Вопрос-ответ от 31.03.2009
Автор: Латышев И.

При получении услуг сервисного центра потребители нередко указывают в договоре недостоверную информацию о себе (например, фамилию, инициалы, место жительства). Какие документы должны предъявлять потребители в сервисном центре при оформлении заказа? Имеет ли право сервисный центр отказать в оказании услуги, если у потребителя нет документов, удостоверяющих личность?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: При получении услуг сервисного центра потребители нередко указывают в договоре недостоверную информацию о себе (например, фамилию, инициалы, место жительства).

Какие документы должны предъявлять потребители в сервисном центре при оформлении заказа? Имеет ли право сервисный центр отказать в оказании услуги, если у потребителя нет документов, удостоверяющих личность?

 

ОТВЕТ: Правила бытового обслуживания потребителей, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 (далее - Правила), не требуют представления документов, удостоверяющих личность, при заключении договора (оформлении заказа).

 

 

От редакции: С 11 июля 2015 г. следует руководствоваться Правилами в редакции постановления Совета Министров РБ от 02.04.2015 № 268.

 

Основания, при которых исполнитель в праве отказать в оформлении заказа, установлены п.10 Правил. Отсутствие документа, удостоверяющего личность, к ним не относится.

Однако в силу п.13 Правил при утрате потребителем документа, подтверждающего заказ, заказ выдается потребителю на основании письменного заявления по предъявлению документа, удостоверяющего личность потребителя. Согласно п.11 Правил в документе, которым оформляется заказ, указывается фамилия, имя, отчество и место жительства потребителя, т.е. те данные, которые потребитель заполняет сам.

При этом в части второй п.13 Правил определено, что исполнитель не несет ответственности за выдачу заказа другому лицу, предъявившему документ, подтверждающий заказ, если выдача произведена до поступления заявления потребителя об утрате этого документа.

Следовательно, документ, удостоверяющий личность, потребитель должен предъявлять исполнителю лишь при утрате документа, подтверждающего заказ.

В случае указания потребителем в договоре недостоверной информации о себе риск негативных последствий этого несет он сам. При указании недостоверных данных в договоре в случае утери документа, подтверждающего заказ, потребитель не сможет получить заказ по своему паспорту или иному документу, удостоверяющему личность, так как данные, указанные в договоре, и данные, указанные в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, будут отличаться. Если будет указан недостоверный адрес, то направление сервисным центром уведомления потребителю по адресу, указанному при оформлении заказа, будет считаться надлежащим.

 

31.03.2009 г.

 

Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»