Вопрос-ответ от 10.04.2013
Автор: Вышникова М.

При приеме на работу с работником был заключен контракт. В период временной нетрудоспособности работника наниматель без предупреждения и указания причин уволил его в связи с истечением срока действия контракта. Правильно ли произведено увольнение работника?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: При приеме на работу с работником был заключен контракт. В период временной нетрудоспособности работника наниматель без предупреждения и указания причин уволил его в связи с истечением срока действия контракта.

Правильно ли произведено увольнение работника?

 

ОТВЕТ: Увольнение произведено с нарушением законодательства о труде.

Пунктом 1 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» нанимателям предоставлено право применения контрактной формы найма, т.е. заключения контракта с работником. В соответствии с этим пунктом наниматели вправе заключать с работниками контракты на срок не менее 1 года.

Согласно ст.17 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) контракт является разновидностью срочного трудового договора, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде. Таким образом, контракт, как и иные виды срочного трудового договора, может быть расторгнут в связи с истечением срока его действия в соответствии с п.2 ст.35 ТК.

Частью второй ст.43 ТК запрещено увольнение работника в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п.6 ст.42) и в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. При этом ст.43 ТК регулирует порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя.

В то же время расторжение контракта в связи с истечением срока его действия не является увольнением работника по инициативе нанимателя.

Таким образом, при увольнении в связи с истечением срока действия контракта наниматель не обязан соблюдать ограничения, установленные ст.43 ТК, и в указанном в вопросе случае временная нетрудоспособность работника не препятствует его увольнению по п.2 ст.35 ТК. Кроме того, законодательство РБ о труде не содержит норм, обязывающих нанимателя указывать причины непродления контракта.

Однако законодательством установлен порядок расторжения контракта в связи с истечением срока его действия и установлены гарантии некоторым категориям работников, которые обязательно должны соблюдаться нанимателем.

Так, согласно п.11 Указа Президента РБ от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее - Указ № 180) каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

Законодательством не определен порядок представления данного предупреждения, в связи с чем этот вопрос отнесен на усмотрение сторон.

Форма предупреждения (уведомления) является произвольной и может составляться в виде отдельного документа (предупреждения, уведомления, заявления) или содержаться в приказе об увольнении работника (с учетом соблюдения указанных сроков предупреждения).

Таким образом, в данной ситуации наниматель нарушил п.11 Указа № 180.

 

Ситуация

Согласно приказу от 24.11.2011 № 419к Стрельченко Ф.С. был принят на работу в учреждение образования (далее - УО) «В» с 25 ноября 2011 г. на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки) с заключением контракта. В личной карточке формы Т-2, оформленной в отношении работника, были отражены все предусмотренные данной формой сведения, в т.ч. дата рождения - 07.08.1954.

В период работы Стрельченко Ф.С. не имел со стороны нанимателя замечаний по работе и к дисциплинарной ответственности не привлекался. Учитывая желание продолжить работать в УО «В», 22 октября 2012 г. Стрельченко Ф.С. написал нанимателю соответствующее письменное заявление. Несмотря на это в соответствии с приказом от 24.11.2012 № 424к Стрельченко Ф.С. был уволен 24 ноября 2012 г. в связи с истечением срока действия контракта по п.2 ст.35 ТК.

Пунктом 2 ст.35 ТК нанимателю предоставлено право расторгнуть срочный трудовой договор (в т.ч. контракт) в связи с истечением его срока действия. Для продолжения трудовых отношений после истечения срока действия контракта необходимо наличие согласия на это как нанимателя, так и работника. Данное согласие выражается посредством подписания сторонами нового трудового договора (контракта) либо продления срока ранее заключенного. В случае отсутствия согласия хотя бы одной из сторон о продолжении трудовых отношений после истечения срока действия ранее заключенного контракта трудовые отношения прекращаются по п.2 ст.35 ТК.

То есть в рассматриваемой ситуации желание Стрельченко Ф.С. продолжить работать у данного нанимателя не препятствует расторжению заключенного с ним контракта по п.2 ст.35 ТК.

В то же время согласно п.11 Указа № 180 каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

Однако данное требование законодательства фактически было выполнено только работником (посредством написания письменного заявления). В нарушение п.11 Указа № 180 наниматель не предупредил работника письменно о намерении прекратить с ним трудовые отношения.

Кроме того, в п.2 Указа № 180 определены категории работников, с которыми наниматель обязан продлить (заключить новый) контракт по истечении срока действия предыдущего контракта. Так, согласно данному пункту при продлении контракта с работником предпенсионного возраста (женщины - 53 года, мужчины - 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, срок его действия определяется не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту. То есть, учитывая достижение Стрельченко Ф.С. в период работы предпенсионного возраста (58 лет) и отсутствие у него дисциплинарных взысканий, иных документов, свидетельствующих о недобросовестном исполнении работником трудовых обязанностей, наниматель обязан был продлить контракт, заключенный с данным работником, не менее чем до достижения им возраста 60 лет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. срок действия контракта с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, - не менее чем до достижения указанного возраста (абзац 3 части первой п.2 Указа № 180 в редакции Указа Президента РБ от 14.12.2016 № 452).

 

Таким образом, в рассматриваемой ситуации наниматель допустил ряд нарушений законодательства о труде, за которые он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа (в размере от 4 до 20 базовых величин), предусмотренной частью четвертой ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

10.04.2013

 

Мария Вышникова, младший научный сотрудник научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь