Пособие от 13.05.2021
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Преференциальная поправка: применение при проведении закупок за счет собственных средств


СОДЕРЖАНИЕ

 

Виды преференциальных поправок

Преференциальная поправка для товаров

Преференциальная поправка для работ, услуг

 

Материал помещен в архив

 

Преференциальная поправка: применение при проведении закупок за счет собственных средств

Преференциальная поправка - предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками при проведении закупок. Такая поправка применяется для оценки и сравнения предложений участников. До недавнего времени организация, которая проводит процедуру закупки, не имела право самостоятельно устанавливать возможность и условия применения префпоправки. С 13 декабря 2020 г. такое право появилось в отношении товаров. Из материала вы узнаете, в каких случаях применяется префпоправка, механизм ее применения и порядок подтверждения.

Виды преференциальных поправок

Организации, указанные в подп.1.1 п.1 постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, на основании постановления № 229.

С 13 декабря 2020 г. в постановление № 229 введены правила о применении преференциальной поправки при осуществлении закупок за счет собственных средств.

 

В закупках за счет собственных средств применяется
два вида префпоправок
   
 
   
Префпоправка для товаров (подп.2.81 п.2 постановления № 229)   Префпоправка для работ, услуг (подп.2.13 п.2 постановления № 229)
   
 
   
Применяется к товарам:
1) происходящим из Республики Беларусь;
2) происходящим из стран, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь
  Устанавливается:
- республиканскими органами госуправления;
- иными госорганизациями, подчиненными Правительству;
- иными госорганами (организациями);
- государственными объединениями
с учетом специфики осуществления деятельности для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2021 г. подп.2.81 п.2 постановления № 229 на основании постановления Совмина от 20.07.2021 № 415 исключен. Преференциальная поправка в размере 15 % для товаров организацией больше не применяется.  Преференциальная поправка в отношении товаров (работ, услуг) может устанавливаться вышестоящим госорганом (организацией) только как особенность осуществления закупок за счет собственных средств на основании подп.2.13 п.2 постановления № 229. Комментарий см. здесь.

С 29 мая 2022 г. следует руководствоваться подп.2.13 п.2 постановления № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 26.05.2022 № 337. Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

При применении префпоправки в закупках за счет собственных средств необходимо учитывать следующие письма МАРТ:

• от 31.12.2020 № 14-01-06/3500К «О разъяснении законодательства»;

• от 11.02.2021 № 14-01-10/284К «О разъяснении законодательства».

Преференциальная поправка для товаров

Размер преференциальной поправки для товаров - 15 %. Это означает, что при применении префпоправки цены предложений участников процедур закупок уменьшаются на 15 % для целей оценки и сравнения предложений (ч.1, 2 подп.2.81 п.2 постановления № 229).

 

Особенности применения префпоправки для товаров
(подп.2.81 п.2 постановления № 229)
1. Применяется только при проведении любых видов конкурентных процедур закупок, предусмотренных в порядках осуществления закупок за счет собственных средств; не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника
2. Применяется только к товарам, но не к работам и (или) услугам
3. Применяется организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств, независимо от наличия соответствующего заявления со стороны участника.
Если в составе предложения участника приложены необходимые документы для подтверждения права на применение префпоправки, то организация при рассмотрении предложения такого участника обязана применить ее самостоятельно, несмотря на отсутствие заявления
4. Условия применения префпоправки должны быть указаны в документации о закупке

 

При решении вопроса о применении префпоправки организации необходимо исходить из следующего (при предоставлении участником процедуры закупки надлежащих подтверждающих документов):

 

Участник предлагает товары, происходящие из Республики Беларусь
 
 
Префпоправка применяется
     
Участник одновременно предлагает товары, происходящие из Республики Беларусь и из стран, которым предоставлен национальный режим
 
 
Префпоправка применяется
     
Участник одновременно предлагает товары, происходящие из Республики Беларусь и из стран, которым предоставлен национальный режим, а также из стран, которым не предоставлен национальный режим
 
 
Префпоправка не применяется
     
Участник предлагает товары, происходящие не из стран, которым предоставлен национальный режим
 
 
Префпоправка не применяется

 

Постановлением № 229 по аналогии с законодательством о государственных закупках установлены случаи, при которых префпоправка не подлежит применению (ч.5 подп.2.81 п.2 постановления № 229).

 

Префпоправка не применяется
1. Если она распространяется только на часть товаров, являющихся предметом закупки, в том числе его частью (лотом).
Например, не может быть применена только на часть изделия, входящего в комплект, являющийся предметом закупки
2. Если предложения подали только участники, имеющие право на применение префпоправки одинакового размера.
Исключение составляет электронный аукцион, при проведении которого префпоправка применяется, даже если только один из участников электронного аукциона имеет право на ее применение

 

В своем письме № 14-01-10/284К МАРТ разъяснил, что по состоянию на 10 февраля 2021 г. национальный режим предоставляется товарам из 20 следующих государств:

• Республика Армения;

• Азербайджанская Республика;

• Грузия;

• Республика Казахстан;

• Кыргызская Республика;

• Республика Молдова;

• Российская Федерация;

• Республика Таджикистан;

• Республика Узбекистан;

• Украина;

• Республика Сербия;

• Социалистическая Республика Вьетнам;

• Исламская Республика Иран;

• Китайская Народная Республика;

• Народная Республика Бангладеш;

• Многонациональное Государство Боливия;

• Государство Израиль;

• Королевство Камбоджа;

• Швейцарская Конфедерация;

• Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

При этом МАРТ дополнительно отметил, что в документации о закупке организации целесообразно перечислить вышеуказанные страны и дополнительно указать «Из иных стран, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь», что позволит исключить необоснованное неприменение к товарам, предлагаемым участником, префпоправки в случае, если он представит информацию о наличии международного договора Республики Беларусь, согласно которому предоставляется национальный режим (например, в ситуации, когда данный международный договор недавно вступил в силу).

 

Документы, подтверждающие право на применение префпоправки
(ч.2 подп.2.16 п.2 постановления № 229)
Для товаров, происходящих из Республики Беларусь Один из следующих документов:
1) сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый БелТПП;
2) документ о происхождении товара, выдаваемый БелТП в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009.
Указанный документ:
- выдается по форме сертификата о происхождении товаров, установленной Правилами от 20.11.2009;
- заполняется в порядке, определенном Правилами от 20.11.2009 для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, установленных постановлением МАРТ от 06.07.2016 № 25 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур закупок за счет собственных средств»
Для товаров, происходящих из государств - участников СНГ (кроме Республики Беларусь) 1. Если товар предлагает нерезидент - документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Соглашением.
2. Если товар предлагает резидент Республики Беларусь - документ о происхождении товара, выданный БелТПП
Для товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками СНГ 1. Если товар предлагает нерезидент - сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) этих государств.
2. Если товар предлагает резидент Республики Беларусь - сертификат о происхождении товара, выданный БелТПП

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 мая 2022 г. следует руководствоваться абз.1 ч.2 подп.2.16 п.2 постановления № 229 в ред. постановления № 337: «Документом, подтверждающим страну происхождения такого товара, является:». Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

При отсутствии надлежащих документов, подтверждающих право на применение префпоправки, участие в процедурах закупок за счет собственных средств осуществляется на общих основаниях.

Кроме того, важно учитывать срок действия указанных документов - они должны быть выданы не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи предложения для участия в конкурентных процедурах закупок.

Преференциальная поправка для работ, услуг

Государственные органы (государственные организации), указанные в подп.2.13 п.2 постановления № 229, с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств. Они размещаются в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (там же, где размещается порядок осуществления закупок за счет собственных средств организации).

Такие особенности могут предусматривать в том числе применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих работы или услуги происхождения Республики Беларусь и (или) работы, услуги, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

 

справочно

Справочно

Работы и (или) услуги, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, отличаются от тех, которым предоставлен национальный режим в сфере государственных закупок.

В каждом конкретном случае необходимо анализировать условия международного договора Республики Беларусь с тем или иным государством, работа или услуга происхождения которого предлагается в процедуре закупки. К примеру, он предоставляется в соответствии с Договором о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г.), Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Народной Республики Бангладеш о торгово-экономическом сотрудничестве (заключено в г. Минске 29 мая 2007 г.) и иными.

 

Если такие особенности установлены, размещены в открытом доступе в ИС «Тендеры», то при проведении конкурентных процедур закупок в соответствии с постановлением № 229, порядком осуществления закупок за счет собственных средств необходимо применять преференциальную поправку, а также отражать данную информацию в документации о закупке.

Причем такие особенности должны предусматривать механизм применения и перечень документов и (или) сведений для подтверждения права на ее применение (условия применения).

 

внимание

Обратите внимание!

Организация не вправе самостоятельно определять какие-либо условия применения префпоправки к работам и (или) услугам.

 

Механизм применения преференциальной поправки в данном случае должен быть определен в особенностях, устанавливаемых в соответствии с подп.2.13 п.2 постановления № 229.

В качестве примера можно привести приказ Минлесхоза от 15.02.2019 № 51 «Об осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», который закрепляет возможность создания преимущественных условий в виде применения префпоправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих работы или услуги происхождения Республики Беларусь и (или) работы или услуги, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, предусмотрев в документации на закупку условия, которые:

1) предоставляют одним участникам преимущества перед другими при оценке предложений либо

2) ограничивают допуск к участию в закупках (подп.3.4 п.3).

Редакция данной нормы позволяет сделать вывод, что применение префпоправки к работам и (или) услугам для организаций, подпадающих под действие данного приказа, обязательно.

 

13.05.2021

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент