Пособие от 14.02.2018
Автор: Овсейко С.

Правовое регулирование сферы образования. Отдельные виды образования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Дошкольное образование

Общее среднее образование

Профессионально-техническое образование

Среднее специальное образование

Высшее образование

Послевузовское образование

Дополнительное образование детей и молодежи

Дополнительное образование взрослых

Специальное образование

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольное образование

Дошкольное образование - уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего (от 2 месяцев до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 лет до приема в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта (пп.1-3 ст.141 Кодекса Республики Беларусь об образовании; далее - Кодекс об образовании).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться КоО в ред. Закона от 14.01.2022 № 154-З. Комментарии см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Постановку на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться постановлением Минобразования от 12.08.2022 № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования».

 

Наряду с учреждениями дошкольного образования (ясли, ясли-сад, детский сад, санаторный ясли-сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка) образовательный процесс может организовываться в иных организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Непосредственное руководство учреждением дошкольного образования осуществляет его заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности его учредителем. Создается также педагогический совет, могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до 5 лет 10 месяцев и может быть увеличен на 1 год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников (ст.144 Кодекса об образовании).

Время пребывания воспитанников в учреждении образования определяется в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 ч., 10,5 ч., 12 ч., 24 ч., по желанию законного представителя оно может быть уменьшено (п.3 ст.147 Кодекса об образовании).

Воспитанники объединяются в группы, предельная численность (наполняемость) которых зависит от возраста и определяется пп.7-8 ст.147 Кодекса об образовании.

Основные формы организации образовательного процесса - игра, занятие.

Общая продолжительность каникул составляет 110 календарных дней: летние - 90, зимние и весенние - по 10 (часть вторая п.13 ст.147 Кодекса об образовании).

Общее среднее образование

Общее среднее образование          
                   
   
I ступень
  начальное образование (I-IV классы)  
общее базовое образование
общее среднее образование
       
           
   
II ступень
  базовое образование (V-IX классы)  
       
               
   
III ступень
  среднее образование (X-XI классы, в вечерних школах - X-XII классы, вечерние классы - X-XII классы)      
           
           
           

 

Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным (п.5 ст.152 Кодекса об образовании) (примечание 1).

Срок получения общего базового образования - 9 лет, общего среднего - 11 лет (в вечерних школах, вечерних классах - 12 лет).

Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:

• в учреждении образования;

• на дому;

• в организациях здравоохранения;

• в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

 

внимание

Обратите внимание!

В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется 6 лет и более. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому 6 лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года (п.2 ст.159 Кодекса об образовании).

 

Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется, как правило, на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки.

В отдельных случаях прием лица для получения общего среднего образования осуществляется также по результатам сдачи вступительных испытаний, проверки способностей в области отдельных видов искусства, отбора лиц, способных достичь высоких результатов в отдельном виде спорта (примечание 2), и с учетом состояния здоровья (п.1 ст.159 Кодекса об образовании). В частности, по конкурсу на основании вступительных испытаний осуществляется прием в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях - колледжах искусств, а в гимназиях - колледжах искусств еще и по результатам проверки способностей в области отдельных видов искусства (часть первая п.4 ст.159 Кодекса об образовании). Специальные условия приема существуют также в суворовских училищах, специализированных лицеях (примечание 3), школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (примечание 4) и др.

Наполняемость классов устанавливается пп.13 и 14 ст.158 Кодекса об образовании и, как правило, не должна превышать 20-25 человек. В случаях, определенных медицинскими показаниями, обучение может проводиться на дому (примечание 5).

Образовательный процесс организуется по учебным годам (с 1 сентября по 1 июня), которые делятся на четверти. Каникулы: летние - не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов - не менее 10 календарных недель; каникулы на протяжении учебного года - не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов - не менее 37 (пп.2 и 3 ст.158 Кодекса об образовании).

Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах, в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации (п.4 ст.158 Кодекса об образовании).

Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом (обязательном) и повышенном уровнях (в гимназиях, гимназиях-интернатах, лицеях, специализированных лицеях, суворовских училищах и т. д.).

Основная форма организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования - учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные (направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности и т. п.), стимулирующие (направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся), поддерживающие (направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов) занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд (п.8 ст.158 Кодекса об образовании).

Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов (примечание 6), проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок (от 1 до 10, в том числе 0 баллов либо «зачтено», «не зачтено»), промежуточная - выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации (пп.1 и 2 ст.164 Кодекса об образовании) (примечание 7). Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года (годовые отметки с учетом результатов промежуточной аттестации), а также обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (выпускные экзамены по определенным учебным предметам) (пп.1-3 ст.165 Кодекса об образовании) (примечание 8).

При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное» (п.6 ст.163 Кодекса об образовании).

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием (ст.168 Кодекса об образовании).

Профессионально-техническое образование возможно получить как в дневной, так и в заочной форме, также возможно обучение на дому.

Прием в соответствующие учреждения образования осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953 (далее - постановление № 953).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утв. постановлением Совмина от 29.07.2022 № 497. Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Перечень льгот при приеме лиц для получения профессионально-технического образования установлен ст.180 Кодекса об образовании.

 

Срок получения профессионально-технического образования в дневной форме получения образования составляет (п.1 ст.172 Кодекса об образовании):

• на основе общего базового образования без получения общего среднего образования или специального образования - 1-2 года;

• на основе общего базового образования с получением общего среднего образования - 2,5-3 года;

• на основе общего среднего образования - 1-2 года.

Обучение в профессионально-техническом училище, профессиональном лицее или профессионально-техническом колледже включает в себя производственное обучение в соответствии с Положением об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденным постановлением № 953.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением об организации производственного обучения учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утв. постановлением № 497. Комментарий см. здесь.

 

Учреждения образования взаимодействуют с организациями - заказчиками кадров. Заключив договор с учреждением образования, организация-заказчик признается базовой для данного учреждения образования и имеет преимущественное право на удовлетворение своей потребности в рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием из числа выпускников.

По договору о взаимодействии учреждения образования с организацией - заказчиком кадров при подготовке рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием организация, имеющая потребность в подготовке рабочих (служащих), принимает на себя обязательства по организации производственного обучения учащихся, развитию материально-технической и социально-культурной базы учреждения образования, реализующего образовательные программы профессионально-технического образования.

 

справочно

Справочно

Более детально условия договора урегулированы ст.176 Кодекса об образовании и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2011 № 972 «О некоторых вопросах формирования заказа на подготовку кадров» (далее - постановление № 972).

 

Учащиеся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования проходят текущую аттестацию, при завершении освоения содержания данных программ - итоговую аттестацию (п.1 ст.182 и п.1 ст.183 Кодекса об образовании) (примечание 9).

Итоговая аттестация осуществляется государственной квалификационной комиссией. К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы. Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов (пп.2, 5, 6 ст.183 Кодекса об образовании).

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста со средним специальным образованием, рабочего со средним специальным образованием (ст.186 Кодекса об образовании).

Срок получения среднего специального образования в дневной форме получения образования составляет:

• на основе общего базового образования - 3-4 года;

• на основе общего среднего образования - 2-3 года;

• на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием - 1-3 года.

Возможно заочное и вечернее обучение.

В колледж для получения среднего специального образования в дневной форме получения образования принимаются лица, имеющие общее базовое, общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием, а в вечерней или заочной форме получения образования - лица, имеющие общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием (п.1 ст.197 Кодекса об образовании).

 

справочно

Справочно

Порядок приема лиц для получения среднего специального образования в очной (дневной, вечерней) и заочной, в том числе дистанционной, формах получения образования в учреждения среднего специального образования Республики Беларусь и иные учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования, независимо от подчиненности и формы собственности регулируется Правилами приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (далее - Указ № 80).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Правилами приема лиц для получения среднего специального образования, утв. Указом от 27.01.2022 № 23.

 

Образовательный процесс при реализации образовательных программ среднего специального образования организуется в учреждениях образования по учебным годам, которые делятся на семестры и заканчиваются экзаменационными сессиями.

Каникулы на протяжении учебного года устанавливаются продолжительностью не менее 2 календарных недель, летние каникулы - не менее 6 календарных недель (пп.1, 2 ст.196 Кодекса об образовании).

Основная форма организации образовательного процесса - учебное занятие: урок, лекция, курсовое проектирование, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие. Дополнительно проводятся факультативные занятия, консультации.

Количество часов, отводимых на учебную и производственную практику, составляет не менее 20 % от общего количества часов. Практика организуется в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. действуют Положение о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 572.

 

Получение среднего специального образования сопровождается текущей и итоговой аттестацией.

Итоговая аттестация осуществляется государственной квалификационной комиссией и проводится в одной из следующих форм:

• защита дипломного проекта;

• государственные экзамены по учебным дисциплинам;

• государственный экзамен по специальности (направлению специальности);

• государственный экзамен по специальности (направлению специальности) и защита дипломного проекта (работы) (пп.2 и 3 ст.199 Кодекса об образовании, часть первая п.23 и п.24 Правил проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2022 г. действуют Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утв. постановлением Минобразования от 23.08.2022 № 282.

Высшее образование

Высшее образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра (п.1 ст.202 Кодекса об образовании).

Высшее образование подразделяется на две ступени:

 

Высшее образование
         
   
I ступень
  Подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием (4-5 лет с возможностью увеличения не более чем на 1 год по наиболее сложным специальностям)
     
     
     
     
     
         
   
II ступень (магистратура)
  Углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра (1-2 года)
     
     
     

 

Непосредственное руководство учреждением высшего образования осуществляет его руководитель (ректор, начальник), а факультетом - его декан (начальник), который назначается на должность по представлению совета учреждения высшего образования и освобождается от должности руководителем учреждения высшего образования. Непосредственное руководство кафедрой осуществляет заведующий (начальник) кафедрой, который назначается на должность после его избрания советом учреждения высшего образования и освобождается от должности руководителем учреждения высшего образования.

Самоуправление представлено советом учреждения высшего образования, который возглавляет его руководитель, а также советом факультета. Может также создаваться попечительский совет и по решению Президента Республики Беларусь - иные органы самоуправления.

Прием в учреждения высшего образования (университеты, институты, высшие колледжи) осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Правилами приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденными Указом № 80.

Студентам выдается студенческий билет и зачетная книжка (примечание 10).

Как и в случаях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждения высшего образования осуществляют взаимодействие с организациями-заказчиками кадров. Основой его является договор о взаимодействии, который заключается, если организация, имеющая потребность в подготовке специалистов с высшим образованием, принимает на себя обязательства по организации прохождения производственной практики студентами, курсантами, слушателями и проведения с ними практических занятий, развитию материально-технической и социально-культурной базы учреждения высшего образования (п.3 ст.210 Кодекса об образовании).

Договор о взаимодействии заключается с заказчиками государственной формы собственности по согласованию с государственными органами (организациями), в подчинении которых они находятся, с заказчиками частной формы собственности - по согласованию с их учредителями (п.6 ст.210 Кодекса об образовании).

Организация, заключившая договор о взаимодействии учреждения образования с организацией - заказчиком кадров при подготовке специалистов с высшим образованием, признается базовой организацией соответствующего учреждения образования (часть первая п.5 ст.210 Кодекса об образовании, Положение о базовой организации учреждения образования, утвержденное постановлением № 972).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. действует Положение о базовой организации учреждения образования, утв. постановлением № 572.

 

Учреждению высшего образования может быть предоставлен статус ведущего согласно Положению о порядке признания учреждения высшего образования ведущим в системе высшего образования и (или) в отрасли, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 982.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. действует Положение о порядке предоставления статуса «ведущее учреждение высшего образования», утв. постановлением Совмина от 09.08.2022 № 518.

 

Образовательный процесс организуется по учебным годам, которые делятся на семестры и завершаются экзаменационными сессиями.

Каникулы на протяжении учебного года - не менее 2 календарных недель, летние - не менее 4 календарных недель.

Основная форма организации образовательного процесса - учебное занятие: лекция, семинарское, лабораторное, практическое занятие, консультация и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные занятия. Порядок организации учебной и производственной практики определяется Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860.

Аттестация проводится в соответствии с Правилами проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2012 № 53.

Послевузовское образование

Послевузовское образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований, в том числе завершающийся присвоением научной квалификации «Исследователь» (п.1 ст.218 Кодекса об образовании).

Послевузовское образование включает в себя две ступени:

 

Послевузовское образование
         
   
I ступень (аспирантура (адъюнктура))
  Ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук. Реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь»
     
     
     
     
     
     
     
     
     
         
   
II ступень (докторантура)
  Ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук
     
     
     
     
     
     
     

 

Перечни документов для поступления в аспирантуру и докторантуру определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2012 № 62.

Срок получения послевузовского образования составляет:

• в дневной форме получения образования - не более 3 лет;

• в заочной форме получения образования - не более 4 лет;

• в форме соискательства - не более 5 лет.

Требования к организации и осуществлению образовательной деятельности в сфере послевузовского образования определены в Положении о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.12.2011 № 561.

Порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, нострификации (приравнивания) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, переаттестации лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах, лишения (восстановления) ученых степеней и ученых званий, а также требования, предъявляемые к квалификационным научным работам (диссертациям) на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук и соискателям ученых степеней и ученых званий, определены в Положении о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 № 560.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. Положение № 560 изложено в новой редакции Указом от 02.06.2022 № 190.

 

Формами текущей аттестации аспирантов, адъюнктов, соискателей при освоении содержания образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающей получение научной квалификации «Исследователь», являются отчет о выполнении индивидуального плана работы; кандидатский экзамен по специальной дисциплине, докторантов (соискателей) - только отчет о выполнении индивидуального плана работы за полугодие (пп.2-4 ст.224 Кодекса об образовании).

Итоговая аттестация аспирантов, адъюнктов, докторантов, соискателей проводится в форме отчета о выполнении индивидуального плана работы и осуществляется государственной аттестационной комиссией. Положительным результатом итоговой аттестации является утверждение данного отчета (пп.2 и 3 ст.225 Кодекса об образовании).

Дополнительное образование детей и молодежи

Дополнительное образование детей и молодежи - вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию (п.1 ст.228 Кодекса об образовании).

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям: техническому; спортивно-техническому; туристско-краеведческому; эколого-биологическому; физкультурно-спортивному; художественному; социально-экономическому; социально-педагогическому; культурно-досуговому; военно-патриотическому; естественно-математическому; общественно-гуманитарному и др.

Освоение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях (п.3 ст.233 Кодекса об образовании). Основная форма организации образовательного процесса - занятие (урок).

Пределы наполняемости объединений, групп и другие особенности образовательного процесса установлены в ст.233 Кодекса об образовании.

Возможно обучение на дому, а также в санаторно-курортных или оздоровительных организациях.

Дополнительное образование взрослых

Дополнительное образование взрослых - вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей (п.1 ст.240 Кодекса об образовании).

 

внимание

Обратите внимание!

Трудовое законодательство (п.11 части первой ст.55 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее - ТК) предусматривает обязанность нанимателей обеспечивать подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников, а трудовые договоры (контракты) - обязанность работников проходить такое обучение.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. п.11 части первой ст.55 ТК после слова «обеспечивать» дополнен словом «профессиональную» Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (далее - Закон № 219-З).

 

Повышение квалификации работников должно проводиться не реже 1 раза в 5 лет, работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, - не реже 1 раза в 3 года (п.47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 сентября 2022 г. действует Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утв. постановлением Совмина от 01.09.2022 № 574.

 

Кроме того, обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда сформулированы в ТК как обязанность и нанимателя (п.12 ст.226 ТК, абзац 5 части первой ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»), и работников (п.4 ст.232 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.226 и 232 ТК исключены Законом № 219-З. Нормы закреплены в главе 5 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда».

 

В сфере дополнительного образования взрослых используются следующие образовательные программы:

• повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Программа направлена на профессиональное совершенствование работников;

• переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование. Программа направлена на присвоение новой квалификации на уровне высшего образования;

• переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование. Программа направлена на присвоение новой квалификации на уровне среднего специального образования;

• стажировки руководящих работников и специалистов. Программа обеспечивает освоение руководящими работниками и специалистами новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности (на прохождение стажировки, необходимой для занятия должностей и предусмотренной законодательными актами, нормы Кодекса об образовании не распространяются (примечание 11));

• специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей. Программа направлена на углубление знаний и приобретение практических профессиональных навыков лицами, претендующими на занятие должностей, для назначения на которые законодательными актами предусмотрено прохождение специальной подготовки;

• повышения квалификации рабочих (служащих). Программа направлена на профессиональное совершенствование рабочих (служащих) с присвоением более высоких квалификационных разрядов (классов, категорий) по профессии;

• переподготовки рабочих (служащих). Программа направлена на приобретение профессии лицами, имеющими другую профессию;

• профессиональной подготовки рабочих (служащих). Программа направлена на приобретение профессии лицами, не имеющими профессии;

• обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов). Программа направлена на удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний;

• обучения в организациях. Программа направлена на формирование профессиональных навыков, необходимых для выполнения работниками организаций своих должностных обязанностей;

• совершенствования возможностей и способностей личности. Программа направлена на нравственное, культурное и физическое развитие личности, формирование навыков, необходимых в повседневной жизни;

• подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. Программа направлена на изучение учебных предметов, необходимых для поступления в учреждения образования Республики Беларусь.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуются в очной и заочной формах получения образования (за исключением программ повышения квалификации рабочих (служащих), переподготовки рабочих (служащих), профессиональной подготовки рабочих (служащих), которые реализуются только в очной форме) в учреждениях дополнительного образования взрослых.

 

справочно

Справочно

Образовательные программы дополнительного образования взрослых могут реализовываться в средней школе, вечерней школе, гимназии, гимназии-интернате, лицее, специализированном лицее, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учебно-педагогическом комплексе (за исключением яслей-сада - начальной школы, яслей-сада - базовой школы, детского сада - начальной школы, детского сада - базовой школы, базовой школы - колледжа искусств), межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации, вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате), специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате), учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, центре (дворце), иных организациях, у индивидуальных предпринимателей (п.15 ст.242 Кодекса об образовании).

 

Сроки получения дополнительного образования взрослых определены ст.244 Кодекса об образовании.

Правила проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 № 135.

Специальное образование

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество.

Образовательные программы подразделяются на уровне: дошкольного образования; общего среднего образования; дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Помимо учреждений специального образования (специальное дошкольное учреждение, специальная общеобразовательная школа (школа-интернат), вспомогательная школа (школа-интернат), центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации), осуществлять образовательную деятельность в сфере специального образования могут учреждения дошкольного и общего среднего образования; детские дома; специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения; образовательно-оздоровительные центры и др.

Образовательный процесс может быть организован: в учреждениях образования и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; на дому; в организациях здравоохранения; в санаторно-курортных и оздоровительных организациях; в учреждениях социального обслуживания (п.1 ст.268 Кодекса об образовании).

Сроки получения специального образования определены ст.259 Кодекса об образовании, наполняемость групп - пп.10-14 ст.268 Кодекса об образовании.

Государство гарантирует инвалидам в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями право на получение бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического образования, дополнительного образования, за исключением переподготовки кадров, а на конкурсной основе - бесплатного среднего специального и высшего образования, послевузовского образования, дополнительного образования в сфере переподготовки кадров в государственных учреждениях образования, а также в государственных организациях, которые занимаются послевузовским образованием, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (часть первая ст.29 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов»).

 

Примечание 1. См. Положение о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 сентября 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утв. постановлением Минобразования от 24.08.2022 № 285.

 

Примечание 2. См. Положение о специализированных по спорту классах, утвержденное постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.2014 № 18/23/97.

Примечание 3. См. Правила приема в специализированный лицей, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 31.05.2011 № 31/25.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 мая 2019 г. постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 19.04.2019 № 32/39 внесены изменения в Правила № 31/25, в частности, название изложено в новой редакции: «Правила приема в государственное учреждение образования "Специализированный лицей при Университете гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"».

 

Примечание 4. Для этого требуется: решение местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) ребенка об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение; направление управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета).

Примечание 5. См. перечень медицинских показаний для получения общего среднего, профессионально-технического, специального образования и дополнительного образования взрослых на дому, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.05.2011 № 44; Инструкцию о порядке организации получения общего среднего образования на дому, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.08.2011 № 250.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г.  следует руководствоваться Инструкцией о порядке освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому, утв. постановлением Минобразования от 26.07.2022 № 211.

С 1 сентября 2022 г. действует перечень медицинских показаний для получения профессионально-технического и дополнительного образования взрослых на дому согласно приложению 3 к постановлению Минздрава от 03.06.2022 № 50.

 

Примечание 6. Экстерн - учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната (п.2 ст.163 Кодекса об образовании). См. Инструкцию об аттестации в порядке экстерната, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 130.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утв. постановлением Минобразования от 08.08.2022 № 234.

 

Примечание 7. См. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 сентября 2022 г. действуют Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утв. постановлением Минобразования от 11.07.2022 № 184.

 

Примечание 8. См. постановление Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 74 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2017/2018 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования».

Примечание 9. См. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216.

Примечание 10. См. постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2010 № 39 «Об утверждении образца студенческого билета»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2011 № 225 «Об установлении образцов билета слушателя и зачетной книжки».

Примечание 11. Например, см. ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

 

14.02.2018

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

 

По этой теме также см.:

1. Правовое регулирование сферы образования. Общие положения образовательной деятельности.

2. Правовое регулирование сферы образования. Субъекты образовательных отношений.

3. Правовое регулирование сферы образования. Документация.

4. Правовое регулирование сферы образования. Договорные образовательные отношения.

5. Правовое регулирование сферы образования. Международное сотрудничество.

6. Правовое регулирование сферы образования. Виды ответственности.