


Материал помещен в архив
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ относится к отдельным видам договора строительного подряда, соответственно, к данному виду договора применяются положения главы 37 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), если иное не установлено ГК и иными актами законодательства об этих видах договоров.
По договору на выполнение проектных и изыскательских работ одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
Основной задачей заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ является разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации на основании проведенных изыскательских работ по конкретному объекту.
![]() |
Справочно Изыскательские работы проводятся с целью технико-экономического обоснования выбора места строительства, комплексного изучения природных условий в районе расположения строительной площадки, определения возможности использования транспортных коммуникаций, систем тепло-, энерго-, водоснабжения и т.д. |
До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к 1-4-му классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам) заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2018 г. в абзац 2 части первой подп.1.1 п.1 Указа № 26 внесено дополнение на основании Указа Президента РБ от 16.08.2018 № 322 (далее - Указ № 322): заказчиками, застройщиками, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация. Комментарий см. здесь. |
Проектная документация готовится на возведение, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт и реставрацию зданий, сооружений, инженерно-технических и транспортных коммуникаций, благоустройства территорий объекта строительства производственного (в т.ч. сельскохозяйственного), жилищного и гражданского назначения, проектов застройки и других видов строительства на территории РБ (технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 27.03.2014 № 85 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/315341/434817)).
![]() |
Обратите внимание! При выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуются. Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных при необходимости технических заключений. При выполнении работ по капитальному ремонту объектов также не требуется разработка чертежей по видам работ, выполнение которых не затрагивает несущей способности конструкций зданий и сооружений. |
![]() |
Справочно Критерии отнесения тех или иных видов работ к текущему и капитальному ремонтам, модернизации зданий и сооружений, работ и реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей приведены в приложениях А-Б к техническому кодексу установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться приложениями А и Б к СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106. |
Проектная документация представляет собой систему взаимоувязанных документов, разработанных в соответствии с нормативной документацией, и служит основой для реконструкции, ремонта и реставрации зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий объектов строительства.
В разрабатываемой проектной документации устанавливаются:
• отнесение выполняемых работ для стройки (объекта строительства) к виду инвестиционной деятельности;
• определение степени влияния разрабатываемых проектных решений на несущую способность конструкций зданий и сооружений (для объектов ремонта и реконструкции, в т.ч. модернизации);
• отнесение зданий (сооружений) к конкретному уровню ответственности (п.6 письма Госстандарта РБ, Минстройархитектуры РБ от 23.10.2009 № 01-04/735, от 26.10.2009 № 02-3-06/5571 «Об апробации внедрения процедур устанавливающейся практики в целях совершенствования работы строительной отрасли»).
Указанные определения приводятся в разделе «Общая пояснительная записка» комплекта проектной документации.
В проектную документацию входят:
• при двухстадийном проектировании - архитектурный проект и строительный проект;
• при одностадийном - строительный проект с выделенной утверждаемой архитектурной частью.
Решение о разработке проектной документации в одну или две стадии указывается в задании на проектирование, однако в случае применения при строительстве объектов типовых или рекомендованных для повторного применения проектов осуществляется одностадийное проектирование с разработкой строительного проекта (подп.1.5 п.1 Указа № 26).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2021 г. следует руководствоваться подп.1.5 п.1 Указа № 26 с учетом изменений, внесенных Указом от 26.02.2021 № 58. Комментарии см. здесь. |
Предпроектная (предынвестиционная) документация, проектная документация на объект строительства разрабатываются заказчиком, застройщиком, проектной организацией (индивидуальным предпринимателем), имеющими аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном Советом Министров РБ, уполномоченной им организацией (подп.1.6 п.1 Указа № 26).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 августа 2018 г. подп.4.4 п.4 Декрета Президента РБ от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» предусмотрено, что разработка предпроектной (предынвестиционной) документации осуществляется без наличия аттестата соответствия. В связи с этим Указом № 322 внесены соответствующие изменения в подп.1.6 п.1 Указа № 26, в котором была предусмотрена необходимость наличия аттестата соответствия для разработки предпроектной (предынвестиционной) документации, слова «предпроектная (предынвестиционная) документация» из названного подпункта исключены. |
![]() |
Справочно В целях реализации Указа № 26 постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252 утверждены два положения, которые действуют с 1 марта 2014 г.: • Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений; • Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. |
Заключение договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
В целях регулирования отношений сторон при заключении и исполнении ими договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ на территории РБ, выполняемых в соответствии со строительными нормами РБ, разработаны Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 297 (далее - Правила № 297).
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Данный вид договора должен соответствовать обязательным для заказчика и подрядчика требованиям, установленным Правилами № 297, нормативно-технической документацией и законодательством РБ.
Очень важным и одним из ключевых моментов при исполнении договорных обязательств подрядчиком по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является задание на проектирование. Как правило, задание на проектирование составляется заказчиком и передается подрядчику, однако в силу части первой ст.714 ГК задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Состав и содержание задания на проектирование для объектов производственного и агропромышленного назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также состав и содержание задания на проектирование для объектов жилищного и гражданского назначения приведены в приложениях Е и Ж к техническому кодексу установившейся практики «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (ТКП 45-1.02-298-2014 (02250)), утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/319484/439469).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2018 г. следует руководствоваться приложениями Е и Ж к ТКП 45-1.02-298-2014 с изменениями, внесенными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.03.2018 № 66. |
Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается при наличии у заказчика предпроектной (предынвестиционной) документации, разрешительной документации на строительство объекта, выданной в установленном законодательством порядке, за исключением договора, предметом которого является разработка предпроектной (предынвестиционной) документации; документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством; протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов), если их проведение является обязательным.
Подрядчик подтверждает свое право заключать данный вид договора путем представления документов, подтверждающих право на разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ, в случаях, предусмотренных законодательством (п.8 Правил № 297).
![]() |
Обратите внимание! Заказчик вправе потребовать от подрядчика представления иных документов и (или) сведений, связанных с исполнением договорных обязательств. |
Форма заключения договора и его неотъемлемые части
Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого сторонами. Если стороной договора является иностранное юридическое или физическое лицо, договор составляется на белорусском или русском языке, а с согласия сторон - также на языке иностранного юридического или физического лица. В случае разночтений между экземплярами договора, составленными на белорусском или русском языке и языке иностранного юридического или физического лица, преимущество имеет экземпляр, составленный на белорусском или русском языке, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
В договоре должны быть указаны наименование сторон, их местонахождение в соответствии с учредительными документами или данные документа, удостоверяющего личность (в случае, если стороной договора является физическое лицо), текущие (расчетные) банковские счета, учетные номера плательщика, существенные условия договора, указанные в п.10 Правил № 297, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Неотъемлемыми частями договора на выполнение проектных и изыскательских работ являются следующие прилагаемые к нему документы:
• задание на проектирование, утвержденное в установленном порядке;
• исходные данные и разрешительная документация на строительство объекта;
• календарный план, протокол согласования договорной цены, иные документы по соглашению сторон.
Формы данных документов установлены Правилами № 297.
В случае подписания договора уполномоченным представителем стороны, действующим на основании доверенности, документы, подтверждающие его полномочия, прилагаются к договору.
К числу существенных условий договора согласно п.10 Правил № 297 отнесены:
• предмет договора с указанием наименования и местонахождения объекта проектирования и изыскательских работ;
• сроки начала и завершения выполнения работ, являющихся предметом договора (число, месяц и год), а также по соглашению сторон сроки начала и завершения выполнения отдельных видов (этапов) работ (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законодательством или не предусмотрено договором подряда, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ. Подрядчик приступает к выполнению своих обязательств по договору со дня получения задания на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации (в случае заключения договора на ее разработку), задания на проектирование, полного комплекта исходных данных и разрешительной документации, необходимых для выполнения работ. По соглашению сторон могут быть установлены дополнительные основания для начала выполнения работ, являющихся предметом договора
В случае непредставления заказчиком задания на проектирование и исходных данных, необходимых для выполнения договора подряда, в срок, указанный в договоре, стороны вправе перенести сроки выполнения работ (этапов) на время задержки представления указанных документов, что оформляется дополнительным соглашением к договору подряда, в котором предусматриваются изменение срока и иные связанные с этим условия договора;
• договорная (контрактная) цена или способ ее определения.
По объектам, по которым проведение конкурсов не является обязательным, договорная (контрактная) цена определяется по соглашению сторон с учетом законодательства Республики Беларусь, действующих нормативных документов. Стороны в договоре также вправе предусмотреть обстоятельства, при наличии которых договорная (контрактная) цена может быть изменена. К числу таких обстоятельств можно отнести внесение заказчиком изменений в задание на проектирование, другие исходные данные, изменение законодательства о налогообложении, тарифах, сборах;
• порядок расчетов за разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполненные изыскательские работы, и (или) осуществление авторского надзора за строительством.
Расчеты за выполнение проектных и изыскательских работ могут осуществляться ежемесячно за выполненный объем работ, за выполненные этапы работ либо за весь объем работ, предусмотренный договором подряда. Основанием для расчетов за результаты работ являются подписанный сторонами акт оказанных услуг.
В договоре подряда может предусматриваться выплата подрядчику авансов на выполнение предпроектных, проектных и (или) изыскательских работ (этапа). Конкретные размеры, сроки и порядок перечисления авансов определяются в договоре подряда с учетом характера и объема выполняемых проектных и (или) изыскательских работ (этапа) и других условий, определяемых сторонами. При этом по договорам подряда, финансируемым за счет бюджетных средств, размер аванса не должен превышать 40 % стоимости проектных и (или) изыскательских работ (этапов), если иное не установлено законодательством. Аванс считается полностью отработанным, если работы, предусмотренные календарным планом, выполнены и приняты заказчиком.
При невыполнении по вине подрядчика работ (этапа) в срок, предусмотренный календарным планом, аванс, выданный на выполнение работ (этапа), считается неотработанным. В этом случае суммой неотработанного аванса является вся сумма денежных средств, полученных подрядчиком (субподрядчиком) на выполнение работ (этапа), которая признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком. Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает заказчику проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса (часть четвертая п.40 Правил № 297).
Размер процентов определяется условиями договора подряда, а для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, - исходя из ставки рефинансирования Национального банка РБ за каждый день несвоевременного выполнения работ (этапа), на которые выдавался аванс.
Кроме того, Методическими указаниями о стимулировании проектных организаций за снижение сметной стоимости строительства и повышение качества проектирования, утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 18.12.2007 № 412 (далее - Методические указания), предусмотрена возможность стимулирования проектной организации за счет экономии от применения научно-технических достижений. Данная норма должна быть зафиксирована в договоре подряда на выполнение проектно-изыскательских работ при взаимном согласии сторон.
Таким образом, заказчик помимо стоимости проектных работ, установленной договором, может выплатить проектной организации 25-50 % от сэкономленной суммы, подтвержденной расчетом.
Конкретный размер оплаты в процентах от полученной экономии на стимулирование проектной организации устанавливается в договоре.
Следует обратить внимание, что сэкономленные средства выплачиваются проектной организации после завершения проектных работ и получения положительного заключения органа, проводившего государственную экспертизу проекта (п.14 Методических указаний);
• указание на выполнение проектных и изыскательских работ собственными силами подрядчика или с привлечением субподрядчиков.
Для выполнения определенных видов работ подрядчик вправе привлекать субподрядчиков, однако договором может быть предусмотрено ограничение по возможности привлечения субподрядчиков либо могут быть определены условия привлечения для выполнения отдельных видов работ сторонних организаций, например, с письменного согласия заказчика. В данном случае генеральный подрядчик будет нести ответственность перед заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиками. Субподрядчики же будут нести ответственность перед генеральным подрядчиком за выполнение проектных работ в объемах и сроки, определенные в договорах субподряда, их соответствие требованиям действующих нормативных актов;
• права и обязанности сторон, в т.ч. по передаче проектной документации в республиканский фонд проектной документации, республиканский банк данных объектов-аналогов на строительство объектов и участию в получении заключений государственных экспертиз такой документации.
К числу основных обязанностей заказчика отнесены:
обязанность по передаче подрядчику задания на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации;
обязанность по оплате выполненных работ (этапов);
обязанность по оказанию содействия Подрядчику в согласовании готовой проектной документации с соответствующими государственными органами и органами местного управления и самоуправления.
К числу основных обязанностей подрядчика отнесены:
обязанность по выполнению работ, являющихся предметом договора;
обязанность по согласованию готовой проектной документации с заказчиком, а при необходимости совместно с заказчиком - с соответствующими государственными органами и органами местного управления и самоуправления;
обязанность по передаче заказчику результатов работ в сроки, предусмотренные договором, а также согласованную в соответствии с законодательством проектную документацию в сроки и количестве экземпляров, которые предусмотрены договором, но не менее пяти экземпляров, в т.ч. при наличии технической возможности - один экземпляр в электронном виде (по желанию заказчика) в формате, не позволяющем редактировать и вносить изменения в проектную документацию;
• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
До принятия Правил № 297 за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны сами устанавливали в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ конкретные виды и размеры ответственности, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
В настоящее время пп.57 и 58 Правил № 297 установлены конкретные размеры ответственности за нарушение принятых по договору обязательств как со стороны заказчика, так и подрядчика. Так, заказчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) подрядчику за необоснованное уклонение от приемки выполненных работ, их видов (этапов) и оформления документов, подтверждающих их выполнение, и за нарушение сроков оплаты выполненных и принятых в установленном порядке работ, их видов (этапов). Необходимо отметить, что размер ответственности за нарушение сроков выполнения работ, установленный Указом № 26 и Правилами № 297, различен.
Подрядчик, в свою очередь, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) заказчику за несоблюдение сроков выполнения работ, их видов (этапов), установленных в календарном плане, и за нарушение сроков сдачи заказчику результатов работ, их видов (этапов), установленных договором, а также за несвоевременное устранение дефектов, указанных заказчиком, в т.ч. выявленных как по результатам государственных экспертиз, так и после их прохождения;
• порядок изменения и расторжения договора;
• порядок и сроки сдачи и приемки результатов работ.
Заказчик после получения результатов работ, накладной на передачу результатов работ, акта оказанных услуг обязан в пятидневный срок направить подрядчику подписанный и скрепленный печатью один экземпляр накладной на передачу результатов работ, соответствующего акта или в письменной форме мотивированный отказ от приемки результатов работ, их видов (этапов).
В случаях неподписания заказчиком накладной на передачу результатов работ, акта оказанных услуг или акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) и непредоставления им мотивированного отказа от приемки результатов работ, их видов (этапов) в пятидневный срок работы считаются принятыми и подлежат оплате заказчиком (пп.49 и 50 Правил № 297).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента РБ от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). С 7 июня 2018 г. соответствующие изменения внесены в п.49 Правил № 297 постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2018 № 396. |
Кроме этого, каждая сторона вправе внести предложения о включении в договор других условий, например, указание на источник финансирования; размер вознаграждения за досрочную сдачу результатов работ заказчику; конфиденциальность при исполнении договора и пр.
В договоре также могут быть предусмотрены меры по обеспечению выполнения заказчиком и (или) подрядчиком своих обязательств. Выполнение сторонами обязательств по договору обеспечивается неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, гарантией, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законодательством или договором. Новеллой в правовом регулировании договора на выполнение проектных и изыскательских работ является норма Правил № 297, касающаяся обязательств по страхованию рисков заказчика и подрядчика.
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем содержащимся в нем условиям, а также договор и приложение к нему подписаны сторонами или их уполномоченными представителями. Каждая страница договора и приложения к нему нумеруются и подписываются сторонами или уполномоченными представителями сторон.
Государственная экспертиза проектной документации
После разработки проектная документация проходит обязательную государственную экспертизу.
![]() |
Справочно Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной, установлен в приложении 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2017 г. постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2016 № 791 утверждено новое Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации). |
С целью возмещения затрат проектной организации на оплату услуг органов государственной экспертизы между проектной организацией и организацией-заказчиком может быть заключен отдельный договор или дополнительное соглашение к договору на проектирование, по условиям которого проектная организация по поручению заказчика обязана заключить договор с органами государственной экспертизы и передать на экспертизу проектно-сметную документацию, а также обеспечить получение заключения органов экспертизы по разработанному проектировщиком проекту (письмо Минстройархитектуры РБ от 24.06.2009 № 02-3-06/3143 «О разъяснении»).
22.07.2014
Марина Яснюк, магистр юридических наук