Пособие от 18.06.2019
Автор: Кухарчик Н.

Правовое регулирование риэлтерской деятельности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативное регулирование риэлтерской деятельности

Понятие риэлтерской деятельности

Лицензирование риэлтерских услуг

Штат риэлтерской организации

Материально-техническая база

Обязательное страхование ответственности

Преддоговорные отношения

Конфиденциальность информации

Реклама риэлтерских услуг

Договор на оказание риэлтерских услуг

Исполнение договора на оказание риэлтерских услуг

Полномочия авторизованного посредника

Оплата риэлтерских услуг

Финансовые аспекты деятельности

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РИЭЛТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практически каждый гражданин рано или поздно сталкивается с необходимостью осуществления сделок с недвижимостью. При сопровождении этих сделок защиту имущественных интересов граждан, как правило, обеспечивают риэлтеры.

Риэлтерская деятельность возникла в Республике Беларусь вместе с появлением рыночных отношений и сегодня является одним из основных видов услуг на рынке недвижимости. Именно специалист риэлтерского агентства предложит на выбор подходящие объекты недвижимости или найдет покупателя, посоветует хороший район и расскажет о ценах на недвижимость, поможет с оформлением сделки.

В настоящем материале рассмотрим закрепленные законодательством правила деятельности риэлтерских организаций.

Нормативное регулирование риэлтерской деятельности

Оказание риэлтерских услуг - лицензируемый вид деятельности. В этой связи порядок организации деятельности и оказания риэлтерских услуг четко урегулирован нормативными правовыми актами различного уровня:

Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2006 № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 15);

Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (глава 34).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь;

 

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2008 № 386 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 140»;

постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.05.2008 № 29 «О некоторых вопросах заключения договоров на оказание риэлтерских услуг» (далее - постановление № 29);

постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.03.2014 № 58 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг»;

СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.02.1998 № 3).

Кроме того, при оказании риэлтерских услуг риэлтерские организации обязаны соблюдать требования, определенные:

Законом Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон № 133-З), - в части осуществления полномочий авторизованного посредника (ст.181);

Законом Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее - Закон № 165-З), - в части совершения финансовых операций;

Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 04.10.2016 № 183.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 ноября 2021 г. из названия Инструкции № 183 слова «и адвокатскими бюро» исключены постановлением Минюста от 30.09.2021 № 184;

 

Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон № 225-З), - в части рекламы объектов недвижимости (ст.21).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. ст.21 Закона № 225-З изложена в новой редакции Законом от 04.01.2021 № 82-З. Комментарий см. здесь.

Понятие риэлтерской деятельности

Риэлтерская деятельность - посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), в том числе следующие риэлтерские услуги:

• консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости;

• представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости;

• подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости;

• организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;

• помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (подп.1.3 п.1 Указа № 15).

Риэлтерская организация - коммерческая организация, осуществляющая риэлтерскую деятельность (абзац 2 п.2 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом № 15, далее - Правила № 15).

 

справочно

Справочно

Перечень работ, осуществляемых риэлтерской организацией при оказании услуг, утвержден постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 01.09.2006 № 50/31.

 

Риэлтерские организации помимо вышеуказанных могут оказывать и  дополнительные услуги:

• рекламная и издательская деятельность в сфере недвижимости;

• деятельность по оценке стоимости объектов гражданских прав (предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, земельных участков).

 

внимание

Обратите внимание!

Государственные коммерческие организации, осуществляющие риэлтерскую деятельность (агентства по регистрации недвижимости и земельному кадастру), вправе дополнительно производить оценку стоимости иных объектов гражданских прав, находящихся в государственной собственности, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (примечание 1).

Лицензирование риэлтерских услуг

Риэлтерские услуги относятся к лицензируемым видам деятельности в качестве составляющих юридических услуг (глава 34 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, далее - Положение № 450).

Осуществление юридических услуг без лицензии запрещается (п.3 Положения № 450). Исключение сделано для территориальных организаций (агентств) по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, которые вправе осуществлять риэлтерскую деятельность одновременно с деятельностью по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном Указом № 15 (часть третья подп.1.4 п.1 Указа № 15).

Следует отметить, что государственные риэлтерские организации не оказывают полного комплекса риэлтерских услуг, а, как правило, сопровождают сделки только на этапе оформления.

 

справочно

Справочно

Не требуется получения лицензии для оказания риэлтерских услуг государственными риэлтерскими организациями. При этом оказание таких услуг допускается при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством (часть вторая п.341 Положения № 450).

Лицензионные требования

Право на получение лицензии на оказание риэлтерских услуг имеют юридические лица Республики Беларусь - коммерческие организации, отвечающие следующим лицензионным требованиям (подп.346.3 п.346 Положения № 450):

• наличие в штате юридического лица риэлтеров в зависимости от штатной численности персонала (за исключением технического и вспомогательного персонала):

- 30 и более работников - не менее пяти риэлтеров;

- от 20 до 30 работников не менее четырех риэлтеров;

- от 10 до 20 работников - не менее трех риэлтеров;

- до 10 работников - не менее двух риэлтеров.

В штате обособленного подразделения юридического лица должен состоять как минимум один риэлтер. При этом для риэлтеров данная работа должна являться основным местом работы.

 

справочно

Справочно

Риэлтер - работник риэлтерской организации, имеющий свидетельство об аттестации риэлтера, выданное в установленном законодательством порядке, и оказывающий от имени этой риэлтерской организации все риэлтерские услуги (абзац 4 п.2 Правил № 15);

 

• наличие у руководителя и заместителя руководителя юридического лица свидетельства об аттестации риэлтера либо высшего образования и стажа работы не менее 3 лет в качестве руководителя риэлтерской организации, его структурного подразделения или специалиста по риэлтерской деятельности.

 

справочно

Справочно

Препятствует получению лицензии наличие у руководителя судимости и т. п. (подп.344.1.3 п.344 Положения № 450) (примечание 2).

 

В процессе деятельности к риэлтерской организации предъявляются дополнительные лицензионные требования, в том числе:

• соблюдение Правил № 15;

• соблюдение Правил профессиональной этики специалиста по риэлтерской деятельности, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.06.2009 № 42 (далее - Правила № 42, постановление № 42);

• обеспечение соблюдения специалистами по риэлтерской деятельности ограничения на работу на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров в других риэлтерских организациях;

• наличие документа, содержащего порядок оплаты риэлтерских услуг, договоров на оказание этих услуг и (или) других документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, журнала учета сведений о финансовых операциях, правил внутреннего контроля и журнала учета специальных формуляров (подп.347.4 п.347 Положения № 450).

 

внимание

Обратите внимание!

Требования к достаточности капитала, а также другие финансовые нормативы для риэлтерских организаций законодательством не установлены.

 

Грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является оказание риэлтерских услуг без заключения в письменной форме договора на оказание риэлтерских услуг, либо работниками лицензиата, не имеющими права оказывать услуги, относящиеся к исключительной компетенции риэлтера, либо лицами, не состоящими в штате риэлтерской организации (по поручению такой организации), либо применение тарифов (ставок), отличных от установленных законодательством на риэлтерские услуги, а также несоблюдение требований, установленных в подп.346.3 п.346 Положения № 450 (абзац 4 п.351 Положения № 450).

Штат риэлтерской организации

Помимо лицензирования Указ № 15 устанавливает организационные требования к риэлтерским организациям.

Штат риэлтерской организации включает:

специалистов по риэлтерской деятельности - риэлтеров и агентов по операциям с недвижимостью. Количество агентов не может превышать количество риэлтеров более чем в три раза.

 

справочно

Справочно

Агент по операциям с недвижимостью - работник риэлтерской организации, не имеющий свидетельства об аттестации риэлтера, оказывающий от имени этой риэлтерской организации отдельные риэлтерские услуги, перечень которых определен в п.8 Правил № 15 (абзац 5 п.2 Правил № 15).

 

Свидетельство об аттестации риэлтера выдается физическому лицу, имеющему высшее, как правило, юридическое, экономическое образование или образование по профилю образования «Архитектура и строительство» и стаж работы не менее 1 года по специальности, соответствующей образованию, либо в качестве агента по операциям с недвижимостью; сдавшему аттестационный экзамен (примечание 3).

Риэлтерская организация должна обеспечить каждого специалиста по риэлтерской деятельности идентификационной пластиковой карточкой, которая служит документом, удостоверяющим его полномочия. Оказание риэлтерских услуг специалистами по риэлтерской деятельности должно осуществляться только при наличии данной карточки (примечание 4).

Отдельные требования предъявляются к руководителю (примечание 5);

технический и вспомогательный персонал - работники, выполняющие трудовые функции по организационному, материально-техническому обеспечению деятельности по оказанию юридических услуг.

 

внимание

Обратите внимание!

Исходя из содержания норм постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.06.2009 № 42 «О некоторых мерах по совершенствованию риэлтерской деятельности в Республике Беларусь», в редакции постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.04.2019 № 60, руководитель, заместитель руководителя риэлтерской организации не вправе выполнять функции риэлтера, иметь пластиковые карточки и, соответственно, не учитываются в штате риэлтерской организации в качестве риэлтеров.

Материально-техническая база

Требования к материально-техническому обеспечению риэлтерских организаций включают наличие:

• нежилого помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим, противопожарным, иным требованиям ТНПА;

• документа, содержащего порядок оплаты риэлтерских услуг;

• кассового суммирующего аппарата и (или) специальной компьютерной системы для осуществления приема наличных денежных средств за оказание риэлтерских услуг;

• базы данных объектов недвижимости;

• книги замечаний и предложений;

• книги регистрации договоров (примечание 6) и др.

Обязательное страхование ответственности

Для риэлтерских организаций введено требование о наличии договора обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением.

Страховщик - Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», страхователи - риэлтерские организации, выгодоприобретатели - потребители риэлтерских услуг (глава 17 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, далее - Положение № 530).

Речь идет об обязательном виде страхования, объектом которого являются имущественные интересы страхователя, связанные с причинением вреда потребителю в связи с осуществлением риэлтерской деятельности (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг) (п.355 Положения № 530).

Страховым случаем является неисполнение или ненадлежащее исполнение страхователем обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда потребителю, за исключением событий, указанных в договоре как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).

Страховая сумма по договору обязательного страхования ответственности в течение всего срока его действия не может быть менее 10 000-кратного размера базовой величины.

Страховой тариф - 1,75 % (абзац 3 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. размер страхового тарифа равен 0,6 % (абзац 3 подп.1.1 п.1 Указа № 531 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175).

 

Страховой взнос по договору обязательного страхования ответственности рассчитывается страховщиком как произведение страховой суммы и страхового тарифа.

Срок действия договора обязательного страхования ответственности - 1 год, договор вступает в силу со дня, следующего за днем уплаты страхователем страхового взноса, подтверждается страховым полисом (пп.360, 361 Положения № 530).

Страховщик имеет право регрессного требования в пределах выплаченного страхового возмещения к лицу, ответственному за причинение вреда, за исключением случаев причинения вреда по неосторожности страхователя (п.375 Положения № 530).

Преддоговорные отношения

Установлены определенные стандарты отношений между потребителем и риэлтерской организацией на стадии до заключения договора или вне его рамок, причем их условно можно разделить на две группы:

1) «правовые», установленные пп.12-15 Правилами № 15:

- риэлтерская организация не вправе осуществлять риэлтерскую деятельность по сделке с недвижимостью, в отношении которой она сама либо ее работники имеют заинтересованность. В этом случае она обязана в течение 3 дней письменно уведомить об этих обстоятельствах потребителя и расторгнуть договор на оказание риэлтерских услуг;

- риэлтерская организация не вправе заключать договор на оказание риэлтерских услуг, если его исполнение будет препятствовать исполнению другого, ранее заключенного договора по одному и тому же объекту недвижимости.

 

справочно

Справочно

В случае если после заключения договора на оказание риэлтерских услуг выявятся обстоятельства, препятствующие его исполнению, которые не зависят от риэлтерской организации, эта организация в течение одного дня должна поставить в известность потребителя. Выявление таких обстоятельств является основанием для изменения или расторжения договора на оказание риэлтерских услуг;

 

2) «этические», установленные Правилами № 42. Основываются на принципах законности, компетентности, справедливости и добросовестности.

Специалист по риэлтерской деятельности обязан честно, добросовестно, квалифицированно и своевременно исполнять свои обязанности. Исполнение обязанностей по договору на оказание риэлтерских услуг должно иметь для риэлтера приоритетное значение над иной деятельностью (пп.9, 10 Правил № 42).

Специалисты по риэлтерской деятельности, в частности, не вправе (п.13 Правил № 42):

• необоснованно отказывать потребителю в оказании риэлтерских услуг;

• советовать потребителю предпринимать какие-либо действия, связанные с нарушением действующего законодательства;

• использовать некомпетентность или состояние здоровья потребителя в целях извлечения дохода при совершении сделок с недвижимостью;

• обсуждать с потребителями размер и обоснованность вознаграждения, получаемого другими риэлтерскими организациями;

• действовать вопреки законным интересам потребителя, оказывать ему риэлтерские услуги безнравственными способами или находясь под воздействием давления извне;

• использовать в личных целях или в интересах третьей стороны, разглашать без согласия потребителя сведения, сообщенные им в связи с оказанием ему риэлтерских услуг.

«Этические» нормы отличаются от «правовых» тем, что за их нарушение не предусмотрены юридические санкции, но касательно риэлтерской деятельности они включены в число лицензионных требований.

Конфиденциальность информации

Обязанность обеспечения конфиденциальности информации, полученной риэлтерской организацией в процессе предоставления риэлтерских услуг потребителю, предполагает ее неразглашение, а также обязанность не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны, причем и после завершения отношений между сторонами.

Данное требование распространяется на все материалы и документы как на бумажных, так и на электронных носителях, собранные и (или) подготовленные риэлтерской организацией в процессе совершения сделок с недвижимостью, включая информацию об объектах недвижимости, о потребителе и его коммерческой деятельности.

Без согласия потребителя риэлтерская организация вправе представлять сведения по запросам суда, прокуратуры в связи с находящимися в их производстве делами, органов уголовного преследования - по материалам и уголовным делам, находящимся в их производстве, нотариусов - для совершения нотариальных действий, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п.33 Правил № 15).

Предоставление информации в обратном порядке (от государственных органов к риэлтерам, в том числе на возмездной основе) регламентировано Положением о порядке представления коммерческим организациям, осуществляющим риэлтерскую деятельность, информации государственными органами и иными организациями об объектах недвижимости, о правах на них, юридических и физических лицах - сторонах сделки, в отношении которой осуществляется риэлтерская деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2006 № 406.

 

справочно

Справочно

Перечень государственных органов и иных организаций, представляющих риэлтерским организациям информацию, необходимую для оказания риэлтерских услуг, приведен в приложении к названному Положению.

Реклама риэлтерских услуг

Требования, предъявляемые к рекламе риэлтерской деятельности, содержатся не только в Правилах № 15 (пп.20, 21), но и в Законе № 225-З (ст.21), в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства информации Республики Беларусь от 30.03.2007 № 19/25/5 «О размещении (распространении) рекламы риэлтерскими организациями».

Так, риэлтерская организация вправе рекламировать только свою деятельность, размещать информацию об объекте недвижимости только с согласия потребителя после заключения договора на оказание риэлтерских услуг (примечание 7).

Не допускается использовать в рекламе слова в превосходной степени или иные слова, создающие впечатление о преимуществе объекта недвижимости перед другими, в том числе слова «элитное жилье», «престижный район» и иные аналогичные им термины, если это невозможно подтвердить документально.

Рекламораспространитель вправе требовать от рекламодателя копии документов, подтверждающих достоверность рекламы, с предъявлением их оригиналов:

• технического паспорта на рекламируемый объект недвижимости (при оказании риэлтерских услуг собственнику объекта недвижимости);

• документа, подтверждающего право на землю, и разрешения на строительство объекта недвижимости (при оказании риэлтерских услуг застройщику в отношении строящегося объекта недвижимости);

• договора создания объекта долевого строительства (при оказании риэлтерских услуг дольщику в отношении объекта долевого строительства).

Согласование потребителем риэлтерских услуг содержания рекламы объекта недвижимости, а также текста заявки должно подтверждаться его подписью в заявке.

В свою очередь, потребители обязаны представлять риэлтерской организации достоверные документы и сведения об объектах недвижимости, о правах на них, в том числе о собственнике (владельце) (п.18 Правил № 15).

 

внимание

Обратите внимание!

Представляя интересы продавца в сделке, риэлтерская организация не имеет права назначать цену объекта недвижимости, отличную от цены, назначенной продавцом. Любое изменение цены должно быть согласовано с продавцом в письменной форме (п.19 Правил № 15).

Договор на оказание риэлтерских услуг

Непосредственные права и обязанности риэлтерской организации и потребителя регулирует договор на оказание риэлтерских услуг, заключаемый в письменной форме и составляемый не менее чем в двух экземплярах.

Договор на оказание риэлтерских услуг в день подписания регистрируется риэлтерской организацией в книге регистрации договоров.

 

внимание

Обратите внимание!

До подписания договора на оказание риэлтерских услуг риэлтерская организация обязана ознакомить потребителя с документом, содержащим порядок оплаты риэлтерских услуг, договором обязательного страхования (заключается в пользу потребителя), а также оказать необходимые консультационные услуги и представить информацию о спросе и предложении на объекты недвижимости.

 

По своей юридической природе договор на оказание риэлтерских услуг - разновидность договора возмездного оказания услуг (глава 39 ГК), отсюда минимум императивных норм и ограничений на формулирование договорных положений. Одно из важных положений: услуга - это процесс, а не результат, то есть исполнитель не гарантирует успешного результата оказанных услуг (например, нахождение искомого объекта недвижимого имущества, отвечающего заявленным требованиям).

Договоры на оказание риэлтерских услуг могут различаться в той степени, в какой различаются сами риэлтерские услуги: от просто консультационных и информационных услуг до содействия в заключении договора и оформлении документов.

Стандартные условия договоров на оказание риэлтерских услуг закреплены в утвержденных примерных формах (не обязательных к применению) (примечание 8):

• договора на оказание риэлтерских услуг продавцу объекта недвижимости;

• договора на оказание риэлтерских услуг покупателю объекта недвижимости;

• договора на оказание риэлтерских услуг по предоставлению в аренду (наем) жилого помещения (с арендатором);

• договора на оказание риэлтерских услуг по сдаче в аренду (наем) жилого помещения (с арендодателем);

• договора на предоставление информации риэлтерским организациям.

Дополнительно к договору с клиентом необходимо (как правило, в виде приложений к договору) оформлять пакет документов, включающий:

• акт ознакомления потребителя с документами по вопросам оказания риэлтерских услуг;

• протокол согласования стоимости риэлтерских услуг;

• акт сдачи-приемки оказанных риэлтерских услуг;

• акт передачи риэлтерской организации документов;

• акт осмотра предлагаемых объектов недвижимости и др. (п.8 Методических рекомендаций по порядку составления и исполнения договоров на оказание риэлтерских услуг, утвержденных постановлением № 29, далее - Рекомендации № 29).

 

справочно

Справочно

Формы документов, рекомендуемых к оформлению при оказании риэлтерской организацией услуг потребителю, приведены в приложениях 1-13 к Рекомендациям № 29.

 

В договоре на оказание риэлтерских услуг указываются (п.27 Правил № 15):

• предмет договора;

• номер лицензии риэлтерской организации, дата ее выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего эту лицензию;

• сведения о заключении договора обязательного страхования;

• обязанности риэлтерской организации и потребителя;

• порядок оплаты риэлтерских услуг (примечание 9) и форма расчетов;

• срок действия договора;

• условия расторжения договора;

• ответственность сторон (в том числе форс-мажор), порядок и сроки возмещения расходов сторонами;

• порядок разрешения споров;

• адреса и реквизиты сторон;

• перечень переданных риэлтерской организации документов на момент подписания договора;

• иные условия по соглашению сторон.

Данные условия договора можно считать существенными, а договор без наличия хотя бы одного из них - незаключенным (п.1 ст.402 ГК).

В зависимости от предмета договора в нем указываются:

• при приобретении объекта недвижимости: обязательство риэлтерской организации на определение перечня лиц, имеющих права в отношении объекта недвижимости, и информирование потребителя о наличии таких лиц и их правах;

• при наличии обязательства риэлтерской организации выполнить подбор варианта сделки с объектом недвижимости: описание объекта недвижимости и указание его ориентировочной стоимости (в случае если потребитель - владелец объекта); требования к объекту недвижимости (в случае если потребитель - приобретатель прав на объект) с обязательным указанием предполагаемого месторасположения, количества комнат (в том числе изолированных), предполагаемой площади (общей, жилой), ориентировочной и предельной стоимости объекта; порядок осмотра объекта недвижимости (обеспечение транспортом для доставки потребителя к месту осмотра и др.);

• при наличии обязательства риэлтерской организации выполнить подготовку документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости: порядок осуществления платежей (госпошлина, платежи за регистрацию прав, за изготовление технической документации и др.) при осуществлении сделки с недвижимостью; сроки, необходимые для удостоверения и регистрации сделки с недвижимостью.

Если покупатель и продавец объекта недвижимости - клиенты одной и той же риэлтерской организации, может возникнуть вопрос о соблюдении запрета представительства в отношении двух сторон сделки одновременно (п.3 ст.183 ГК). Это вопрос, лежащий в сфере правовых рисков, но, по мнению автора, запрет на двойное представительство в данном случае не нарушается, поскольку:

1) риэлтерская организация является «фактическим», а не «юридическим» представителем, так как действует на основании договора возмездного оказания услуг, а не договора поручения;

2) риэлтерская организация обеспечивает правовую защиту в отношении потребителей, заключивших договоры на оказание риэлтерских услуг. Например, риски, связанные с причинением вреда потребителю в связи с осуществлением риэлтерской деятельности, компенсируются только при наличии договора на оказание риэлтерских услуг;

3) осуществлять сбор информации об объекте недвижимого имущества, правах на него, о сторонах сделки возможно лишь в отношении потребителей, заключивших договор на оказание риэлтерской услуги, и при наличии соответствующей доверенности.

Исполнение договора на оказание риэлтерских услуг

Порядок и способ исполнения договора зависят от того, как позиционирован предмет договора.

Если речь идет об обязательстве риэлтерской организации осуществить подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, риэлтерская организация в течение оговоренного в договоре срока обеспечивает занесение пожеланий (заявки) потребителя в базу данных объектов недвижимости (рассматривается в качестве предложения для заинтересованных). Но для статуса полноценной оферты (примечание 10) на это необходимо согласие клиента (потребителя), и данные вопросы должны специфицироваться в ЛПА (регламенте) риэлтерской организации. Описание объекта должно обеспечивать наиболее полное представление потребителя о нем (на практике часто прилагается фото) с обязательными характеристиками, установленными ТНПА. Потребителю должна быть предоставлена возможность оперативного выбора объектов недвижимости в соответствии с его пожеланиями (заявкой) из базы данных объектов недвижимости.

Момент исполнения договора также определяется предметом договора, начиная от подписания акта выполненных работ, подтверждающего оказание консультационных или информационных услуг, заканчивая государственной регистрацией недвижимости на имя нового собственника и завершением расчетов между сторонами.

Поэтому риэлтерская организация после подбора варианта сделки с недвижимостью для исключения разногласий может (по желанию потребителей) организовать подписание договора о намерении заключения сделки (предварительного договора) (п.41 Правил № 15). Сторонами его являются продавец и покупатель, а в качестве одного из условий часто фигурирует задаток в подтверждение намерения заключить сделку. Положения предварительного договора могут быть включены в соглашение об условиях совершения сделки с объектом недвижимости (приложение 13 к Рекомендациям № 29), которое определяет организационные условия взаимодействия продавца и покупателя по совершению сделки.

Оформление сделки может включать нотариальное удостоверение и государственную регистрацию в соответствии с Законом № 133-З (примечание 11). Нотариальное удостоверение чаще всего добровольное (по желанию сторон). Риэлтерская организация с участием нотариуса и потребителя согласовывает дату нотариального удостоверения сделки и к этому времени обеспечивает представление нотариусу всех необходимых документов.

Между риэлтерскими организациями и организациями по государственной регистрации недвижимого имущества предусмотрено заключение договора в письменной форме, который должен содержать перечень услуг, оказываемых организацией по государственной регистрации по заявкам риэлтерской организации в интересах потребителей услуг риэлтерских организаций (Инструкция о порядке взаимодействия коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, и организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 40/30) (примечание 12). Устанавливаются детальные требования к содержанию такого договора, а также письменного заказа риэлтерской организации, заявления на оказание услуг, а также иных документов. Таким образом, риэлтерская организация связана договорными отношениями с обеими сторонами (как с клиентом, так и с агентством), но коммерческого представительства в данном случае, по мнению автора, не возникает, поскольку отсутствуют предпринимательские отношения, по крайней мере с одной из сторон (примечание 13).

Вопросы, связанные с различными недостатками недвижимости (как техническими, так и юридическими), регулируются на договорной основе (примечание 14).

Правила № 15 лишь предусматривают, что риэлтерская организация:

• при осмотре объекта недвижимости должна предупредить потребителя о наличии недостатков в объекте недвижимости, если таковые имеются и о них стало известно риэлтерской организации (п.40);

обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством (п.45).

С другой стороны, на клиента возлагается обязанность предоставить нотариально засвидетельствованное согласие проживающих совместно с собственником совершеннолетних членов семьи, супруга, имеющего право претендовать на совместно нажитое имущество, собственников либо при удостоверении договора отчуждения недвижимого имущества обеспечить явку указанных лиц к нотариусу (подп.3.2.5 п.3 договора на оказание риэлтерских услуг продавцу объекта недвижимости, примерная форма которого утверждена постановлением № 29).

 

справочно

Справочно

Для распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в совместной собственности, необходимо письменное согласие всех участников совместной собственности (п.2 ст.256 ГК).

 

Для юридической чистоты сделки перечень предоставляемых (сопровождающих) документов обычно шире, часть их риэлтерская организация может получить самостоятельно, а не требовать от клиента (как правило, продавца) (примечание 15).

Юридическая природа договора возмездного оказания услуг такова, что ни прямое, ни косвенное представительство не возникает (примечание 16), все решения фактически принимает сам клиент и это освобождает исполнителя от любой ответственности после сдачи-приемки своих услуг потребителю. «Расширенная» и «продленная» ответственность может быть предусмотрена только договором.

Односторонний отказ от исполнения договора возмездных услуг возможен в любое время по требованию любой стороны, но потребитель в этом случае обязан возместить фактически понесенные исполнителем расходы, а риэлтерская организация - возместить их полностью (ст.736 ГК). При этом потребителю не позднее одного дня с момента предъявления соответствующего требования и оплаты оказанных услуг возвращаются документы, представленные потребителем риэлтерской организации (п.22 Правил № 15).

Помимо гражданско-правовой ответственности неисполнение обязанностей по договору на оказание риэлтерских услуг может повлечь административную ответственность по ст.12.36 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. ответственность за вышеуказанное правонарушение отсутствует в КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Соответствующие дела рассматривают органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь (ст.3.7 и 3.27 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.3.7 и 3.25 ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

На организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента, распространяются требования Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 04.10.2016 № 183, действие которой охватывает не любые риэлтерские услуги, а только относимые к финансовым операциям.

 

справочно

Справочно

Организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента, признаются лицами, осуществляющими финансовые операции.

Финансовая операция - сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.

Средства - денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (абзацы 13 и 17 части первой, абзац 10 части второй ст.1 Закона № 165-З.

Полномочия авторизованного посредника

Нормами ст.181 Закона № 133-З определен новый субъект государственной регистрации - авторизованный посредник, оказывающий гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуги, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, внесением исправлений, отметок в регистрационную книгу, представлением сведений и документов из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, посредством электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации.

Такими функциями наделены и риэлтерские организации.

Пользование услугами авторизованного посредника является одним из способов реализации потребителями их прав, а также исполнения обязанностей, возникающих в связи с государственной регистрацией недвижимого имущества.

В частности, риэлтерские организации, получившие статус авторизованных посредников, наделены следующими правами:

• составлять заявления о государственной регистрации, о внесении исправлений, отметок в регистрационную книгу, представлении сведений и документов из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

• получать от гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица документы, представляемые для осуществления государственной регистрации, внесения исправлений, отметок в регистрационную книгу, представления сведений и документов из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, для их последующего направления в организацию по государственной регистрации;

• изготавливать электронные копии представленных ему документов на бумажном носителе;

• направлять электронные документы, электронные копии документов на бумажном носителе в организацию по государственной регистрации.

При передаче документов, необходимых для осуществления регистрационных действий, в виде электронных документов авторизованный посредник совершает следующие действия:

• информирует заявителя о перечне документов, необходимых для осуществления регистрационных действий;

• составляет заявление о государственной регистрации;

• проверяет личность заявителя (представителя заявителя), подлинность его подписи на заявлении о государственной регистрации и полномочия на подписание заявления о государственной регистрации;

• проверяет гражданскую дееспособность заявителя (его представителя);

• производит расчет платы за осуществление государственной регистрации и представляет сведения о расчетном счете территориальной организации по государственной регистрации по месту нахождения недвижимого имущества, в отношении которого осуществляется государственная регистрация;

• информирует о сумме государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

• проверяет соответствие представленных заявителем (его представителем) документов перечням документов, подаваемых для совершения запрашиваемого регистрационного действия;

• в случае представления заявителем (его представителем) документов на бумажном носителе изготавливает электронные копии этих документов, после чего возвращает заявителю (его представителю) представленные документы на бумажном носителе;

• информирует заявителя (его представителя) о возможных способах получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, иных документов, связанных с такой регистрацией;

• информирует заявителя о порядке проведения технической инвентаризации или проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, машино-мест для целей государственной регистрации их создания, изменения или прекращения существования;

• при выявлении обстоятельств, которые могут явиться основанием отказа в приеме документов, представленных для осуществления государственной регистрации, или в совершении регистрационных действий, информирует об этом заявителя (его представителя), разъясняя ему при этом возможные варианты устранения таких обстоятельств;

• передает самостоятельно в виде электронных документов в территориальную организацию по государственной регистрации по месту нахождения недвижимого имущества, в отношении которого осуществляется государственная регистрация, документы, необходимые для осуществления регистрационных действий;

• оказывает иные услуги, в том числе по оформлению документов, необходимых для проведения технической инвентаризации и (или) изготовления технического паспорта, акта о гибели либо иных документов.

 

справочно

Справочно

Порядок осуществления полномочий авторизованного посредника урегулирован нормами:

Закона № 133-З;

Инструкции о порядке подачи и оформления документов, необходимых для осуществления регистрационных действий, для целей их дальнейшего направления посредством почтовой связи или передачи в виде электронных документов, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 16.12.2011 № 70;

Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;

Положения о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2010 № 1086.

Оплата риэлтерских услуг

Нормой для любых договоров возмездного оказания услуг является оплата после окончательной сдачи работы (п.1 ст.665 и ст.737 ГК), что не исключает возможность аванса, предоплаты (примечание 17).

Цены на риэлтерские услуги подлежат государственному регулированию, поскольку они включены в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определенный Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72.

Потребителем оплата риэлтерских услуг осуществляется по установленным тарифам.

 

внимание

Обратите внимание!

Тарифы (ставки) на риэлтерские услуги, в том числе на риэлтерские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2008 № 386.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 ноября 2023 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами на риэлтерские услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) согласно приложению, уст. постановлением Совмина от 01.11.2023 № 754. Комментарии см. здесь.

 

При расторжении договора на оказание риэлтерских услуг, в том числе договора на оказание услуг по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости, потребителем производится оплата фактически оказанных риэлтерских услуг, подтвержденных документально.

Оплата риэлтерских услуг, оказываемых многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, включенным в отдельные списки на внеочередное получение льготных кредитов или одноразовых субсидий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» осуществляется со скидкой в размере 50 %.

Оплату риэлтерских услуг следует отличать от оплаты недвижимости по договору купли-продажи. Первый договор обычно прекращается путем заключения и исполнения второго.

Финансовые аспекты деятельности

Риэлтерские организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подп.2.2.4. п.12 ст.324 Налогового кодекса Республики Беларусь), а также применять льготы, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (подп.1.8 п.1).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться подп.2.2.4 п.2 ст.324 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З.

 

Кассы (кассовые кабины) организаций, оказывающих риэлтерские услуги, включены в перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16).

Предельный размер платежа наличными денежными средствами при проведении физическими лицами расчетов, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, по оплате товаров (работ, услуг), реализуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен в размере 1 000 БВ (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2014 № 493 «О развитии безналичных расчетов»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2022 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 Указа № 493 с учетом изменений, внесенных Указом от 22.08.2022 № 293.

 

Риэлтерские организации при оказании услуг не вправе принимать платеж наличными денежными средствами, если сумма данного платежа превышает установленный лимит (подп.1.3 п.1 названного Указа).

Вне зависимости от того, в какой валюте определена цена, в настоящее время не предусмотрена возможность расчета в иностранной валюте между сторонами (юридическими или физическими лицами) (ст.11 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 июля 2021 г. Закон № 226-З изложен в новой редакции Законом от 30.06.2020 № 36-З. Следует руководствоваться ст.12 новой редакции Закона № 226-З.

 

Примечание 1.  Привлечение застройщиком, являющимся государственной организацией или организацией, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, физических лиц, заинтересованных в строительстве объекта долевого строительства, к участию в строительстве такого объекта и заключению договора создания объектов долевого строительства производится самостоятельно либо по его поручению государственными риэлтерскими организациями на основании договоров на оказание риэлтерских услуг (подп.1.23 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.12.2018 № 473 «О долевом строительстве»).

Примечание 2. См. Инструкцию о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2010 № 105.

Примечание 3. См. Инструкцию о порядке выдачи (отказа в выдаче) свидетельства об аттестации риэлтера, продления срока его действия, внесения в него изменений, выдачи его дубликата, прекращения действия свидетельства, вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.03.2014 № 58.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения аттестационного экзамена, выдачи свидетельства об аттестации риэлтера, внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утв. постановлением Минюста от 16.12.2022 № 154.

 

Примечание 4. См. Инструкцию о порядке выдачи и использования идентификационной пластиковой карточки, утвержденную постановлением № 42.

Примечание 5. См. Положение о руководителе риэлтерской организации, утвержденное постановлением № 42.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. постановлением Минюста от 16.12.2022 № 155 изменено название вышеназванного Положения: «Положение о требованиях к руководителю риэлтерской организации».

 

Примечание 6. См. Инструкцию о порядке ведения книги регистрации договоров на оказание риэлтерских услуг риэлтерскими организациями, утвержденную постановлением № 42.

Примечание 7. Нужно учитывать неоднородный характер потенциальной рекламы: реклама самой риэлтерской организации (бренда) и ее услуг; реклама объекта, предлагаемого потребителям, в том числе укрупненного (например, долевое строительство жилья в определенном районе) или детализированного (конкретный дом, квартира). В последнем случае не всегда легко провести различие между рекламой и конкретной офертой (ст.407 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

Примечание 8. Формы примерных договоров утверждены: постановлением Республики Беларусь от 26.05.2008 № 29 «О некоторых вопросах заключения договоров на оказание риэлтерских услуг» (далее - постановление № 29); постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.03.2007 № 24 «Об утверждении примерных форм договоров на оказание риэлтерских услуг» (далее - постановление № 24); постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28.06.2006 № 35/26 «Об утверждении примерного договора на предоставление информации риэлтерским организациям».

Примечание 9. Если предметом договора на оказание риэлтерских услуг является содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости, то условие оплаты устанавливается в процентном отношении от стоимости объекта недвижимости с включением в такую оплату затрат по риэлтерским услугам.

Примечание 10. Правовая особенность в том, что в данном случае оферент (риэлтерская организация) не является собственником объекта недвижимости. Именно для этого требуется согласие клиента-собственника.

Примечание 11. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, вытекает из ст.6 Закона № 133-З. Однако в интересах риэлтерской организации избежать отношений представительства и обеспечить личное присутствие клиента в агентстве для совершения всех регистрационных действий, за исключением тех, которые носят подготовительный или технический характер.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться ст.6 Закона № 133-З с изменениями, внесенными Законом от 06.01.2021 № 90-З.

 

Примечание 12. См. также постановление Министерства юстиции Республики Беларусь и Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 01.07.2005 № 33/28 «О некоторых вопросах взаимодействия коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, и организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Примечание 13. Хотя агентства по регистрации недвижимости и земельному кадастру и создаются в организационно-правовой форме республиканского унитарного предприятия, их деятельность не направлена на систематическое получение прибыли (п.1 ст.1 ГК). Кроме того, договор организационного типа между таким РУП и риэлтерской организацией не предусматривает представительство интересов агентства перед третьими лицами.

Примечание 14. Например, размер арендной платы, техническое состояние объекта вынесены за рамки примерных форм договоров, утвержденных постановлением № 24 (переданы на разрешение договора аренды). Но обязанность сообщить о судебных спорах, психических и инфекционных заболеваниях проживающих, а также не продавать, не закладывать и не сдавать в аренду недвижимость - это обязанность продавца согласно форме примерного договора на оказание риэлтерских услуг продавцу объекта недвижимости, утвержденной постановлением № 29.

Примечание 15. Такого рода документы, исходя из их значения, делятся на две группы: без которых совершение сделки невозможно и которые могут предотвратить будущие споры по действительности сделки или отдельных ее условий. К числу первых относится письменное согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (п.2 ст.75 Жилищного кодекса Республики Беларусь, Инструкция о порядке взаимодействия государственных органов и организаций при принятии решений о даче согласия на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семей собственников жилых помещений, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2013 № 376).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.2 ст.73 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З.

 

См. также ст.89 и 161 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.12.2005 № 121 «О некоторых вопросах совершения сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, а также иных имущественных сделок, затрагивающих интересы несовершеннолетних, для совершения которых требуется согласие (предварительное разрешение) органов опеки и попечительства».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 марта 2020 г. постановление № 121 утратило силу постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.03.2020 № 27.

 

Информация (документы), снижающая риск оспаривания:

• из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

• о нахождении физических лиц на учете в наркологическом, психоневрологическом, противотуберкулезном диспансере;

• о регистрации (снятии с регистрационного учета) по месту жительства или месту пребывания физических лиц, имеющих права в отношении объекта недвижимости;

• об отбывании наказания лицами, имеющими права в отношении объекта недвижимости;

• об уплате подоходного, земельного налога и налога на недвижимость, а также коммунальных услуг.

 

справочно

Справочно

См. материал «Порядок купли-продажи жилых домов (квартир)».

 

Примечание 16. Правила о договоре возмездного оказания услуг не применяются к договорам поручения и комиссии, а риэлтерские услуги прямо указаны в числе его разновидностей (п.2 ст.733 ГК).

Примечание 17. Например, подп.3.3 п.3 примерной формы договора на оказание риэлтерских услуг по предоставлению в аренду (наем) жилого помещения (с арендатором), утвержденной постановлением № 24, предусматривает предоплату в размере 100 %.

 

18.06.2019

 

Наталья Кухарчик, начальник юридического отдела группы компаний «Твоя столица»