


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Потребителю продан мобильный телефон с гарантией, в течение действия которой бесплатно устраняются недостатки товара.
Через 4 месяца у телефона появились сбои в работе. Покупатель требует расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги в связи с тем, что ему продан товар ненадлежащего качества.
После проведения проверки телефона на месте продавец убеждается, что телефон не исправен. Но у продавца возникают сомнения в том, что недостатки товара возникли не по вине потребителя, и он предлагает провести проверку качества товара в уполномоченной ремонтной мастерской в определенное время. Потребитель считает, что мастерская и продавец связаны и отказывается от проведения проверки.
Провести экспертизу также можно в научно-исследовательском институте криминалистики или Белорусской торгово-промышленной палате. Но это существенно увеличивает затраты продавца (конечно, они могут быть впоследствии возмещены).
Как правильно поступить продавцу в такой ситуации, не нарушив права потребителя?
ОТВЕТ: Ситуация, описанная в вопросе, типична для сферы розничной торговли мобильными телефонами. Через 3-4 месяца после продажи цена телефона падает, и за возвращенные продавцом деньги можно купить более современную модель. Бывает и так, что сбои в работе мобильных телефонов зачастую возникают «благодаря» действиям потребителя.
Для того чтобы не оказаться в такой ситуации, продавцу лучше подстраховаться и получить компетентное мнение о причинах возникновения неисправности телефона. Это может быть либо заключение компетентного специалиста уполномоченной ремонтной мастерской, либо заключение эксперта по результатам проведенной экспертизы.
Пункт 9 ст.20 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» предусматривает, что продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости - провести проверку качества товара. Продавец обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, - также о месте и времени проведения проверки качества товара. При разногласиях между потребителем и продавцом о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством РБ. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.
Таким образом, принять товар ненадлежащего качества от потребителя, провести проверку качества товара и (или) экспертизу - это обязанность продавца. Однако если потребитель отказывается от этого и не предоставляет товар для проведения проверки качества либо экспертизы, то можно говорить о просрочке кредитора, которая предусмотрена ст.377 Гражданского кодекса РБ.
Более того, если покупатель будет отказываться от проведения экспертизы в суде либо не предоставлять товар для проведения экспертизы, то в силу п.6 ст.221 Гражданского процессуального кодекса РБ, суд вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
В рассматриваемой ситуации продавцу можно рекомендовать официальное общение с потребителем только в письменной форме. От потребителя письменно потребовать предоставить мобильный телефон для проведения проверки его качества в определенное время в определенную продавцом ремонтную мастерскую. Если потребитель не явится в назначенное время, то совместно с работниками мастерской необходимо будет составить акт по этому поводу.
В суде все эти документы подтвердят, что продавец действовал в рамках закона и права потребителя не нарушил.
31.03.2009 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»