


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ
Порядок организации и ведения воинского учета регулируют следующие нормативные правовые акты:
• Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон № 1914-XII);
• Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее - Положение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 сентября 2025 г. действует Положение о воинском учете, утв. постановлением Совмина от 17.09.2025 № 505; |
• Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 (далее - Инструкция № 21).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2020 г. действует постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета». |
Для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных создается подразделение или назначается работник
Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы граждан (п.3 Положения) согласно порядку ведения воинского учета в организациях по месту их основной работы в соответствии с Инструкцией № 21.
В зависимости от количества состоящих на воинском учете граждан в организации для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных создается подразделение либо назначается работник. Персональный состав указанного подразделения и его задачи (должностные обязанности работника) определяются в приказе руководителя организации.
Назначение, перемещение и увольнение работников проводятся по согласованию с военным комиссаром района, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника руководитель организации назначает лицо, исполняющее обязанности убывшего работника. В данном случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных, в том числе бланки специального учета, личные карточки. Перед подписанием акта наличие бланков специального учета, числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата (п.117 Инструкции № 21).
Численность работников, ответственных за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных, определяется исходя из следующих норм труда на одного работника в организациях при наличии на воинском учете:
• от 500 до 2 500 граждан - 1 работник;
• от 2 500 до 5 000 граждан - 2 работника;
• от 5 000 до 8 000 граждан - 3 работника;
• на каждые последующие 3 000 граждан - по 1 работнику.
В случае если в организации работает менее 500 граждан, ведение воинского учета может возлагаться в установленном законодательством о труде порядке на одного из работников организации (п.9 Положения).
Руководитель организации обеспечивает подразделение (работника) специально оборудованным помещением и железными шкафами, необходимыми для сохранности документов.
Основной состав документов для ведения воинского учета в организациях
В организации должны вестись следующие документы воинского учета (приложение 1 к Инструкции № 21):
• личная карточка (формируется картотека);
• приходно-расходная книга лицевых счетов по учету бланков строгой отчетности;
• расписка в приеме от военнообязанного документа воинского учета;
• журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.
Каждой организации (с момента ее образования и перед началом очередного календарного года) необходимо разрабатывать (вести):
• план работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных;
• картотеку личных карточек на граждан, состоящих на воинском учете в организации;
• приходно-расходную книгу по учету бланков специального воинского учета;
• расписки в приеме документов воинского учета;
• журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных;
• справочную информацию, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;
• служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации;
• другие документы по ведению воинского учета.
Ответственность за неисполнение обязанностей по ведению воинского учета для руководителей и лиц, ответственных за ведение воинского учета и бронирования военнообязанных, предусмотрена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (глава 25).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться гл.26 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
Персонально-первичный воинский учет граждан ведется по личным карточкам
Персонально-первичный воинский учет граждан ведется по личным карточкам согласно форме 2 приложения 2 к Инструкции № 21. Определяющие документы, на основании которых заполняются личные карточки, - это паспорт и военный билет.
Из личных карточек в организациях формируется картотека военнообязанных, которая должна состоять из следующих разделов:
• личные карточки на офицеров запаса;
• личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса.
Личные карточки военнообязанных женского пола размещаются в конце каждого раздела по алфавиту.
Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник.
После того как в личной карточке принятого на работу гражданина будет заполнен раздел «Сведения о воинском учете», она вкладывается в соответствующий раздел картотеки.
В личных карточках граждан, достигших предельного возраста состояния в запасе, или граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, необходимо вносить запись «Исключен с воинского учета по возрасту» или «Исключен с воинского учета по состоянию здоровья». Отметка об исключении с воинского учета проставляется на основании записи, которую сделал работник военного комиссариата в разделе «Отметки об освобождении от воинской обязанности» военного билета гражданина.
Личные карточки на указанных граждан изымаются из картотеки военнообязанных.
При увольнении с работы (прекращении обучения) граждан, состоящих на воинском учете, о них в недельный срок сообщается в военный комиссариат района (обособленное подразделение), их личные карточки из картотеки изымаются (п.131 Инструкции № 21).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2018 г. сведения о приеме на работу и об увольнении с нее граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, наниматели обязаны сообщать в военкоматы, их обособленные подразделения в месячный срок (абзац 2 части первой ст.9 Закона № 1914-XII). |
Лица женского пола в возрасте от 19 до 45 лет (ранее не состоявшие на воинском учете), имеющие специальности медицинского профиля (врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал), а также проходившие ранее военную службу по контракту и не исключенные с воинского учета, направляются для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту жительства.
Бланки книг, карточек учета и других документов воинского учета
Изготовление бланков книг, карточек учета и других документов воинского учета (за исключением бланков строгой отчетности) возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы и организации, в которых ведется воинский учет.
Сами бланки изготавливаются в соответствии с формами, приведенными в приложении 2 к Инструкции № 21, на бумаге, соответствующей государственным стандартам для документов данных видов. При необходимости бланки документов воинского учета можно дополнять постоянными реквизитами, например: сведения об образовании, состав семьи и т. д., а также исключать из них ненужные или вводить новые графы и др.
Бланки книг и других документов воинского учета могут брошюроваться по 50 и 100 листов. Финансирование изготовления указанных бланков осуществляется за счет средств местных бюджетов и организаций.
Сверка документов воинского учета организации с документами воинского учета военного комиссариата
Дату сверки документов воинского учета организации с документами воинского учета военного комиссариата устанавливает военный комиссар (п.125 Инструкции № 21). В ходе сверки уточняются данные, содержащиеся в разделе «Сведения о воинском учете», а также:
• фамилии, собственные имена и отчества;
• даты и места рождения;
• образование, должности (профессии);
• семейное положение и состав семьи;
• адреса мест жительства военнообязанных.
До начала сверки указанные данные уточняются по документам воинского учета организации и посредством личного общения с работниками организации.
Отметка о проведении сверки в личной карточке делается простым карандашом с указанием даты сверки и заверяется подписью должностного лица (работника) организации, ответственного за воинский учет. Например: 15.07.2016 Светлова (подпись).
После сверки всех личных карточек должностным лицом военного комиссариата (местного исполнительного и распорядительного органа) делается запись в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных (форма 24 приложения 2 к Инструкции № 21).
Обязанности должностного лица подразделения (работника) по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных
Обязанности должностного лица подразделения (работника) по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных:
1) проверять при приеме на работу наличие у военнообязанных военных билетов.
Проверяется соответствие сделанных в них записей паспортным данным, а также наличие фотографических карточек и их идентичность владельцам военных билетов. При обнаружении в военных билетах исправлений, неточностей, подделок или отсутствия листов их владельцев необходимо направить в военный комиссариат для уточнения данных. При приеме от граждан военных билетов им выдают расписки о приеме военно-учетных документов (форма 22 приложения 2 к Инструкции № 21).
2) устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете по месту жительства.
Если военнообязанные не состоят на воинском учете, они принимаются на работу только после приема их на воинский учет в военном комиссариате района, а где его нет - в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства;
3) обеспечивать полноту и качество воинского учета военнообязанных из числа работающих в организации;
4) вносить изменения, касающиеся семейного положения, состава семьи, образования, должности и места жительства граждан, еженедельно письменно сообщать о них в военный комиссариат. В случае проживания военнообязанного не по месту жительства уточнять место его пребывания;
5) ежегодно сверять личные карточки военнообязанных с записями в военных билетах, представлять данные карточки по требованию для сверки с учетными данными военного комиссариата;
6) направлять в недельный срок в местные исполнительные и распорядительные органы, военный комиссариат, иные организации, в которых ведется воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, принимаемых на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
7) своевременно вносить предложения в военный комиссариат по бронированию военнообязанных в соответствии с законодательством;
8) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;
9) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военный комиссариат;
10) сообщать в недельный срок в военный комиссариат обо всех военнообязанных, принятых на работу или уволенных с работы;
11) представлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организации, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени.
26.07.2016
Яна Митор, юрист