Материал помещен в архив
ПОРЯДОК УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
![]() |
Ситуация Организация, оказывающая услуги населению, товарно-материальные ценности хозяйственного назначения (например, моющие средства, канцтовары, бумага) не отражает на счетах учета материалов, а сразу списывает на счета учета затрат в момент получения от поставщиков на основании приходных документов (накладных). Допустим ли такой подход? |
Списание материалов без их оприходования недопустимо.
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение (п.7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь. |
Основанием для приемки и оприходования материалов являются сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др.) на поступившие в организацию материалы (п.26 Инструкции № 133).
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется с использованием оборотных ведомостей или сальдовым методом в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри их - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов (п.72 Инструкции № 133).
Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях) ежемесячно отдельно по каждому месту хранения материалов. Формы ведомостей движения материалов устанавливаются организацией самостоятельно (п.74 Инструкции № 133).
Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов.
Аналитический учет по счету 10 ведется по местам хранения материалов, отдельным их наименованиям и материально ответственным лицам (часть двадцатая п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь» от 29.06.2011 № 50).
Отпуск материалов со складов организации в ее подразделения может оформляться лимитно-заборной картой, требованием-накладной, требованием, накладной (часть первая п.57 Инструкции № 133).
По мере отпуска материалов со складов (из кладовых) в подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве, израсходования в связи с реализацией продукции (работ, услуг) они списываются с кредита счета 10 в дебет счетов учета затрат (пп.60, 61 Инструкции № 133).
Таким образом, организация в приведенной ситуации должна была составить в бухгалтерском учете следующие записи.
| Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ |
| Отражено поступление материалов | Товарно-транспортная накладная, товарная накладная | ||
| Отражено списание материалов |
10 |
Акт списания материалов |
![]() |
Справочно При отпуске запасов (кроме товаров, учитываемых по розничным ценам) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: • по себестоимости каждой единицы; • по средней себестоимости; • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО). Применение одного из перечисленных способов по группе (виду) запасов производится в течение отчетного года и определяется в учетной политике организации (п.14 Инструкции № 133). |
Необходимую информацию для принятия руководством организации решения о списании материалов подготавливает комиссия с участием материально ответственных лиц. Списание материалов оформляется актом на списание материалов (п.66 Инструкции № 133).
Акт на списание материалов должен содержать реквизиты, предусмотренные п.2 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. ст.10 Закона № 57-З изложена в новой редакции Законом от 11.10.2022 № 210-З. |
Данный акт необходимо включить в разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов (абзац 4 п.4 ст.9 данного Закона).
30.11.2016
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль


