


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Потребитель обратился в сервисный центр с неисправным товаром после окончания гарантийного срока на товар. Была проведена диагностика товара и определен перечень запасных частей, подлежащих замене. Потребитель дал согласие на проведение ремонта, что было оформлено договором. В процессе ремонта выявились скрытые недостатки товара и список запасных частей, подлежащих замене, и, следовательно, объем работ увеличился.
Вправе ли потребитель отказаться от оплаты работ по замене дополнительных запасных частей и стоимости этих запасных частей и предъявлять требования по бесплатной их установке? Как правильно оформить договор во избежание подобных ситуаций?
ОТВЕТ: Согласно ст.663 Гражданского кодекса РБ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Цена работы (смета) может быть твердой или приблизительной. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине повышается цена работы, определенная приблизительно, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (сметы), а заказчик - ее уменьшения, в т.ч. и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов.
Аналогичные нормы содержатся также в ст.34 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей».
Таким образом, если в договоре, который сервисный центр заключает с заказчиком, не оговорено, что цена работы (смета) является приблизительной, значит, она является твердой. Следовательно, даже в случае необходимости проведения дополнительных работ (замены не указанных ранее запасных частей) у сервисного центра не будет права на изменение цены договора.
Поэтому рекомендуем в договорах, заключаемых сервисным центром с заказчиками, указывать, что их цена является приблизительной. В этом случае при выявлении необходимости проведения дополнительных работ у сервисного центра будет право требовать увеличения цены договора, своевременно предупредив об этом заказчика в письменной форме. Если заказчик с увеличением цены не согласен, он вправе отказаться от договора.
31.03.2009 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»