


Материал помещен в архив
ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В декабре 2014 г. и январе 2015 г. произошло много событий, которые значительно изменили порядок формирования (определения) цен на продукцию, товары (работы, услуги).
В предлагаемом пособии перечислены документы, устанавливающие в настоящее время порядок формирования (определения) цен (с извлечениями важнейших положений этих документов), а также аналитические материалы, разъясняющие первостепенные особенности нынешнего порядка формирования цен (тарифов), при соблюдении которого к субъектам хозяйствования не будут применяться предусмотренные законодательством меры ответственности.
Формирование цен на потребительском рынке
* Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее - Указ № 567).
На Министерство торговли Республики Беларусь возложены функции контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров, законодательства Республики Беларусь о ценообразовании. За Министерством экономики сохранены функции контроля за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию иных товаров, а также работ, услуг, законодательства о ценах и ценообразовании (п.2).
Соответственно из приведенного в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, исключены социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, и алкогольная продукция (крепостью свыше 28 %). Полномочия по регулированию цен (тарифов) на эти виды товаров (работ, услуг) переданы Министерству торговли Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах. |
Указ № 567 предоставил право (абзацы 3 и 4 п.3):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 августа 2019 г. п.3 Указа № 567 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2019 № 303; |
Министру торговли и его заместителям - приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании;
Министру торговли - запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» (далее - постановление № 1207).
Министерству торговли Республики Беларусь, Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ, областным исполнительным комитетам и Минскому городскому исполнительному комитету предписано обеспечить наличие широкого ассортимента потребительских товаров в торговых объектах, включая интернет-торговлю.
Несоблюдение ассортиментного перечня торгового объекта, необеспечение надлежащей выкладки товаров в торговом оборудовании, несоблюдение законодательства о торговле при реализации товаров через интернет-магазин признается грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с Указом № 567 (п.2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2015 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2015 № 250 снимается запрет на превышение розничных цен на потребительские товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 г. Также постановлением № 250 из постановления № 1207 исключено положение о том, что превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 г., является грубым нарушением правил торговли. |
Руководителям государственных органов и организаций поручено до 22 декабря 2014 г. издать локальные правовые акты об организации работы по стабилизации отпускных и розничных цен на потребительские товары с установлением четкой системы контроля и оценки кадров. В случае невыполнения требований, определенных указанными актами, предписано вносить в установленном порядке предложения об отстранении руководителей от занимаемых должностей по дискредитирующим основаниям (п.5).
Письма Министерства экономики и Министерства торговли
* Письмо Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь от 30.01.2015 № 12-01-11/860/03-20/152к «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207» (действует с 3 февраля 2015 г.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 февраля 2015 г. взамен вышеназванного письма было принято письмо Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 18.02.2015 № 12-01-10/1407/03-20/150 «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207». С 6 апреля 2015 г. письмо № 12-01-10/1407/03-20/150 не применяется на основании письма Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 06.04.2015 № 12-01-10/2981/03-20/472. |
Повышение отпускных цен (тарифов) производителями допускается только на величину изменения стоимости:
- импортных сырья и материалов, комплектующих, тары и упаковки, происходящих из третьих стран (стран, не входящих в Евразийский экономический союз) и поступивших после 18 декабря 2014 г., с учетом их доли в отпускной цене. При этом увеличение цен на сырье и материалы, комплектующие, тару и упаковку отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза не допускается;
- энергоносителей, топлива, в т.ч. нефтепродуктов. При этом плановый уровень рентабельности не может превышать фактически сложившийся уровень по организации за январь-сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности (п.3).
На импортируемые товары, поступившие после 18 декабря 2014 г., допускается увеличение отпускной цены (на момент ее формирования) не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к валюте договора по сравнению с 18 декабря 2014 г. При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3 % в целом по организации.
При формировании цен в оптовой и розничной торговле допускается применение оптовых (торговых) надбавок по конкретным видам товаров в размерах, не превышающих уровень по состоянию на (до) 18 декабря 2014 г. (без учета проводимых в декабре 2014 г. акционных мероприятий). При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3 % в целом по организации.
Реализация плодоовощной продукции из стабилизационных фондов осуществляется по розничным ценам (отпускным ценам с учетом торговой надбавки), установленным решениями областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета на декабрь 2014 г. (пп.4-6).
Производителям услуг при формировании тарифов на них рекомендовано руководствоваться подходами, аналогичными установленным для производителей товаров (часть первая п.7).
При соблюдении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рекомендуемых правил формирования (определения) цен к данным субъектам не будут применяться меры ответственности, предусмотренные постановлением № 1207.
* Письмо Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 15.01.2015 № 03-20/55/05/390 «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207» (действовало в период с 15 января по 2 февраля 2015 г.).
Отпускная цена может быть увеличена производителем на величину изменения стоимости импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран (стран, не входящих в Евразийский экономический союз) и поступивших после 18 декабря 2014 г., с учетом ее доли в отпускной цене. При этом увеличение цен на сырье и материалы отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза, не допускается.
Стоимость импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран (стран, не входящих в Евразийский экономический союз), не может быть увеличена более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5 %. При этом плановый уровень рентабельности не может превышать фактически сложившегося уровня рентабельности по организации за январь-сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности (подп.1.1 п.1).
На импортируемые товары, приобретенные после 18 декабря 2014 г., допускается увеличение отпускной цены не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5 %, при применении рентабельности продаж не более 3 % (подп.1.2 п.1).
При расчете цен реализации субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую торговлю товарами, приобретенными на территории республики, и расчете розничных цен субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю, применение торговых (оптовых) надбавок по конкретным видам товаров допускается в размерах, не превышающих применяемые по состоянию на (до) 18 декабря 2014 г. (без учета проводимых в декабре 2014 г. акционных мероприятий), при применении рентабельности продаж не более 3 % (подп.2.1 п.2).
Реализация плодоовощной продукции из стабилизационных фондов допускается по розничным ценам (отпускным ценам с учетом торговой надбавки), установленным решениями областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета на декабрь 2014 г. (подп.2.2 п.2). То есть цены «заморожены» на уровне установленных на декабрь 2014 г.
При соблюдении субъектами хозяйствования рекомендуемых правил формирования (определения) цен к ним не будут применяться меры ответственности, предусмотренные постановлением № 1207.
Л.Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»
Рекомендации по ценообразованию и ответственность за его нарушение. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 № 1207.
С.Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Формирование (определение) цен с 3 февраля 2015 года производителями.
Формирование (определение) цен с 3 февраля 2015 года импортерами.
Формирование цен на медицинские товары
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. следует руководствоваться Указом № 366 с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2016 № 228. Комментарий см. здесь. |
Цены на производимые в Республике Беларусь лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику (далее - медицинские товары), реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю медицинскими товарами (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), формируются посредством сложения отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и взимаемой оптовой надбавки. При этом размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1-3, и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара.
При получении медицинских товаров от организаций-изготовителей по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с их транспортировкой, юридические лица и индивидуальные предприниматели увеличивают отпускные цены на сумму фактических транспортных расходов по доставке товаров до пункта назначения, указанного в договоре.
При предоставлении организацией-изготовителем Республики Беларусь финансовой скидки с отпускной цены цена медицинского товара формируется исходя из отпускной цены без учета предоставляемой скидки (части первая-третья подп.1.1 п.1).
Цены на медицинские товары иностранного производства формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медицинского товара, пересчитанной в доллары США, согласно приложениям 1-3, и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара.
Расчетная отпускная цена формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию), таможенных платежей, налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара.
При изменении курсов валют сформированные расчетные отпускные цены на медицинские товары, помещенные под таможенный режим свободного обращения (под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) после 1 января 2009 г., по которым числится кредиторская задолженность по обязательствам перед поставщиками, в части контрактной цены могут пересчитываться по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на 1-е число каждого месяца.
При предоставлении организацией-изготовителем (поставщиком) - нерезидентом Республики Беларусь финансовой скидки с контрактной цены расчетная отпускная цена медицинского товара формируется исходя из контрактной цены без учета предоставляемой скидки (части первая-четвертая подп.1.2 п.1).
Пересчет отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь и расчетной отпускной цены в доллары США производится по курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату формирования цены (подп.1.3 п.1).
При формировании розничных цен на медицинские товары к цене, сформированной в соответствии с подп.1.1 и 1.2 п.1, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены, пересчитанной в доллары США, за единицу медицинского товара согласно приложениям 1-3 (подп.1.4 п.1).
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, остаточный срок годности которых составляет менее половины основного срока годности, могут быть реализованы ниже расчетной отпускной или отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь (подп.1.5 п.1).
В приложениях 1-3 к Указу приведены размеры предельных оптовых и торговых надбавок на медицинские товары в зависимости от уровня отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены за единицу товара, пересчитанной в доллары США.
* Перечень лекарственных средств, производимых организациями Республики Беларусь, цены на которые регулируются Министерством здравоохранения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2012 № 56 (далее - Перечень № 56).
* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на лекарственные средства, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.03.2012 № 13.
Определяет порядок установления и применения цен на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь по Перечню № 56.
Действие Инструкции распространяется на организации Республики Беларусь, осуществляющие производство лекарственных средств на территории Республики Беларусь (пп.1-2).
* Предельные максимальные отпускные цены на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.09.2012 № 137.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 июля 2017 г. следует применять отпускные цены на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь, в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.06.2017 № 70. Изменения не повлияли на суть материала. |
Письмо Министерства здравоохранения
* Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.12.2014 № 12-2-08/828-2071 «О недопущении роста цен на потребительские товары».
С учетом норм Указа № 567 поручено принять исчерпывающие меры по недопущению роста отпускных и розничных цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие потребительские товары.
В случае выявления нарушений законодательства о ценообразовании и завышения цен, Министерством здравоохранения Республики Беларусь будут приниматься самые жесткие меры, вплоть до закрытия торговых объектов.
Формирование цен на строительные материалы, изделия, конструкции
* Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2017 г. вместо постановления № 33 действует постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции». |
Постановление вступило в силу с 1 февраля 2015 г. Им установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (далее - строительные материалы, изделия, конструкции), в размере 25 % к плановой себестоимости.
Определено, что отпускные цены на строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные на территорию Республики Беларусь и реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из контрактной цены, расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), расходов на страхование груза, транспортных расходов, связанных с приобретением товара, и предельной максимальной надбавки в размере 10 % от контрактной цены.
Предельная оптовая надбавка к отпускным ценам на строительные материалы, изделия, конструкции, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с изложенным порядком, установлена в размере 10 % независимо от количества участвующих посредников (пп.1-3).
* Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.12.2014 № 45 «О регулировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов и тоннелей».
Установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов и тоннелей, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, в размере 12 % к плановой себестоимости.
13.02.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»