


Материал помещен в архив


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ДОГОВОРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Основанием возникновения образовательных отношений в учреждении образования является договор, а когда заключение договора не требуется - решение его руководителя о приеме (зачислении) лица в учреждение образования (п.1 ст.55 Кодекса Республики Беларусь об образовании; далее - Кодекс об образовании).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться КоО в ред. Закона от 14.01.2022 № 154-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.6 Закона № 154-З. Комментарии см. здесь. |
Юридический состав возникновения образовательных отношений сложный, включающий помимо заключения договора также проведение вступительных испытаний и (или) конкурса, собеседования (тестирования) или иного профессионального отбора, рассмотрение руководителем или приемной комиссией представленных документов и принятие решения о приеме (зачислении) в учреждение образования, издание приказа о приеме (зачислении) лица (п.2 ст.55 Кодекса об образовании).
В Республике Беларусь каждый имеет право обращаться для получения образования в любое учреждение образования, которые обязаны рассмотреть все кандидатуры в соответствии с установленной процедурой приема (п.1 ст.57 Кодекса об образовании).
Прием осуществляется:
• в рамках предельной численности обучающихся, указанной в лицензии;
• при отсутствии лицензии - в пределах контрольных цифр приема, установленных учредителями учреждений образования с учетом заказа на подготовку специалистов, рабочих, прогноза потребностей в трудовых ресурсах (примечание 1), с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
![]() |
Справочно Подробно процедура приема урегулирована: • Указом Президента Республики Беларусь от 01.12.2011 № 561 «О некоторых вопросах подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации»; • Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования» • Правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953; • Правилами приема лиц для получения высшего образования II ступени, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2012 № 110. Для других видов и типов учреждений образования правила приема определяются в положении о соответствующем типе учреждения образования и его виде.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утв. постановлением Совмина от 29.07.2022 № 497. Комментарий см. здесь. С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Указом от 27.01.2022 № 23 «О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования». |
Как правило, абитуриенты, поступающие для получения высшего образования, сдают три обязательных вступительных испытания, в том числе по белорусскому или русскому языку (по выбору абитуриента) в форме централизованного тестирования (далее - ЦТ) и по двум учебным предметам (профильные испытания) в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью, направлением специальности) в форме ЦТ или в форме ЦТ и вступительного испытания в учреждения высшего образования (п.16 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденных Указом № 80).
Характеристика договоров в сфере образования
Виды (уровни) образования и образовательные программы, которые осуществляются на основании договоров, перечислены в п.1 ст.59 Кодекса об образовании.
Перечень из 18 договоров, на основании которых возникают образовательные отношения и типовые формы которых утверждаются Правительством Республики Беларусь, содержится в п.2 ст.59 Кодекса об образовании. Основные характеристики договоров в сфере образования рассмотрим в приведенной ниже таблице.
Договор (статья Кодекса об образовании) | Стороны договора | Существенные условия договора | ||||||||||
Предмет договора | Специальность (профессия, квалификация и т. д.) | Срок получения образования | Стоимость обучения, порядок ее изменения | Трудоустройство | Срок обязательной работы | Возмещение средств, затраченных государством | Порядок расчетов | Создание заказчиком условий для прохождения производственного обучения | Тематика повышения квалификации | Ответственность сторон | ||
1. Договор о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета (ст.60) | Государственное учреждение образования (послевузовское образование), гражданин, направляющая организация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
2. Договор о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе (ст.61) | Учреждение образования (послевузовское образование), гражданин, а также юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, физическое лицо), осуществляющее оплату стоимости обучения (при его наличии) (далее - плательщик) |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
3. Договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.62) | Государственное учреждение образования и гражданин |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
4. Договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (ст.63) | Государственное учреждение образования, гражданин и направляющая организация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
5. Договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (ст.64) | Учреждение образования, гражданин, плательщик |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
6. Договор о переподготовке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.65) | Государственное учреждение образования, гражданин, направляющая организация |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
7. Договор о переподготовке руководящего работника (специалиста) на платной основе (ст.66) | Учреждение образования, гражданин, плательщик |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
8. Договор о переподготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.67) | Государственное учреждение образования (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
9. Договор о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе (ст.68) | Учреждение образования (иная организация), гражданин, плательщик |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
10. Договор о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского бюджета (ст.69) | Государственное учреждение образования (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
11. Договор о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) на платной основе (ст.70) | Учреждение образования (иная организация), гражданин, плательщик |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
12. Договор о повышении квалификации рабочих (служащих) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.71) | Государственное учреждение образования (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация (при ее наличии) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
13. Договор о повышении квалификации рабочего (служащего) на платной основе (ст.72) | Учреждение образования (иная организация), гражданин, плательщик |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
14. Договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.73) | Государственное учреждение образования (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация (при ее наличии) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
15. Договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе (ст.74) | Учреждение образования (иная организация), гражданин, плательщик |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
16. Договор о стажировке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.75) | Государственное учреждение образования (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация (при ее наличии) |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
17. Договор о стажировке руководящего работника (специалиста) на платной основе (ст.76) | Учреждение образования (иная организация), гражданин, плательщик |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
18. Договор о платных услугах в сфере образования (ст.77) | Учреждение образования (иная организация), индивидуальный предприниматель, которому предоставлено право осуществлять образовательную деятельность |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Договоры об оказании услуг по обучению прямо упомянуты в п.2 ст.733 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) в качестве разновидности договора возмездного оказания услуг (глава 39 ГК). Однако договор возмездного оказания услуг по определению возмездный (платный). Поэтому получается, что безвозмездные договоры на обучение регулируются исключительно нормами Кодекса об образовании, а не гражданским законодательством.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. п.2 ст.733 ГК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
Большинство договоров в сфере образования могут быть как двусторонними, так и трехсторонними, принципиального отличия между ними нет (п.4 ст.390 ГК). В качестве третьей стороны выступает либо направляющая организация, что подразумевает наличие (установление в будущем) трудовых отношений, либо иное лицо, оплачивающее стоимость обучения. Обязанности третьей стороны (плательщика или заказчика) обычно ограничиваются оплатой образовательных услуг (примечание 2).
Один из признаков и отличительная особенность всех договоров возмездного оказания услуг заключается в том, что исполнитель, оказывая услуги, в то же время не гарантирует результат. Он обязан лишь совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а результат (применительно к образовательным услугам это может быть получение как документа об образовании, так и знаний) зависит не только от исполнителя, но и от заказчика (обучающегося) (п.1 ст.733 ГК). Это нашло отражение во всех типовых формах договоров, где предмет договора сформулирован именно как процесс, а не его результат.
Отдельные виды договоров различаются также в зависимости от статуса обучающегося - руководящий работник, специалист, рабочий, служащий.
![]() |
Обратите внимание! Для некоторых сфер деятельности (например, охрана труда) периодические переподготовка, стажировка, повышение квалификации являются обязательными (п.4 ст.232 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК); абзац 4 части первой ст.19 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.232 ТК исключена Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Корректировка в части исключения дублирования норм и норм прямого действия, закрепленных в Законе Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда». |
Типовые формы договоров, используемых в сфере образования
17 типовых форм договоров, используемых в сфере образования, утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99.
Помимо этого, другими НПА утверждены:
• типовая форма договора о подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского (местного) бюджета, а также типовая форма договора о подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием на платной основе, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953;
• типовая форма договора о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, а также типовая форма договора о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2011 № 1016;
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться типовой формой договора о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета и типовой формой договора о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе, установленными постановлением № 1016 (в ред. постановления Совмина от 31.08.2022 № 570); |
• примерный договор об обучении по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, примерный договор об обучении по направлению органов по труду, занятости и социальной защите и трудоустройстве, примерный договор об организации и осуществлении обучения безработных (приложения 2-4 к Положению о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334).
![]() |
Справочно Типовые договоры по своей юридической природе являются обязательными для сторон в отличие от примерных договоров. |
Отдельные условия договоров
Оплата обучения
Оплата обучения может производиться за счет республиканского или местного бюджета, собственных средств обучающегося, средств иных лиц.
![]() |
Обратите внимание! Оплата обучения может устанавливаться как в фиксированной сумме, так и в виде открытой цены (указывается сумма на момент заключения договора с возможностью одностороннего изменения исполнителем и уведомлением другой стороны в установленный срок). |
Калькуляция стоимости услуг государственных учреждений образования осуществляется с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе»: стоимость обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования определяется в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по конкретной специальности (направлению специальности, специализации) в данном учреждении образования, при рентабельности не более 30 % (примечание 3).
При этом руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки со сформированной стоимости обучения категориям студентов и учащимся, перечисленным в названном Указе.
Из республиканского бюджета финансируются, в частности, обеспечение получения послевузовского образования, а также обеспечение в государственных учреждениях образования получения дополнительного образования взрослых (подп.1.9 п.1 ст.44 Бюджетного кодекса Республики Беларусь; далее - Бюджетный кодекс). Последнее может финансироваться также:
• из областных бюджетов (абзац 4 подп.1.9 п.1 ст.45 Бюджетного кодекса);
• бюджетов базового и первичного уровня (абзац 5 подп.1.8 п.1 ст.46 Бюджетного кодекса);
• бюджета г. Минска (абзац 5 подп.1.9 п.1 ст.47 Бюджетного кодекса).
В случае оплаты обучения третьими лицами необходимо основание для такой оплаты.
Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»
Трудоустройство
Выпускникам, то есть лицам, получившим образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, оказываются меры поддержки, включая предоставление первого рабочего места, а также гарантий и компенсаций в связи с распределением (п.1 ст.48 Кодекса об образовании).
Предоставление первого рабочего места (примечание 4) осуществляется в соответствии с законодательством о труде путем распределения, а также путем трудоустройства в счет брони (примечание 5).
![]() |
Справочно Распределение - процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих (п.1 ст.83 Кодекса об образовании). |
Место работы путем распределения предоставляется в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией выпускникам, получившим:
• высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки;
• среднее специальное или высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме получения образования и работающих по получаемой специальности (направлению специальности, специализации), а также обучавшихся на условиях целевой подготовки.
В отличие от распределения направление на работу осуществляется в соответствии с ранее заключенными договорами, виды которых перечислены в п.2 ст.59 Кодекса об образовании.
![]() |
Справочно Направление на работу выпускников - процедура определения места работы в соответствии с заключенными договорами для выпускников, получивших в дневной форме получения образования послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляемая государственными учреждениями образования (государственными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования) или государственными органами (п.1 ст.84 Кодекса об образовании). |
Выпускники, работающие по распределению, а также направленные на работу в соответствии с договором, являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими). На них распространяются льготы, установленные трудовым законодательством.
Молодым специалистам выдается свидетельство о направлении на работу. При этом наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение 2 лет после получения высшего или среднего специального образования и одного года - после получения профессионально-технического образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве (п.32 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821; далее - постановление № 821).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, перенаправления на работу, предоставления места работы выпускникам, получившим научно-ориентированное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 572. |
![]() |
Обратите внимание! При получении справки о самостоятельном трудоустройстве утрачивается статус молодого специалиста (рабочего, служащего). |
Срок обязательной работы
Срок обязательной работы после окончания обучения устанавливается в качестве существенного условия договора, как правило, в случаях подготовки, в том числе целевой (примечание 6), специалистов за счет средств бюджета.
Срок обязательной работы по распределению составляет от 1 года до 2 лет и определяется для различных категорий выпускников п.3 ст.83 Кодекса об образовании, а в случае направления на работу - п.2 ст.84 Кодекса об образовании.
Например, срок обязательной работы составляет для выпускников, получивших (п.2 ст.84 Кодекса об образовании):
• послевузовское образование I ступени за счет средств республиканского бюджета, - 2 года;
• получивших послевузовское образование II ступени за счет средств республиканского бюджета, - 1 год;
• высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, - не менее 5 лет;
• среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, - не менее 3 лет;
• профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, - не менее 2 лет;
• послевузовское образование, высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), определяется соответствующими договорами (примечание 7).
Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) и не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку (п.1 ст.88 Кодекса об образовании).
Причем в случаях целевой подготовки обязанность по возмещению средств солидарно несет организация - заказчик кадров, если соответствующий договор будет расторгнут с нарушением порядка, установленного Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, утвержденным постановлением № 821, которым предусмотрена обязанность согласовывать такое расторжение с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении которых находятся заказчики, в определяемом этими органами порядке (п.7).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. действует Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, утв. постановлением № 572. |
Ответственность сторон
Ответственность сторон в типовых формах договоров касается только нарушения сроков оплаты по договору (предусмотрена пеня в размере 0,1 % за каждый день просрочки), а также так называемой деликтной ответственности (за ущерб имуществу учреждения образования и т. п.). Это гражданско-правовая ответственность. Но при этом Кодекс об образовании подробно регламентирует виды, основания и порядок применения мер дисциплинарной ответственности (ст.126-136).
Изменение и прекращение образовательных отношений
Для изменения образовательных отношений необходимо внесение изменений в текст договора, соответствующее решение руководителя учреждения образования. При этом инициатива такого изменения может исходить как от обучающегося, так и от учреждения образования (иного лица).
Основаниями для изменений могут быть: изменение формы получения образования; перевод на другую специальность (направление специальности, специализацию); предоставление отпуска; перевод с обучения на платной основе на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов; реорганизация учреждения образования; изменение законодательства.
Образовательные отношения могут быть изменены по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (ст.78 Кодекса об образовании).
Прекращение образовательных отношений бывает либо в связи с получением образования, либо досрочно:
• по инициативе обучающегося в случаях перевода обучающегося в другое учреждение образования либо по собственному желанию;
• по инициативе учреждения образования по одному из девяти оснований, перечисленных в п.5 ст.79 Кодекса об образовании;
• по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, перечисленным в п.6 ст.79 Кодекса об образовании.
Досрочное прекращение образовательных отношений осуществляется путем расторжения договора и соответствующего решения руководителя, а также выдачи справки об обучении.
![]() |
Обратите внимание! К общественным отношениям в сфере образования в части, не урегулированной Кодексом об образовании, применяется гражданское и иное законодательство (п.2 ст.4 Кодекса об образовании). |
Примечание 1. См. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2011 № 972, которым утверждены:
• Положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих;
• Положение о базовой организации учреждения образования; примерная форма договора о взаимодействии учреждения образования с организацией - заказчиком кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих; форма заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. действуют Положение о порядке прогнозирования дополнительных потребностей в молодых специалистах, рабочих, служащих, формирования заказа на их подготовку и установления контрольных цифр приема для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, и Положение о базовой организации учреждения образования, утв. постановлением № 572. |
Примечание 2. Обязанность по дальнейшему трудоустройству выпускников регламентируется, как правило, иными договорами или вытекает непосредственно из законодательства. Например, наниматель обязан принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу (абзац 6 части первой ст.21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»).
Примечание 3. См. также Инструкцию о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2011 № 210.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. постановлением Минобразования от 10.08.2022 № 244 внесены изменения в Инструкцию № 210, в частности, изменено название: «Инструкция о порядке определения стоимости обучения в государственных учреждениях образования». |
Платные образовательные услуги входят в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».
Примечание 4. См. Положение о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития, военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, а также гражданам, уволенным с альтернативной службы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2006 № 1681.
Примечание 5. См. Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 № 1595. Оно предусматривает, что бронь устанавливается органами занятости ежегодно на основании оценки состояния и прогноза развития занятости населения региона, после чего нанимателям направляются предложения об установлении им на очередной календарный год брони для приема на работу данных граждан, а также о создании рабочих мест для их трудоустройства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утв. постановлением Совмина от 20.07.2022 № 475. Комментарии см. здесь. |
Примечание 6. Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих - подготовка специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов для организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, а также подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и для организаций, расположенных в иных населенных пунктах (подп.1.22 п.1 ст.1 Кодекса об образовании).
Примечание 7. В случае оплаты обучения за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) вопросы обязательной отработки определяются не законодательством об образовании, а трудовым законодательством и исключительно на договорной основе.
В частности, часть третья ст.19 ТК предусматривает, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя (если иное не предусмотрено коллективным договором).
Отношения наниматель-работник, регламентируются трудовым законодательством, соответствующий договор между ними может содержать и встречные финансовые обязательства (например, наниматель - дополнительно выплачивать «стипендию», будущий работник - возместить расходы нанимателя на обучение в случае неотработки и т. п.). Законность подобных соглашений не всегда бесспорна, поскольку согласно п.11 части первой ст.55 ТК наниматель обязан обеспечивать подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством.
14.02.2018
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
По этой теме также см.:
1. Правовое регулирование сферы образования. Общие положения образовательной деятельности.
2. Правовое регулирование сферы образования. Субъекты образовательных отношений.
3. Правовое регулирование сферы образования. Отдельные виды образования.
4. Правовое регулирование сферы образования. Документация.
5. Правовое регулирование сферы образования. Международное сотрудничество.
6. Правовое регулирование сферы образования. Виды ответственности.