


Материал помещен в архив
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
Правовое регулирование бюджетных отношений
Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Получатели бюджетных средств обязаны использовать бюджетные средства в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК) и иными актами законодательства, а также эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением (подп.2.11 и 2.2 п.2 ст.82 БК). Оплата бюджетных обязательств получателей бюджетных средств осуществляется со счетов главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) по областям и г. Минску на текущий (расчетный) банковский счет поставщика (подрядчика, исполнителя) либо на текущий (расчетный) банковский счет балансовой группы 36 «Бюджетные и иные государственные средства», открываемый для учета средств от приносящей доходы деятельности, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является бюджетная организация (п.3 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66).
Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие (полностью или частично) целям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п.1 ст.137 БК). В то же время не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Минфина, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности (п.2 ст.137 БК).
Типичные нарушения (основные виды)
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые ссудополучателям из областного бюджета на возвратной и безвозмездной основе для осуществления определенных целевых расходов (абзац 3 п.2 Инструкции о порядке предоставления из областного бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденной решением Минского областного Совета депутатов от 26.04.2006 № 205). Заемщик, ссудополучатель несут ответственность за целевое использование займа, ссуды, своевременность их возврата, соблюдение иных условий предоставления займа, ссуды и ежемесячно представляют в главное финансовое управление облисполкома и уполномоченным органам отчет. Займы, ссуды, использованные заемщиком, ссудополучателем не по целевому назначению либо с нарушением иных условий их предоставления, подлежат возврату (взысканию) с применением мер согласно законодательным актам Республики Беларусь (п.19 названной Инструкции).
![]() |
Пример 1 Организации на пополнение оборотных средств выделена и предоставлена бюджетная ссуда. Данная ссуда в сумме 5 млрд руб. была направлена организацией на погашение кредита банка, то есть на цели, не соответствующие условиям получения средств, определенным частью второй п.4 Инструкции о порядке предоставления из областного бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденной решением Витебского областного Совета депутатов от 29.06.2006 № 186, согласно которой займы, ссуды не предоставляются, если целью получения займа, ссуды является погашение банковского кредита, ранее выданных из республиканского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата в республиканский и местные бюджеты платежей. Погасив предоставленной бюджетной ссудой кредит, организация лишила себя не только возможности использовать ее в производственном обороте (закупка сырья, изготовление продукции - выручка, в том числе прибыль), но и возможности возврата ссуды в бюджет, так как ни денежных средств, ни ликвидных активов (сырье, продукция и т. д.) ввиду погашения кредита не осталось. |
![]() |
Пример 2 Согласно представленным сметам и отчетам об исполнении смет учреждение образования финансировалось в 2015 году: • по главе 075 (раздел 09, подраздел 03, параграф 209, программа 11) (расходы на содержание учреждений профессионально-технического образования, выполнение мероприятий Республиканской программы энергосбережения на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2010 № 1882) - утверждены ассигнования на год в сумме 400 млн руб. (1 10 10 03 «Оплата текущего ремонта зданий и помещений» экономической классификации расходов бюджета (приложение 6 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь 31.12.2008 № 208) (далее - экономическая классификация) - текущий ремонт), профинансированы 400 млн руб., кассовые и фактические расходы составили 400 млн руб.; • по главе 075 (раздел 09, подраздел 03, параграф 209, программа 102) (расходы на содержание учреждений профессионально-технического образования, выполнение мероприятий Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2010 № 1900) - утверждены ассигнования в сумме 6,5 млрд руб., профинансированы 6,5 млрд руб., кассовые и фактические расходы - 6,5 млрд руб.; • по главе 075 (раздел 09, подраздел 03, параграф 220, программа 102) (расходы на содержание учреждений профессионально-технического образования в части обеспечения социальной защиты обучающихся, в том числе создания условий для организации питания детей (содержание пищеблока и его работников), выполнение мероприятий названной выше Государственной программы) - утверждены ассигнования в сумме 3 млрд руб., профинансированы 3 млрд руб., кассовые и фактические расходы составили 3 млрд руб. В 2015 году учреждением образования с обществом с ограниченной ответственностью «Т» был заключен договор строительного подряда на сумму 1 млрд руб. на проведение текущего ремонта, к которому позже были заключены: • дополнительное соглашение № 1, согласно которому лимит бюджетного финансирования установлен в сумме 400 млн руб.; • дополнительное соглашение № 2, согласно которому лимит бюджетного финансирования увеличен до 900 млн руб. При этом в 2015 году бюджетной сметой по главе 075 (раздел 09, подраздел 03, параграф 209, программа 11) на проведение ремонта были предусмотрены ассигнования в сумме 400 млн руб. (изначально средства предусматривались по подст.2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации, с 1 июня 2014 г. они были перенесены на элемент расходов 1 10 10 03 «Оплата текущего ремонта зданий и помещений» экономической классификации). Кроме того, бюджетной сметой по главе 075 (раздел 09, подраздел 03, параграф 209 программа 102), элемент расходов 1 10 10 03 «Оплата текущего ремонта зданий и помещений» экономической классификации, были утверждены ассигнования в сумме 50 млн руб. При этом только по состоянию на 31 декабря 2015 г. указанная сумма была увеличена до 500 млн руб. Таким образом, назначенные в 2015 году учреждению образования бюджетные ассигнования на проведение текущего ремонта (по программам 11 и 102) составляли: • на 1 июня 2015 г. - 400 млн руб.; • на 31 декабря 2015 г. - 900 млн руб. В то же время в результате заключения вышеуказанного договора строительного подряда на 1 млрд руб., а также дополнительных соглашений к нему на суммы, превышающие выделенные ассигнования, учреждением образования в 2015 году принимались бюджетные обязательства, превышающие сумму назначенных и выделенных бюджетных ассигнований. |
Административная ответственность
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств (часть 2 ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.11.16 вышеназванного Кодекса - от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % указанных средств (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З). |
Предупреждение административных правонарушений в рассматриваемой сфере осуществляется путем:
• обеспечения контроля за целевым расходованием бюджетных средств в рамках исполнения бюджета и соблюдением нормативных правовых актов по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
• пресечения нецелевого и неэффективного расходования выделенных средств бюджета;
• выработки мер по предупреждению и устранению нарушений финансовой дисциплины;
• оценки надежности внутреннего финансового контроля в подведомственных учреждениях и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
• оценки достоверности бюджетной отчетности и соответствия ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
• подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета.
В этой связи основные задачи контроля по расходованию средств бюджета и внутреннего финансового аудита следующие:
• установление соответствия финансовых документов требованиям нормативных правовых актов в части расходования средств бюджета;
• определение правомерности совершенных финансовых и хозяйственных операций;
• подтверждение полного, обоснованного и своевременного отражения финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и достоверности отчетности;
• подтверждение соблюдения внутренних стандартов и процедур при составлении и исполнении бюджета по доходам и расходам подведомственными учреждениями.
Внутренняя проверка включает в себя изучение и анализ документов (справки, расчеты, акты, сметы, решения распорядительного характера о выделении бюджетных средств, договоры и иные документы, составляющие их неотъемлемую часть, платежные поручения, документы в подтверждение поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), статистическая отчетность и т. д.), подтверждающих:
• соответствие финансовых документов требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих расходование средств бюджета (исполнение бюджета);
• принятие и исполнение бюджетных обязательств, соответствие принятых бюджетных обязательств лимитам бюджетных обязательств, доведенных получателям бюджетных средств, бюджетной смете;
• соответствие расходов бюджета нормативным затратам на обеспечение функций подведомственных учреждений;
• соответствие порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
• формирование финансовых и первичных учетных документов;
• соответствие бюджетной отчетности принятым к учету первичным учетным документам (сводным учетным документам), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведенной оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
• соблюдение нормативных правовых актов при составлении бюджетной отчетности, ее достоверность;
• соблюдение периодичности выполнения операции и периодичности контрольных действий;
• соблюдение методов и способов финансового контроля.
В целом ошибки в использовании бюджетных средств могут быть обусловлены неправильным применением бюджетного законодательства, бюджетной классификации, неправильными расчетами и т. д. Выявленные нарушения устраняются путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, корректировки принятых решений о выделении и использовании бюджетных средств, добровольного возмещения бюджетных средств.
Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств, а при их отсутствии либо недостаточности - за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств по ст.146 БК - за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации (п.9 ст.146 БК).
23.03.2016
Юрий Навойчик, юрист
По этой теме также см.:
1. Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений: незаконное получение средств из бюджета.
2. Предупреждение административных правонарушений в сфере бюджетных отношений: нецелевое использование материальных ресурсов.