


Материал помещен в архив
ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТКАЗА МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОДЛЕНИИ СРОКА СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА
В исключительных случаях продолжительность строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, изменяется (продляется) по согласованию с Министерством архитектуры и строительства РБ и Министерством экономики РБ (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента РБ или Правительства РБ). При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, сроки строительства изменяются по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами (часть вторая п.17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 августа 2021 г. согласно ч.2 п.17 Правил (в ред. постановления Совмина от 23.08.2021 № 481) в исключительных случаях изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь) осуществляется по согласованию: • с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами - в отношении объектов жилищного строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства), а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов; • с областными, Минским городским исполнительными комитетами - в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства). С 17 сентября 2021 г. ч.2 п.17 Правил дополнена абзацем на основании постановления Совмина от 17.09.2021 № 537: «с государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в отношении объектов индустриального парка* на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территории населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ, дачных кооперативов». |
![]() |
Справочно Перечень представляемых документов при обращении за продлением срока строительства, сроки рассмотрения такого обращения предусмотрены п.3.28 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 августа 2021 г. следует руководствоваться п.3.28 Единого перечня в редакции постановления № 481. |
Обращение о продлении срока строительства рассматривается в соответствии с Законом РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон № 433-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2017 г. ниженазванные глава 4 (ст.14-18), ст.25 и 26 Закона № 433-З изложены в новой редакции Законом РБ от 09.01.2017 № 17-З. Комментарий см. здесь. |
При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из административных решений согласно ст.24 Закона № 433-З:
1) об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;
2) об осуществлении административной процедуры;
3) об отказе в осуществлении административной процедуры.
Случаи отказа в принятии заявления заинтересованного лица предусмотрены пп.1-3 ст.17 Закона № 433-З. Об отказе в принятии заявления заинтересованного лица уполномоченный орган в 3-дневный срок со дня подачи такого заявления должен принять административное решение (п.4 ст.17 Закона № 433-З).
Уполномоченный орган вправе отказать в осуществлении административной процедуры в следующих случаях (ст.25 Закона № 433-З):
• если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для ее осуществления;
• если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы;
• в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ.
![]() |
Обратите внимание! Для данной административной процедуры (продление сроков строительства) иные случаи отказа законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ не предусмотрены. |
На практике имеют место случаи, когда отказ в осуществлении административной процедуры в виде письменного уведомления направляется заинтересованному лицу за подписью должностного лица без принятия соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа.
Подобные действия должностных лиц не соответствуют ст.26 Закона № 433-З, которой установлено, что административное решение об осуществлении административной процедуры «согласование продления сроков строительства» или об отказе в ее осуществлении принимается в письменной форме. В данном случае в решении местного исполнительного и распорядительного органа должны быть указаны:
• дата и регистрационный номер административного решения;
• наименование уполномоченного органа, принявшего данное решение;
• сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для граждан; наименование и место нахождения - для юридических лиц);
• содержание принятого административного решения;
• правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования административного решения - в случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица;
• правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления заинтересованного лица, порядок обжалования административного решения - в случае отказа в осуществлении административной процедуры;
• подпись работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения.
Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь действуют 2 нормативных правовых акта - Закон № 433-З и Правила, положения которых в части продления срока строительства объектов находятся в противоречии друг с другом. Из смысла п.17 Правил усматривается, что уполномоченный орган вправе отказать в продлении (при этом не указан перечень оснований для отказа), а Закон № 433-З предусматривает, что отказ возможен в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ (а случаи отказа для данной административной процедуры не предусмотрены).
![]() |
Справочно Законы (в данном случае Закон № 433-З) имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Совета Министров РБ (в данном случае постановление, утвердившее Правила) (часть четвертая ст.10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Вышеприведенная норма содержится в п.4 ст.23 Закона № 130-З. Комментарий см. здесь. |
На основании изложенного автор рекомендует следующее:
• при обращении за продлением срока строительства сделать ссылку, что обращение осуществляется в рамках административной процедуры по п.3.28 Единого перечня;
• в своем обращении указать в полном объеме сведения, предусмотренные п.3.28 Единого перечня, и приложить необходимые документы.
В случае непринятия местным исполнительным и распорядительным органом решения в 20-дневный срок заинтересованное лицо вправе обжаловать в хозяйственный суд в порядке административной процедуры бездействие местного исполнительного и распорядительного органа в порядке ст.42 Хозяйственного процессуального кодекса РБ.
В случае отказа местного исполнительного и распорядительного органа в продлении срока строительства объекта (при условии предоставления заинтересованным лицом всех документов) такой отказ может быть обжалован в судебном порядке после его обжалования в административном (внесудебном) порядке в соответствии с главой 7 Закона № 433-З.
11.09.2013
Татьяна Бакаева, адвокат