Пособие от 23.03.2016
Автор: Навойчик Ю.

Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений: нецелевое использование материальных ресурсов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование бюджетных отношений

Типичные нарушения (основные виды)

Административная ответственность

Предупреждение правонарушений

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Правовое регулирование бюджетных отношений

Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Получатели бюджетных средств обязаны использовать бюджетные средства в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК) и иными актами законодательства, а также эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением (подп.2.11 и 2.2 п.2 ст.82 БК). Оплата бюджетных обязательств получателей бюджетных средств осуществляется со счетов главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) по областям и г. Минску на текущий (расчетный) банковский счет поставщика (подрядчика, исполнителя) либо на текущий (расчетный) банковский счет балансовой группы 36 «Бюджетные и иные государственные средства», открываемый для учета средств от приносящей доходы деятельности, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является бюджетная организация (п.3 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66).

Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств.

К основным подзаконным актам, регулирующим сферу бюджетных отношений, относятся:

Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641;

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее - постановление № 208);

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций»;

Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66,

и др.

Типичные нарушения (основные виды)

Пример 1

Учреждением образования по смете расходов (глава 075, раздел 09, подраздел 03, параграф 209, программа 102 - расходы на содержание учреждений профессионально-технического образования, выполнение мероприятий Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2010 № 1900) за счет ассигнований, выделенных по подст.2 40 01 00 «Приобретение оборудования и других основных средств» экономической классификации расходов бюджета (приложение 6 к постановлению № 208), для пополнения компьютерного класса за счет средств бюджета было предусмотрено приобретение 5 компьютеров общей стоимостью 15 млн руб.

В то же время было выяснено, что указанные компьютеры с момента приобретения не были установлены в компьютерном классе, а фактически используются руководством учреждения. Таким образом, материальные ресурсы в виде компьютеров общей стоимостью 15 млн руб., приобретенные за счет средств бюджета, использовались не по целевому назначению.

 

Пример 2

Согласно решению районного исполнительного комитета открытому акционерному обществу (ОАО) «Р» была выделена финансовая помощь на приобретение запасных частей для текущего ремонта производственной автотехники в размере 50 млн руб. На основании названного решения с унитарным предприятием «З» был заключен договор на поставку запасных частей на сумму 25 млн руб. и произведена их оплата. Согласно данному договору на склад организации поступили аккумуляторы в количестве 35 единиц.

Один из поступивших аккумуляторов был использован для ремонта служебной машины, которая находилась у организации в аренде. Таким образом, указанный аккумулятор был использован не по целевому назначению.

 

Пример 3

По решению райисполкома ОАО «Р» была выделена финансовая помощь для приобретения плитки ГРЕС и растворной сухой смеси облицовочной для текущего ремонта производственного здания в размере 100 млн руб. На основании названного решения с обществом с ограниченной ответственностью «М» был заключен договор на поставку указанных материалов на сумму 20 млн руб. и произведена их оплата. Согласно договору на склад организации поступили клей для плитки усиленной фиксации в количестве 25 кг и фуга в количестве 5 кг.

Проверкой было установлено, что часть материалов на сумму 1 млн руб. была использована на ремонт общежития. Следовательно, материалы были использованы организацией не по целевому назначению.

Административная ответственность

Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % стоимости материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств и использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства (часть третья ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Предупреждение правонарушений

Предупреждение административных правонарушений в рассматриваемой сфере осуществляется путем:

• обеспечения контроля за целевым расходованием бюджетных средств в рамках исполнения бюджета и соблюдением нормативных правовых актов по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;

• пресечения нецелевого и неэффективного расходования выделенных средств бюджета;

• выработки мер по предупреждению и устранению нарушений финансовой дисциплины;

• оценки надежности внутреннего финансового контроля в подведомственных учреждениях и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

• оценки достоверности бюджетной отчетности и соответствия ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

• подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.

В связи с этим основными задачами контроля по расходованию средств бюджета и внутреннего финансового аудита являются:

• установление соответствия финансовых документов требованиям нормативных правовых актов в части расходования средств бюджета;

• определение правомерности совершенных финансовых и хозяйственных операций; подтверждение полного, обоснованного и своевременного отражения финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и достоверности отчетности;

• подтверждение соблюдения внутренних стандартов и процедур при составлении и исполнении бюджета по доходам и расходам подведомственными учреждениями.

Внутренняя проверка включает в себя изучение и анализ документов (справки, расчеты, акты, сметы, решения распорядительного характера о выделении бюджетных средств, договоры и иные документы, составляющие их неотъемлемую часть, платежные поручения, документы, подтверждающие поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), статистическая отчетность и т. д.), подтверждающих:

• соответствие финансовых документов требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих расходование средств бюджета (исполнение бюджета);

• принятие и исполнение бюджетных обязательств, соответствие принятых бюджетных обязательств лимитам бюджетных обязательств, доведенных получателям бюджетных средств, бюджетной смете;

• соответствие расходов бюджета нормативным затратам на обеспечение функций подведомственных учреждений;

• соответствие порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

• формирование финансовых и первичных учетных документов;

• соответствие бюджетной отчетности принятым к учету первичным учетным документам (сводным учетным документам), информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведенной оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

• соблюдение нормативных правовых актов при составлении бюджетной отчетности, ее достоверность;

• соблюдение периодичности выполнения операции и периодичности контрольных действий;

• соблюдение методов и способов финансового контроля.

В целом ошибки в использовании бюджетных средств могут быть обусловлены: неправильным применением бюджетного законодательства, бюджетной классификации, неправильными расчетами и т. д. Выявленные нарушения устраняются путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, корректировки принятых решений о выделении и использовании бюджетных средств, добровольного возмещения бюджетных средств.

Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств, а при их отсутствии либо недостаточности - за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств по ст.146 БК - за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации (п.9 ст.146 БК).

 

23.03.2016

 

Юрий Навойчик, юрист

 

По этой теме также см.:

1. Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений: незаконное получение средств из бюджета. 

2. Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений: нецелевое использование средств бюджета.