


Материал помещен в архив
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Охрана труда
Согласно ст.1 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон) и ст.221 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) охрана труда определяется как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих (работников) в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться ст.1 Закона в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. В определении охраны труда санитарно-гигиенические мероприятия и средства заменены на санитарно-противоэпидемические мероприятия и средства. |
Различие в указанных определениях термина «охрана труда» состоит лишь в том, что в Законе применено слово «работающих», а в ТК - «работников».
Тем самым подчеркивается, что ТК рассматривает правоотношения, основанные на трудовом договоре, одной из разновидностей которого является контракт, а Закон охватывает все категории граждан: и тех, которые работают на основании трудового договора, и тех, которые работают на основании гражданско-правового договора подряда, на основании членства в различных организациях, дающего права на получение работы.
В Законе приведены определения понятий «работник» и «работающий».
По содержанию регламентируемой деятельности оба определения термина «охрана труда» тождественны и носят общий характер как для масштабов деятельности государства, так и для отдельной организации. Кроме того, определения термина «охрана труда» содержат комплекс понятий, каждое из которых включает осуществление определенных, весьма непростых видов деятельности.
Приведенный в рассматриваемых определениях перечень мероприятий и средств, обеспечивающих охрану труда работающих, не является исчерпывающим (закрытым), поскольку термин «охрана труда» заканчивается словами «и иные мероприятия и средства». Данный перечень может быть пополнен мероприятиями, обеспечивающими пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность дорожного движения, промышленную безопасность опасных производственных объектов и др.
К средствам, обеспечивающим охрану труда, относятся также материальные, трудовые и финансовые ресурсы, средства индивидуальной и коллективной защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, знаки безопасности, плакаты, учебные и наглядные пособия, компьютеры, используемые в деятельности по охране труда, и программное обеспечение к ним, компенсации по условиям труда и др.
Таким образом, очевидно, что охрана труда - это многогранная и многоаспектная деятельность, охватывающая технику и технологию, экономику и эргономику, медицину, психологию и физиологию, производственную санитарию и гигиену труда, организацию и правовое обеспечение этой деятельности и управления ею.
В связи с этим деятельность, именуемая как «охрана труда», регламентируется большим количеством законодательных, иных нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов самого разнообразного характера.
Все указанные документы могут быть сгруппированы по ряду признаков:
• по правовому статусу;
• по сфере распространения их действия;
• по характеру регулируемых правоотношений;
• по виду документа.
Группировка документов по охране труда по их правовому статусу
Указанная группировка ведет к формированию правовой пирамиды, в вершине которой находится Конституция Республики Беларусь 1994 г. как закон высшей юридической силы, за которой идут следующие виды документов:
• законы;
• декреты, указы, директивы Президента РБ;
• постановления Правительства РБ;
• постановления республиканских органов государственного управления, а также документы специально уполномоченных органов государственного надзора и контроля;
• локальные нормативные правовые акты нанимателей.
Группировка документов по охране труда по сфере распространения их действия
По сфере распространения действия документы по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. В ряде нормативных правовых актов и литературных источников данные документы подразделяются на межотраслевые (единые) и отраслевые, т.е. не проводится различия между едиными и межотраслевыми документами.
Единые нормативные правовые акты распространяются на все отрасли экономической деятельности и всех нанимателей независимо от форм собственности, видов хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности.
Такие нормативные правовые акты утверждаются Министерством труда и социальной защиты РБ, Министерством здравоохранения РБ, Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ, Министерством архитектуры и строительства РБ, Министерством энергетики РБ, Государственным комитетом по стандартизации РБ.
Межотраслевые нормативные правовые акты распространяются на ряд отраслей, производств, отдельных видов работ либо отдельные типы оборудования.
Такие документы утверждают те же органы, что и нормативные правовые акты единого характера. Тем самым подразделение документов по охране труда по сфере распространения их действия на 2 или 3 вида не является принципиальным.
Отраслевые нормативные правовые акты являются обязательными в той или иной отрасли. Эти документы утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ.
Данные нормативные правовые акты составляют одну из самых многочисленных групп нормативных правовых актов по охране труда.
Группировка документов по охране труда по характеру регулируемых вопросов
По характеру регулируемых вопросов охраны труда все документы можно условно разделить на ряд групп.
Первая группа норм этих правовых актов направлена на обеспечение безопасности труда на стадии проектирования производственных объектов, конструирования машин, механизмов и оборудования, а также их создания и производства. Указанные нормативные правовые акты регулируют вопросы, связанные с согласованием проектной и конструкторской документации, проведением ее экспертизы, утверждения и т.п.
Вторая группа нормативных правовых актов сориентирована на обеспечение безопасности во время самого процесса производства. Нормативные документы этой группы устанавливают порядок разработки, согласования и утверждения правил и инструкций по охране труда, обязанности руководителей и специалистов по обеспечению требований охраны труда и работников - по выполнению установленных требований безопасности труда.
Третья группа нормативных правовых актов предусматривает меры по устранению или снижению воздействия на работающего неблагоприятных производственных факторов, устанавливает величины предельно допустимых величин вредных производственных факторов, а также порядок предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и права работников, здоровью которых нанесен вред вследствие несоблюдения требований охраны труда.
Нормативные правовые акты этой группы устанавливают порядок выдачи специальной одежды, специальной обуви и иных средств индивидуальной защиты, мыла, других смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, витаминных препаратов, установления надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам, проведения медицинских осмотров и др.
К этой группе следует отнести документы, непосредственно не регулирующие отношения по охране труда, но содействующие обеспечению безопасности труда на производстве (о порядке выделения и расходования средств на охрану труда, перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пропаганды охраны труда и др.).
Четвертая группа нормативных правовых актов определяет порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, а также ответственности за их нарушения.
Группировка документов по охране труда по видам документов
По видам документы по охране труда согласно постановлению Совета Министров РБ от 10.02.2003 № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» (далее - постановление № 150) подразделяются на:
• межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда, нормы охраны труда и другие межотраслевые нормативные правовые акты (принимаются Министерством труда и социальной защиты РБ или этим министерством совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности));
• гигиенические нормативы, санитарные нормы, санитарные правила, санитарные правила и нормы (принимаются Министерством здравоохранения РБ, Главным государственным санитарным врачом РБ (его заместителями) по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ);
• государственные стандарты (принимаются Государственным комитетом по стандартизации РБ, Министерством архитектуры и строительства РБ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ);
• строительные нормы Беларуси (принимаются Министерством архитектуры и строительства РБ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ);
• правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности (принимаются Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ);
• правила устройства, правила технической эксплуатации, правила безопасности при эксплуатации, правила техники безопасности при эксплуатации (принимаются Министерством энергетики РБ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ);
• отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты (принимаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности) по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ).
После принятия постановления № 150 был принят Закон РБ от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации», согласно которому вводятся новые виды документов: технические регламенты и технические кодексы установившейся практики.
Технические кодексы установившейся практики в последние годы активно разрабатываются республиканскими органами государственного управления.
В указанном Законе не содержится такой вид технических нормативных правовых актов, как строительные нормы Республики Беларусь. В настоящее время заканчивается переработка строительных норм Республики Беларусь в другие виды технических нормативных правовых актов.
Следует также отметить, что Законом РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается лишь 2 вида технических нормативных правовых актов в области санитарно-гигиенического регулирования - гигиенические нормативы и санитарные нормы и правила. В связи с этим в настоящее время осуществляется реформирование правовой базы в области санитарно-гигиенического нормирования.
Все законодательные, иные нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, обязательны для исполнения.
Из технических нормативных правовых актов лишь один вид - государственные стандарты - является добровольным для применения, однако ст.20 и 23 Закона РБ от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» установлено следующее:
• если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения;
• если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным;
• в случае отсутствия технических регламентов в отношении оборонной продукции, поставляемой для государственных нужд, обязательными являются требования государственных стандартов.
Надо полагать, что происшедшие изменения в видах документов по охране труда будут учтены при пересмотре постановления № 150.
Источники опубликования технических нормативных правовых актов и порядок доведения их до сведения юридических лиц
В настоящее время деятельность по охране труда регламентируют и документы бывшего СССР, которые носят статус межгосударственных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов. Особое место среди этих документов занимают стандарты Системы стандартов безопасности труда.
Естественным для любой организации является вопрос, какие законодательные, иные нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, распространяются на ее деятельность. Однако в настоящее время в Беларуси нет эталонного банка документов, регламентирующих вопросы охраны труда.
Республиканские органы государственного управления в интересах организаций соответствующих отраслей проводят работу по систематизации действующего отраслевого законодательства в области охраны труда, касающегося их деятельности. Результаты данной работы доводятся до сведения таких организаций.
Что касается организаций, не имеющих ведомственной подчиненности, то они должны решать данные вопросы самостоятельно. С этой целью им необходимо систематически изучать источники официальной информации о принятии, отмене, внесении изменений и дополнений в законодательные, иные нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты. Такими источниками, в частности, являются:
• Национальный правовой интернет-портал РБ;
• Национальный реестр правовых актов РБ (далее - НРПА РБ);
• собрание декретов, указов Президента РБ и постановлений Правительства РБ;
• ведомости Национального собрания РБ;
• ежегодные каталоги технических нормативных правовых актов;
• сборники нормативных правовых актов Министерства труда и социальной защиты РБ, других республиканских органов государственного управления;
• информационный указатель государственных стандартов Республики Беларусь;
• информационный указатель технических условий Республики Беларусь;
• ежегодные каталоги технических условий;
• ежемесячный бюллетень новых поступлений в Национальный фонд стандартов РБ;
• ежемесячный бюллетень нормативной правовой информации Министерства юстиции РБ;
• электронные базы данных нормативных правовых актов (в частности, АПС «Бизнес-Инфо»).
После получения информации о принятии, отмене, внесении изменений и дополнений в законодательные, иные нормативные правовые акты следующим шагом является получение текста соответствующих документов, распространяющихся на деятельность организации, на бумажных и (или) электронных носителях.
Как указывалось выше, сведения о принятии технических нормативных правовых актов публикуются в ведомственных журналах, а сами акты распространяются организациями, подчиненными республиканским государственным органам, заинтересованным лицам на платной основе. В эти организации надлежит обращаться за получением необходимых технических нормативных правовых актов.
В целях совершенствования порядка доведения до сведения граждан и юридических лиц технических нормативных правовых актов, принимаемых республиканскими государственными органами и должностными лицами, Конституционный Суд РБ своим решением от 04.10.2006 № Р-196/2006 «О технических нормативных правовых актах» внес предложение Администрации Президента РБ и Совету Министров РБ рассмотреть вопрос об обеспечении единого комплексного подхода к определению порядка принятия, опубликования или доведения до сведения граждан и юридических лиц технических нормативных правовых актов иным способом. На период до законодательного урегулирования этого вопроса с целью обеспечения своевременного ознакомления граждан и юридических лиц с содержанием технических нормативных правовых актов, принимаемых республиканскими государственными органами и должностными лицами, данным решением установлено определить временный порядок их подготовки, принятия, вступления в силу и доведения до всеобщего сведения.
В порядке реагирования на указанное решение были приняты Указ Президента РБ от 16.07.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов» и постановление Совета Министров РБ от 08.01.2008 № 16 «О Национальном фонде технических нормативных правовых актов».
Декретом Президента РБ от 24.02.2012 № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь» установлено, что официальным опубликованием правовых актов, включаемых в НРПА РБ, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом интернет-портале РБ.
Датой официального опубликования правового акта, включаемого в НРПА РБ, считается дата его размещения на Национальном правовом интернет-портале РБ.
Указанные документы придали большую ясность порядку получения информации о принятии, отмене, внесении изменений в технические нормативные правовые акты. Однако в приобретении их текстов по-прежнему имеются затруднения: их можно приобрести за плату.
Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) содержит указание о необходимости обеспечить открытость и доступность нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в т.ч. путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций (п.3 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).
Надо полагать, что в ближайшее время будут приняты соответствующие действия по выработке механизма реализации изложенной выше нормы Указа № 510. Такая мера будет способствовать созданию для пользователей более удобного доступа не только к информации о технических нормативных правовых актах, но и к их текстам как на бумажных, так и на электронных носителях.
26.11.2012 г.
Владимир Семич, доцент кафедры охраны труда и законодательства о труде государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»