


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Потребитель приобрел холодильник в 2007 г., срок гарантии - 3 года. В январе 2009 г. холодильник перестал работать. Мастер, который дал заключение, определил, что в холодильнике заводской брак и он подлежит обмену. Потребитель обратился к продавцу и на основании данного заключения и потребовал заменить вышедший из строя холодильник холодильником другого производителя. Продавец ответил, что может это сделать, но только с доплатой разницы в цене. Срок обмена - в течение 14 дней.
В связи с этим возникают вопросы:
1. Какой срок установлен для обмена товара ненадлежащего качества с момента подачи потребителем заявления продавцу;
2. Вправе ли потребитель вместо обмена требовать возврата уплаченных за товар денег и если да, то какую именно сумму должен вернуть продавец?
ОТВЕТ: 1. Пункт 1 ст.23 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон) предусматривает, что в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - заменить его в течение 14 дней со дня предъявления указанного требования.
При отсутствии необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене продавец должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца товара данной модели (марки, типа, артикула и др.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования продавец обязан предоставить потребителю аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) с его согласия.
Таким образом, максимальный срок, в течение которого продавец обязан заменить товар ненадлежащего качества, - это один календарный месяц с момента заявления потребителем соответствующего требования.
При этом следует иметь в виду, что согласно п.2 ст.23 Закона потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю требование о предоставлении на период замены безвозмездно во временное пользование аналогичного товара. Продавец или изготовитель обязаны удовлетворить требование потребителя в 3-дневный срок со дня его предъявления, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет.
2. Пунктом 3 ст.20 Закона установлено, что вместо предъявления иных предусмотренных Законом требований, в частности требования об обмене товара ненадлежащего качества, потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с п.4 ст.27 Закона. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).
При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Что касается подлежащей возврату денежной суммы, то ст.27 Закона содержит следующие правила.
При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.) перерасчет цены товара не производится.
При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в цене. В случае если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, потребителю выплачивается разница в цене. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем), цена заменяемого товара и цена товара, предоставляемого взамен, определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
При расторжении договора потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения.
31.03.2009 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»