Комментарий от 24.10.2018
Автор: Фомичёва Т.

Требования к ценообразованию, проектированию и аттестации, которые не распространяются на Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ, ПРОЕКТИРОВАНИЮ И АТТЕСТАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК «ВЕЛИКИЙ КАМЕНЬ».
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322

Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361) дополнен комментируемым Указом (далее - Указ № 322) п.21 следующего содержания: «требования настоящего Указа не применяются при строительстве объектов в соответствии с градостроительной документацией Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень"».

В целях совершенствования регулирования специального правового режима особой экономической зоны - Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее - парк), установления дополнительных условий для привлечения инвестиций в создание конкурентоспособных организаций, развития инновационной деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2017 № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень"» (далее - Указ № 166).

При осуществлении строительной деятельности на территории индустриального парка:

• не применяются установленные законодательством Республики Беларусь регулирование, иные ограничения по определению или порядку формирования цен и тарифов на товары (работы, услуги) в строительстве;

• заказчикам по объектам индустриального парка с 1 апреля 2014 г. не требуется получать аттестаты соответствия, иные подтверждающие документы, без которых осуществление функций заказчика является запрещенным и (или) влечет к привлечению к административной ответственности;

• не требуется разрабатывать предпроектную (предынвестиционную) документацию (абзацы 3, 6, 9 части первой п.26 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом № 166 (далее - Положение № 166)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 сентября 2023 г. следует руководствоваться Положением № 166 в ред. Указа от 01.06.2023 № 161.

 

Общий порядок регулирования ценообразования в строительстве, в том числе внедрение неизменных (контрактных) цен, определен Указом № 361, который не содержит исключений из установленных правил ценообразования.

Вместе с тем, как указано выше, Положением № 166 однозначно определено, что при осуществлении строительной деятельности на территории индустриального парка не применяются установленные законодательством Республики Беларусь регулирование цен, иные ограничения по определению или порядку формирования цен и тарифов на товары (работы, услуги) в строительстве.

В целях урегулирования сложившейся ситуации и однозначного подхода к определению порядка ценообразования при строительстве объектов индустриального парка потребовалось внести дополнение в Указ № 361, дополнив его п.21.

Под бюджетными средствами, направляемыми на финансирование полностью или частично строительства объектов парка, в ст.21.17, 21.20 и 21.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях понимаются исключительно средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов (сюда не относятся средства внешних государственных займов и займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь) (п.33 Положения № 166).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

В этой связи предлагается не распространять требования, установленные законодательством к ценообразованию в строительстве, на объекты парка, финансируемые в том числе за счет средств кредитов, привлеченных Правительством Республики Беларусь или под его гарантию. Условия использования таких кредитов, как правило, предусматривают привлечение иностранного генерального подрядчика, во взаимоотношениях с которым формирование цены строительства в белорусских рублях неэффективно, влечет сложности как в определении цены контракта, так и при взаиморасчетах в последующем, особенно с учетом порядка налогообложения в стране регистрации подрядчика и налоговых льгот согласно Указу № 166.

Таким образом, Указ № 361 в части ценообразования не будет распространяться на осуществление деятельности на территории парка.

Аналогичные изменения внесены в Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26).

Ранее было установлено, что заказчиками, застройщиками в обязательном порядке разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация (абзац 2 части первой подп.1.1 п.1 Указа № 26), а подп.1.11 п.1 Указа № 26 определено, что отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2025 г. подп.1.1 и 1.11 п.1 Указа № 26 исключены Указом от 31.03.2025 № 130.

 

Нормами Указа № 26 не было установлено никаких исключений по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации (такую документацию необходимо было разрабатывать для всех объектов). Также не предусматривалось никаких исключений и из порядка аттестации в области строительства (аттестаты соответствия были необходимы для выполнения работ на всех объектах первого-четвертого класса сложности).

Однако, поскольку Указ № 166 устанавливает иные нормы для осуществления деятельности в области строительства на территории парка, в целях исключения противоречий в нормах, содержащихся в двух равнозначных по юридической силе нормативных правовых актах (в Указе № 166 и в Указе № 26), потребовалось внести изменения в Указ № 26. Указ № 322 урегулировал данные вопросы.

Так, Указом № 322 установлено, что заказчиками, застройщиками, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация. Нормативное предписание «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь» и говорит о том, что это «иное» в отношении необходимости разработки предпроектной (предынвестиционной) документации установлено Указом № 166.

Аналогичное уточнение внесено в подп.1.11 п.1 Указа № 26 в части аттестации: отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) только при наличии аттестатов соответствия, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

 

24.10.2018

 

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь