Пособие от 07.05.2016
Автор: Шкирман С.

Предельные нормативы рентабельности


 

Материал помещен в архив

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Общие положения

Установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), является одним из способов регулирования цен (тарифов) (часть первая ст.8 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З)).

Предельный норматив рентабельности - это устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах (абзац 11 ст.3 Закона № 255-З).

Предельные нормативы рентабельности установлены лишь в отношении некоторых товаров (работ, услуг), как правило, социально значимых, и товаров (работ, услуг) монополистов.

Предельные нормативы рентабельности, применяемые в отношении продукции организаций-монополистов

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут занимать доминирующее положение на товарных рынках на республиканском и (или) местном уровнях. В этом случае такие юридические лица и индивидуальные предприниматели включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках (республиканского и (или) местного уровней).

Предельные нормативы рентабельности, применяемые на республиканском уровне

В таблице 1 приведены предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь хозяйствующими субъектами-монополистами республиканского уровня.

Таблица 1

Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне*

Наименование товара (работы, услуги) Предельный норматив рентабельности (в процентах к себестоимости) Нормативный правовой акт, которым установлен норматив
Товары (работы, услуги) текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви
35
Приложение 4 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121)
Товары лесозаготовок, топливные брикеты
40
Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание, молоко и молочные товары
15
Мясо и мясные товары
10
Пищевая соль
40
Товары издательской и полиграфической деятельности
30
Прочие товары (работы, услуги)
25

 

* Установленные предельные нормативы рентабельности не распространяются:

• на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;

• товары (работы, услуги) при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на республиканском товарном рынке, соглашения в соответствии с частью первой подп.1.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» (далее - Указ № 499);

• новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство;

• товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на республиканском товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;

• новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство (часть вторая п.51 Инструкции № 121).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в названный Реестр, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям. При этом по товарам (работам, услугам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в вышеупомянутый Реестр, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (п.6 Инструкции № 121).

 

Справочно

На сайте Министерства экономики Республики Беларусь (http://www.economy.gov.by/ru/antitrust) в разделе «Антимонопольная политика» (или воспользовавшись гиперссылкой в разделе «Министерство экономики Республики Беларусь» рубрики «Полезные ссылки» АПС «Бизнес-Инфо») можно ознакомиться:

• с Государственным реестром хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень);

• Государственным реестром субъектов естественных монополий (республиканский уровень).

Предельные нормативы рентабельности, применяемые на местном уровне

Решениями некоторых областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее - облисполком, Мингорисполком) предусмотрено соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках соответствующей административно-территориальной единицы, предельных нормативов рентабельности, установленных в отношении некоторых видов товаров (работ, услуг).

В таблице 2 приведена обобщенная информация о размере предельного норматива рентабельности, установленного соответствующим решением местного органа государственного управления, в отношении товаров (работ, услуг) организаций-монополистов.

Таблица 2

Предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги), установленные решениями местных органов государственного управления, в отношении продукции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках соответствующей административно-территориальной единицы

Административно-территориальная единица Дата, номер и название решения исполнительного комитета Наименование товара (работы, услуги) Предельный норматив рентабельности (к полной себестоимости продукции), %
Брестская область* 23.09.2011 № 937 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Брестской области» (далее - решение № 937) (приложение 2) Товары лесозаготовок, топливные брикеты
40
Прочие товары (работы, услуги)
25
Витебская область* 29.01.2014 № 43 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (далее - решение № 43) (п.3 приложения 1) Все
25
Гомельская область 06.12.2013 № 1180 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (далее - решение
№ 1180)** (приложение 3)
Хлеб и хлебобулочные изделия, мука, детское питание, молоко и молочные товары
15
Мясо и мясные товары
10
Прочие товары (работы, услуги)
25
Гродненская область 17.02.2014 № 71 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гродненского областного исполнительного комитета» (далее - решение № 71) (п.1 приложения 1) Все
25
Могилевская область 20.02.2014 № 6-7 «О регулировании цен (тарифов) на территории Могилевской области» (далее - решение № 6-7) (пп.6 и 7 приложения 1) Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, молоко и молочные товары
15
Прочие товары
25
Работы и услуги, за исключением указанных в пп.1, 2, 4, 5 приложения 1
25 (без учета стоимости материалов)
Минская область 01.03.2016 № 184 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» (далее - решение № 184) (п.5 приложения 1) Все
25
г. Минск 30.01.2014 № 203 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (далее - решение № 203) (пп.7 и 8 приложения 1) Товары лесозаготовительных организаций***
40
Товары (работы, услуги) металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей***
25
Товары (работы, услуги) организаций легкой промышленности***
35
Товары издательской деятельности***
30
Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание***
15
Молоко и молочные товары***
15
Мясо и мясные товары***
10
Пищевая соль***
40
Товары (работы, услуги), в себестоимости которых удельный вес стоимости покупных материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий составляет свыше 85 %
15

 

* В Брестской и Витебской областях приведенные предельные нормативы рентабельности не распространяются:

• на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;

• товары (работы, услуги) при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на областном товарном рынке, соглашения в соответствии с частью первой подп.1.1.2 п.1 Указа № 499;

• новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство;

• товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на областном товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;

• новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство (часть вторая подп.1.2 п.1 решения № 937 и п.2 решения № 43).

** Решение № 1180 применяется в отношении товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые не регулируются иными государственными органами (организациями) согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

*** Касается товаров (работ, услуг), в себестоимости которых удельный вес стоимости покупных материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий составляет менее 85 %.

Предельные нормативы рентабельности по мясной и молочной продукции

При формировании отпускных цен на мясную и молочную продукцию применяются установленные предельные нормативы рентабельности к себестоимости продукции согласно приложению 3 к Порядку формирования цен на мясную и молочную продукцию, утвержденному постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 05.03.1999 № 25 (далее - Порядок № 25) (часть первая п.6).

В таблице 3 приведены наименования продукции и установленные по каждому из наименований предельные нормативы рентабельности.

Таблица 3

Предельные нормативы рентабельности на мясную и молочную продукцию

Наименование продукции Предельный норматив рентабельности (к себестоимости), %
Мясо и мясопродукты
Мясо говядины и свинины, полуфабрикаты массового спроса (фарши, пельмени, котлеты, фрикадельки и другие, кроме деликатесных), вареные колбасные изделия (включая сосиски и сардельки, мясные хлеба, зельцы, кровяные и ливерные колбасы, паштеты и др.), мясные консервы для детского питания
5
Мясные полуфабрикаты из говядины и свинины бескостные и деликатесные (вырезка, филей, длиннейшая мышца, тазобедренная часть и т. д.), мелкокусковые и порционные, жиры животные топленые
10
Колбасы полукопченые и варено-копченые первого, второго сорта и бессортовые, мясные консервы (кроме детских и деликатесных)
15
Колбасы полукопченые высшего сорта, твердокопченые и сыровяленые, копчености (окорок, ветчина, буженина, карбонад, филей и т. д.), мясные деликатесные консервы
20
Молоко и молочные продукты
Молоко, кисломолочные продукты (кефир, простокваша, ряженка, ацидофилин и т. д.), сметана, творог, творожные пасты и сырки, сливки, масло животное, сухие молочные смеси для детского питания
8
Молочные консервы (кроме детских), сыры мягкие и плавленые, йогурты, сырки творожные глазированные, молочные десерты (муссы, кремы, суфле и т. д.), мороженое
15
Сыры твердые
20

 

В целях установления ценовых соотношений, учитывающих качество и покупательский спрос на различные виды и расфасовки молочной и мясной продукции, предприятия-изготовители могут производить дифференциацию нормативов рентабельности внутри ассортиментных групп одного наименования. Дифференциация нормативов рентабельности между ассортиментными группами производится по согласованию с облисполкомами и Мингорисполкомом. При этом уровень плановой рентабельности, включенной в отпускные цены в целом по группе продукции с учетом плановых объемов выпуска, не должен быть выше установленного норматива.

В случаях когда установленные предельные отпускные цены на отдельные виды социально значимой мясо-молочной продукции приводят к возникновению убыточности их производства в связи с удорожанием сельскохозяйственного сырья и топливно-материальных затрат, предприятия имеют право по согласованию с облисполкомами и Мингорисполкомом в расчет отпускных цен на прочие виды выпускаемой продукции, не относящиеся к социально значимым, включать повышенные нормативы рентабельности с учетом обеспечения среднего уровня плановой рентабельности: по мясоперерабатывающим предприятиям - в пределах 5 % к себестоимости и по молокоперерабатывающим предприятиям - 8 % к себестоимости (п.7 Порядка № 25).

Предельные нормативы рентабельности по иным товарам (работам, услугам)

В таблице 4 представлены перечень товаров (работ, услуг), величины применяемых в отношении их предельных нормативов рентабельности и реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены соответствующие показатели.

Таблица 4

Предельные нормативы рентабельности по иным товарам (работам, услугам)

Наименование товара (работы, услуги) Величина предельного норматива рентабельности Нормативный правовой акт, которым установлено ограничение
Обучение в высших и средних специальных государственных учреждениях образования на платной основе
30 %
Подпункт 1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.02.2006 № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе»; часть первая п.6 Инструкции о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2011 № 210
Льняная треста (при формировании закупочных цен)
30 % к себестоимости
Пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.2007 № 1233 «Об особенностях ценообразования на продукцию льноводства»; пп.3 и 5 Инструкции о порядке формирования цен на льняную тресту и льняное волокно, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 02.10.2007 № 173/65
Льняное волокно (при формировании закупочных (отпускных) цен)
15 % к себестоимости
Платные медицинские услуги (по перечню платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством торговли), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35), оказываемые гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь
30 %
Подпункт 1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги»;
пп.2 и 4 Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной названным постановлением
Техническое обслуживание, ремонт, подготовка к поверке и поверка приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования расхода тепловой энергии в жилищном фонде Республики Беларусь
15 %
(исчисляется как отношение прибыли к полной себестоимости услуг, работ)
Пункт 8 Инструкции о порядке формирования тарифов на техническое обслуживание, ремонт, подготовку к поверке и поверку приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования расхода тепловой энергии в жилищном фонде Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 08.08.2005 № 141/40
Работы (услуги), связанные с использованием радиочастотного спектра:   Пункт 5 Инструкции о порядке формирования и применения тарифов на работы (услуги) по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов, обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 17.02.2005 № 31/5
- аналоговыми радиоэлектронными средствами, в том числе входящими в состав сетей электросвязи, радиоэлектронными средствами радиовещательной службы, высокочастотными устройствами;
30 %
- цифровыми радиоэлектронными средствами, входящими в состав сетей электросвязи беспроводного широкополосного доступа
50 %

Предельные нормативы рентабельности, установленные решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов

В таблице 5 рассмотрены решения облисполкомов и Мингорисполкома, которыми установлены предельные нормативы рентабельности, применяемые в соответствующих регионах, на определенные виды продукции.

Таблица 5

Предельные нормативы рентабельности, установленные областными и Минским городским исполнительными комитетами

Документ Комментарий
Брестский облисполком
Решение от 07.04.2016 № 234 «О регулировании тарифов» Установлены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые тарифы (подп.1.8 п.1): 
- на услуги по водоснабжению, удалению образующихся в садоводческих товариществах отходов, оказываемые садоводческим товариществам (приложение 6); 
- услуги по обращению с твердыми и жидкими коммунальными отходами, оказываемые юридическим лицам организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, а также физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), эксплуатирующим нежилые помещения в размере 25 %;
- услуги по водоснабжению, предоставляемые организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйсива Республики Беларусь юридическими лицами, в размере 15 %, за исключением случаев, предусмотренных подп.1.7 п.1;
- тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Советом Министров Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь) (приложение 7);
- услуги по очистке хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, предоставляемые организациям системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и газо- и энергоснабжающим организациям Министерства энергетики Республики Беларусь юридическими лицами, владеющими очистными сооружениями, в размере 15 %

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. взамен решения № 234 принято решение Брестского областного исполнительного комитета от 09.06.2016 № 427 «О регулировании тарифов»

Решение от 25.01.2016 № 48 «О регулировании цен на социально значимые товары (услуги)» Предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы на услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом общего пользования в регулярном сообщении, в размере 15 % к полной себестоимости (подп.1.2 п.1)

Решение от 12.05.2011 № 463 «О регулировании цен на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения» В приложении 3 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены на твердое топливо, топливные брикеты и дрова, реализуемые населению для отопления

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. взамен решения № 463 принято решение Брестского областного исполнительного комитета от 06.05.2016 № 347 «О регулировании розничных цен на топливные брикеты и дрова для населения»

Витебский облисполком
Решение № 43 В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги)
Гомельский облисполком
Решение № 1180 В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Гомельской области.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 мая 2016 г. приложение 1 к решению № 1180 на основании решения Гомельского облисполкома от 15.04.2016 № 307 изложено в новой редакции

Решение от 29.12.2010 № 1610 «Об установлении уровня рентабельности в оптовых надбавках на твердое топливо» Установлено, что оптовые надбавки к отпускным ценам при реализации твердого топлива, топливных брикетов и дров населению формируются филиалами коммунального унитарного предприятия по обеспечению топливом «Гомельоблтопливо» исходя из фактических затрат по доставке, хранению и реализации, налогов и неналоговых платежей в соответствии с законодательством с применением предельного норматива рентабельности в размере 5 % (п.1)
Гродненский облисполком
Решение № 71 В приложении 1 приведены предельные максимальные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги)
Могилевский облисполком
Решение № 6-7 В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги)
Минский облисполком
Решение № 184 В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Минский горисполком
Решение № 203 В приложении 1 приведены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги)

 

Обратите внимание!

С государственными реестрами хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках областей и г. Минска, а также с государственными реестрами субъектов естественных монополий областей и г. Минска можно ознакомиться, воспользовавшись гиперссылками в соответствующих подразделах раздела «Регионы» рубрики «Полезные ссылки» АПС «Бизнес-Инфо».

Как можно изменить установленные государственными органами предельные нормативы рентабельности?

При необходимости изменения предельного норматива рентабельности на товары (работы, услуги), установленного государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы (организации) представляют в государственные органы, осуществляющие регулирование цен (тарифов), следующие документы:

• пояснительную записку по обоснованию вносимых предложений;

• плановую и фактическую калькуляцию с расшифровками статей затрат (при необходимости);

• показатели финансово-экономической деятельности, в том числе данные о фактической рентабельности производства (продаж) товаров (работ, услуг).

Ответственность за достоверность содержащихся в представляемых документах сведений несут руководители государственного органа (организации), юридического лица, индивидуальный предприниматель.

В течение 7 рабочих дней со дня поступления указанных документов государственным органом, осуществляющим регулирование цен (тарифов), при необходимости могут быть запрошены дополнительные документы по обоснованию проектируемого уровня цен (тарифов).

Государственный орган, осуществляющий регулирование цен (тарифов), в течение 14 рабочих дней после получения всех необходимых документов принимает решение об установлении (изменении) предельных нормативов рентабельности.

В случаях представления неполного пакета запрашиваемых документов, а также экономически необоснованного изменения цен (тарифов) государственный орган, осуществляющий регулирование цен (тарифов), принимает решение об отказе в установлении (изменении) предельных нормативов рентабельности (п.14 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111).

Ответственность за нарушение установленных предельных нормативов рентабельности

Нарушение установленных уполномоченными государственными органами предельных нормативов рентабельности влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

07.05.2016

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»