


Материал помещен в архив
ВОПРОС (УП «В»): К продавцу обратился потребитель по вопросу расторжения договора розничной купли-продажи электрочайника и возврата уплаченных за товар денежных средств. Продавец усомнился в наличии производственных недостатков в товаре. Во избежание в дальнейшем спорных ситуаций продавец предложил потребителю оформить письменно требование на проведение проверки качества с целью установления наличия в электрочайнике производственного недостатка.
Правомерны ли действия продавца? Каковы сроки проведения проверки качества? Предусмотрена ли ответственность за нарушение сроков проверки качества товара?
ОТВЕТ: В случае продажи товара ненадлежащего качества механизм реализации прав потребителя регламентируется ст.20 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон), в соответствии с которой потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить одно из требований:
1) соразмерное уменьшение покупной цены товара ненадлежащего качества;
2) ремонт некачественного товара;
3) возмещение расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом;
4) замену некачественного товара на качественный;
5) возврат уплаченной денежной суммы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в ст.20 Закона внесены изменения Законом РБ от 13.06.2018 № 111-З (далее - Закон № 111-З). Вышеперечисленные требования не изменились. |
Данный перечень требований, предъявляемых потребителями по качеству товара, является исчерпывающим и расширения его законодательными актами не предусмотрено.
Таким образом, проверка качества не может рассматриваться как самостоятельное требование потребителя по качеству товара. В соответствии с п.9 ст.20 Закона данная проверка проводится продавцом только в случае необходимости и в рамках рассмотрения одного из требований потребителя по качеству товара, предусмотренных пп.1-3 ст.20 Закона, и в сроки, установленные законодательством для удовлетворения обоснованных требований потребителей.
С учетом изложенного, если продавец принимает решение о проведении проверки качества (независимо от того, самостоятельно он ее проводит либо обращается в сервисный центр или к изготовителю), максимальный срок удовлетворения требований:
• 7 дней (при необходимости проведения экспертизы - 14 дней) - со дня предъявления одного из следующих требований: о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате денежных средств (п.1 ст.25 Закона);
• 14 дней - со дня предъявления требования о ремонте (п.1 ст.22 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.1 ст.22 Закона внесены изменения Законом № 111-З. По письменному соглашению с потребителем срок устранения недостатков может быть увеличен, но не более чем до 30 дней. Ремонтная организация при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для устранения недостатков товара обязана устранить недостатки с учетом сроков, предусмотренных частью первой п.1 ст.22 Закона; |
• 14 дней (при отсутствии у продавца необходимого для замены товара - в течение 1 месяца со дня предъявления потребителем указанного требования) - со дня предъявления требования о замене некачественного товара на качественный (п.1 ст.23 Закона).
За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя п.1 ст.26 Закона предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.1 ст.26 Закона внесены изменения Законом № 111-З. При отсутствии у продавца товара той же модели (марки, типа, артикула и др.) цена товара определяется в порядке, установленном Министерством антимонопольного регулирования и торговли РБ. |
![]() |
Справочно Цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю. |
Таким образом, проверка качества не может быть заявлена как самостоятельное требование.
Проверка качества может быть проведена самим продавцом самостоятельно либо путем обращения для получения заключения о наличии недостатков и причинах их возникновения в ремонтную организацию (сервисный центр), осуществляющую гарантийное обслуживание и ремонт товара или к изготовителю товара, только в рамках рассмотрения конкретного требования по качеству товара (ремонт, замена некачественного товара на качественный, возврат денежных средств и др.), заявленного потребителем. Следовательно, и ответственности за нарушение сроков проверки качества законодательством о защите прав потребителей не установлено.
05.08.2014
Светлана Войцеховская, юрист, с 2006 по 2012 год консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Защита от злоупотреблений со стороны потребителей в розничной торговле и в сфере оказания услуг»