Пособие от 15.11.2011
Автор: Скуратович К.

Правовые основы деятельности холдингов в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основным документом, регулирующим порядок создания и деятельности холдингов, является Указ Президента РБ от 28.12.2009 № 660 (далее - Указ № 660). С 20 января 2012 г. вступят в силу изменения и дополнения, касающиеся некоторых вопросов создания и деятельности холдингов, предусмотренные Указом Президента РБ от 13.10.2011 № 458.

В данной статье будут рассмотрены правовые основы деятельности холдингов с учетом внесенных в действующие законодательные акты изменений и дополнений.

Понятие холдинга

Термин «холдинг» является производным от английского слова «держать», т.е. в русской интерпретации это «держательная» компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний.

Согласно п.1 Указа № 660 холдинг - это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций или физическое лицо (не является участником холдинга, но управляет им) оказывает влияние на решения, принимаемые участниками холдинга, на основании владения 25 % и более долей в уставном фонде (простых акций) либо обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия.

Холдинг не является юридическим лицом.

Таким образом, холдинг обладает следующими признаками:

- объединение только коммерческих организаций, так как если в роли управляющей компании выступает физическое лицо - собственник, то оно не входит в состав холдинга и осуществляет исключительно управление таким объединением;

- участниками могут быть только хозяйственные общества, унитарные предприятия;

- управляющая компания (собственник) осуществляет управление участниками холдинга путем оказания влияния на принимаемые решения на основании:

владения 25 и более процентами акций (долей в уставных фондах);

обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия;

договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга;

- имеется решение управляющей компании или собственника о создании холдинга;

- холдинг зарегистрирован и включен в Государственный реестр холдингов.

Обратите внимание!

У управляющей компании (собственника) отсутствует обязанность принять решение о создании и зарегистрировать холдинг при наличии его существенных признаков.

Таким образом, регистрация холдинга является делом абсолютно добровольным.

Отличие холдинга от схожих объединений

Отличие холдинга от финансово-промышленной группы:

- холдинг создается на основании решения управляющей компании (собственника), а финансово-промышленная группа (далее - ФПГ) возникает на основании договора;

- в холдинг могут входить только унитарные предприятия и хозяйственные общества, а в ФПГ - любые юридические лица;

- участники холдинга могут участвовать одновременно в нескольких холдингах, а участники ФПГ могут быть участниками только одной ФПГ;

- от имени холдинга выступает управляющая компания (собственник), а управление в ФПГ осуществляется советом управляющих.

Отличие холдинга от хозяйственной группы. Холдинг является разновидностью хозяйственной группы, но законодательство о хозяйственных группах не может применяться к холдингам без специального указания в нормативных правовых актах.

Отличие холдинга от банковского холдинга. Банковский холдинг существует с целью надлежащего банковского надзора.

Участники холдинга. Управляющая компания холдинга

В роли управляющей компании может выступать:

- физическое лицо (не является участником холдинга, но участвует в управлении организациями, являющимися участниками холдинга);

- коммерческая организация в виде хозяйственного общества либо унитарного предприятия.

В состав холдинга могут входить как белорусские субъекты хозяйствования, так и иностранные предприятия только в форме обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерных обществ и унитарных предприятий.

Управляющая компания холдинга вправе на условиях и в порядке, определенных уставом (учредительным договором), договорами доверительного управления, иными договорами, а также решениями уполномоченных органов управления участников холдинга, формировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Средства фонда должны использоваться строго по целевому назначению, например, на финансирование капитальных вложений производственного назначения и иных целей, предусмотренных в части пятой п.12 Указа № 660.

Полученные управляющей компанией холдинга - налоговым резидентом Республики Беларусь денежные средства для формирования централизованного фонда, а также полученные участниками холдинга - резидентами Республики Беларусь денежные средства из централизованного фонда при исчислении налога на прибыль не включаются в состав внереализационных доходов. При этом участники холдинга не вправе применять льготу по налогу на прибыль в соответствии с подп.1.1 п.1 ст.140 Налогового кодекса РБ (далее - НК) в части суммы средств, поступивших из централизованного фонда на финансирование капитальных вложений производственного назначения и (или) погашение полученных и использованных на эти цели кредитов банков.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2012 г. подп.1.1 п.1 ст.140 НК исключен Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З.

 

В случае нецелевого использования или неиспользования в течение 24 месяцев (с даты получения из централизованного фонда) участниками холдинга денежных средств:

- соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором была применена льгота;

- доначисляется налог на прибыль и рассчитывается пеня со дня применения льготы по день уплаты налога на прибыль;

- к участнику холдинга применяется ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налогов - за нецелевое использование средств централизованного фонда.

Частью десятой п.12 Указа № 660 предусмотрено, что участники холдинга вправе по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником) осуществлять безвозмездную передачу денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг (далее - имущество) иным участникам холдинга - резидентам Республики Беларусь.

Действие Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300) на безвозмездную передачу вышеназванного имущества не распространяется.

Безвозмездно полученное имущество при исчислении налога на прибыль не включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, при одновременном соблюдении следующих условий:

- управляющая компания холдинга (собственник) владеет более чем 50 % простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга - хозяйственных обществ, передающих и принимающих имущество;

- участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не применяют особые режимы налогообложения и не зарегистрированы в качестве резидентов свободных экономических зон;

- участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не являются участниками рынка ценных бумаг, производителями алкогольной и табачной продукции, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, не имеют в соответствии с законодательством освобождения (права на неуплату) от налога на прибыль в течение нескольких налоговых периодов;

- полученное имущество используется в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Обратите внимание!

Если одно из вышеназванных условий не соблюдается, то освобождение от налогообложения не применяется.

 

В состав участников холдинга не могут входить:

- организации, которые могут каким-либо образом осуществлять управление управляющей организацией (собственником), - в силу договора доверительного управления имуществом, доверенности, косвенного владения пакетами акций (долями в уставном фонде) через третьих лиц;

- дочерние организации второго уровня, т.е. организации, на решения которых оказывают влияние дочерние организации самого холдинга;

- нерезиденты, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам.

Обратите внимание!

Организация - участник холдинга может участвовать в нескольких холдингах, в т.ч. с одной и той же управляющей компанией или собственником.

Процедура создания холдинга

Указ № 660 устанавливает следующие этапы процедуры создания холдингов.

1. Получение согласия антимонопольного органа. Согласие получается в соответствии с Законом РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. взамен Закона № 2034-XII принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

2. Регистрация холдинга в Министерстве экономики РБ (далее - Минэкономики РБ). При этом государственная пошлина за регистрацию не взимается. Такая процедура уже не носит формального характера, поскольку до принятия Указа № 660 в регистрации холдинга могло быть отказано только при неполучении согласия антимонопольного органа. В настоящее время перечень случаев для отказа в государственной регистрации холдинга установлен в п.71 Указа № 660.

3. Внесение изменения в наименование управляющей компании холдинга.

В течение 2 месяцев со дня регистрации холдинга управляющая компания должна включить в свое фирменное наименование слова «управляющая компания холдинга», внести соответствующие изменения в учредительные документы и обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией таких изменений и (или) дополнений, а также в Минэкономики РБ с заявлением о внесении изменений в перечень участников холдинга в связи с изменением наименования управляющей компании холдинга.

Обратите внимание!

В устав управляющей компании необходимо включить положения о ведении консолидированного учета и отчетности холдинга, обязанности соблюдения конфиденциальности полученной от дочерних компаний холдинга информации. Срок для внесения соответствующих изменений в устав управляющей компании не установлен.

Прекращение деятельности холдинга

Холдинг считается прекратившим свою деятельность согласно части одиннадцатой п.5 Указа № 660 в случаях:

- истечения срока, на который создавался холдинг;

- принятия управляющей компанией холдинга (собственником) решения о прекращении деятельности холдинга;

- прекращения (утраты) оснований, предусмотренных для создания холдинга;

- выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что холдинг имеет целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.

В случае наличия 2 последних обстоятельств для прекращения деятельности холдинга управляющая компания холдинга обязана не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности холдинга или прекращения (утраты) оснований для создания холдинга письменно уведомить об этом Минэкономики РБ и сдать свидетельство о регистрации холдинга.

Министерство экономики РБ исключает холдинг из Государственного реестра холдингов со дня возникновения (выявления) обстоятельств, предусмотренных для прекращения деятельности холдинга.

Согласно п.8 Указа № 660 управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга).

При обнаружении заведомо ложных сведений, представленных в Минэкономики РБ для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга), регистрация холдинга (внесение изменений в перечень участников холдинга) признается недействительной (недействительным) судом по иску органов внутренних дел, государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам РБ, Минэкономики РБ и иных уполномоченных органов.

Обратите внимание!

Под заведомо ложными сведениями Указ № 660 понимает не соответствующие действительности сведения (информацию), подложные документы о фактах, имеющих существенное значение для регистрации холдинга (внесения изменений в перечень участников холдинга). При этом к заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр и иные подобные ошибки.

 

Утрата льгот (преференций) участниками холдинга происходит в следующих случаях:

- регистрация признана недействительной - с даты регистрации холдинга;

- изменения в перечень участников холдинга признаны недействительными - с даты внесения изменений в перечень участников холдинга.

Плюсы и минусы создания холдинга

Можно выделить следующие плюсы создания холдинга:

- решение о совершении крупной сделки между участниками холдинга принимает управляющий (директор) соответствующего участника холдинга;

- директор участника холдинга может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других участниках холдинга;

- участники холдинга имеют право формировать отпускные цены на продукцию, производимую ими и передаваемую иным участникам холдинга, без прибыли;

- участниками холдинга могут быть субъекты с различными режимами налогообложения;

- участник холдинга не отвечает по долгам управляющей компании (собственника), но управляющая компания отвечает солидарно с участником холдинга (собственника) по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение обязательных указаний управляющей компании (данное правило будет применяться, если управляющая компания (собственник) имеет 50 плюс 1 % в отношении дочерней организации);

- организация - участник холдинга может входить в несколько холдингов, в т.ч. с одной и той же управляющей компанией или собственником;

- управляющая компания холдинга вправе формировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей;

- полученные управляющей компанией холдинга - налоговым резидентом Республики Беларусь денежные средства для формирования централизованного фонда, а также полученные участниками холдинга - резидентами Республики Беларусь денежные средства из централизованного фонда при исчислении налога на прибыль не включаются в состав внереализационных доходов;

- участники холдинга вправе осуществлять безвозмездную передачу имущества иным участникам холдинга - резидентам Республики Беларусь без уплаты налога на прибыль;

- безвозмездная передача имущества не подпадает под правовое регулирование Указа № 300;

- управляющая компания холдинга, осуществляющая только деятельность по управлению, освобождается от отчислений в инновационные фонды.

К минусам создания холдинга можно отнести следующее:

- каждый участник холдинга самостоятельно уплачивает все налоги (за исключением случаев, когда резидент признан постоянным представительством нерезидента в целях налогообложения и других случаев, предусмотренных налоговым законодательством);

- участники холдинга не вправе применять льготу по налогу на прибыль в соответствии с подп.1.1 п.1 ст.140 НК в части суммы средств, поступивших из централизованного фонда на финансирование капитальных вложений производственного назначения и (или) погашение полученных и использованных на эти цели кредитов банков;

- отсутствие достаточной правоприменительной практики деятельности холдингов в Республике Беларусь.

Таким образом, в перспективе преимущества создания холдинговых компаний в Республике Беларусь могут состоять в том, что холдинги:

- борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией (совместное лоббирование интересов, контроль за определенной долей рынка);

- имеют самодостаточную вертикально интегрированную систему от добычи сырья до выпуска готовой продукции (в процессе производства товаров отсутствует надобность в привлечении третьих лиц - посредников, повышается эффективность и сокращаются издержки производства);

- обладают объединенным производством, техническим опытом, научно-исследовательскими разработками и т.д.;

- перераспределяют средства с целью уравнивания доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылью других.

 

15.11.2011 г.

 

Константин Скуратович, заместитель начальника отдела консалтинга общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Указ Президента РБ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 11.07.2012 № 312, от 24.09.2012 № 414 (с 27 декабря 2012 г.), от 29.11.2013 № 529 (с 1 января 2014 г.), от 20.06.2014 № 287 (с 26 сентября 2014 г.) и от 30.11.2017 № 428 (с 3 декабря 2017 г.) внесены изменения и дополнения.