Пособие от 14.02.2018
Автор: Овсейко С.

Правовое регулирование сферы образования. Субъекты образовательных отношений


СОДЕРЖАНИЕ

 

Учреждения образования

Гражданско-правовые особенности учреждений образования

Типы и виды учреждений образования

Обособленные подразделения учреждений образования

Управление учреждением образования

Особенности финансово-хозяйственной деятельности

Лицензирование

Аккредитация

Обучающиеся

Меры социальной защиты обучающихся

Педагогические работники

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (п.1 ст.5 Кодекса Республики Беларусь об образовании; далее - Кодекс об образовании).

Учреждения образования

Учреждение образования - юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности (подп.1.21 п.1 ст.1 Кодекса об образовании).

Гражданско-правовые особенности учреждений образования

Гражданско-правовые особенности учреждения определены ст.120, 277 и 279 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и состоят в следующем:

• у учреждения может быть только один учредитель (государство, административно-территориальная единица, юридическое или физическое лицо);

• учреждение - некоммерческая организация, полное или частичное финансирование которой осуществляется собственником;

• само учреждение владеет имуществом на основании ограниченного вещного права - оперативного управления.

Из этого следуют ограничения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (но не полный ее запрет, поскольку учреждение образования вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (подп.2.3 п.2 ст.20 Кодекса об образовании)), распоряжением имуществом и т. д.

Указанные особенности применительно к учреждениям образования корректируются в Кодексе об образовании. В частности, учредителями учреждений образования могут быть (п.2 ст.21 Кодекса об образовании):

• Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь;

• государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

• местные исполнительные и распорядительные органы;

• юридические лица и граждане Республики Беларусь;

• иностранные государства, организации иностранных государств, международные организации, межгосударственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.

Порядок создания учреждений образования помимо ст.21 Кодекса об образовании регламентируется также Положением о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 № 913.

Учреждения образования могут быть государственными и частными, но учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы) и силовых ведомств, - только государственными (пп.6, 7 ст.19 Кодекса об образовании).

Учреждение образования действует на основании устава, требования к которому изложены в ст.22 Кодекс об образовании.

Типы и виды учреждений образования

Тип и вид учреждения образования определяются при его создании в соответствии с реализуемыми образовательными программами и (или) программами воспитания (п.8 ст.19 Кодекса об образовании).

Учреждения образования могут иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения (п.1 ст.23 Кодекса об образовании).

 

внимание

Обратите внимание!

Приведенная ниже классификация учреждений образования носит сравнительный характер, поскольку в отдельных статьях Кодекса об образовании и положениях об учреждениях образования каждый вид и тип подробно характеризуются с описанием всех реализуемых образовательных программ, квалификаций и т. д.

 

Выделяют следующие типы учреждений образования:

1. Учреждения дошкольного образования.

 

справочно

Справочно

См. Положение об учреждении дошкольного образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением об учреждении дошкольного образования, утв. постановлением Минобразования от 04.08.2022 № 230.

 

Виды учреждений дошкольного образования (п.2 ст.145 Кодекса об образовании):

 

Учреждения дошкольного образования
         
    Ясли   Воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление
     
         
    Ясли-сад   Воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление
     
         
    Детский сад   Воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление
     
         
    Санаторный
ясли-сад
  Воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление
     
         
    Санаторный детский сад   Воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление
     
         
    Дошкольный центр развития ребенка   Воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности
     

 

2. Учреждения общего среднего образования.

 

справочно

Справочно

См. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

 

Виды учреждений общего среднего образования (п.2 ст.156 Кодекса об образовании):

 

Учреждения общего среднего образования
         
    Начальная школа   I-IV классы (I ступень общего среднего образования)
     
         
    Базовая школа   I-IX классы (I и II ступени)
     
         
    Средняя школа   I-XI классы (I-III ступени)
     
         
    Вечерняя школа   X-XII классы (III ступень)
     
         
    Гимназия   V-XI классы (II и III ступени с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне)
     
         
    Гимназия-интернат   V-XI классы (II и III ступени с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне). Дополнительно создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации способных и талантливых учащихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей и детей, проживающих в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. чел.
     
         
    Лицей   X-XI классы (III ступень с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне)
     
         
    Специализированный лицей   VII-XI классы (II и III ступени с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, направленным на подготовку учащихся к поступлению в учреждения образования для получения образования по специальностям для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь)
     
         
    Суворовское училище
(примечание 1)
  VII-XI классы (II и III ступени с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне или организацией учебно-тренировочного процесса в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, направленными на подготовку несовершеннолетних граждан Республики Беларусь мужского пола к поступлению в учреждения образования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь)
     
         
    Кадетское училище
(примечание 2)
  VIII-XI классы (II и III ступени, направленные на подготовку граждан к службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях и правоохранительных органах Республики Беларусь)
     
         
    Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   I-XI классы (I-III ступени, создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
     
         
    Санаторная школа-интернат   I-XI классы (I-III ступени с условиями для лечения, оздоровления, проживания и питания учащихся для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, с соматической патологией, больных туберкулезом и с риском его развития)
     
         
    Учебно-педагогический комплекс   Ясли-сад - начальная школа, ясли-сад - базовая школа, ясли-сад - средняя школа, детский сад - начальная школа, детский сад - базовая школа, детский сад - средняя школа, базовая школа - колледж искусств, средняя школа - колледж искусств, гимназия - колледж искусств, средняя школа - училище олимпийского резерва
     
         
    Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации   Обучение и воспитание по учебному предмету «Трудовое обучение» на II ступени общего среднего образования
     
         
    Межшкольный центр допризывной подготовки   Обучение и воспитание по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» на III ступени общего среднего образования
     

 

3. Учреждения профессионально-технического образования.

 

справочно

Справочно

См. Положение об учреждении профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216.

 

Они могут быть следующих видов (п.2 ст.173 Кодекса об образовании):

 

Учреждения профессионально-технического образования
         
    Профессионально-техническое училище   Реализует программы, перечисленные в п.3 ст.173 Кодекса об образовании
     
         
    Профессиональный лицей   Реализует программы, перечисленные в п.4 ст.173 Кодекса об образовании
     
         
    Профессионально-технический колледж   Реализует программы, перечисленные в п.5 ст.173 Кодекса об образовании
     

 

4. Учреждения среднего специального образования. Учреждением среднего специального образования является колледж.

 

справочно

Справочно

См. Положение об учреждении среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 октября 2022 г. действует Положение об учреждении среднего специального образования, утв. постановлением Минобразования от 19.08.2022 № 272.

 

5. Учреждения высшего образования.

 

справочно

Справочно

См. Положение об учреждении высшего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.08.2012 № 93.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 октября 2022 г. действует Положение об учреждении высшего образования, утв. постановлением Минобразования от 16.09.2022 № 311.

 

Виды учреждений высшего образования (п.2 ст.207 Кодекса об образовании):

 

Учреждения высшего образования
         
    Классический университет   Высшее образование I и II ступени по разным профилям
     
         
    Профильный университет (академия, консерватория)   Высшее образование I и II ступени по одному или нескольким профилям
     
         
    Институт   Высшее образование I ступени по одной или нескольким близким специальностям одного или нескольких профилей образования. Может реализовывать образовательную программу высшего образования II ступени
     
         
    Высший колледж   Высшее образование I ступени, интегрированное с образовательными программами среднего специального образования по специальностям одного профиля образования
     

 

Основными структурными подразделениями учреждений высшего образования являются институт без права юридического лица, факультет, кафедра, научно-исследовательская часть (сектор, отдел), учебно-методическое управление (часть, отдел). Их характеристики приведены в п.7 ст.207 Кодекса об образовании.

6. Учреждения специального образования.

Данные учреждения создаются для лиц с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением слуха, зрения, психического развития (трудностями в обучении), функций опорно-двигательного аппарата, а также с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Виды учреждений специального образования (п.2 ст.261 Кодекса об образовании):

 

Учреждения специального образования
     
    Специальное дошкольное учреждение (специальный ясли-сад, специальный детский сад, республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха)
   
     
    Специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат)
   
     
    Вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат)
   
     
    Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
   
     
    Иное учреждение специального образования
   

 

справочно

Справочно

См.:

Положение о специальном дошкольном учреждении, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 90;

Положение о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате), утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 132;

Положение о вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате), утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 94;

Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 233.

 

7. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

 

справочно

Справочно

См. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 149.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 октября 2022 г. следует руководствоваться Положением № 149 в ред. постановления Минобразования от 19.09.2022 № 318.

 

Виды учреждений дополнительного образования детей и молодежи (п.2 ст.231 Кодекса об образовании):

 

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи
         
    Центр (дворец)   Обучение по одному или нескольким профилям с возможностью профессиональной подготовки рабочих (служащих)
     
         
    Детская школа искусств   Обучение по художественному профилю в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне
     

 

8. Учреждения дополнительного образования взрослых.

 

справочно

Справочно

См. Положение об учреждении дополнительного образования взрослых, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 № 198.

 

Виды учреждений дополнительного образования взрослых (п.2 ст.245 Кодекса об образовании):

 

Учреждения дополнительного образования взрослых
         
    Академия последипломного образования   Повышение квалификации руководящих работников и специалистов, а также переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование; фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, экспертные, прогнозирующие, информационно-аналитические и научно-методические функции, координация деятельности учебно-методических объединений в сфере дополнительного образования взрослых
     
         
    Институт повышения квалификации и переподготовки   Повышение квалификации руководящих работников и специалистов, а также переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование; прикладные научные исследования в сфере дополнительного образования взрослых
     
         
    Институт развития образования   Повышение квалификации руководящих работников и специалистов, стажировка руководящих работников и специалистов; информационно-аналитическая, научно-методическая, организационно-методическая функции в данной сфере
     
         
    Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов   Повышение квалификации руководящих работников и специалистов. Может реализовывать образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки рабочих (служащих), обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и др.
     
         
    Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих   Повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка рабочих (служащих). Может реализовывать образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и др.
     

 

9. Воспитательно-оздоровительные учреждения образования.

 

справочно

Справочно

См. Положение о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89.

 

Виды воспитательно-оздоровительных учреждений образования (п.4 ст.284 Кодекса об образовании):

 

Воспитательно-оздоровительные учреждения образования
         
    Образовательно-оздоровительный центр   Воспитание детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, нуждающихся в оздоровлении, создание условия для проживания и питания детей.
Образовательные программы общего среднего образования, образовательная программа специального образования и др.
     
         
    Оздоровительный лагерь   Воспитание детей, нуждающихся в оздоровлении, создание условий для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи
     

 

10. Социально-педагогические учреждения.

Социально-педагогические учреждения реализуют программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

 

справочно

Справочно

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (абзац 6 ст.1 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

См. также ст.14 названного Закона.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 мая 2022 г. абз.6 ст.1 Закона № 200-З дополнен словами «(усыновители, удочерители)» Законом от 18.05.2022 № 169-З.

 

Виды социально-педагогических учреждений (п.8 ст.284 Кодекса об образовании):

 

Социально-педагогические учреждения
         
    Социально-педагогический центр   Координирует деятельность иных учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, осуществляет разработку и координацию выполнения индивидуальных планов защиты их прав и законных интересов. Предназначен для временного проживания (не более 6 месяцев) и социальной реабилитации таких детей в возрасте от 3 до 18 лет до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства
     
         
    Детский дом
(примечание 3)
  Реализует образовательную программу дошкольного и специального образования, программу дополнительного образования детей и молодежи. Предназначен для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 3-18 лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования
     
         
    Детская деревня (городки)   Реализует программу дошкольного образования и предназначена для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 1-18 лет, в которой обязанности по их обучению и воспитанию выполняют ее работники (родители-воспитатели). Могут также проживать в отделении постинтернатной адаптации лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования
     

 

11. Специальные учебно-воспитательные учреждения.

Реализуют программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Создаются с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола и оказывают медицинскую помощь воспитанникам (п.12 ст.284 Кодекса об образовании).

Виды специальных учебно-воспитательных учреждений (п.13 ст.284 Кодекса об образовании):

 

Специальные учебно-воспитательные учреждения
     
    Специальные школы закрытого типа (п.14 ст.284 Кодекса об образовании)
   
     
    Специальные профессионально-технические училища закрытого типа (п.15 ст.284 Кодекса об образовании)
   

 

12. Специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Реализуют программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола.

Осуществляют комплексную реабилитацию воспитанников, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

Виды специальных лечебно-воспитательных учреждений (п.17 ст.284 Кодекса об образовании):

 

Специальные лечебно-воспитательные учреждения
     
    Специальные лечебно-воспитательные школы закрытого типа (п.18)
   
     
    Специальные лечебно-воспитательные профессионально-технические училища закрытого типа (п.19)
   

 

В специальные лечебно-воспитательные учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых приведен в приложении 2 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.06.2017 № 56.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. действует перечень заболеваний, препятствующих содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, согласно приложению 2 к постановлению Минздрава от 25.07.2022 № 72.

Обособленные подразделения учреждений образования

Учреждения образования могут иметь обособленные подразделения (п.9 ст.19 Кодекса об образовании, Типовое положение о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 168; далее - Типовое положение):

филиал - расположенное вне места нахождения учреждения образования и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства;

представительство - расположенное вне места нахождения учреждения образования и осуществляющее защиту и представительство интересов учреждения образования, совершающее от имени учреждения образования сделки и иные юридические действия;

иные обособленные подразделения учреждения образования - расположенные вне места нахождения учреждения образования либо расположенные по месту нахождения учреждения образования, но имеющие отдельный баланс, текущий (расчетный) банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этого обособленного подразделения на основании доверенности, выданной создавшим его учреждением образования.

Обособленные подразделения создаются по решению руководителя учреждения образования (для государственных учреждений образования необходимо согласование с Министерством финансов Республики Беларусь или исполкомом), действуют на основании утвержденного им положения, сведения о них вносятся в устав учреждения образования.

Филиалы проходят лицензирование и аккредитацию (п.6 Типового положения).

Филиал, иное обособленное подразделение учреждения образования, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать одну или несколько образовательных программ, в том числе могут выполнять функции, перечисленные в п.24 Типового положения.

Управление учреждением образования

Особенности управления учреждением образования определены как ГК, так и законодательством об образовании. Оно строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления (п.1 ст.25 Кодекса об образовании).

 

справочно

Справочно

Самоуправление необычно для учреждений, действующих в других сферах, поскольку данная организационно-правовая форма в принципе не предусматривает создание представительных органов.

 

Для учреждения образования предусмотрено создание основного органа самоуправления - совета, возглавляемого руководителем учреждения образования, а также иных органов самоуправления: педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, тренерский совет (примечание 4).

К компетенции совета относятся в том числе представление кандидатов на должность директора института без права юридического лица, декана (начальника) факультета, избрание на должность профессора, заведующего (начальника) кафедрой (п.4 Положения о совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2011 № 84).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться пп.4-6 Положения № 84 с изменениями, внесенными постановлением Минобразования от 04.07.2022 № 160.

 

Состав совета формируется из представителей обучающихся и их законных представителей (25 %), руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования, также могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций - заказчиков кадров, общественных объединений и иных организаций (75 %) (пп.5 и 6 названного Положения).

Руководитель учреждения образования назначается (п.2 ст.25 Кодекса об образовании):

• учредителем - учреждения дошкольного образования, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительные, социально-педагогические, специальные учебно-воспитательные, специальные лечебно-воспитательные учреждения;

• учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь (далее - Министерство образования) - учреждения профессионально-технического образования, среднего специального образования, дополнительного образования взрослых, специального образования;

• Министерством образования по представлению учредителей - частные учреждения высшего образования;

• в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, - государственные учреждения высшего образования.

Полномочия руководителя учреждения образования определены ст.26 Кодекса об образовании, среди которых выделено право предоставлять обучающимся скидки, а также право переводить обучающихся с платного на бюджетное обучение (примечание 5).

Другие права, обязанности и компетенция органов управления учреждения образования в образовательной сфере определяются уставом управления учреждения, иными актами законодательства и вытекают из ст.20 Кодекса об образовании.

Особенности финансово-хозяйственной деятельности

Основные особенности финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования обусловлены тем, что государственные учреждения образования являются бюджетными организациями (подп.1.4 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь; далее - Бюджетный кодекс), что означает:

• финансирование бюджетной деятельности государственного учреждения осуществляется со счетов казначейства (ст.105 Бюджетного кодекса, Инструкция о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.10.2018 № 66 в Инструкцию № 63 внесены изменения, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете»;

 

• бюджетные организации не имеют права осуществлять заимствования в любой форме и предоставлять за счет бюджетных средств займы организациям и физическим лицам (п.4 ст.79 Бюджетного кодекса);

• дополнительные ограничения по договорам поручительства и гарантиям (Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах»);

• в части расходования средств на оплату труда существуют многочисленные ограничения в связи с обязанностью применять устанавливаемую тарифную ставку 1-го разряда, тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21, и т. д.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. действует тарифная сетка, установленная в п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138.

 

• бюджетные организации (при условии, что доля доходов от внебюджетной деятельности менее 50 % от бюджетного финансирования) освобождены от арендной платы в объектах недвижимости государственной собственности (Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»).

Полученные от внебюджетной деятельности средства после уплаты налогов, иных обязательных платежей, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются для обеспечения функционирования этих организаций. Внебюджетные средства учитываются на отдельном банковском счете (примечание 6) (части первая и пятая п.3 ст.79 Бюджетного кодекса).

Лицензирование

К лицензируемой Министерством образования относится следующая образовательная деятельность:

• подготовка кадров с профессионально-техническим образованием;

• подготовка кадров со средним специальным образованием;

• подготовка кадров с высшим образованием;

• переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, повышение квалификации руководящих работников и специалистов (либо выборка из указанного перечня работ) (п.27 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450; далее - Положение № 450)).

Таким образом, лицензируются далеко не все виды образовательной деятельности.

Лицензионные требования и условия достаточно развернутые. Они включают, в частности (пп.333 и 334 Положения № 450):

• укомплектованность учреждения образования педагогическими работниками, для которых оно является основным местом работы, не менее чем на 70 % (для учреждений дополнительного образования взрослых - 20 %) от общего количества штатных мест. Данное требование не обязательно для учреждений образования, осуществляющих только повышение квалификации руководящих работников и специалистов;

• укомплектованность учреждения образования кадрами в соответствии с квалификационными характеристиками должностей служащих, занятых в образовании;

• наличие учебных планов по каждой специальности, учебно-тематических планов по каждому профилю образования, направлению образования при повышении квалификации;

• наличие библиотечного фонда по каждой подлежащей изучению в предстоящем учебном году учебной дисциплине (предмету) из расчета не менее одного учебного издания на 5 обучающихся в очной форме получения образования;

• наличие по каждой подлежащей изучению в предстоящем учебном году учебной дисциплине (предмету) учебных изданий, методических рекомендаций и контрольных заданий, составляющих комплект учебно-методических материалов, из расчета не менее одного комплекта на каждого обучающегося в заочной форме получения образования;

• наличие материально-технической базы, помещений, мебели и тому подобного в соответствии с ТНПА и санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами;

• выдача документов об образовании, справок об обучении;

• соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, требований по обеспечению пожарной безопасности.

Особые лицензионные требования и условия, которые должны быть указаны в лицензии, приведены в п.335 Положения № 450.

Образовательная деятельность может пересекаться с другими лицензируемыми видами деятельности, в частности с оказанием психологической помощи.

Для учреждений образования не требуется соответствующей лицензии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, причем учреждения образования обязаны обеспечивать оказание психологической помощи участникам образовательного процесса. Обязательно наличие у соответствующих работников высшего медицинского, психологического или педагогического образования (п.184 Положения № 450, ст.17 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2019 г. Указом от 02.09.2019 № 326 гл.19 (пп.183-190) Положения № 450 исключена. Комментарии см. здесь.

Аккредитация

справочно

Справочно

Государственная аккредитация учреждения образования (иной организации, которой предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) - деятельность государственных органов по установлению соответствия образовательной деятельности учреждения образования (иной организации) законодательству об образовании, содержания и качества предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ (п.1 ст.29 Кодекса об образовании).

 

Положительный результат аккредитации подтверждается выдачей сертификата о государственной аккредитации и означает право учреждения образования (иной организации) на выдачу документов об образовании.

Аккредитация проводится Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (п.6 ст.29 Кодекса об образовании):

• на соответствие заявленному виду - в течение первого года после создания учреждения образования, но не позднее чем за 4 месяца до завершения подготовки первых выпускников;

• по специальности, по которой реализуется образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием, образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального образования, - на третьем году первой подготовки по этой специальности;

• по специальности, по которой реализуются образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра, образовательные программы среднего специального образования, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, - не позднее чем за 4 месяца до завершения первой подготовки (переподготовки) по этой специальности;

• по профилю образования - до начала осуществления повышения квалификации по соответствующему профилю образования, направлению образования.

Подтверждение государственной аккредитации проводится, как правило, не реже 1 раза в 5 лет.

Наряду со ст.29 Кодекса об образовании эта процедура подробно урегулирована Положением о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 820.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. действует Положение о порядке проведения государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 572.

 

справочно

Справочно

Во всех иных сферах деятельности, где используется процедура аккредитации, она применяется вместо лицензирования, а не вместе с лицензированием (как в сфере образования).

 

Помимо учреждений образования субъектами образовательных отношений на стороне исполнителя являются также (ст.27 Кодекса об образовании):

• организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, - научные организации, организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение послевузовского образования, подчиненные Национальной академии наук Беларуси, республиканским органам государственного управления и реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также организации, уполномоченные Президентом Республики Беларусь на реализацию образовательных программ послевузовского образования и реализующие их.

В отличие от учреждений образования, создаваемых исключительно в организационно-правовой форме учреждений, для такого рода организаций выбор организационно-правовой формы не ограничен: это может быть АО, ООО, УП, общественное объединение и т. п.;

• иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, - организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и (или) образовательные программы дополнительного образования взрослых;

• индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализуют образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования и (или) образовательные программы дополнительного образования взрослых.

Обучающиеся

К обучающимся относятся (ст.30 Кодекса об образовании):

• аспирант (адъюнкт);

• воспитанник;

• докторант;

• курсант;

• магистрант;

• слушатель;

• соискатель;

• стажер;

• студент;

• учащийся.

Основные права и обязанности обучающихся перечислены в ст.31 и 32 Кодекса об образовании, затем детализированы в других статьях Кодекса об образовании.

 

внимание

Обратите внимание!

У несовершеннолетних (до 18 лет) обучающихся имеются законные представители - родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители. Их статус и права в образовательных отношениях регулируются как ст.33 и 34 Кодекса об образовании, так и специальным законодательством (ст.32-33 ГК, ст.151 и другие статьи Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Меры социальной защиты обучающихся

Для обучающихся предусмотрены следующие меры социальной защиты:

пользование учебниками и учебными пособиями, которое может быть:

- платным - для дошкольного (в размере их стоимости) и общего среднего образования (I-XI классы, в размере 50 % стоимости соответствующих комплектов учебников и учебных пособий) (примечание 7);

- бесплатным. Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями установлено для обучающихся, перечень которых приведен в части второй п.2 и п.3 ст.39 Кодекса об образовании;

обеспечение питанием в соответствии со ст.40 Кодекса об образовании, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (примечание 8);

охрана здоровья. Медицинскую помощь обучающимся могут оказывать как медицинские работники, входящие в штат учреждений образования, так и переведенные в штат государственных организаций здравоохранения по месту нахождения учреждений образования (Указ Президента Республики Беларусь от 05.01.2012 № 10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся», пп.4-5 ст.41 Кодекса об образовании);

стипендии и другие денежные выплаты.

 

справочно

Справочно

Стипендия - ежемесячная денежная выплата, которая является мерой социальной поддержки со стороны государства успевающих обучающихся в дневной форме получения образования и стимулирует освоение обучающимися содержания образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (п.1 ст.42 Кодекса об образовании).

 

Размеры стипендий (всех видов) определены Указом Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся», порядок назначения и выплаты - Инструкцией об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других денежных выплат обучающимся, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 22.09.2011 № 261/96.

Виды стипендий:

- учебные - назначаются во время обучения в первом семестре (полугодии) в размере минимальной учебной стипендии, во втором и последующих семестрах (полугодиях) - в зависимости от результатов учебной деятельности;

- аспирантам, докторантам;

- социальные - назначаются лицам, не получающим учебных стипендий, но относящимся к определенным категориям, перечисленным в п.5 ст.42 Кодекса об образовании;

- Президента Республики Беларусь - назначается студенту государственного учреждения (или потребкооперации) высшего образования за отличную успеваемость на протяжении всей учебы, особые успехи в научно-исследовательской и творческой деятельности и примерное поведение, а также на конкурсной основе аспиранту;

- специальные - назначаются на весь период получения образования на основании Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах»;

- именные - назначаются лицу, достигшему высоких результатов в учебе, высоких показателей в общественной работе и т. п. Учреждается в целях увековечения памяти выдающегося просветителя либо видного деятеля в области науки, культуры, промышленности, строительства, транспорта или сельского хозяйства (примечание 9);

- персональные стипендии совета учреждения высшего образования - назначаются студенту за особые успехи в изучении отдельных учебных дисциплин и научно-техническом творчестве;

- руководящим кадрам - назначается руководящим кадрам, лицам, включенным в резерв руководящих кадров, направляемым в Академию управления при Президенте Республики Беларусь на переподготовку в очной форме получения образования в рамках государственного заказа;

обеспечение одеждой, обувью и другими необходимыми средствами и предметами первой необходимости, а именно:

- лиц при прохождении производственной практики - спецодеждой и прочими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами по нормам, установленным для работников соответствующих отраслей;

- обучающихся на «военных» специальностях - форменной одеждой;

- лиц, определенных в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2006 № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних»;

обеспечение местами для проживания в общежитияхп.1 ст.44 Кодекса об образовании данная норма сформулирована не как обязанность учреждения образования, а как возможность).

 

справочно

Справочно

В учреждении высшего образования в обязательном порядке должно быть общежитие (п.5 ст.139 Кодекса об образовании).

 

Более подробно данный вопрос урегулирован жилищным законодательством (примечание 10), Кодекс об образовании основное внимание уделяет бесплатности предоставления общежитий для определенных категорий обучающихся, приведенных в п.3 ст.44 Кодекса об образовании. Для всех остальных проживание в общежитии платное.

 

внимание

Обратите внимание!

В случае необеспечения местом для проживания в общежитии иногородних, получающих образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджета, им возмещаются расходы по найму жилья в соответствии с Положением о порядке возмещения расходов по найму жилья иногородним учащимся и студентам, получающим образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в случае необеспечения их местом для проживания в общежитии, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 № 1451;

 

обеспечение местами для проживания в государственных гимназиях-интернатах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, вспомогательных школах-интернатах, обеспечение питанием в специализированных лицеях, суворовских училищах, кадетских училищах, государственных школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, средних школах - училищах олимпийского резерва, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 № 86/243;

транспортное обеспечение, в том числе:

- бесплатный проезд учащихся, получающих общее среднее и специальное образование, в городском транспорте в период с 1 сентября по 30 июня на основании справки в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2011 № 202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся».

 

справочно

Справочно

Право на бесплатный проезд от места жительства до места обучения и обратно на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, с 1 сентября по 30 июня имеют несовершеннолетние дети, проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, и обучающиеся в учреждениях общего среднего образования (п.7 ст.15 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»);

 

- подвоз обучающихся в соответствии с Инструкцией о порядке организации подвоза обучающихся, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2011 № 247.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. действует Положение о порядке организации бесплатной перевозки обучающихся, утв. постановлением Совмина от 23.08.2022 № 540;

 

поддержка выпускников, то есть предоставление первого рабочего места, а также гарантий и компенсаций в связи с распределением (примечание 11);

отпуска, в том числе:

- академический - по медицинским показаниям, в связи с призывом на службу в резерве или по иным уважительным причинам по договоренности сторон (срок не более 1 года);

- по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- для прохождения военной службы.

Могут предоставляться и другие льготы, например скидка 50 % для учащихся и студентов при посещении музеев (п.3 ст.181 Кодекса Республики Беларусь о культуре).

Педагогические работники

справочно

Справочно

Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений) (п.1 ст.50 Кодекса об образовании).

 

Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам:

• наличие соответствующих квалификационных характеристик (выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2021 г. следует руководствоваться выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69;

 

• отсутствие судимости и т. п. (п.2 ст.51 Кодекса об образовании).

Педагогические работники могут приниматься на работу по трудовым или гражданско-правовым договорам. В первом случае трудовые отношения имеют целый ряд особенностей с точки зрения порядка заключения договора (конкурс (примечание 12)), продолжительности рабочего времени (примечание 13), совместительства (ст.255 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее - ТК), оснований прекращения договора (п.7 ст.47 ТК) и т. д.

Среди педагогических работников выделяют особую категорию - профессорско-преподавательский состав в сфере реализации содержания образовательных программ высшего образования, образовательных программ дополнительного образования взрослых, руководства образовательной деятельностью учреждения высшего образования, академии последипломного образования, института повышения квалификации и переподготовки, института развития образования, деятельность которого включает в себя учебную, воспитательную и учебно-методическую работу (п.2 ст.50 Кодекса об образовании).

Наряду с педагогическими работниками в штате учреждения образования могут состоять лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции (п.1 ст.54 Кодекса об образовании).

Обязанности педагогических работников приведены в ст.53 Кодекса об образовании, в число которых входит прохождение предварительного и периодических медицинских осмотров (подп.1.7 п.1), включающих осмотр врача-терапевта и рентгенофлюорографическое обследование (примечание 14) (пп.4-6 приложения 3 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2019 г. вместо вышеназванной Инструкции действует Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74. Схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, приведена в приложении 3 к новой Инструкции.  

 

Трудовое законодательство предусматривает льготы, предоставляемые педагогическим работникам, в частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» определены перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность такого отпуска.

 

Примечание 1. См. Положение о суворовском училище, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 № 614.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. Положение № 614 изложено в новой редакции Указом от 01.09.2022 № 309.

 

Примечание 2. См. Положение о кадетском училище, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2010 № 54.

Примечание 3. См. Положение о детском доме, детской деревне (городке), утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 124.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. постановлением Минобразования от 01.08.2022 № 221 изменено название Положения № 124: «Положение о детском доме, детской деревне, детском городке».

 

Примечание 4. См. Положение о попечительском совете учреждения образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146; Положение о педагогическом совете учреждения дошкольного образования и Положение о родительском комитете учреждения дошкольного образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2011 № 65.

Примечание 5. См. Положение о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся, получающим среднее специальное образование, в государственных учреждениях образования и размерах этих скидок, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2006 № 665; Положение о порядке перевода студентов и учащихся, получающих среднее специальное образование, в государственных учреждениях образования с платного обучения на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.2006 № 609.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 ноября 2020 г. в Положение № 665 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 № 616, в частности, изменилось название: «Положение о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся и размерах этих скидок».

 

Примечание 6. Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641, предусматривает, что:

• внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (п.9);

• внебюджетные средства поступают на открытые в установленном законодательством порядке текущие (расчетные) счета по учету внебюджетных средств бюджетной организации или иного юридического лица, оказывающего бюджетной организации услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности (п.21).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. п.21 Положения № 641 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 № 948. Внебюджетные средства поступают на текущие (расчетные) счета по учету внебюджетных средств бюджетной организации, в том числе центры, открытые в установленном законодательством порядке.

 

См. также Инструкцию о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15; Инструкцию о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8; Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22; План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций (приложение к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50); Инструкцию о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 № 157, и др.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией № 22 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 22.12.2021 № 73, изменилось название данной Инструкции: «Инструкция о составлении и представлении бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций».

 

Примечание 7. См. Положение о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839.

Для обучающихся из многодетных семей плата снижается на 50 % от установленной платы (часть третья п.2 ст.39 Кодекса об образовании).

Примечание 8. См. также Положение о порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307, Положение об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177, и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 октября 2019 г. действует Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694.

 

Задолженности законных представителей несовершеннолетних обучающихся по оплате за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования в учреждениях образования и в иных организациях, могут быть взысканы на основании исполнительной надписи нотариуса в соответствии с абзацем 18 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности».

Документы, устанавливающие их задолженность:

• копии ведомостей по расчетам с законными представителями за питание детей (иных регистров бухгалтерского учета, подтверждающих факт задолженности законных представителей по оплате за питание детей), заверенные взыскателем;

• копия предупреждения о необходимости погашения задолженности по оплате за питание детей, врученного законному представителю, заверенная взыскателем (п.17 перечня документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737).

Примечание 9. См. постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23.09.2011 № 262 «О распределении именных стипендий между учреждениями образования, реализующими образовательные программы высшего, среднего специального и профессионально-технического образования».

Примечание 10. См. Положение об общежитиях и типовой договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269; пп.93-101 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2020 г. Указ № 563 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121 утратил силу. Комментарий см. здесь.

 

Примечание 11. См. ст.48, 83, 84 Кодекса об образовании, ст.96, 281 ТК, Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, ст.11 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 № 1595.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утв. постановлением Совмина от 20.07.2022 № 475. Комментарии см. здесь.

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, перенаправления на работу, предоставления места работы выпускникам, получившим научно-ориентированное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утв.  постановлением Совмина от 31.08.2022 № 572.

 

Примечание 12. См. Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности научного работника, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.1998 № 536.

Примечание 13. См. перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников».

Примечание 14. Право гражданина отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур закреплено в части четвертой ст.15 Закона Республики Беларусь от 05.01.1998 № 122-З «О радиационной безопасности населения».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июня 2020 г. пациент (его законный представитель) имеет право отказаться от процедур, связанных с медицинским облучением (п.3 ст.33 Закона Республики Беларусь от 18.06.2019 № 198-З).

С 16 сентября 2020 г. действует постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.09.2020 № 224 «Об особенностях организации и оплаты труда педагогических работников».

 

14.02.2018

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

 

По этой теме также см.:

1. Правовое регулирование сферы образования. Общие положения образовательной деятельности.

2. Правовое регулирование сферы образования. Отдельные виды образования.

3. Правовое регулирование сферы образования. Документация.

4. Правовое регулирование сферы образования. Договорные образовательные отношения.

5. Правовое регулирование сферы образования. Международное сотрудничество.

6. Правовое регулирование сферы образования. Виды ответственности.