции ТК коллективные споры рассматриваются:
1) примирительной комиссией;
2) с участием посредника;
3) в трудовом арбитраже.
При этом рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией обязательно.
Необходимо учитывать, что у работников есть еще один законный, установленный как действующей, так и новой редакцией ТК способ разрешения коллективного трудового спора - забастовка.
При этом значение термина «забастовка» в новой редакции ТК не изменилось: это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
В соответствии с новой редакцией ТК забастовка может проводиться не позднее 3 месяцев со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора в примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж - со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением решения, которое носит для сторон обязательный характер.
Примирительная комиссия
В случае полного или частичного отказа нанимателя в удовлетворении требований или неуведомлении нанимателем работников о своем решении следующим шагом по урегулированию коллективного трудового спора будет создание примирительной комиссии.
Примирительная комиссия создается в трехдневный срок после возникновения спора и формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Действующая редакция ст.380 ТК (часть третья) содержит норму о том, что представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя.
![]() |
Справочно Подробнее см. Комментарий к главам 29, 31, 32, 35-37, 39 Трудового кодекса Республики Беларусь. С 25 июля 2014 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь». |
В новой редакции ст.380 ТК обязанность выбрать нейтрального члена в состав примирительной комиссии не установлена. Указ № 320 не содержит нормы, обязывающей выбрать нейтрального члена примирительной комиссии.
Согласно части третьей ст.10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Вышеприведенная норма содержится в п.2 ст.23 Закона № 130-З. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, представители сторон в настоящее время не обязаны выбирать в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя.
Примирительная комиссия проводит необходимые переговоры с представительными органами работников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом. Примирительной комиссии на проведение необходимых переговоров отводится 5 дней с даты ее создания. Не позднее установленного срока по соглашению сторон примирительная комиссия принимает решение по возникшему коллективному трудовому спору.
В соответствии с требованиями Указа № 320 и изменениями, внесенными в ТК, решение в обязательном порядке оформляется протоколом и в письменной форме направляется сторонам коллективного трудового спора.
Если наниматель и работники в лице их представительных органов не достигли согласия в примирительной комиссии, по соглашению между ними стороны коллективного трудового спора могут обратиться к посреднику либо в трудовой арбитраж.
Посредничество
Сущность института посредничества заключается в примирении сторон, поиске компромисса с помощью третьей, нейтральной стороны - посредника.
Срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника - пятидневный (ст.382 ТК). За 5 дней посредник, специалист в своей сфере, обладающий опытом примирения конфликтующих сторон, должен изучить возникший конфликт, выслушать позиции сторон коллективного трудового спора и найти и предложить решение, устраивающее как работников, так и нанимателя.
Процедура трудового посредничества не регламентирована жесткими рамками. Консультации могут проводиться в доверительной обстановке и по желанию стороны (сторон) спора могут быть конфиденциальными.
Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами коллективного трудового спора.
Органами государственного управления, другими нанимателями и представительными органами работников могут создаваться службы посредничества.
Таким образом, если наниматель и представительный орган работников обратятся к услугам посредника при рассмотрении коллективного трудового спора, они могут существенно сэкономить время, необходимое для разрешения конфликта, и найти устраивающее обе стороны решение, которое будет исполнено ими в добровольном порядке.
Несмотря на существенные преимущества, процедура разрешения коллективного трудового спора при помощи посредника в Республике Беларусь непопулярна.
Трудовой арбитраж
Статьи 383 и 384 ТК, регулирующие порядок рассмотрения коллективного трудового спора, с 25 июля 2014 г. существенно изменены и дополнены. При этом большинство изменений ранее были закреплены в Указе № 320.
![]() |
Справочно Подробнее см. Комментарий к главам 29, 31, 32, 35-37, 39 Трудового кодекса Республики Беларусь. С 25 июля 2014 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь». |
В новой редакции ст.383 ТК законодателем определено понятие термина «трудовой арбитраж», также закрепленное в подп.1.7 п.1 Указа № 320. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым по соглашению между нанимателем (нанимателями, объединениями нанимателей) и работниками в лице их представительных органов в целях разрешения коллективного трудового спора.
Законодателем подчеркивается, что это временно действующий орган, создаваемый по соглашению сторон для разрешения одного конкретного спора. При этом такое соглашение в обязательном порядке заключается в письменной форме.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже при недостижении согласия по его разрешению в примирительной комиссии либо с участием посредника.
Ввиду того что согласно подп.1.1 п.1 Указа № 320 проведение единой государственной политики в Республике Беларусь по вопросам урегулирования коллективных трудовых споров возлагается на Минтруда и соцзащиты, вполне обоснованной представляется обязанность нанимателя в трехдневный срок с даты создания трудового арбитража уведомить об этом Департамент государственной инспекции труда.
Трудовые арбитры (трудовой арбитр), рассматривающие коллективный трудовой спор, избираются по соглашению сторон спора.
![]() |
Справочно Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем, правила принятия решений и иные вопросы его деятельности определяются по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством (подп.1.7 п.1 Указа № 320). |
Срок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем установлен не позднее чем в 15 дней со дня избрания трудовых арбитров (трудового арбитра).
С 25 июля 2014 г. решение трудового арбитража носит обязательный характер по коллективным трудовым спорам (часть седьмая ст.383 ТК):
1) об исполнении коллективных договоров, соглашений;
2) в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку (часть третья ст.388);
3) если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение об обязательности этого решения.
Каждая из сторон трудового спора при невыполнении обязательного решения трудового арбитража имеет право в месячный срок обратиться в суд для его принудительного исполнения.
![]() |
Справочно Трудовой арбитр - физическое лицо, отвечающее требованиям, установленным частями второй-четвертой ст.384 ТК, включенное в состав созданного сторонами коллективного трудового спора трудового арбитража в качестве незаинтересованного лица в целях оказания содействия в разрешении коллективного трудового спора (подп.1.8 п.1 Указа № 320, ст.384 ТК в новой редакции). |
Трудовой арбитр должен соответствовать следующим критериям:
1) иметь, как правило, высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет;
2) не вправе быть представителем какой-либо стороны;
3) должен быть включен в списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров для рассмотрения коллективного трудового спора, которые ведутся областными и Минским городским исполнительными комитетами.
Трудовым арбитром не может быть лицо:
1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) имеющее судимость;
3) полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета РБ, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля РБ, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, адвоката, медиатора были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Трудовой арбитр при рассмотрении коллективного трудового спора обязан:
1) руководствоваться законодательством;
2) быть объективным;
3) соблюдать конфиденциальность;
4) содействовать достижению взаимопонимания и примирению сторон коллективного трудового спора;
5) предоставлять сторонам коллективного трудового спора равные возможности для защиты своих прав и законных интересов;
6) учитывать интересы, мнения и предложения сторон коллективного трудового спора, возможности материального, производственного и финансового обеспечения принятых на себя этими сторонами обязательств.
При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитр имеет право запрашивать у сторон необходимые документы, информацию, необходимую для разрешения спора.
Вмешательство в деятельность трудового арбитра при разрешении коллективного трудового спора не допускается.
01.04.2014
Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства